Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 6 Налоги и организация налоговой системы




Цель лекции: изучить сущность и основы построения налогов, а также налоговую систему РК.

Основные вопросы:

1. Сущность и основы построения налогов.

2. Налоговая система и налоговый механизм.

3. Этапы реформирования налоговой системы Республики Казахстан.

4. Налоговая система Республики Казахстан на современном этапе.

1. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством в определённом размере и установленные сроки. Сущность налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют 3 функции: фискальную, перераспределительную и регулирующую.

Фискальная функция налогов обеспечивает их поступление в бюджет. Налоги является основным источником доходов бюджета, составляя в отдельных странах до 90 % от общей суммы доходов бюджета.

Перераспределительная функция налогов проявляется в том, что посредством налогов перераспределяется часть стоимости национального дохода с целью обеспечения общих условий воспроизводства, снижения социальной напряжённости.

Регулирующая функция означает, что налоги как элемент и этап перераспределительного процесса оказывают соответствующее влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, повышая или снижая скорость накопления капитала, увеличивая или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Основоположником теории налогообложения стал шотландский экономист и философ Адам Смит, который сформулировал принципы целесообразной организации налогообложения:

налоги уплачивают в соответствии со способностями и силами подданных.

Размер и сроки уплаты должны быть заранее и точно определены.

Время и способ взимания налогов устанавливается наиболее удобными для налогоплательщика.

Издержки взимания налогов должны быть минимальными.

2. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов, а так же органов, организующих налоговые отношения. Классификация налогов производится по различным основаниям.

По объекту обложения и взаимоотношениям плательщика и государства налоги делятся на прямые и косвенные.

В зависимости от органа, взимающего налог, налоги делятся на центральные и местные. Обычно состав налоговой системы определяется национально-государственным устройством: в унитарных государствах 2 уровня бюджетной системы, соответственно, налоги делятся на поступающие в центральный бюджет и местные налоги. В странах с федеративным устройством – 3 уровня бюджетной системы (включая бюджеты субъектов федерации).

По использованию налоги делятся на общие и специальные.

Налоговым механизмом называют совокупность организационно – правовых норм и методов управления налогообложением. Эффективность налогового механизма зависит от того, как государство учитывает сущность налогов, законы их движения, противоречивость.

К элементам налога относятся:

3.Налоговая система Республики Казахстан находится в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм.

Современная налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х гг. Налоговая система Республики Казахстан прошла несколько этапов в своём развитии, которые характеризуются принятием новых Законов в области организации налоговой системы.

Начальный этап создания налоговой системы Республики Казахстан проходил с 1991 по 1994 годы. Он характеризовался разработкой и построением собственной налоговой системы суверенного Казахстана.

Правительством Казахстана была разработана и утверждена концепция налоговой реформы, в которой предусмотрены следующие этапы реформирования:

1 этап – 1994 – 1995 г. – разработка и введение в действие базиса налоговой системы – налогового кодекса;

2 этап – 1996 – 1999 г. - завершение создания налоговой системы, отвечающей требованиям рыночной экономики.

Третий этап 1999-2001гг. Период с 1999 г. по 2001 г. связан с началом экономичес­кого роста, который характеризуется увеличением таких мак­роэкономических показателей, как валовый внутренний про­дукт, валовый национальный продукт и валовый националь­ный доход. В этот период начинается объективный процесс расширения налогооблагаемой базы, ведущей к увеличению поступлений в виде налогов в государственный бюджет. Ме­няющиеся налоговые отношения определяют необходимость перехода на новые принципы организации налогового регули­рования и формирования государственного бюджета.

Таким образом, анализируя все вышесказанное, возникла необходимость перехода на новые принципы организации налогового регулирования и формирования государственного бюджета, которое выразилось в принятии с 1 января 2002 г. нового Налогового кодекса.

Четвертый этап начинается с 2002г. 12 июня 2001 г. Был принят Налоговый кодекс «О налогах и других обязательных платежах», который являля правовой основой налогообложения Республики Казахстан. При разработке Налогового кодекса были учтены объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность функционирова­ния системы налогообложения, ориентированные на реализацию долгосрочных целей. Налоговая система способствовала ста­бильному экономическому росту, обеспечивающему максимиза­цию доходной части бюджета.

Современная налоговая система Казахстана регулируется введенным в действие с 1 января 2009 года Кодексом РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет' (Налоговый Кодекс). Данный документ регламентирует качественно новые отношения между государством и налогоплательщиками.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных