Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Современная финансовая политика




Финансовая политика — это составная часть государ­ственной экономической политики в области финансовых отношений. Как специфическая область деятельности го­сударства, она относится к надстройке, которая неразрыв­но связана с экономическим базисом общества.

Финансовая политика — это определение целей и за­дач, на решение которых направляется процесс формиро­вания, распределения, перераспределения общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами госу­дарственной программы социально-экономического раз­вития общества на данном историческом этапе.

Для России важно оптимальное сочетание всего поло­жительного в мировом экономическом опыте с учетом кон­кретных особенностей российской экономики. С одной сто­роны, Россия имеет опыт государственного регулирова­ния экономики, из которого нужно взять все самые эффективные наработки. С другой стороны, нужен «сим­биоз» государства и частной собственности. Основные цели в среднесрочной перспективе — снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочение государственных обя­зательств, снижение зависимости доходов бюджета от конъюнктуры мировых цен, сокращение неэффективных бюджетных расходов и направление этих средств в соци­альную сферу.

Проанализируем два главных элемента, составляющих финансовую политику:

§ Политика в области государственных расходов.

§ Фискальная политика.

Рассмотрим первый элемент. К нему можно отнести все программы, связанные с государственными расхода­ми. Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой политики широко применялись, если эко­номике угрожала депрессия и, как ее следствие, безрабо­тица. Такие программы имели своей целью увеличить за­нятость и зачастую являлись весьма поспешными и рас­точительными.

Правда, есть и положительные прймеры: в послевоен­ной Германии крупные средства отводились на постройку новых дорог и автомобильных магистралей, что не толь­ко снизило уровень безработицы, но и положительно по­влияло на развитие производства, а также освободило го­сударство от обременительных расходов в будущем, обес­печив страну на тот момент одной из лучших в мире дорожной системой.

Вторым инструментом дискреционной финансовой по­литики являются государственные программы расходов на социальные нужды. Так, правительство может воздержаться от выработки дополнительных социальных посо­бий в периоды инфляции, чем достигнет снижения уров­ня потребительского спроса. Во время же депрессии оно повышает ассигнования на социальные нужды. Однако недостатком материальной помощи для краткосрочных це­лей стабилизации является факт политического порядка, что такие чрезвычайные программы сложно сократить, когда положение снова улучшится.

Третий из основных рычагов, с помощью которых осу­ществляется управление финансами, — правительствен­ные закупки и инвестиции. Увеличение государственных инвестиций, как и рост частных расходов, стимулирует развитие промышленности, получающей новые заказы.

Данное положение подтверждается следующим макро­экономическим законом: сбережения и импорт равняют­ся сумме потребления, инвестиций, чистого экспорта и государственных закупок.

Перейдем к фискальной политике как второму эле­менту финансовой политики. Сущность ее заключается в искусном изменении налогового бремени в течение всего экономического цикла.

Можно выделить следующие главные принципы фис­кальной политики:

а) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть его уров­ня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, по­этому налог с дохода должен быть прогрессивным;

б) налогообложение должно носить однократный ха­рактер, иначе цена товара, доходящего до потребителя будет неоправданно завышена, что сделает его неконку­рентоспособным, с другой стороны, постоянный налого­вый гнет лишит предпринимателя стимулов к проявле­нию деловой активности;

в) обязательная уплата налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неиз­бежности платежа. Система штрафов и санкций должна быть такой, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами;

г) процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономич­ной для учреждений, собирающих налоги;

д) налоговая система должна быть гибкой и легко адап­тируемой к меняющимся общественно-политическим по­требностям;

е) налоговая система должна обеспечивать эффектив­ное перераспределение создаваемого ВНП.

Таким образом, фискальная политика, проводимая пра­вительством, обязана отвечать основным принципам по­строения налоговой системы Российского государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри Фе­дерации.

Основные мероприятия в области финансовой полити­ки, дающие среднесрочные гарантии макроэкономичес­кой стабильности и экономического роста:

§ формирование стабилизационного фонда. Анализ международной практики показал два пути формирова­ния стабилизационных фондов: либо стабилизационные фонд, сглаживающий колебания бюджетных доходов раз­ных периодов странах с высоким экспортом энергоресурсов или других сырьевых товаров, либо фонд будущие поколений. В России можно совместить две эти задачи С 2008 г. стабилизационный фонд разделен на фонд будущих поколений и резервный фонд;

§ трехлетнее бюджетное планирование. Переход к сред несрочному планированию дает достаточно четкие ориентиры не только для самого федерального бюджета, региональных бюджетов, но и для всех экономических агентов, многие из которых работают с государством;

§ включение в среднесрочное бюджетное планирование или в годовое бюджетное планирование регулирования тарифов естественных монополий, чтобы правительство принимало решения о предельных уровнях тарифов до внесения проекта бюджета на соответствующий год;

налоговая политика — дальнейшее снижение налогового бремени. В случае создания устойчивых закрепленных доходных источников за муниципальным и региональным уровнями можно получить достаточно существенный прирост доходов даже при действующих ставках налогов. Было бы целесообразно создать в Бюджетном кодексе РФ систему закрепления доходных источников за каждым из уровней государственного управления.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных