Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ В ШКОЛЕ




ЦЕЛИ И ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Изучая литературное произведение в школе, мы стремимся со­единить читательское восприятие учеников и объективное науч­ное толкование художественного текста. Однако это возможно лишь при усвоении школьниками авторской позиции писателя. Услышать голос писателя, понять своеобразие его личности, особенности его характера и судьбы, непохожесть его лица, объяснить исторически и эстетически взгляды художника и помо­гает изучение биографии.

Учителю важно «обеспечить» подлинное нравственное воз­действие биографии писателя на школьников. К. Паустовский в «Книге скитаний» писал: «Каждая написанная книга является как бы ядром некоей отбушевавшей в человеке туманности, звездой, которая родилась из этой туманности и приобретает свой собственный свет. Может быть, только одну сотую нашей жизни мы вводим в тесные границы наших книг». Очевидно, одна из задач школьного изучения биографии писателя состоит в том, чтобы показать, как и какие впечатления жизни и искус­ства переплавляются художником в его произведении.

Возрастное развитие учащихся обусловливает именно и старших классах усиление их интереса к психологии писателя, внимание к внутренней динамике его жизни. Эволюция взглядов и настроений художника, социальные, нравственные и эстета ческие стороны этой эволюции должны быть «представлены» нл уроках по изучению биографии художников конкретно. Следует глубже освещать причины психологического и творческого свое­образия писателей, чаще сопоставлять их судьбы, взгляды, чувства.

Наши школьники убедительно говорят о том, чем Онегин отличается от Печорина, Базаров от «новых людей» Черны* шевского, но сами писатели, своеобразие их личности, их взгля«: дов часто остаются в тени. Поэтому на уроках, посвященные изучению биографии, важно открыть учащимся писателя как борца за общественные идеалы и человека высокой душевной организации, широкой и многогранной культуры.

Как обогатится внутренний мир школьника, если он почувч ствует благородство и светлую поэтичность Пушкина, страст* ность лермонтовских порывов, выстраданную Гоголем любою к родине, твердость убеждений Чернышевского, толстовское бег страшие в искании истины, человечность и трезвость Чехом.!, взволнованную любовь к людям Максима Горького, мужестпо и самоотверженность Н. Островского...

Изучение биографии писателя в школе полезно и в целяя эстетических. Художник пропускает виденное сквозь призму


своего восприятия. Не разглядев этой призмы, личности автора, трудно понять произведение.

История по-разному отражается в человеке. Гоголь понимал к любил Россию не так, как Лермонтов. И Чехов и Толстой любили природу. Но что ценил в природе каждый из них и почему, как выражено было это чувство, каковы особенности их отношения к природе? Биография затем и изучается в классе, чтобы найти объяснение чувствам и мыслям, которые владели писателем. Личность едина. Жизненные привязанности и анти­патии находят свое продолжение в искусстве. В. Г. Белинский» своем требовании «поэтической биографии», адресованной детям, настаивал на обнаружении единства духовного и лите­ратурного развития писателя.

Своеобразие личности художника, единство его жизненного поведения и творческой программы откроются ученикам, если мы при изучении биографии выделим идеологические, нравствен­ные и эстетические проблемы, которые интересны определенному позрасту и органичны для самого автора проивведения. Про-i рамма различным образом определяет жанры изучения лично­сти писателя в старших классах. Когда речь идет о Пушкине, Толстом, Горьком, программа предлагает проследить жизнен­ный и творческий путь художника, т. е. развернуто дать уче­никам смену этапов их жизни и литературной деятельности. Когда в программе говорится о необходимости дать биографию, учитель может предложить классу обобщенный портрет писа-юля, не прослеживая последовательно хронологическую канву его жизни. Наконец, есть в программе и такая формулировка: «Жизнь и литературная деятельность». Здесь необходимо пока­зать связь биографии и литературной работы, в большей степени обратить внимание на творческую деятельность писателя.

При изучении жизненного' пути Л. Н. Толстого, например, учащимся необходимо показать, как меняется отношение писа-юля к себе, к жизни, к искусству, что для него при этих изме­нениях остается непреходящим. Роль мировоззрения в станов­лении личности, последовательная работа над собой, выработка программы внутренней жизни, желание осознать себя и понять причины своих поступков, дать определенное направление вы­работанным и природным качествам (воля, впечатлительность и т. д.) — все эти вопросы могут быть подняты при освоении биографии Льва Толстого, во-первых, потому, что она дает богатый материал для их решения, и, во-вторых, потому, что ними вопросами живо интересуются учащиеся IX класса.

Жизнь и творчество Толстого побуждают нас поставить и ряд нопросов эстетического порядка (в каком соотношении нахо­дятся понятия «добро» и «красота»? Какой отпечаток накла­дывает личность художника на созданные им произведения?).

Жизнь и творчество А. П. Чехова подводят учащихся к раз­мышлению о личности и обстоятельствах, о том, может ли


человек преодолеть влияние окружающей среды, противодейстд вовать ему, если это влияние чуждо его идеалам. Чехов сам осоЯ знавал свою жизнь как выдавливание из «себя по каплям рабаяИ Как это происходило, почему это удалось писателю?,Такие во»И просы не могут не содействовать формированию мировоззрения 1 девятиклассников.

Жизнь и творчество Чехова ставят перед учащимися и ряд I эстетических проблем (героическое в обыденном, возвышенноИ и поэтическое в повседневном и т. д.).

Основное качество личности В. Маяковского А. В. ЛуначарИ ский охарактеризовал так: «Маяковский до гроба будет юноЯ шей». И в самом деле, максимализм юности, категоричность еД оценок, страстность порыва к будущему воплощены в МаяковЯ ском очень ярко.

Почему Маяковский до конца своих дней смог сохранить! и силу юности, и свежесть ее восприятия, и взволнованности ее устремлений, и дерзость желаний? Ответ на этот вопрос под-1 водит нас к теме «человек и история». Революция дала МаяковчИ скому силу от трагических диссонансов прийти к цельности, rape монии, 'патетическому утверждению жизни и такому властном™ ощущению будущего, в свете которого казались нетерпимыми 1 ошибки и заблуждения, следы старого мира на лицах современ-1 ных людей. Эстетической задачей изучения жизни МаяковскогяИ явится обнаружение эволюции его вкусов, демократизации поЯ этического строя его лирики в общении с новой и любимой I поэтом массовой аудиторией.

Изучение биографии писателя должно вызвать у учащихся интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. Биография и творческий путь писателя — ключ к сложным моментам изучения художественного произведения, включенного в школьную программу.

Мысль о неразрывности эстетической силы произведения писателя и нравственной стороны его биографии должна стать основой убеждений наших школьников. И в этих целях изу«чение жизненного пути писателя следует объединить с харак^ теристикой его творческих исканий.

Отделение биографии от изучения творческого пути писа< теля, вынесение биографии как предисловия к текстуальному анализу произведения возможно в IV—VII классах. Там такое построение оправдано и необходимо, так как страницы биогрм фии оказываются, как правило, введением в изучаемое пройм. ведение, создают установку на чтение и анализ, тематически я проблемно выделяют мотивы произведения, которые предстой! изучить. В старших классах изучение биографии приобретает ■ более самостоятельный и законченный характер.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных