Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. 1.Текст(от лат. textus – ткань, сплетение, соединение) можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц:




1.Текст (от лат. textus – ткань, сплетение, соединение) можно определить как объединенную смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц: высказываний, сложных синтаксических целых, фрагментов, разделов и т. д.

2. Два подхода к пониманию текста. В настоящее время нет единой точки зрения на то, считать ли текст единицей языка, высшим уровнем языковой системы, стоящей над предложением, или рассматривать текст как продукт речевой деятельности.

В связи с этим одно направление в исследовании текста основано на познании и описании грамматической природы текста, как в высшей ступени в системе языковых единиц.

Другое направление в исследовании текста связано с явлениями речевого характера, и поэтому при описании текста раскрываются его коммуникативные возможности. Такое различие исходных позиций находит отражение в определениях текста, содержащихся в лингвометодической литературе.

Сравните следующие определения текста:

«Текст – важнейшее лингвистическое понятие. В нём сходятся все сведения о языке, речи. Текст – это реальная единица общения. Фактически мы пишем текстами, говорим текстами». (Г.Я. Солганник)

«Текст является высшей единицей синтаксического уровня. В основе конкретных речевых произведений – лежат общие принципы построения текстов; они относятся не к области речи, а к системе языка. Следовательно, текст надо считать не только единицей речи, но и единицей языка». (О.И. Москальская)

3. Текст – это речь или язык? При всех различиях вышеприведенных определений текста – в них есть много общего.

Все сходятся во мнении, что текст реализуется в письменной форме, что текст – это законченное произведение, что текст имеет внутреннюю структуру, определенное строение, обладает средствами связности его частей, которые не позволяют ему «рассыпаться» на отдельные предложения.

Казалось бы, существенных различий в подходах к осознанию природы текста у ученых нет. Имеющиеся различия связаны с решением вопроса о том, к какой системе относится текст: к системе языка или речи.

Текст всегда связан с актом коммуникации. Именно эта очевидная соотнесенность текста с актом коммуникации, его творческий характер, казалось бы, убеждают в том, что текст – явление речевое и только речевое.

По мнению же ученых, придерживающихся другой точки зрения (И.Р. Гальперин, О.И. Москальская), текст – это моделируемая единица языка, микросистема, функционирующая в «обществе в качестве основной языковой единицы», как смысловая коммуникативная законченность.

4. Свойства научного текста и правила его построения. Основнымисвойствами научного текста считаются связность, цельность и логичность.

Научной речи свойственно именно «подчеркнутая логичность» - одна из главных её черт. Весь строй речи направлен на то, чтобы выразить логику изложения. Этому служат специальные языковые и речевые средства и в лексике, и в синтаксисе предложения, и в структуре текста.

Цельность (целостность) текста проявляется на уровне содержания (единство темы), функции (стилистическое единство) и формы (структурное единство). Целостность текста определяется наличием границ текста (начала и конца), завершенностью и связностью, которая проявляется в том, что все компоненты текста взаимосвязаны между собой.

Связность текста проявляется в объединении таких его аспектов, как содержание, оценка содержания, композиция содержания, а также связь предложений, абзацев.

При построении текста следует подбирать предложения с точки зрения целого высказывания, поскольку предложения вне высказывания не является коммуникативной единицей, так как не обладает смысловой полноценностью.

5. Для научного сочинения характерна стройная композиция. В каждом тексте выделяется структурно-смысловые компоненты (части): заголовок, введение, основная часть, заключение. Заголовок (название) научного произведения – это информативная единица; он обычно отражает тему данного текста и должен соответствовать содержанию этого текста.

Можно выделить несколько типов заголовков:

о предметах, например: Метеориты; «Звездные раны»; Ядро Земли; Мантия Земли;

о процессах, например: Перекристаллизация; Земной магнетизм; Выветривание; Метаморфизм;

о свойствах, например: Теплопроводность; Сверхпластичность; Жаропрочность; Радиоактивность Земли;

о связях и отношениях, например: Связь месторождений с изверженными породами; Значение выветривания при формировании месторождений; Роль магнитных полей в явлениях, происходящих на Солнце;

о человеке и его деятельности, например: Альфред Лотар Вегенер; Открытие земного магнетизма; Описание магматических горных пород.

6. Введение (вводная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается выбор темы исследования, описываются методы, используемые в процессе исследования, формулируется цель работы.

При формулировании цели можно использовать такие стереотипы:

Цель работы -… раскрыть специфику;

…выявить закономерности (выявление закономерностей);

..создать типологию (создать типологии);

.. объяснить явление;

... описать функции;

… разрабатывать модель (разработка моделей);

… охарактеризовать систему;

…обобщить факты;

…систематизировать элементы (систематизация элементов).

Основная часть текста монографии (курсовой, дипломной работы) делится на главы в соответствии с задачами работы. В небольшой по объему статье части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац.

Заключение имеет форму выводов, соответствующих этапам исследования, либо форму краткого резюме.

7. Научный текст может быть сжато, представлен в виде логической схемы.

Таблица 1

Основной тезис – это утверждение, которое требует обоснования. Он включает в себя предмет речи (о чём говорится в тексте) и главный анализируемый признак (что говорится об этом предмете).   Аргументы – это основания тезиса; доказательства.   Иллюстрации – примеры, подтверждающие теоретические положения.   Вывод содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования. Минералы образуются в природе при определенных фифизико-химических условиях среды.     Аргумент 1.Изменение этих условии, например, состава среды, приводит к изменению состава минералов, а это в свою очередь отражается на их цвете. Иллюстрация 1. Рассмотрим, как зависит цвет минерала от его состава, а сле­довательно, и от условий образования. Примером могут служить минеральные виды граната. Гроссуляр Ca3Al2[Si04]3 — гранат светло-зеленого цвета, ха­рактерен для контактов с известняками. Иллюстрация 2.Альмандин Fe3Al2[SiOJ — гранат красного или фиолетового цвета. Это самый распространенный из гранатов, обычен для кри­сталлических сланцев и гнейсов. Спутниками альмандина явля­ются слюды. Происхождение граната в данных случаях метамор­фическое. Иллюстрация 3.Уваровит Ca3Cr2[SiO4]3— имеет изумрудно-зеленый цвет. Это редкий гранат, встречается исключительно с хромистым желез­няком среди ультраосновных пород. Иллюстрация 4. Пироп Mg3Al2[Si04]3 — имеет темно-красный цвет, находится в ультраосновных породах, богатых магнием и продуктами их раз­рушения. Характерен для алмазоносных пород (кимберлитов) Южно-Африканской Республики и Якутии. Происхождение гра­ната в данных случаях магматическое. Таким образом, по цвету граната можно определить принад­лежность образца к тому или иному процессу минералообразования, его состав, высказать предположение о возможности нахож­дения других минералов, в том числе практически ценных.

 

8. Тематическое единство текста. Оно выражаетсяв том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи (с темой высказывания) и с коммуникативной установкой (пишущего) – с задачей и основной мыслью высказывания.

Тематическое единство текста находит выражение в заголовке. Заголовок – один из существенных признаков текста, который связан с другим – завершенность текста, его концовка.

Обозначение темы нередко содержится в начальных предложениях.

9. Наличие в тексте взаимообусловленных частей. В тексте в зависимости от его величины - можно выделить главы, разделы, сложное синтаксическое целое.

В письменной речи части текста выделяются графически. В устной речи они могут обозначаться более или менее значительными по длительности паузами. Каждая из названных частей (фрагментов текста), обладающая своей особой темой сохраняет смысловую самостоятельность и законченность при извлечении из текста. Минимальным текстом является сложное синтаксическое целое.

Основная литература

14 [217-221]; [193-196]. 8 [185,186]; 13[78]

Дополнительная литература

24 [50-51; 60-61; 68-69].

Контрольные вопросы

1. Что такое текст? Как производится анализ научного текста?

2. Какие структурно-смысловые компоненты выделяются в тексте?

3. Какие можно выделить типы заголовков?

4. Какие виды и способы связи предложений в тексте вам известны (цепная, параллельная)?

