ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Гуманизация пространства современного детстваИзучение феномена «детство» привело к изучению педагогических смыслов пространства детства. Одна из самых важных ролей педагога в пространстве детства – роль посредника между детьми и социумом. Содержание его деятельности – смягчение ударов социума, помощь ребенку в процессе адаптации ребенка к социуму, компенсация того, что ребенок недополучает в социуме, реабилитация ребенка, которому социум наносит удары и т.д. Отсюда главные функции воспитательной деятельности, направленные на гуманизацию пространства детства – помощь ребенку и его поддержка. Взрослый мир оказывает неоднозначное (порой и отрицательное) воздействие на характер развития ребенка, подростка, юноши и девушки. Растущие люди в современной ситуации оказались в исключительно трудном положении, потому что их потребность в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию, с одной стороны, стимулируется происходящими в обществе процессами; с другой стороны – сталкивается с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества; с отсутствием условий для реального выхода на серьезные дела общества. Данное противоречие приводит к острому внутреннему конфликту и искусственной задержке личностного развития растущих людей, лишая их возможности занять активную социальную позицию. Серьезной помехой в построении нормальных отношений взрослых и детей является тот факт, что они «завязаны» в основном в процессе обучения. Общеизвестно, что исторически основной акцент деятельности школы сделан на учении, приобретении знаний, а воспитание все еще выступает побочным продуктом обучения и фактически не структурировано. Между тем, если в ходе обучения формируется познание, восприятие, усвоение знаний, освоение социального опыта, то отношение детей к самим знаниям, и к делу, и к людям не может быть сформировано только в процессе обучения. «Второстепенность» воспитания привела к непростительным просчетам в важнейших областях развития личности, в частности, к противодействию детей взрослым. Пространство детства неоднородно. Было выявлено семь параметров описания пространства детства ребенка: ПД – это природный мир (среда обитания ребенка – различна); ПД – это социальная среда (город, деревня, ЖБ условия, привычки, пристрастия); ПД – это культурная среда – возможности приобщения к культурным ценностям; ПД – это семейная атмосфера; ПД – связана с «образовательной системой» (дома, в Дет. Саду, школа); ПД – это информационная среда (новые технологии, компьютеризация); ПД – это пространство чувств. Пространство школьного детства – это пространство жизни детей 7 – 18 лет. В пространстве школьного детства важнейший фактор, определяющий атмосферу жизни ребенка – обучение и отношения с педагогами. При удачно складывающихся отношениях – это важные позитивные изменения, при несложившихся – это серьезные проблемы, касающие6ся невозможности для ребенка осуществить глубинные потребности в самореализации, социализации. Этот процесс проходит легко для активных самоуверенных детей, но у некоторых возникают серьезные проблемы, связанные с распорядком школьной жизни, остро встают проблемы темперамента ребенка: не вписываются в новую ситуацию холерики, которые не в состоянии вынести длительную неподвижность, флегматики, которые не успевают за темпом школьной жизни; в школе ребенок не отдельный человек, а как все; трудно и тем детям, которые «не как все» (и национальность в том числе) - исходя из вышесказанного гуманизация пространства не может обойтись без педагога и педагогического корректирования всех вышеназванных проблем. Создание условий для самореализации ребенка как цель и результат воспитательной деятельности педагога. Содержание воспитательной деятельности по реализации этого принципа стало создание условий для целенаправленного систематического развития личности ребенка, утверждение в нем самосознания, воспитание у ребенка убежденности в том, что он сам является как творцом самого себя, так и творцом своих обстоятельств. Главный метод на этом пути – создание атмосферы взаимоуважения, принятия себя таким, какой он есть, оценивать себя реально.. Избавившись от комплекса неполноценности, ребенок начинает проявлять высокую активность, становится более открытым, он все более становится похожим на то, каким он хочет быть. Итогом этого процесса становится то, что ребенок лучше управляет своими эмоциями, поведением. Стремится к творчеству, легче идет процесс его социализации, развивается активность и спокойствие в поведении. Вовлечение в деятельность и организация активной жизнедеятельности детей вот средство гуманистического воспитания. Утверждение чувства защищенности ребенка в детском сообществе также немаловажно. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|