ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос №29. Доминирующая мотивация как объект воспитательной работы.Доминанта (лат. господство, владычество) - временно господствующий нервный центр, подчиняющий себе деятельность всего рефлекторного аппарата и определяющий целесообразное поведение животного и человека. Учение о доминанте было создано А.А. Ухтомским в 1923 г. Под доминантой Ухтомский понимал формирование в мозге функционального объединения нервных центров, обеспечивающего поведение, которое необходимо для удовлетворения жизненно важной в данное время потребности. Мотивация поведения возникает в том случае, если ликвидировать потребность за счет внутренних резервов не удается. Это приводит к нарастанию и иррадиации возбуждения в кору головного мозга, происходит как бы осознание потребности, что и служит побуждающим фактором поведения. Для доминирующего очага возбуждения характерен ряд особенностей: повышенная возбудимость, стойкость, отрицательная индукция, способность к суммированию возбуждения и инерция, т.е. способность продолжать реакцию, когда первоначальный стимул уже миновал. Выбор доминирующей мотивации поведения происходит на основе доминирующей потребности и сопоставления внешней информации с прошлым опытом, приобретенным в процессе обучения и воспитания. При этом из множества вариантов прошлого опыта выбирается тот, который на данный момент и в данных условиях станет доминирующей мотивацией поведения. Так, например, при голоде, когда возникает пищевая потребность (желание поесть), у людей, получивших разное воспитание и имеющих разный жизненный опыт, на основе одной и той же потребности возникают разные мотивации поведения. Один человек пойдет зарабатывать деньги, чтобы удовлетворить эту потребность, другой займется натуральным хозяйством, третий охотой и рыбалкой, четвертый будет просить милостыню, а пятый пойдет на преступление. Человек отличается от животных тем, что наряду с биологическими доминантами у него при соответствующем воспитании формируются мощные доминанты, связанные с удовлетворением социальных потребностей. Данные доминанты могут подчинять себе поведение человека на протяжении месяцев, лет, а иногда и всей жизни. Например, студент, готовясь к важному экзамену, может долгое время не реагировать на целый ряд как внешних, так и внутренних раздражителей. Социальные мотивации поведения формируются под влиянием социальной среды. От умения родителей и педагогов использовать уже имеющиеся у ребенка доминанты и создавать на их основе новые во многом зависит эффективность обучения и воспитания. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|