Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 12 Государственное финансовое регулирование экономики




Цель лекции: изучить сущность и значение государственного регулирования экономики.

Основные вопросы:

1.Общая характеристика государственного финансового регулирования

экономики

2.Макроэкономическое равновесие и финансы

3.Варианты фискальной политики

Государственное финансовое регулирование экономики – это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.

Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования являются следующие исходные основания.

Учет действия объективных экономических законов развития общества.

Разработка научно-обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов.

Наличие демократической системы выражения взглядов и представляющих их демократических институтов для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп.

Наличие в стране отлаженной законодательной системы.

Государство участвует в экономической жизни общества в большей или меньшей степени в зависимости от ряда факторов: от выбранной модели развития общества, политического устройства, внешних факторов. Экономическая деятельность государства в целом проявляется в следующих функциях:

определение правовой базы, способствующей нормальному ходу экономического развития;

ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции;

перераспределение доходов и богатства;

стабилизация экономики;

перераспределение ресурсов.

Действие названных функций, так или иначе, связано с категорией «Финансы»; в большей степени эта связь проявляется в 3-5 функциях.

Доходы и богатство государство перераспределяет потому, что рыночная система порождает значительное неравенство в их первичном распределении. Государство использует системы налогообложения, трансфертов, регулирования заработной платы, цен для выравнивания доходов граждан (домашних хозяйств). Действия государства по стабилизации экономики включают контроль за уровнем занятости и инфляции, вызываемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также меры по стимулированию экономического роста.

Перераспределение экон.х ресурсов вызывается несовершенством рыночной системы в двух случаях:

отклонения равновесного объёма производства некоторых товаров от их оптимального объёма;

отказе рынка от выделения ресурсов или их недостаточное выделение для производства общественных товаров, благ, услуг.

В первой ситуации производство или потребление ряда товаров и услуг вызывает «побочные эффекты» лиц или групп, не являющихся участниками данных хозяйственных процессов. В зарубежной литературе побочные эффекты называют экстерналиями, переливами

К издержкам переливов относятся те, которые связаны с загрязнением окружающей среды, наличием шума, различных неудобств. В этих случаях производители перекладывают часть своих издержек на население, и затраты производителей становятся заниженными. В результате производители могут иметь больший объём производства, следовательно, для производства данных товаров ресурсы поступают в увеличенных объёмах.

Для выравнивания издержек переливов государство производит регулирующие меры, направленные на снижение производства данных товаров путём воздействия на их предложение:

законодательное ограничение деятельности или требование привести её к условиям, исключающим вредное воздействие; соблюдение норм и стандартов такой деятельности вызовет увеличение издержек и приведёт к соответствию равновесного и оптимального объёмов производства;

введение специальных налогов, равных или близких к издержкам переливов, что повысит общие издержки субъекта хозяйствования и обеспечит состояния равновесия.

В обоих случаях выделение ресурсов на данные товары будет ограничено.

Выгоды переливов создают образование, санитарно-профилактические мероприятия, медицинская помощь, прогноз погоды, и ряд других услуг, выгоды от которых получают не только конкретные пользователи этих благ, но и общество в целом. Пользователи данных услуг формируют лишь рыночный спрос, а выгоды перелива дополняют спрос до истинной величины и обозначают необходимый объём предоставления услуг. Данная ситуация характеризует недостаточность выделения ресурсов на такие услуги.

Регулирующие действия государства направлены на поощрение производства данных услуг и предполагают воздействие как на их спрос (финансирование потребителей), так и на их предложение (финансирование производителей).

Возможны также варианты прямого участия государства в производстве и, соответственно, финансировании отраслей, производящих общественные товары, блага и услуги. Термин «общественный товар» означает товары, услуги, доставляемые членам общества государством; их отличие от частных товаров состоит в том, что его потребление одним членом общества не уменьшает потребительной стоимости товара. «Общественный товар» сочетает три свойства: неделимость среди членов общества, всеобщая доступность и предоставление государством (то есть, минуя рынок с его законами конкуренции). К наиболее характерным общественным товарам относятся: информация, научные теории, образование, современная система транспорта и коммуникаций, прогноз погоды, профилактические прививки. Особенность общественных товаров состоит в том, что от их использования общество в целом получает пользу, и они способны максимизировать прибыль.

Анализ соотношения рыночных и государственных товаров требует конкретно-историчского подхода. Так, с середины 70-х годов происходит широкая приватизация государственной собственности, и то есть товары, которые были общественными, переходят в разряд рыночных. Финансовая политика направлена уже на сокращение производства общественных товаров. С теоретических позиций оптимальное количество общественных товаров определяется согласно теории предельной полезности, когда общая готовность потребителей платить за последнюю дополнительную единицу (т.е. её цена), сравняется с предельными издержками этой единицы общественного товара.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных