ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Человек в процессе социализации. Человек как объект и субъект процесса социализации. Задачи социализации.Человек как объект социализации. Каждый человек является объектом социализации. Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д. Эмиль Дюркгейм полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации. Э. Дюркгейм рассматривал последнего как объекта социализирующих воздействий общества. Т. Парсонс определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился. Универсальная задача социализации - сформировать у вступающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе. Человек как субъект социализации. Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе. Чарльз Кули считал, что индивидуальное Я приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов. Уильям Томас и Флориан Знанецкий выдвинули положение, что социальные явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, т.е. рассматривать их как субъектов социальной жизни. Джордж Герберт Мид центральным понятием социальной психологии считал «межиндивидуальное взаимодействие». Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие). Естественно-культурные задачи - достижение определенного уровня физического и сексуального развития. На каждом возрастном этапе человеку необходимо: достичь определенной степени познания телесного канона, свойственного той культуре, в которой он живет; усвоить элементы этикета, символики, кинесического языка (жесты, позы, мимика, пантомимика), связанные с телом и полоролевым поведением; развить и (или) реализовать физические и сексуальные задатки; вести здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, способы сохранения здоровья и оздоровления организма, физического саморазвития, управления своим психофизическим состоянием); перестраивать самоотношение к жизни, стиль жизни в соответствии с половозрастными и индивидуальными возможностями. Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые - специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека. Специфические социально-культурные задачи встают перед человеком на каждом возрастном этапе в процессе участия в жизни общества. Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения. Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я -концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия. Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Самореализация может иметь разнообразные формы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, а также асоциальными и антисоциальными. Самоутверждение -достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации. Выдвигаемые цели могут более или менее соответствовать личностным ресурсам, необходимым для их достижения. Важно отметить, что человек осознанно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения тех или иных целей. Человек может изменить цели, искать более реальные пути их достижения, наконец, самоизменяться. Решение задач всех трех названных групп является объективной необходимостью для развития человека. Если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это делает социализацию человека неполной. В целом надо заметить, что поскольку человек активен в решении объективных задач, в той или иной мере является творцом своей жизни, сам ставит перед собой те или иные цели, постольку он может рассматриваться как субъект социализации.
7. Социальное воспитание школьников в условиях модернизации российского образования. Концепция соц. Воспитания школьников разработана научным коллективом под руководством Плоткина М.М. концепция – это попытка определить качественно-новый подход к социализации и воспитанию школьников, стремление отказаться от неэффективных устаревших норм и принципов. Задача концепции – дать определенные критерии и ориентиры, предложить направление социального воспитания школьников. Доминанты соц. воспитания: 1. Формирование гражданина, способного полноценно жить в демократическом обществе и своей жизнедеятельностью создавать его. 2. Человек, как целостная система: - как единство физического и духовного; природного и социального; наследственного и приобретенного; как составная часть человечества; человек как носитель коллективного опыта поколений. 3. Личность и её уникальность в единстве созидательного и творческого развития гуманизма, как основы высоконравственного отношении к миру, людям, к окружающему материальному и природному социуму. 4. Личность в социуме, в деятельности, в формировании отношений в социуме. 5. Деятельность, как феномен, преобразующий окружающий социум и природные силы самого человека. Современная система развития соц. воспитания понимается как система основных научных достижений в этой сфере и в этот период и определяется рядом факторов среди которых, важнейшими являются взаимодействием и со-бытием. Взаимодействие предполагает взаимодействие субъектов и объектов соц. сферы. Со-Бытие – совместная деятельность взрослых и детей в процессе их активного взаимодействия друг с другом. Социально – педагогические основания соц.воспитания: 1) профилактический характер соц-педагогической поддержки, ориентированной на разные категории населения с целью возможно более раннего выявления проблем на основе дифференцированного подхода. 2) включение самих субъектов в решении собственных проблем, в активное участие в жизнедеятельности общества (волонтерские организации, внекоммерческие объединения).непримиримость к иждивенчеству и по всем формам потребительской психологии. 3) приоритет работы с семьей. 4) интеграция сил средств и возможностей государственных и негосударственных соц.институтов с целью полноценного их использования в соц.сфере. 5) повышение соц.педагогической компетентности специалиста. 6) признание и укрепление авторитета неправительственных и негосударственных общественных организаций. Развитие волонтерского инициативного движения (в т.ч.детей и молодежи. 8. СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|