5. В виде какой схемы может быть представлен научный текст?

Абзац и ССЦ

Задание 1. Произведите сжатие текста. 1.Первый абзац- второе предложение за счет исключения причастного оборота; второй абзац- три СПП преобразовать в простые; третий абзац- первые два предложения преобразовать в одно; Четвертый абзац- исключить последнее предложение; пятый абзац- в первом предложении исключить причастный оборот; убрать второе предложение, третье и четвёртое предложения преобразовать в одно; исключить седьмое предложение, последние три предложение преобразовать в одно; шестой абзац- второе и третье предложения исключить.

 

Коррозия и защита от неё

Вокружающем нас мире мы часто сталкиваемся с явлением коррозии. Коррозией называется разрушение металлов, вызывае­мое химическими или электрическими процессами. Коррозия еже­годно уничтожает миллионы тонн металла и изделий из него.

Ученые различают несколько видов коррозии. Коррозия назы­вается сплошной, если она захватывает всю поверхность металла. Коррозия может быть химической и электрохимической. Она яв­ляется химической, если после разрыва металлической связи атомы металла соединяются с атомами, которые входят в состав окис­лителей. Коррозия является электрохимической, если атомы ме­талла вступают в связь не с окислителем, а с другими компонен­тами коррозийной среды.

Любой стальной предмет под действием атмосферного возду­ха разрушается или ржавеет. Это объясняется образованием гидроксидов железа в результате взаимодействия атомов железа с кислородом и водой. Ржавление вначале происходит медленно, но с появлением ржавчины процесс идет значительно быстрее. Еще быстрее идет коррозия, если воздух или вода загрязнены автомобилями или промышленными отходами. Выброс в воздух окислов серы и азота, соединений хлора приводит к образованию «кислых» дождей, в результате которых разрушаются мосты, зда­ния, скульптуры.

Помимо атмосферной коррозии, большой ущерб наносит кор­розия, которая встречается в промышленности, особенно в хи­мическом производстве. Отсюда понятно, какое большое значе­ние имеет борьба с разрушением металла.

Самый надежный способ защиты металла — использование материалов, не подвергающихся коррозии. Например, добавле­ние к стали титана, хрома, никеля значительно увеличивает ее антикоррозийные свойства. Можно защитить металл от разруше­ния путем изоляции от окружающей среды. Для этого поверхность металлов покрывают лаками, красками, а иногда и слоем другого металла: олова, цинка, никеля, хрома. Покрытие особенно часто применяют для защиты от атмосферной коррозии. Однако покры­тие надо периодически обновлять, и такой способ защиты метал­ла оказывается довольно дорогим. Так, на покрытие Эйфелевой башни в Париже израсходовано столько краски, что ее стоимость уже превышает стоимость самой башни. В качестве покрытия можно применять и полиэтиленовую пленку. Сейчас такое покрытие ис­пользуется все чаще. А трубопроводы иногда покрывают особой пастой, которую наносят на металлическую поверхность.

Материалы, способные противостоять разрушительному дей­ствию среды, называются коррозийностойкими. Под стойкостью металла понимают его способность сопротивляться коррозии в конкретной среде или группе сред. Материал, стойкий в одной среде, может интенсивно разрушаться в другой. При подборе ма­териалов, стойких к воздействию различных агрессивных сред в тех или иных условиях, пользуются справочными таблицами кор­розионной и химической стойкости материалов.

 

Задание 2. Прочитайте текст. Разделите его на абзацы, основываясь на правилах построения абзаца и выделении ключевых слов и предложений. Помните, что ключевые слова начинают новую подтему и показывают, как развивается тема текста.

