Подготовительный этап. Урок, посвящённый биографии писателя, требует предварительной совместной подготовки.
Урок, посвящённый биографии писателя, требует предварительной совместной подготовки.
На данном этапе можно предложить следующие задания:
· подготовить индивидуальные сообщения (рассказ об одном дне писателя, выступление в жанре биографического рассказа о наиболее важных эпизодах из жизни писателя, слово о писателе);
· выучить наизусть произведения автора;
· составить программу экскурсии по книжной выставке, предложив рекомендации для учащихся;
· подготовить презентацию, посвящённую одному из этапов творческой биографии писателя, включив подборку портретов, репродукций картин, иллюстраций к произведениям писателей, цитаты из его произведений, схемы, таблицы.
· составить обзор сайта, посвящённого жизни и творчеству писателя;
· подготовить программу виртуальной экскурсии по местам жизни и творчества;
· сделать подборку мемуарных материалов о личности писателя (обращение к свидетельствам современников и письмам, оформив его в едином стиле на специальных карточках);
· оформить стенд «Писатель и его эпоха»;
· составить синхронистические таблицы;
· изготовить макеты, дающие представление об памятных литературных местах, связанных с именем писателя;
· нарисовать литературные карты путешествий писателя и др.
Варианты индивидуальных заданий для учащихся.
1. Составление сообщения об одном дне писателя.
Последовательность работы:
· Найти описание этого события в работах различных литературоведов.
· Найти сходства и различия в изложении материала.
· Обосновать целесообразность выбора стиля изложения биографического материала.
· Сформулировать собственную точку зрения и доказать её справедливость, ответив на вопросы: «Какое описание более отчётливо позволяет представить события? С помощью каких приёмов автор достигает максимальной достоверности изображения?»
2. Содействует эмоциональному восприятию жизни великого человека, постижению индивидуальности писателя, его внутреннего мира, развитию воссоздающего и творческого воображения старшеклассников составление художественно-биографического рассказа о писателе.
Выступления с такими рассказами можно включать в урок в качестве отдельного его этапа.
Учащиеся получают следующие рекомендации по подготовке к выступлению:
· Отбирать события, имеющие переломное значение в жизни и творчестве писателя.
· Включить в рассказ страницы из воспоминаний, писем, дневников, художественных произведений и публицистических выступлений.
· Анализировать события в ходе рассказа.
· Подготовить словесное рисование картин, обстановки, в которой происходит действие.
· Сформулировать вопросы аудитории.
· Продумать канву выступления наметить моменты обращения к аудитории, смены повествовательной манеры.
Возможен вариант урока по биографии писателя, полностью составленный из художественно-биографических рассказов учащихся разного типа:
· Портретных (предполагающих составление комментариев к портретам писателя разных лет).
· Событийных (ориентированных на анализ наиболее важных эпизодов из жизни писателя).
· Философских (позволяющих представить этапы духовного становления личности писателя в ходе обращения к отрывкам из писем, фрагментам произведений и др. источникам).
· Контекстных (позволяющих установить творческие связи писателя и его окружения, определить роль автора в национальном и моровом литературном процессе).
Такие сообщения должны быть составлены в едином стилистическом ключе. Объединяющим началом на таком уроке может быть жанр выступлений - мемуарный, эпистолярный, жанр эссе и др.
Условия эффективности такого урока – систематичность работы, учёт возрастных особенностей учащихся.
Учитель должен включать её элементы в средних классах, составляя такие выступления и рассказывая учащимся об их композиции.
В девятом классе такие высказывания могут готовить учащиеся и дополнять ими лекцию учителя.
В десятом-одиннадцатом классах ученики сами могут проводить такие уроки. Выступая с такими сообщениями, учащиеся должны вызвать эмоциональный отклик аудитории, установить с ней так называемую обратную связь. Поэтому в ходе подготовки учащиеся должны учитывать следующие рекомендации:
· Перескажите наиболее значимые эпизоды из жизни писателя, попробуйте представить нарисованные словами события.
· Найдите моменты, которые могут взволновать слушателя.
· Какие средства (интонационные, лексические и др.) необходимо использовать, для того чтобы сделать рассказ ярким, вызвать определённый эмоциональный отклик?
· Отметьте в эпизодах, подлежащих комментированию, наиболее яркие лексические средства, необходимые для точного воспроизведения.
· Составьте план рассказа.
· Запланируйте приёмы установления обратной связи на уроке.
3. Составление «Слова о писателе».
Учащиеся, получившие такое задание, должны иметь в виду следующие признаки жанра:
1. Краткость и емкость.
2. Ориентация на выявление идейно-художественной ценности творчества писателя, его гражданской позиции, значения творчества для современного читателя.
3. Эмоциональность.
4. Отсутствие углублённого анализа.
5. Обращённость к конкретной аудитории.
6. Сочетание элементов публицистического, художественного и научного стиля, с преобладанием публицистического.
Слово о писателе обычно является своеобразным итогом урока, своего рода выражением благодарности современных читателей в адрес художника слова.
Составляя тексты выступлений, школьникидолжны ориентироваться на речь учителя, демонстрирующего умение свободно оперировать различными жанрами биографического изложения; иметь в виду стиль литературоведческих работ, к которым произошло обращение в ходе подготовки; учитывать особенности речевой манеры мастеров художественного слова, озвучивающих страницы биографии писателя.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|