![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА 10 Финансы домашних хозяйствЦель лекции: изучить специфику организации финансов домашних хозяйств. Основные вопросы: 1. Понятие и функции финансов домохозяйств 2. Финансовые ресурсы и бюджет домашних хозяйств 3. Государственное регулирование уровня жизни населения.
1. Выделение финансов домашнего хозяйства в самостоятельное звено финансовой системы в условиях рыночных отношений, когда кругооборот капитала охватывает преобладающую часть процесса производства, обусловлено рядом факторов. Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Домохозяйство объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты и не заняты в общественном производстве. Сущность финансов домохозяйств находит свое проявление в функциях. По мнению Г. Б. Поляка они выполняют две базовые функции: - обеспечения потребностей семьи денежными средствами (эта функция создает реальные условия существования членов данной семьи). Распределительная функция финансов домохозяйств охватывает первичное распределение национального дохода и формирование первичных доходов семьи. В результате ТДО, появления, а за тем и увеличения рынка произошло: расширение материальных, социальных, культурных и иных потребностей семьи; создание и рост денежных средств домашнего хозяйства; возникновение денежного фонда – семейного бюджета, предназначенного для обеспечения материальными благами. Финансовые отношения домашнего хозяйства включают две группы: 1) отношения между данной хозяйственной единицей и другими звеньями финансовой системы (государственными финансами – бюджетами и внебюджетными фондами, и финансами коммерческих организаций и предприятий), создавая первичные доходы в виде заработной платы, пенсий, пособий и т.п.; 2) отношения между членами домохозяйства, когда средства распределяются и обособляются, образуя обособленные денежные фонды. Обособление средств внутри домохозяйства не меняет собственника, исключая всякую эквивалентность. 2.Финансовые ресурсы домохозяйства – это совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении семьи. Созданный в результате производственной деятельности членов домохозяйства, он выступает частью национального дохода общества. Объем денежного фонда домохозяйства зависит от усилий каждого в хозяйстве. Финансовые ресурсы домохозяйства выступают в виде обособленных денежных фондов, имеющих, как правило, целевое назначение. Государство оказывает существенное воздействие на объем бюджета домашнего хозяйства, так как в рыночной экономке оно полностью интегрировано в общий кругооборот материальных и денежных средств. Это воздействие осуществляется: через налоговую систему – домохозяйства оплачивают налоги, сборы, пошлины и делают другие обязательные отчисления через оплату труда работников в государственном секторе; через предоставляемые различные общественные блага и услуги; через государственное ценообразование. Доходы домашних хозяйств – часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. все физические и умственные усилия людей, совершенные и процессе производства. Валовой доход домохозяйств – это денежные доходы, стоимость натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных государством и предприятиями в натуральном выражении льгот, дотаций, подарков (без учета накопленных сбережений). В валовых доходах преобладают денежные доходы, представляющие собой объем денежных средств, которыми располагает домохозяйство для обеспечения своих расходов. Денежные доходы формируются за счет следующих источников: оплата труда членов домохозяйств, полученная при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премии, постоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспортных услуг, путевок и т.п.; доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендная плата и др.; 3) государственные социальные выплаты (трансферты) пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов. 4) проч. поступлений (страховых возмещений, доходов от реализации имущества и др. 3.В мировой практике одним из индикаторов уровня жизни населения является прожиточный минимум, который используется в государственной социальной политике для определения порога бедности и определения размеров социальных выплат. В определении сущности и величины прожиточного минимума в международной практике более всего распространен подход, основанный на установлении некоего минимума товаров и услуг, предполагающего удовлетворение минимальных потребностей человека – потребительская корзина. Она делится на продовольственную и непродоольственную части. При этом в большинстве стран на долю продовольственных расходов в прожиточном минимуме приходится от 25 до 50%. Соотношение в прожиточном минимуме между продовольственной и непродовольственной частью 70 к 30 % с 2006г. изменяется на соотношение 60 к 40%. Прожиточный минимум как социальный индикатор, является своеобразной точкой отсчета, его используют для оценки уровня жизни населения и измерения бедности и обоснования минимального размера заработной платы, пенсии и иных базовых социальных выплат. Поэтому государственные социальные стандарты, начиная с 2006 года, устанавливаются с учетом прожиточного минимума, а размеры основных социальных выплат – на уровне не ниже этого минимума.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|