ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Индивидуальная работа социального педагога с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуацииВ Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» определена категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: – дети, оставшиеся без попечения родителей, – дети-инвалиды, – дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, – дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, – дети, оказавшиеся в экстремальных условиях, – дети-жертвы насилия, – дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, – дети, проживающие в малоимущих семьях, – дети с отклонениями в поведении, – дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Непосредственно можно выделить несколько направлений по работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: – аналитическое; – информационно-профилактическое; – психолого-педагогическое сопровождение; – повышение квалификации педагогов; – взаимодействие со специалистами. Аналитическое направление включает исследование ситуации, анализ среды, причин. При этом, в первую очередь, необходимо обеспечить раннее выявление и учет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, используя следующие методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, анализ детских рассказов, рисунков о семье. Информационно-профилактическое направление предполагает информирование классным руководителем социального педагога, психолога, медицинского работника, учителей-предметников, администрации школы о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Информационным источником должен стать социальный паспорт ребенка, который будет содержать не только сведения о материально-бытовом положении и признаках трудной жизненной ситуации, но и станет основой для разработки межведомственного плана индивидуальной профилактической работы. Одной из форм работы с детьми этой категории является вовлечение их в различные виды досуга и занятости, проведение специализированных акций. Психолого-педагогическое сопровождение заключается в разработке и реализации индивидуальных программ. Индивидуальные программы предполагают проведение реабилитационных мероприятий в разных направлениях: социальном, медицинском, психолого-педагогическом. Особое место в работе по данному направлению занимает индивидуальное консультирование, психолого-коррекционная работа. Помощь ребенку в преодолении различного рода проблем оказывается на трех уровнях: 1 уровень – помощь со стороны ближайшего окружения ребенка (родители, родственники и друзья), помощь в классе (одноклассники, учителя, классный руководитель); 2 уровень – центр психолого-педагогического сопровождения (школьные педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники); 3 уровень – специалисты других организаций и служб города. Многоуровневая модель сопровождения позволяет осуществлять эффективное взаимодействие специалистов учреждений и служб разных ведомств в интересах ребенка и его семьи. Процесс индивидуального сопровождения заключается в реализации следующих шагов: – проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных носителей; – информационный поиск методов и ресурсов, которые могут помочь решить проблему; – обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения; – оказание первичной помощи ребенку и другим носителям проблемы на начальных этапах плана действия. Одной из форм психолого-педагогического сопровождения является специализированная групповая работа и проведение тренингов. 11. Социализированность как результат социализации. Различные подходы к интерпретации понятия. Общее определение: Социализированность как сформирова-нность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Условия успешной социализации. Воспитанность как результат воспитания, общий уровень развития личности. В самом общем виде воспитание - это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка. Воспитание имеет свои особенности. Этот процесс, в отличие от других, всегда целенаправлен и осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, социальными педагогами и др. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка. Влияние воспитания на развитие ребенка динамично меняется с течением времени. Чем меньше ребенок, тем сильнее воспитательное воздействие на становление и развитие личности. По мере взросления ребенка его доля уменьшается, зато возрастает степень самостоятельности ребенка в выборе и предпочтении тех или иных социальных ценностей и ориентиров, его собственного влияния на свое развитие. В результате воспитания, самовоспитания и позитивного влияния других социальных факторов (культурно-исторических и религиозных традиций, средств массовой информации, детских общественных объединений, школьного коллектива, друзей и др.) происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, т.е. его социализация. Однако нередко процесс социализации ребенка по каким-либо объективным или субъективным причинам осложняется. Например, вхождение ребенка в общество может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития. В результате ребенок «выпадает» из нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в специальной помощи для успешной интеграции его в общество. Процесс социализации таких детей также происходит прежде всего через воспитание. Однако при этом для каждой категории детей должны быть разработаны свои методики и технологии воспитательного процесса, позволяющие активизировать позитивные факторы и нейтрализовать негативные. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|