 

Утилизация шлама

В проблеме антропогенного (техногенного) изменения окружаю­щей среды особое место занимает загрязнение атмосферы, что связано с рядом обстоятельств. Первое обусловлено тем, что солнечное излу­чение, проходя через атмосферу, частично трансформируется, причем характер трансформации зависит от содержания в воздухе не только основных, но и многих малораспространенных газов, среди которых обычно выделяют метан и фреоны. Считается, что рост концентрации последних приводит к уменьшению озонового слоя и, как следствие, к увеличению числа заболеваний раком кожи. Во-вторых, из-за высокой скорости движения воздушных масс выбросы вредных веществ могут переноситься в течение короткого времени на большие расстояния - в сотни и тысячи километров, что приводит к глобальному загрязнению других компонентов биосферы: почвы, растительности, поверхностных вод. морей и океанов. Кроме того, содержание в воздухе различных веществ, в том числе токсичных:, приводит к накоплению их в челове­ческом организме. Действительно, в течение суток человек потребляет около 20м3 (15кг) воздуха.Антропогенные источники из года в год становятся значимыми. Наиболее существенными среди них являются производство энергии, черная и цветная металлургия, автотранспорт, предприятия по произ­водству строительных материалов, нефтехимическая и химическая промышленность.В Жамбылском регионе источником загрязнения в основном яв­ляются фосфороперерабатывающие производства. В процессе получе­ния желтого фосфора определенная часть его переходит в шламы. Шламы не могут быть удалены в отвалы не только по экономическим причинам, но и по экологическим. Захоронение шламов, учитывая свойства желтого фосфора (высокая токсичность, самовоспламсняе-мость на воздухе), создаст реальную угрозу загрязнения почвы, грун­товых вод, водоемов и воздушного бассейна, что в свою очередь усу­губляет безопасность жизнедеятельности в целом по территории горо­да Та раз.Поэтому закономерный интерес представляют работы, направ­ленные на поиск новых способов выделения фосфора из шламов. На­ми предлагается новый способ выделения фосфора из шламов с ис­пользованием твердофазных сорбентов с развитой поверхностью.В соответствии с современными представлениями фосфорный шлам это трудноразрушимая эмульсия фосфора в воде, стабилизиро­ванная высокоактивными загрязняющими веществами и тонкодис­персными твердыми частицами. Изучая состав шлама выделяют три его компонента: фосфор, минеральную часть и воду. В результате ста­тистической обработки анализов шлама был сделай вывод, что он представляет собой концентрированную эмульсию коагуляционного типа, а минеральные примеси адсорбированы на поверхности капель фосфора и распределены в водной сфере. Устойчивость шламов к рас­слоению связывают с агрегатообразованием за счет адсорбционных сил сцепления между фосфором и мельчайшими минеральными и уг­леродистыми частицами, с образованием из частиц прочного простран­ственного каркаса в процессе отстаивания, где образованию первичных структур способствуют конденсированные фосфаты щелочных метал­лов.Рассматривая фосфорный шлам как стабилизированную высоко­активными загрязнениями эмульсию фосфора в воде, следует выде­лить направление в области переработки шламов жидкофазным спосо­бом разрушения его структуры. Поэтому большой интерес представ­ляют исследования, направленные на поиск новых способов выделения высококачественного фосфора из шламов, например, с использованием твердых пористых сорбентов с высокоразвитой поверхностью, в част­ности природных сорбентов на основе вермикулитов и бентонитов.Сорбционное разрушение структуры фосфорного шлама с после­дующим выделением из него фосфора и его доочистка основана на использовании доступной развитой поверхности гидрофильных мине­ральных сорбентов, обладающих развитой мезопористостью. Такие сорбенты, содержащие не менее 20-70% пор с эквивалентными радиу­сами 3-220нм (от общего объема всех разновидностей лор) в условиях динамического процесса эффективно поглощают органические и ми­неральные примеси, стабилизирующие эмульсию фосфора в воде, в результате чего стабильность эмульсии нарушается. Адгезия капелек фосфора сорбентом сопровождается растеканием по доступной по­верхности твердого тела, с последующим слипанием под действием поверхности энергии. Образующиеся крупные капли легко отделяются от сорбента под действием силы тяжести.Кроме того, имея в виду, что извлечение фосфора из шламов пре­дусматривается в динамических условиях, в водной среде, при гидро­статическом или повышенном давлении, при температуре 80-75°С, сорбенты должны обладать повышенной механической прочностью на истирание и 100%-ой водостойкостью.Лабораторные исследования и испытания по сорбционному выде­лению фосфора из шламов на опытной установке и отработка опти­мальных параметров работы опытно-промышленной технологической линии позволили сделать вывод о целесообразности проведения процесса разрушения структуры шламов, содержащих фосфора не менее 60% и минеральной части более 5% на установке непрерывного дейст­вия. Для организации непрерывности процесса установка должна обес­печиваться постоянной подпиткой свежего сорбента и удалением его после отработки, то есть процесс должен быть непрерывным не только по конечному продукту - желтому фосфору, но и по сорбенту.За период испытаний на опытной установке, работающей в не­прерывном режиме, показана принципиальная возможность получения токарного фосфора из шламов любой дисперсности.По результатам работы опытной установки на разных режимах сделаны следующие выводы:

