Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задачи финансовой политики в условиях рыночной экономики




 

Финансовая политика — совокупность мероприятий го­сударства по разработке общей концепции, основных на­правлений и целей использования финансовых отноше­ний для создания финансового механизма и управления финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов.

Иначе — это деятельность государства по использова­нию финансовых отношений для выполнения им своих функций.

Содержание финансовой политики (ее звенья):

· выработка научно обоснованных концепций развития финансов, т. е. изучение требований экономических за­конов, анализ развития хозяйства и потребностей на­селения:

· определение основных направлений использования фи­нансов на перспективу и текущий период, т. е. учиты­ваются пути достижения поставленных целей, между­народные факторы;

· осуществление практических действий для достиже­ния поставленных целей.

Финансовая политика искусство перераспределять финансовые ресурсы в интересах общества. Финансовая политика должна быть направлена на создание условий для увеличения базы распределения. Эти условия форми­руются при сохранении известной централизации дохо­дов хозяйства и населения в денежных фондах. Основ­ным фондом денежных средств выступает федеральный бюджет, через который централизованно перераспределя­ется около 50% всех доходов консолидированного бюд­жета, а по налоговым платежам — около 60%.

Финансовая политика - это материализованная необ­ходимость роста благосостояния. Политика реализуется через объективно присущую финансам функцию распре­деления и перераспределения.

Традиционные виды финансовой политики в зависи­мости от длительности периода и характера решаемых за­дач: финансовая стратегия и финансовая тактика.

Финансовая стратегия —это долговременная полити­ка, рассчитанная на длительный период и осуществление крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. Она намечает принципы организа­ции финансовых отношений, позволяет разрабатывать це­левые программы в составе федерального бюджета.

Финансовая тактика — это политика, направленная на решение задач конкретного этапа развития общества, на использование финансов для достижения краткосроч­ных, текущих целей. В отличие от финансовой стратегии она должна отличаться гибкостью, что обусловлено под­вижностью экономических и социальных факторов.

Цель финансовой политики — повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Традиционные типы финансовой политики:

· классическая;

· регулирующая;

· планово - директивная.

Классическая финансовая политика — основана на тру­дах Адама Смита и Давида Риккардо. Основное направле­ние — невмешательство государства в экономику, сохра­нение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных про­цессов (принцип саморегулирования экономики).Управ­ление финансовой деятельностью сосредотачивалось в од­ном органе — казначействе или министерстве финансов.

Регулирующая финансовая политика — основана на трудах Джона Кейнса. Основное направление — вмеша­тельство и регулирование государством циклического раз­вития экономики, а финансовый механизм используется для регулирования социальных отношений, для достиже­ния полной занятости населения. Основной инструмент — государственные расходы, формирующие дополнительный спрос, рост предпринимательской деятельности, увеличе­ние национального дохода и ликвидация безработицы (принцип эффективного спроса).

Планово-директивная финансовая политика — основа­на на трудах В. Ленина, Н. Бухарина. Основное направле­ние — государственная собственность на средства производ­ства, плановая система управления, максимальная концен­трация финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения по государственному плану.

Исходя из задач, поставленных перед финансовой по­литикой, современные экономисты разделяют последнюю на три вида:

§ политика экономического роста;

§ политика стабилизации;

§ политика ограничения деловой активности.

Под первой, то есть политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на уве­личение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости.

Данная стимулирующая финансовая политика вклю­чает рост государственных расходов; снижение налогово­го бремени.

другими словами, если в настоящее время имеется сба­лансированный бюджет, финансовая политика должна дви­гаться в направлении бюджетного дефицита в период спа­да илидепрессии.

Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пыта­ясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать ста­бильность цен, то считается, что государством проводит­ся политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимули­рующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями суще­ствуют серьезные различия.

Например, политика экономического роста может про­водиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь политика ограничения деловой актив­ности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфля­ции, возникающей вместе с избыточным спросом. Сдер­живающая политика подразумевает:

§ уменьшение правительственных расходов;

§ увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориенти­роваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля. над инфляцией.

В современных условиях принято рассматривать два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика, или политика, проводи­мая непосредственно правительством;

б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

Под недискреционной финансовой политикой пони­мают ряд способностей налоговой системы к самостоятель­ной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, по­зволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Допустим, что в стране наблюдается незначительный спад производства, а правительство не успело еще принять ответ­ные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также хо­зяйствующих субъектов неизменно приведет к снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для стаби­лизации экономики. Таким образом, правильно функцио­нирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. Действительно, ведь при подъеме с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.

Кроме налогового, существует еще ряд важных встро­енных стабилизаторов у которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны.

Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:

§ Социальные выплаты, включая пособия по безрабо­тице. Действительно, налоги, за счет которых финанси­руются пособия по безработице, резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в пе­риод бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период сла­бой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, под­держивая потребление, что ведет к снижению темпов па­дения производства, тем самым смягчая спад.

Другие типы пособий — такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования, — по характеру своего автоматического антициклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу.

Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены, на сельскохозяйственные про­дукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции, когда же над­вигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тен­денцию в экономике. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как рос­сийское сельское хозяйство не страдает кризисами пере­производства.

3. Эффект надежности компаний. Практика показы­вает, что с целью создания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества, другие подобные юри­дические лица сохраняют прежний уровень выплачивае­мых дивидендов, даже если их доходы меняются в тече­ние короткого отрезка времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъяв­лен вкладчиками, получившими, например, повышенные прибыли с их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к стаби­лизации ситуации.

4. Инертность склонности к потреблению. Так, ин­дивид, стремясь поддержать привычный жизненный уро­вень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.

Несмотря на безусловно полезные способности налого­вой системы к стабилизации, без целенаправленного воз­действия правительства на экономическую ситуацию все- таки нельзя обойтись.

Этому есть две причины:

1) Саморегулирования недостаточно при сильном из­менении экономической ситуации, так как, продолжая изымать часть каждого дополнительного дохода, налоги, однако, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, при этом не учитывается эффект мультипликации, кото­рый существенно ослабляет действие стабилизатора.

2) Политические и другие внеэкономические соображе­ния, препятствующие пассивным действиям правительства.

Таким образом, регулирование экономики нельзя осу­ществлять исключительно при помощи встроенных стаби­лизаторов, поэтому проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов, проповедующих не­вмешательство в экономику, представляется необходимым Под дискреционной политикой понимается сознатель­ное' манипулирование налогамии правительственными рас­ходами с целью изменения реального объеманациональ­ного производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой по­литики являются:

§ общественные работы и другие программы, связанные с расходами;

§ социальныепрограммы;

§ правительственные закупки;

§ государственные инвестиции;

§ изменение расходов трансфертного или перераспреде­лительного типа;

§ управление налоговым гнетом.


 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных