Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ




Уроки по биографии чаще всего строятся как лекция учителя. Как сделать этот монолог увлекательным и важным для уче-, пиков? В лекции значимы и логичность построения, и яркость содержания, и темп речи, выразительность мимики и жеста пе­дагога. Ведь рассказ о жизни писателя включает живой диалог, страницу воспоминаний, отрывок из письма. Манера речи и поведения учителя могут заставить зазвучать этот материал или, наоборот, лишить его притягательной силы. Рассказ о раз­ных писателях не может идти в одной тональности, одном ритме, с использованием одних и тех же слов. Настроение урока должно быть неповторимо. Если в уроке «Лермонтов в Петер­бурге» уместны язвительная ирония и гневный пафос, то в рассказе о встречах Лермонтова с Кавказом необходимы лиризм, ощущение широты и свободы.

В лекции о биографии писателя часто возникает опасность фактографии. Учащимся же интересно не сухое изложение со­бытий, а живой рассказ, приводящий к ощущению непосредст-пенного, личного знакомства с писателем. Учитель должен быть озабочен не только детальной конкретизацией представлений о личности писателя, но и раздумьями над жизнью великого чело-нека, объяснением ее, выявлением идейного, нравственного и эстетического подтекста биографических фактов.

Для того чтобы учащиеся не только запоминали, но обдумы-нали факты на уроке по биографии, учитель постоянно должен их ставить перед решением какой-либо задачи. Это могут быть нопросы, связанные с выяснением отношения писателя к обще­ственным явлениям {Почему Тургенев в 70-е годы сочувственно относится к народникам?), к искусству (Горький и молодые

12» 179


писатели Страны Советов)^ к природе (Почему Чехов не любил южной природы?). Полезно ставить вопросы на сравнение близ ких эпизодов из жизни писателей* (Как отношение светског общества к поэтам сказалось в истории дуэли Пушкина с Дан тесом и Лермонтова с Барантом?).

Если уроки по биографии будут наполнены только речьн^ учителя, встреча учеников с писателем так и не состоится. Как превратить изложение биографии в урок-размышление? Ка| заставить школьников решать те задачи, которые ставила пере" писателем жизнь? Очевидно, кроме вопросов, которые учител обращает к классу, необходимо дать возможность ученикам с мим приблизиться к писателю," самим говорить и спорить с нт Пусть наши старшеклассники самостоятельно подготовят до лады «Друзья Пушкина», «Толстой и крестьяне», «Толстой Яснополянской школе», «Чехов-врач», «Маяковский в РОСТа пусть они проведут диспут «Л. Толстой в его суждениях об искус стве», «Афоризмы Пушкина», сравнят облик Маяковского в вое поминаниях различных мемуаристов и попытаются понять, кт из них прав, где Маяковский — настоящий. Сближение с писа телем, как правило, ведет к тому, что уроки по биографии орг~ нически соединяются с внеклассной работой, помогают решат нравственные и эстетические вопросы, волнующие учеников.

При изучении биографии следует тщательно обдумать форм опроса и домашних заданий. Здесь найдет место не только со ставление хронологических таблиц по учебнику и запись план лекции учителя, но и проведение викторины, и словарная ра бота, столь необходимая в связи с «биографическими уроками» на которых вводится множество новых понятий, и подбор эпиг рафа к уроку, и сопоставление фактов биографии с лирическим признаниями писателя в его произведениях.

Активизации изучения биографии писателя содействует заключительный урок типа диспута о книгах, посвященных жизни и творчеству писателя. Здесь могут сопоставляться и пуб­лицистические очерки (К. Чуковский «А. П. Чехов» и И. Эрен« бург «Перечитывая Чехова»), и художественные произведения о писателе (К. Паусгоеский «Разливы рек» и Ю. Казаков «Звон брегета»).

Эмоциональному воздействию биографии писателя на уча* щихся, несомненно, содействует применение на уроках нагляд» ности. Музыка, живопись, кино оказываются здесь незамени» мыми помощниками педагога.

В методике литературы принято говорить о трех видах на« глядности: зрительной, слуховой, словесной. Однако использо» вание этих форм наглядности возможно не только в «чистом виде», но и в сочетании.

Соединением зрительной и слуховой наглядности оказыва* ется кинофильм. Объединение всех видов (зрительной, слуховой, словесной) наглядности возможно в заочной экскурсии.


Слуховая наглядность необходима при изучении биографии писателей. Голоса писателей, которые донесла до нас грам­запись, музыкальное сопровождение рассказа учителя, короткие музыкальные вступления к рассказу о разных периодах жизни писателя, слушание любимых писателем музыкальных произве­дений и объяснение его музыкальных вкусов, художественное чтение отрывков из его произведений —- все это помогает сде­лать урок выразительным и эмоционально действенным.

Привлечение словесной наглядности на уроке по биографии писателя может быть самым широким. Этот вид наглядности наиболее близок нашему предмету преподаваният—литературе.

Осмысление биографии неразрывно связано с теми мето­дами, которые используются при ее изучении. Необходимо найти для биографии каждого писателя свой ключ. Жизнь Л. Н. Толстого отчетливее будет увидена в сопоставлении порт­ретов, фиксирующих внешне душевные перемены, и дневников, обнаруживающих путь к ним. В. Маяковский сам хотел рас­сказать «о времени и о себе». Огромную внутреннюю энергию чоэта, его наступательную активность ученики почувствуют при прямой встрече с ним — работе над автобиографией «Я сам».

Принципы построения биографии, методы изучения ее в ка­кой-то мере должны быть родственными художественной си­стеме писателя. Романы Толстого построены, как правило, на столкновении различных точек зрения на одно явление. Собы­тие показано в восприятии разных героев, и это помогает Тол­стому дать многомерный художественный анализ жизни. По­этому полезно при изучении биографии Толстого и личность писателя показать в освещении разных художников, писавших его портреты, или разных мемуаристов, оставивших воспомина­ния о Льве Николаевиче. Такая многоплановость освещения приближает школьное изучение биографии к принципам худо­жественного изображения и разнообразно характеризует писа­теля. Кроме того, объединение биографического материала, ска­жем, вокруг портретов создает возможность выбрать основные иехи огромного жизненного пути Толстого, не растворить их а пересказе событий из его жизни.

Формы изучения биографии, родственные художественной системе писателя, содействуют успешному анализу его произве­дений.' В этом смысле учителю полезно обратиться к опыту художественных биографий. Живость, драматизм, лирическое освещение литературных портретов-биографий, написанных М Горьким, Р. Ролланом, показывают, как фрагментарная характеристика осязаемо, представленных эпизодов может соединяться с философским раздумьем о судьбе великого человека. .

При изучении биографии Л. Н. Толстого можно рассмотреть начала дагерротипные портреты писателя 1849, 1851 и 1856 гг., а :атем обратиться к анализу портретов, написанных И. Н. Крам-

»


------

ским (1873), Н. Н. Ге (1884) и к картине И. Е. Репина «Леа« Николаевич Толстой на отдыхе в лесу» (1891)'. Такая после-j довательность диктуется, во-первых, отсутствием живописных) портретов молодого Толстого, во-вторых, дидактическими цел»я ми. При работе над дагерротипным портретом перед учащимися1 в основном стоит задача психологическая: в облике писателя, опираясь на дневники, увидеть выражение его внутренней жиз-j ни. В живописном портрете между учеником (зрителем) и писч| телем стоит художник, изображавший Л. Толстого. В анализе] живописного портрета задача неизмеримо усложняется необхо­димостью эстетической характеристики картины. Здесь важно раскрыть те художественные средства, которые позволяют порт-] ретисту выразить свое отношение к писателю, свое понимании характерных сторон его личности.

В выборе живописных портретов Л. Толстого для анализа их в классе следует руководствоваться прежде всего характер ностью облика писателя на портрете, соответствием этого облп ка основному настроению и содержанию творчества Л. Н. Тол«| стого в определенный период его жизни (70—80-е, 90-е годы). Выбор определяется также и степенью близости портрета и ори гинала. Высказывания современников о работах Крамского, ItHРепина, фотографии Л. Н. Толстого, относящиеся хронологии чески ко времени написания каждого из портретов, воспоми­нания людей, близко знавших Толстого,— все это позволяет! судить о том, насколько верно, правдиво, точно изображен пНщ сатель на том или другом полотне. Кроме того, важно выбрать 1 для характеристики в классе те портреты Толстого, которые J позволяют учителю многосторонне обрисовать личность писа4§ теля, В'которых изображение Толстого связано с внутренней! проблемой, волновавшей художника. В портрете писателя, на­писанном художником-психологом И. Н. Крамским, такой внут« \ ■ренней проблемой нам представляется «Толстой и совесть*, «Толстой в его отношении к человеческому миру, к себе». На картине Н. Н. Ге Л. Толстой предстает перед нами прежде всего! в своем отношении к литературному творчеству. «Толстой ц1 труд»г-такова внутренняя тема картины Н. Н. Ге, и наконец,] картина И, Е. Репина «Лев Николаевич Толстой на отдыхе I в лесу» позволяет поставить вопрос: «Толстой и природа». Внут-ренняя тема картины неразрывно связана с лейтмотивом творчества каждого художника.

Портрет писателя на уроке дается в новом методическом I решении. В одном случае психологический анализ картины явля­ется итогом классной работы, в другом,— сравнение портрето! 1 служит приемом активизации отношения учащихся к биографн-

1 Подробнее об этом см. в сб. «Эстетическое, воспитание в школе». (Л,, 1962) ив кн. «Биография писателя в системе эстетического воспитаний школьников» (Л., 1965).



 


вескому материалу, в третьем — мы предлагаем им самостоя­тельно осмыслить художественное полотно и т. д.

Важнейшими средствами наглядности при изучении биогра­фии являются кинофильм и заочная экскурсия. Фильм глубже осваивается учениками, если ему предшествовал рассказ учи­теля, чтение учебника, книг биографического жанра. Перед | просмотром педагог предлагает классу вопросы. Это побуждает I учеников не просто внимательно смотреть и слушать, но застав-| ляет думать, смотря на экран. Вопросы, разумеется, должны [ быть разнообразны. Но вот несколько вопросов, которые при-■ ложимы к разным биографическим фильмам:

1. Что нового о жизни и творчестве писателя узнали вы из
| фильма?

2. Какие кадры фильма вы считаете наиболее выразитель­
ными?

3. Какие слова из отзывов современников или высказываний I самого писателя вы могли бы сделать эпиграфом к фильму?

4. Удачно ли, по вашему мнению, отобраны отрывки из про-I азведений писателя?

5. Какой эпизод биографии .наиболее полно, на ваш взгляд, I выражает характер писателя?

6. Помогает ли музыка, сопровождающая текст, понять и
почувствовать характер писателя, настроение эпохи?

7. Какие черты, характерные для личности писателя, вы хо-
I тели бы воспитать в себе?

Бели после просмотра фильма в классе развернется обсужде­ние его по этим и другим вопросам, то ученики не только активно отнесутся к увиденному, но и надолго запомнят его. Очень полезно включение отдельных отрывков фильма в урок по био­графии писателя. Далеко не всегда фильм целиком удовлетво­ряет учителя. Но и в этом случае отвергать его полностью не? целесообразно.

Как оживится урок, если рассказ преподавателя о Замо­скворечье будет поддержан отрывком из фильма об А. Н. Остров­ском, где превосходно показана снежная, пугливо тоскующая во тьме Москва! Читая классу отрывок из книги Чуковского «А. П. Чехов», повествующий Ь поездке Чехова на Сахалин, можно показать часть учебного фильма. И ученикам откроются безлюдные просторы Сибири, величественные и печальные, с их гулкой тишиной и бесконечностью горизонтов. И как усилится впечатление учеников от урока «Горький о Союзе Советов», если они увидят кадры фильмов, снятых при жизни писателя: радост­ный, растроганный встречей Горький в окне поезда, окруженного москвичами; уверенный, взволнованный и мужественный оратор на трибуне I Всесоюзного съезда советских писателей; строгий и мудрый писатель, читающий свои рукопиеи.

