ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Современная финансовая политикаФинансовая политика — это составная часть государственной экономической политики в области финансовых отношений. Как специфическая область деятельности государства, она относится к надстройке, которая неразрывно связана с экономическим базисом общества. Финансовая политика — это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения, перераспределения общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами государственной программы социально-экономического развития общества на данном историческом этапе. Для России важно оптимальное сочетание всего положительного в мировом экономическом опыте с учетом конкретных особенностей российской экономики. С одной стороны, Россия имеет опыт государственного регулирования экономики, из которого нужно взять все самые эффективные наработки. С другой стороны, нужен «симбиоз» государства и частной собственности. Основные цели в среднесрочной перспективе — снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочение государственных обязательств, снижение зависимости доходов бюджета от конъюнктуры мировых цен, сокращение неэффективных бюджетных расходов и направление этих средств в социальную сферу. Проанализируем два главных элемента, составляющих финансовую политику: § Политика в области государственных расходов. § Фискальная политика. Рассмотрим первый элемент. К нему можно отнести все программы, связанные с государственными расходами. Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой политики широко применялись, если экономике угрожала депрессия и, как ее следствие, безработица. Такие программы имели своей целью увеличить занятость и зачастую являлись весьма поспешными и расточительными. Правда, есть и положительные прймеры: в послевоенной Германии крупные средства отводились на постройку новых дорог и автомобильных магистралей, что не только снизило уровень безработицы, но и положительно повлияло на развитие производства, а также освободило государство от обременительных расходов в будущем, обеспечив страну на тот момент одной из лучших в мире дорожной системой. Вторым инструментом дискреционной финансовой политики являются государственные программы расходов на социальные нужды. Так, правительство может воздержаться от выработки дополнительных социальных пособий в периоды инфляции, чем достигнет снижения уровня потребительского спроса. Во время же депрессии оно повышает ассигнования на социальные нужды. Однако недостатком материальной помощи для краткосрочных целей стабилизации является факт политического порядка, что такие чрезвычайные программы сложно сократить, когда положение снова улучшится. Третий из основных рычагов, с помощью которых осуществляется управление финансами, — правительственные закупки и инвестиции. Увеличение государственных инвестиций, как и рост частных расходов, стимулирует развитие промышленности, получающей новые заказы. Данное положение подтверждается следующим макроэкономическим законом: сбережения и импорт равняются сумме потребления, инвестиций, чистого экспорта и государственных закупок. Перейдем к фискальной политике как второму элементу финансовой политики. Сущность ее заключается в искусном изменении налогового бремени в течение всего экономического цикла. Можно выделить следующие главные принципы фискальной политики: а) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, поэтому налог с дохода должен быть прогрессивным; б) налогообложение должно носить однократный характер, иначе цена товара, доходящего до потребителя будет неоправданно завышена, что сделает его неконкурентоспособным, с другой стороны, постоянный налоговый гнет лишит предпринимателя стимулов к проявлению деловой активности; в) обязательная уплата налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций должна быть такой, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами; г) процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги; д) налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям; е) налоговая система должна обеспечивать эффективное перераспределение создаваемого ВНП. Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы Российского государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри Федерации. Основные мероприятия в области финансовой политики, дающие среднесрочные гарантии макроэкономической стабильности и экономического роста: § формирование стабилизационного фонда. Анализ международной практики показал два пути формирования стабилизационных фондов: либо стабилизационные фонд, сглаживающий колебания бюджетных доходов разных периодов странах с высоким экспортом энергоресурсов или других сырьевых товаров, либо фонд будущие поколений. В России можно совместить две эти задачи С 2008 г. стабилизационный фонд разделен на фонд будущих поколений и резервный фонд; § трехлетнее бюджетное планирование. Переход к сред несрочному планированию дает достаточно четкие ориентиры не только для самого федерального бюджета, региональных бюджетов, но и для всех экономических агентов, многие из которых работают с государством; § включение в среднесрочное бюджетное планирование или в годовое бюджетное планирование регулирования тарифов естественных монополий, чтобы правительство принимало решения о предельных уровнях тарифов до внесения проекта бюджета на соответствующий год; налоговая политика — дальнейшее снижение налогового бремени. В случае создания устойчивых закрепленных доходных источников за муниципальным и региональным уровнями можно получить достаточно существенный прирост доходов даже при действующих ставках налогов. Было бы целесообразно создать в Бюджетном кодексе РФ систему закрепления доходных источников за каждым из уровней государственного управления. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|