- производительность установки, работающей при атмосферном давлении составила 0,21 кг/час по конечному продукту - желтому фосфору (после усовершенствования узла фильтрации (для очистки фосфора от взвесей) производительность увеличена до 0,62 кг/час):­­

- при работе установки под давлением (шлам передавливался в разделительную колонну из герметичной емкости горячей водой) производительность установки по фосфору составила 5,7кг/час.­
Основным преимуществом опытно-промышленной установки яв­ляются осуществление непрерывности ведения процесса с постоянной подпиткой свежего я выгрузкой отработанного сорбента. Способность работы ОПУ на шламах любой дисперсности. Возможность переработ­ки шламов с содержанием фосфора менее 60% и минеральной части шлама более 5% с получением элементарного фосфора, которые неце­лесообразно проводить в аппаратах колонного типа, работающих в периодическом режиме.На основании проведенных теоретических исследований и техно­логических испытаний выделения фосфора из шламов сорбентами на основе бентонитов и вермикулитов нами рекомендуется для фосфор­ных производств технологическая схема с полной утилизацией отхо­дов. Согласно этой схеме исходная бентонитовая глина первоначально измельчается до фракции < 0,13мм, смешивается с водой и технологи­ческими добавками (сажа К-354). Затем сорбционная смесь подверга­ется термообработке, обеспечивающее высокую механическую проч­ность и максимальную водостойкость.Из хранилища исходный фосфорсодержащий шлам передавлива­ется горячей водой (Т=338К) в сорбционную колонну, заполненную гранулированным сорбентом. Разделение фосфора от минеральной части и органики происходит при температуре 70°С. После выделения фосфора из шламов, фосфор из разделительной колонны самотеком поступает в приемную емкость. В целях повыше­ния скорости процесса и снижения гидростатического сопротивления слоя, сорбент периодически подвергается противоточной отмывке от минеральных примесей (горячей водой при Т=338-353К или раствором ТПФ - Na), загрязняющих его в процессе разрушения структуры шла­ма. Образующиеся промывные воды со взвесями, содержащие в своем фосфор (0,3%), направляются на стащшю нейтрализации стоков.Отмытые от взвесей сорбенты используются повторно для разру­шения структуры шламов до полной его отработки. Отработанный сорбент обезвреживается (прямотоком) растворами окислителей (CuSO-10; KMnO - 5%), отходы сточных вод, образующиеся при этом, также направляются на станцию нейтрализации.Для полного удаления фосфора из сорбентов проводится отгонка остаточного фосфора с водяным паром или термическая обработка. Образующиеся при перегонке фосфор на станцию нейтрализации.Обезвреженный и очищенный от фосфора отработанный сорбент-содержаший 8-10% Р2О5, 32% SSiO+Al2O3 - размалывается на мельни­це Лише (с получением фракции 0,02-(),04мм) для приготовления сус­пензии (р=1,25-1,3г/см3), которую рекомендуется использовать при грануляции (окомковании) размолотого фосфатного сырья, по обычной технологии освоенной на фосфорных заводах.В заключении необходимо отметить, что разработанная техноло­гия имеет достаточно высокую конкурентоспособность, так как Казах­стан располагает достаточными запасами бентонита (Дарбазинское, Кушмурунское месторождение) и вермикулита (месторождений Кулантау, Ирису и Жыланды).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных