ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос №27. Индивидуальные особенности ВНД.Индивидуальные свойства ВНД отражают индивидуальные особенности протекания в ЦНС процессов возбуждения и торможения, а также способности формирования условных рефлексов и динамических стереотипов (запоминание). Способность отдельных индивидуумов контролировать свои потребности и желания, сочетая их со своими возможностями и условиями социальной среды, определяет возможность выработки условных рефлексов и объективно отражает свойства нервной системы, позволяя объяснить особенности поведения человека. На основе многолетнего изучения особенностей образования и протекания условных рефлексов у животных И.П. Павлов выделил 3 основных свойства нервных процессов: · силу процессов возбуждения и торможения; · уравновешенность; · подвижность процессов возбуждения и торможения. Сильные нервные процессы характеризуют способность нервных клеток выдерживать значительные или длительные нагрузки, а слабые процессы возникают в клетках с низким уровнем работоспособности. Поэтому сила нервного процесса характеризует способность вырабатывать условные рефлексы быстро и прочно, а слабость нервных процессов проявляется в том, что рефлексы вырабатываются с трудом и легко угасают. Уравновешенность нервных процессов определяется преобладанием одного из них (возбуждения или торможения) или их уравновешенностью. Это свойство выражается в различной способности отдельных людей к выработке внутреннего условного торможения. Подвижность нервных процессов характеризуется скоростью их возникновения и быстротой сменяемости возбуждения торможением или наоборот. Данное свойство проявляется в разной способности к переучиванию. Разные люди характеризуются различными соотношениями всех этих свойств, которые определяют тип их высшей нервной деятельности. Основные свойства нервной системы обусловлены наследственностью, но подвержены также влиянию условий развития и воспитания данного индивидуума. И.П. Павлов считал, что основные типы высшей нервной деятельности, обнаруженные на животных, совпадают с четырьмя темпераментами, установленными для людей греческим врачом Гиппократом в IV веке до н.э. На основе возможной комбинации свойств нервных процессов И.П. Павлов выделил четыре основных типа ВНД. Сильный уравновешенный подвижный тип (сангвиник) отличается высокой подвижностью нервных процессов, их силой и уравновешенностью положительные и отрицательные (тормозные) условные рефлексы образуются у данного типа быстро после малого числа повторений. Динамический стереотип формируется легко и быстро, а также возможно развитие сложного динамического стереотипа, включающего положительные и отрицательные условные рефлексы. Дети, относящиеся к данному типу, - сильные, спокойные, живые, деловитые, общительные, быстро ориентируются в обстановке. Речь их громкая, быстрая, раздельная, с правильными ударениями и интонациями, плавная, с богатым словарным запасом, сопровождается жестикуляцией и мимикой. Люди, относящиеся к данному типу, обладают хорошей способностью к преодолению трудностей (сила), умеют быстро ориентироваться в новой обстановке (подвижность) и отличаются большим самообладанием (уравновешенность). Сильный уравновешенный инертный тип (флегматик) при значительной силе нервных процессов характеризуется их низкой подвижностью. Положительные условные рефлексы образуются очень быстро, но несколько медленнее тормозных, которые развиваются очень быстро и становятся прочными. Динамический стереотип формируется медленно, но возможно возникновение сложного динамического стереотипа. Дети с таким типом ВНД сильные, спокойные, сосредоточенные, имеют отличное поведение и успеваемость, но медленно сходятся с другими детьми. В трудных ситуациях повышают активность и начинают энергично действовать. Речь таких детей медленная, спокойная, без эмоций и мимики, но с нормальным словарным запасом. Люди данного типа обладают весьма высокой работоспособностью (сила), умеют сдерживаться (уравновешенность), но несколько замедленны в принятии решений и не любят изменять свои привычки (инертность). Сильный неуравновешенный тип (холерик) характеризуется сильной нервной системой с преобладанием процессов возбуждения над торможением ("безудержный"). Повышенная возбудимость коры и подкорки у таких детей приводит к тому, что положительные условные рефлексы образуются быстро и легко, а отрицательные - очень медленно и они весьма неустойчивы. Выработка динамического стереотипа затруднена, а сложного динамического стереотипа - практически невозможна. Дети отличаются непостоянством характера, трудно справляются со своими инстинктами и эмоциями. Поведение их часто нарушается, а воспитание усложняется. Они неспокойные, мало внимательные, много разговаривают, подвижны, быстро сходятся с другими детьми, но также быстро и легко расходятся. Речь этих детей упрощена, груба, отрывиста. Люди этого типа увлекающиеся, способные много сделать (сила), но не знающие меры как в работе, так и в отношениях с людьми (неуравновешенность). Слабый тип (меланхолик) характеризуется пониженной возбудимостью коры, что проявляется в низкой работоспособности корковых клеток (слабость нервных процессов) и в длительных тормозных фазах. Как положительные, так и отрицательные условные рефлексы у данного типа образуются с трудом, они неустойчивы, преобладает внешнее (безусловное) торможение. Выработать сложный динамический стереотип у таких людей практически невозможно. Дети, относящиеся к данному типу, вялые, мало интересуются окружающим, склонны к уединению. Любят вспоминать прошедшее, о будущем думают с тревогой. Часто жалуются на жизнь, тяжело переживают ссоры, легко обижаются, жизненные невзгоды воспринимают как трагедию. Речь этих детей слабая, замедленная, малый словарный запас, тихий голос. Люди этого типа слабовольные, боящиеся трудностей, легко подчиняются чужому влиянию, всегда находятся во власти опасений, тревожного чувства и тоскливого настроения. В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И.П. Павлов наряду с четырьмя общими для человека и животных типами выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности: 1. Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами, для них характерно образное, предметное мышление. 2. Мыслительный тип. Это люди с преобладанием второй сигнальной системы, "мыслители", с выраженной способностью к абстрактному мышлению. 3. Большинство людей относится к среднему типу с уравновешенной деятельностью двух сигнальных систем. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения. Вопрос № 28. Возрастные особенности и взаимодействие 1-й и 2-й сигнальных систем (рефлексы 1-й и 2-й систем) Сигнальные системы это системы нервных процессов, временных связей и реакций, формирующиеся в головном мозге в результате воздействия внешних и внутренних раздражений и обеспечивающие тонкое приспособление организма к окружающей среде. Учение о сигнальных системах принадлежит Павлову И.П, понятия введены в 1932 г. К первой сигнальной системе относятся раздражители, характеризующие пространство и время. Для восприятия этих раздражителей в процессе эволюции сформировались специальные системы чувствительных образований - анализаторные (сенсорные) системы. К рефлексам 1СС относятся безусловные и условные, вызываемые конкретными раздражителями внешней среды (свет, вкус, звук, запах). Особое место занимают рефлексы на время, образование которых связано с регулярным повторением одних и тех же раздражителей в одно и то же время. 1СС — основа непосредственного отражения действительности в форме ощущений и восприятий. Вторая сигнальная система. Раздражителями 2СС служат словесные и любые другие знаковые сигналы (цифры, иероглифы, нотная грамота, дорожные знаки), восприятие которых при отсутствии научения не связано с возникновением какого-либо конкретного образа (вида, звука, запаха, температуры и т.д.) и рефлекторной реакции на него. В результате этих раздражителей образуется временная условная связь между конкретным сигналом и условным речевым сигналом (словом) - речевые условные рефлексы. 2СС свойственная только человеку. Человек обладает способностью обобщать словом бесчисленные сигналы 1СС; при этом слово, по выражению И. П. Павлова, становится сигналом сигналов. Анализ и синтез, осуществляемый корой больших полушарий головного мозга, в связи с наличием 2СС касается уже не только отдельных конкретных раздражителей, но и их обобщений, представленных в словах. 2СС возникла в процессе эволюции, в процессе общественного труда. Способность к обобщённому отражению явлений и предметов обеспечила человеку неограниченную возможность ориентации в окружающем мире и позволила ему создать науку. 1СС и 2СС — различные уровни единой ВНД, но 2СС играет ведущую роль. Формирование 2СС происходит только под влиянием общения человека с другими людьми, т. е. определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Характер взаимодействия 1СС и 2СС может варьироваться в зависимости от условий воспитания (социальный фактор) и особенностей нервной системы (биологический фактор). Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем. Обе сигнальные системы находятся в постоянном взаимодействии. Если сигналы 2СС (слова) не имеют опоры в 1СС (не отражают того, что было получено через нее), то они становятся непонятными. Так, слово на иностранном языке, которого мы не знаем, ничего нам не говорит, так как за этим словом нет для нас конкретного содержания. Но и одни первые сигналы не дают глубоких и полных знаний о мире. Лишь при посредстве 2СС (речи) человек научился расширять свои сведения, обобщая отдельные факты, устанавливая важные для себя закономерности. Благодаря 2СС люди углубляют и сохраняют свои знания. У детей первых лет жизни имеет место абсолютное преобладание роли 1СС в ВНД; это преобладание выражено тем отчетливее, чем младше ребенок. Первыми формируются пищевые условные рефлексы на вкус и запах, далее вестибулярные, затем на звуки и потом уже на зрительные раздражители. Как отметил еще И. М. Сеченов (1952), объектом мышления для детей этого возраста может быть лишь то, что они видят, слышат, могут потрогать руками, — связи между предметами и явлениями, их отношения для предметной мысли недоступны». Роль 2СС возрастает постепенно, формирование отвлеченного словесного мышления происходит на протяжении многих лет. В процессе индивидуального развития у человека постепенно изменяется соотношение между 1СС и 2СС. До 7 лет у ребенка преобладает 1СС, а затем, по мере того как он овладевает речью, 1СС сменяется 2СС, которая постепенно становится ведущей. Однако 1СС еще сохраняет свое значительное влияние к моменту начала обучения в школе, что необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и не злоупотреблять словом, а всегда сочетать его с действием конкретных раздражителей (наглядные пособия). К семи годам роль 2СС повышается и слово в этом возрасте уже становится самым важным сигналом, что позволяет только в этом возрасте эффективно применять его в качестве самостоятельного подкрепления для образования новых условных связей. В раннем возрасте злоупотребление словом без достаточной связи с конкретным предметом или действием не только малоэффективно, но и наносит ребенку функциональный вред. В младшем школьном возрасте, в связи с дальнейшим развитием 2СС, словесная сигнализация (похвала, оценка, запрет) ускоряет образование условных рефлексов и может играть роль подкрепления. 1СС и 2СС неотделимы друг от друга. У человека все восприятия, представления и большинство ощущений обозначаются словом. Из этого следует, что возбуждение 1СС, вызываемое конкретными сигналами от предметов и явлений окружающей среды, передается во 2СС. Обособленное функционирование 1СС без участия 2СС возможно у ребенка только до овладения им речью. Любое обучение и любая творческая деятельность связаны с развитием и совершенствованием 2СС. В последующем 2СС как высший регулятор человеческого поведения преобладает над 1СС и в некоторой мере даже подавляет ее. Вместе с тем, 1СС в известной степени определяет деятельность второй. К закономерностям взаимодействия СС относится явление элективной или избирательной иррадиации нервных процессов между двумя системами. Оно обусловлено наличием нервных связей, формирующихся в процессе онтогенеза между непосредственными раздражителями и обозначающими их словами. Явление элективной иррадиации из 1СС во вторую впервые было описано в 1927г. О.П. Капустник. У детей на звонок при пищевом подкреплении вырабатывался двигательный условный рефлекс. Затем условный раздражитель (звонок) заменяли разными словами. Оказалось, что только при произнесении слова «звонок», а так же показа карточки, на которой написано «звонок», возникает условная двигательная реакция. Элективная иррадиация возбуждения была получена и для вегетативной реакции после выработки на звонок условного оборонительного рефлекса. Замена звонка на фразу «Даю звонок» вызывает такую же оборонительную реакцию: сужение сосудов руки и головы, как и сам звонок. Избирательная иррадиация возбуждения происходит из 2СС в первую. Между СС существует иррадиация торможения. Выработка дифференцировки на первосигнальные стимулы может быть воспроизведена при их замене соответствующими словами. Элективная иррадиация между СС возникает как кратковременное явление после выработки условных связей. Другой особенностью взаимодействия СС является их взаимное торможение (или взаимная индукция). Выработка условного рефлекса в пределах 1СС (напр. Мигательного условного рефлекса) задерживается в условиях 2СС (напр. при устном решении арифметической задачи). Связь СС, которая обозначается как «словесный раздражитель – непосредственная реакция», имеет самое широкое распространение. Все случаи управления поведением, движением с помощью слова относятся именно к этому типу связи. При этом речевая регуляция осуществляется не только с помощью внешних речевых сигналов, но и через внутреннюю речь. Другая форма взаимоотношений 1СС и 2СС –«непосредственный раздражитель – словесная реакция» или функция называния. (Иррадиация - это процесс распространения процессов возбуждения или торможения в кору больших полушарий головного мозга) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|