Учебные фильмы по биографии писателя не могут заменить 1акого приема работы, как заочная экскурсия. Полезность этой


формы урока объясняется тем, что заочная экскурсия вызывает! большой интерес учеников, содействует развитию их творче?! ского воображения, непринужденно знакомит со сложными! вопросами.

Чтобы заочная экскурсия реализовала все возможности, за-1 ложенные в ней, необходима углубленная работа по ее подгО'в товке. Составление сценария заочной экскурсии — дело сложиное, кропотливое и длительное. Для того чтобы заполнить те! «просветы» в зрительном ряду, которые невольйо образуются! при заочном путешествии, необходимы самые разнообразные и! глубокие знания, многогранные ассоциации. Непосредственность! впечатления в заочной экскурсии во многом обеспечивается све-1 жестью, новизной, нестандартностью материала. • В соединении эмоциональной образности и богатства фак-| тических знаний — ключ педагогического и психологического! воздействия заочных экскурсий.

Заочная экскурсия только на первый взгляд кажется пре<Яимущественно монологической, лекционной формой. В действи-1 тельности в процессе ее развития возникает беседа, дается ] простор для различного рода самостоятельности и творческих 1 работ учащихся. Заочная экскурсия может быть включена! в урок как часть его.

Подготовка заочной экскурсии требует тщательного озна- j комления с мемуарами и другими документами эпохи, с пись- I мами, дневниками и произведениями писателя. Не менее тща­тельно должен быть отобран и подготовлен зрительный матери риал. Рисунки, картины, различные карты и планы, фо-'j тографии — все это поможет оживить прошлое, заставить сквозь 1 современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое | мы погружаемся. Очень важен и звуковой фон экскурсии, ] Основную и самую дорогую для нас мысль мы подчеркиваем 1 музыкальным лейтмотивом, иногда музыка оттеняет подтекст речи, вызывает новые ассоциации, подчас она дается в откры­тую (любимые произведения писателя, романсы, написанные | на стихи поэта).

В процессе проведения заочной экскурсии необходимо орга­ническое объединение всех ее элементов (речи, зрительного 1 ряда и звукового оформления). Обдуманное включение в работу! учителя-экскурсовода действий учеников, оправданное построе­ние маршрута экскурсии, выделение объектов подробного на­блюдения и вещей, о которых говорится мимоходом, создание] эффекта присутствия — обо всем этом приходится помнить при!ведении экскурсии. Сам рассказ экскурсовода должен быть | словесно нагляден, точен, живописен и при всей тщательности j подготовки обладать заразительностью импровизации. Все, о 1 чем идет речь в заочной экскурсии, должно предстать переиучениками непосредственно, как происходящее «сегодня, здесДИ

184 .


сейчас», потому что только импульсивность, незаданность речи поможет сложиться живым впечатлениям.

Облик писателя, его судьба вызывают в учащихся наиболь­ший интерес и взволнованность тогда, когда мы даем возмож­ность непосредственного контакта с художником, когда он гово­рит с читателями как «живой с живыми», когда обстоятель­ства его жизни предстают в конкретных картинах.

В этих целях полезно проследить течение одного дня (Толстой в Ясной Поляне), провести с писателем три вечера в разном окружении, в разных ситуациях (Пушкин в Аничковом дворце, в кругу друзей и дома, за письменным столом, наедине с рукописью и книгами).

Перемены в душевном складе и мировоззрении писателей
могут быть замечены при рассказе о том, как по-разному в
разные годы воспринимались ими места, связанные с их юностью
(Тургенев в Спасском-Лутовинове, «Отечество нам — Царское
Село»). Своеобразие облика писателя можно выявить, показав,
как различно ведут себя люди в сходной ситуации: «Узники
Петропавловской крепости» (декабристы, Чернышевский, Горь­
кий) , «Чернышевский и Достоевский на каторге». . '

Очень увлекательны и заочные экскурсии, построенные как путешествие вместе с писателем. Они дают возможность уви­деть, как разнообразные впечатления связываются с творчески­ми замыслами, как писатель вторгается в жизнь не только своими произведениями, но и непосредственными действиями («С Пушкиным по следам Пугачева», «С Маяковским по Сою-jy Советов»).

Трудность и увлекательность заочной экскурсии состоит в том, что это путешествие не только в пространстве, но и во иремени.

Еще одно положительное качество заочных экскурсий — ра­бота творческого воображения учеников. Заочная экскурсия в сущности представляет собой рассказ со зрительным рядом. Рассказ поддерживается зрительными впечатлениями не все­цело, как в кино, а только в отдельных звеньях, эпизодах. Однако эти частые сопоставления рассказа и картины (фото, рисунка и др.) как бы рождают психологическую инерцию: уче­ник видит картину даже тогда, когда перед ним на экране ничего нет, а звучат только слова рассказа.

Все эти соображения позволяют думать, что заочная эк­скурсия может стать одной из постоянных форм работы при изучении биографии писателя. Заочную экскурсию представля­ется возможным проводить тогда, когда учащиеся уже знако­мы в какой-то мере с творчеством и личностью писателя. Для творческого воображения нужен материал.

Вопрос об источниках заочной экскурсии-урока по биогра­фии писателя тесно связан с отбором, организацией материала. Многие мемуаристы стараются быть добросовестно подробными


в своих описаниях. Для заочной экскурсии излишняя детализа* ция опасна, она может утомить учащихся. Также важно Hf попасть в плен быта. Когда мелочи доминируют, получаете*' экскурсия такого типа, которую высмеял Маяковский в стихо-творении «Версаль»:

Вот тут

Помпадуршу

водили под душ, вот тут

помпадуршины спаленки.

Каждая деталь должна быть значительной, в ней должен быть глубокий подтекст.

Какие элементы заочной экскурсии представляются необхо­димыми? Во-первых, заочная экскурсия должна дать представ^ ление об облике писателя, показать «жизнь лица», отражение характера и мыслей в портрете. Во-вторых, учащиеся должны^ понять, какие стороны характера художника вызваны обстанов»: кой его жизни. Окружение должно быть представлено не только событиями и лицами знакомых и друзей, охарактеризованных бегло, одним-двумя штрихами, но и пейзажем, который особен» но помогает передать настроение. Обстановка, окружение пи* сателя, центральные события общественной жизни, круг его любимых произведений искусства и авторов — все это должно! постепенно подводить к выяснению лейтмотива творчества того или иного периода. Заочная экскурсия дает возможность ввести учеников в творческую лабораторию писателя, показать твор« ческий процесс, его характер, его особенности. Представим себе, как реально строится заочная экскурсия на примере темы «Тур» генев в Спасском-Лутовинове».

Ворота усадьбы. В Спасском-Лутовинове начиналась для Тургенева любовь к родной земле. Трудная любовь, в которой были и нежная преданность, и отчаяние.

Мавзолей. Одинокий страж усадьбы — мавзолей. Он построен основателем ее Иваном Лутовиновым для самого себя и окружея заброшенным теперь сельским кладбищем. Оно мрачно, кай| легенды об этом жестоком барине.

Тургенев не мог повторять пушкинских строк:

И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать.

Тургенев не хотел быть похороненным на родовом клад» бище.

Церковь. Такой же просветленной, стройной была усадеб*-ная церковь и при Тургеневе,


Здесь состоялась торжественная служба в честь бракосоче­тания блестящего офицера Сергея Николаевича Тургенева, который женился по расчету на некрасивой и немолодой уже владелице 100 000 десятин'земли и 5000 душ Варваре Петровне Лутовиновой. Невозмутимо и благостно внимали святые горь­ким молитвам дворовых. В холодной церкви маленький Иван Тургенев не мог избавиться, от ощущения пустоты, зловещей it гулкой.

Дом. Цветник. За церковью благоухал когда-то огромный цветник. Но аромат его был горек для Тургенева. Как-то за один сломанный цветок по приказу матери высекли всех садов­ников.

Конюшня. Здесь в конюшне собственная «усадебная поли­ция» обычно совершала экзекуции.

А из господского дома слышались звуки кокетливой пасто­рали.

Юный Тургенев часто приходил к дворовым постройкам.

Погреб. Может быть, у этих дверей с ружьем в руках защи­щал он девушку, проданную соседнему помещику.

Флигель. Может быть, из этих окон видел, как отнимали де-тей у крепостной Камер-фрейлины Агашеньки.

Дорога. И он уходил. К полям, реке, пруду.

Сквозь еле приметные штрихи проступала таинственная жизнь природы. Слагались первые строки стихов:

Откуда веет тишиной? Откуда мчится зов? Что дышит на меня весной И запахом лугов?..

Окрестности Спасского. Следы прожитой жизни. Их нелегко найти здесь. Многое изменилось. Но мы все-таки попытаемся прийти сюда вместе с Тургеневым. ...70-е годы. Один из послед­них приездов писателя на родину. Придорожные ракиты. «Когда я подъезжаю к Спасскому,— вспоминал Тургенев,— меня па каждый приезд охватывает странное волнение...»

Ветер мягкими волнами нес ему навстречу знакомый запах поспевающей ржи. Родина встречала его теплом и свежестью летних дней. Но вот и сад. Въезд в аллею. «Люблю я эти ал­леи, люблю серо-зеленый нежный цвет и тонкий запах воздуха под их сводами, люблю пестреющую сетку светлых кружков по гомной земле...» Этот тенистый сад, полный поэзии и тихой 1 русти, до последних дней был самой глубокой привязанностью i ургенева. «Продажа Спасского была бы для меня равносиль­ною с окончательным решением никогда не возвращаться в Россию... Продать Спасское— значит для меня лечь в гроб...»

Наследники не уберегли Спасского. Но полностью восста­
новленная в 1976 г. усадьба поможет нам представить, каким
иыглядел дом в дни приезда писателя в Спасское. *


Столовая. Мерный стук английских часов встречал Тургенева в столовой.

На стенах дремали портреты знатных предков, говорят, кисти великого Рокотова. Портреты.

Что кроется за этим надменным изяществом? Тургенев лю­бил «разглядывать» тайны их судеб. Но кто это? Рядом в чопорными лицами Тургенев повесил портрет своей няни.

Малая гостиная. Живя здесь подолгу, Тургенев боялся сонного оцепенения провинции. Диван, прозванный самосоном,] обещал сладкий послеобеденный сон и лениво-приятные мысли,] Избегая соблазна, Тургенев подсаживался к шахматному сто«] лику, составлял партии, которые печатались потом в парижских журналах. Здесь он чувствовал себя полководцем. Ведь он был! сыном офицера 1812 г. Портрет отца.

Большая гостиная. У Варвары Петровны бывали Жуков* ский, Загоскин, Дмитриев. Здесь же в гостиной Тургенев поста! вил рояль. В тишине ночного Спасского, как нигде, становились нужны Моцарт, Бетховен, Мендельсон. Вместе с ними .врывалиш радостные надежды и пронзительные воспоминания. Портре Полины Виардо. «Мне радостно сказать вам,— писал Тургене: Полине Виардо,— что я ничего не видел на свете лучше вас, что встретить вас на своем пути было величайшим счастьем моей' жизни, что моя преданность и благодарность вам не имеет" границ и умрет только вместе со мною, вы — все, что есть само­го лучшего, благородного и симпатичного на этом свете».

Библиотека-биллиардная. На этом биллиарде Варвара Пет« ровна'обыгрывала когда-то своих уже взрослых сыновей. И де­ды Тургенева развлекались здесь кием и книгами. Книги были сплошь французскими, кроме русских сонников и календарей,; Тургенев населил эти шкафы своими постоянными собеседни­ками... Гете, Сервантес, Шекспир, Диккенс, Флобер. С ними он 1 разговаривал на их собственном языке. Но особенно задушев*я ными были беседы с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем. Лиов с иностранным текстом и пометками Тургенева. Вот обрывкйи этих разноязыких диалогов. А вот другой диалог на русскомя языке, и все-таки разноязыкий: матери и сына. Образованная^ Варвара Петровна едва писала по-русски. В небрежении к язы­ку было ее презрение к народу. Вот заметки из «жур« нала» матери Тургенева, который она называла «Чем недо« вольна?».

