ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос №34. Основные элементы режима дня и их значение для роста и развития детей и подростков. Динамический стереотип.
Недостаточная функциональная зрелость коры больших полушарий мозга детей и подростков и слабость их высшей нервной деятельности проявляется в: - повышенной утомляемости и низкой работоспособности; - слабой концентрации и легком переключении внимания; - преобладание конкретного образа мышления. В связи с этим при интенсивной или длительной учебной работе у детей развивается утомление, а иногда и переутомление. Утомление – защитная реакция организма, сигнал о необходимости прекращения данной работы. Проявляется в падении внимания, замедлении мышления и нежелании продолжать данную работу. Утомление проходит две стадии: фазу двигательного беспокойства и фазу успокоения с явлениями вялости и сонливости. У ослабленных детей первой фазы может не быть, а сразу начинается вторая. Утомление может перейти в переутомление – патологическое состояние, связанное с нарушением состояния здоровья организма и функционального состояния его систем. Оно характеризуется: снижением работоспособности, успеваемости, потерей аппетита, нарушениями сна, снижением памяти, внимания, неуравновешенностью, раздражительностью, рассеянностью, безразличием, головными болями, снижением сопротивляемости к инфекциям и т.д. Утомление и переутомление сопровождаются объективными признаками нарушения состояния здоровья – от функциональных сдвигов до появления патологических симптомов и различных заболеваний. Однако работоспособность человека может быть значительно снижена еще до появления признаков утомления и переутомления. Такое состояние носит название усталости. Усталость – субъективный признак развивающегося утомления, являющегося следствием физической или умственной работы, выполняемой при отсутствии потребности в данном виде деятельности, и представляет собой психическое состояние переживания, которое сопровождается отрицательными эмоциями. С целью снижения утомления, повышения работоспособности и познавательной потребности детей и подростков учебный процесс должен осуществляться при определенном чередовании различных видов деятельности, т.е. на основе режима. В основе всех режимных мероприятий лежит динамический стереотип – вид деятельности человека, представляющий цепочку условных рефлексов, следующих в определенном порядке друг за другом и через определенные интервалы времени, когда конец одного условного рефлекса является сигналом для начала следующего. Формируемый в процессе учебы динамический стереотип является основой педагогической практики. Основными элементами режима дня школьника являются: - продолжительность различных видов деятельности (учеба, игры и т.д.), их регулярность и чередование; - достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе под оздоровительным воздействием солнца; - регулярное питание; - полноценный сон – достаточный по времени и протекающий в хороших условиях (свежий воздух, тишина и др.) Элементами режима общеобразовательного детского учреждения являются: - продолжительность учебного года и каникул в течение календарного года; - распорядок занятий в течение учебной недели и дня; - продолжительность урока и правильное его построение; - организация перемен между уроками. Организация сна имеет особое значение. Во сне восстанавливается работоспособность, снимается эмоциональное напряжение. Дети и подростки должны спать не менее 8-9 часов в сутки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|