«Увиряит, что ей семь лет, которую он привел, а она совсем старая, и 600 рублей — я говорю он оправдывается, глуп и плут и вор довел меня до того, что побила его по морде, но, себе более вреда зделала чем ему».

А вот строки ее сына (автограф стихотворения в прозе «Рус ский язык»).

В Спасском Тургеневу было дано видеть этот народ, сльИ щать этот язык.


Парк. По вечерам в пустом барском доме становилось оди­ноко. Хотелось задержать уходящее солнце, видеть живые лица. Он шел к Варнавицкому колодцу, к е?о чистой, родниковой, I освежающе-прохладной воде. Колодец. Такой воды он не пил I больше нигде. Дорога в Спасское.

Проселочная дорога несла ему навстречу частое цоканье I копыт, ребячьи крики. В этом стремительном и радостном дви-I жении была бодрость, вызов угасающему дню. Но всадники I проносились быстро, и вечерняя дремотная тишина снова охва-I тывала мир. В этом покое были не только доверчивая ясность I и равновесие сил. В угрюмом молчании открывалось грозное и I равнодушное лицо природы. Оно подавляло величием и холод-I постью. Человек чувствовал себя пред ним беззащитным. Мрачный уголок парка. «О, как все кругом было тихо и суро­во-печально — нет, даже не печально, а немо, холодно и грозно и то же время! Сердце во мне сжалось... Точно я падал в неиз­веданную темную глубь, где уже все стихало кругом и слы­шался только тихий и непрестанный стон какой-то вечной скорби».

Но и под этим гаснущим небом была жизнь. Тургенев мог часами созерцать ее неутомимое движение. Он любил эту не­устанную изменчивость природы. Его радовало, когда затишье неожиданно прерывалось грозой. Грозовое небо. Пейзаж. Он 1 знал, что без бурь человеческое сердце не выстрадает мгнове­ний счастья, без дерзких взлетов искусству не откроется* бес­смертие, без порыва не свершится подвиг. Кабинет. «Никогда я не работал так, как с тех пор, что я живу здесь: провожу ночи у письменного стола». Холодные глаза византийской ико-'■ ны пристально и недоуменно следили за ним: человек, сидя­щий за столом, поклоняется другому богу — искусству. Стол Тургенева.

Прошла ночь... Рукопись. Но так много за это время свер­шилось. Застрелился Нежданов. Марианна рассталась с юными надеждами. Окончен роман о трагической судьбе народников. Писателю кажется, что целая вечность разделяет это утро и вечернюю грозу. Опустошения нет... Здесь — Спасское, родина, тишина.

«Сад мой сейчас великолепен, зелень ослепительно ярка,— ' такая молодость, такая свежесть, что трудно себе представить... Весь мой сад наполнен соловьями, иволгами, дроздами — пря­мо благодать». Картины Я. Полонского. ...В этой беседке он когда-то писал «Рудина». ...Наброски, эскизы, эпизоды — их он делал всюду. Но собрать все воедино, дать глубокое русло жизни —для этого нужно было Спасское. И кажется, повсюду здесь звучат голоса тургеневских героев.

Аллея. Спасское неизменно влекло Тургенева. Оно было его колыбелью и его творением. И с горькой грустью, уже зная, что он умрет на чужбине, Тургенев писал друзьям: «Когда вы


будете в Спасском — поклонитесь от меня-дому, саду, моему молодому дубу,— Родине поклонитесь».

Заочная экскурсия, таким образом, вовлекает ученика Щ мир писателя, приобщает его исторически, эмоционально к дав­нему времени. И при чтении художественных произведений общение школьников с писателем будет более глубоким, вол­нующим и прямым, если изучение биографии оказалось содер­жательным и важным.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных