Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 16. Методика расследования дорожно-транспортных происшествий




По механизму совершения дорожно-транспортные происшествия подразделяются на: а) столкновение транспортных средств; б) наезд транспортного средства на пешехода; в) наезд транспортного средства на препятствие; г) опрокидывание транспортного средства; д) выпадение пассажиров из транспортного средства.

Расследование ДТП имеет свои особенности, которые вытекают из самого характера ДТП и специфичности его объектов. Обобщение практики расследования ДТП позволяет выделить три типичные следственные ситуации.

1) Водитель, транспортное средство и потерпевший находятся на месте происшествия, либо о них имеются достоверные сведения.

Данная ситуация является самой распространенной. Характер имеющейся информации в значительной мере определяет вид и последовательность следственных действий: осмотр места происшествия; допрос свидетелей-очевидцев, потерпевшего, водителя; освидетельствование водителя и потерпевшего; назначение автотехнической и судебно-медицинской экспертиз.

2) Потерпевший находится на месте происшествия, а водитель и транспортное средство отсутствуют, и сведений о них нет.

Эта ситуация характеризуется наличием сведений о времени, месте совершения происшествия, его последствиях. Для расследования в этих условиях характерна следующая последовательность следственных действий: осмотр места происшествия; допрос свидетелей; допрос потерпевшего; назначение судебных экспертиз. В целях установления транспортного средства и лица, управлявшего им, следователь дает поручение органам дознания.

3) Потерпевший и транспортное средство находятся на месте происшествия, но отсутствует водитель.

В этой ситуации время, место совершения происшествия, последствия происшествия и транспортное средство известны. Для нее характерна та же последовательность следственных действий, что и при второй следственной ситуации. При этом надо учитывать, что в последующем может возникнуть необходимость проверки ложного алиби водителя после его задержания.

Расследование ДТП при развитии любой следственной ситуации начинается, как правило, с осмотра места происшествия.

Специфика места ДТП определяет тактику проведения следственного осмотра, который, в зависимости от следственной ситуации, может включать в себя: 1) общий осмотр обстановки места ДТП; 2) осмотр проезжей части (прилегающих территорий); 3) осмотр транспортного средства и 4) осмотр трупа.

Общий осмотр заключается в изучении места происшествия в целом и в запечатлении его общей обстановки. Первоначально следует зафиксировать те объекты, которые нужно убрать с дороги для того, чтобы восстановить движение транспорта, объекты, положение которых может быть видоизменено после возобновления движения (осыпь грунта, стекла и т.п.), а также следы перемещения транспортных средств и иных объектов. После этого фиксируются объекты обстановки, сохраняющиеся длительное время (элементы дороги и их размеры, конфигурации перекрестков, расположение дорожных знаков, разметки и т.п.). Отмечается наличие или отсутствие дорожных знаков, пешеходных переходов, островов безопасности, светофоров и т.п.

В ходе общего осмотра производится фотографирование (видеосъемка) места происшествия в целом и отдельных его частей. Прежде всего фотографируется место происшествия с окружающей обстановкой с двух и более точек. Затем более крупным планом с нескольких точек необходимо запечатлеть место происшествия без окружающей обстановки.

На проезжей части, прилегающих к ней территориях (обочинах, кюветах), как правило, находятся все основные следы движения транспорта, а также другие, существенные для дела следы и вещественные доказательства.

К параметрам дорог, которые должны быть зафиксированы при осмотре места ДТП, относятся: ширина проезжей части и обочин, характеристика поверхности проезжей части, повреждения проезжей части и обочин (неровности, выбоины и т.д.), конфигурация перекрестков, размещение дорожных знаков, видимость и обзорность дороги, величина подъемов (спусков), поперечного уклона, глубина кюветов, радиусы закруглений, дорожные сооружения, придорожная полоса (кюветы, откосы и т.д.).

Изучение следов транспортных средств на проезжей части позволяет установить:

1) групповую принадлежность (вид, марку, модель) транспортного средства путем сравнения признаков пневматических шин, отображенных в следе, с данными специальных таблиц, характеризующих ходовые части транспортных средств;

2) конкретное транспортное средство;

3) обстоятельства использования транспортного средства (направление движения, места остановок и торможений, примерную скорость движения и др.).

Далее подлежат определению длина следов торможения (тормозной путь), рассчитывается полный остановочный путь транспортного средства при ДТП, измеряется ширина колеи и ширина беговой дорожки шины, определяются база автомобиля и направление движения автомобиля.

При внешнем осмотре транспортного средства, как снаружи, так и внутри салона (грузового отсека, багажника и т.п.), устанавливаются: модель, марка транспортного средства, наличие прицепов и полуприцепов, способы крепления груза, повреждения на транспортном средстве (поломки частей, вмятины, царапины), наличие посторонних предметов и веществ (кровь, мозговые вещества, обрывки тканей, краска и т.п.), наличие следов скольжения и всевозможных наслоений, состояние и положение узлов управления транспортным средством и показания контрольно-измерительных приборов.

При внешнем осмотре необходимо: зафиксировать первоначальное положение транспортного средства и повреждения, полученные им во время ДТП, с целью их отграничения от дефектов, которые могли возникнуть при последующих транспортировке и хранении транспортного средства. Особое внимание обратить на состояние переднего бампера, номерного знака, облицовки радиатора, фар и подфарников, крыльев, лобового стекла, выступающих боковых ручек дверей, бортов грузовых автомобилей. Изъять, обеспечить сохранность и процессуально оформить предмет или объект, подлежащий экспертному исследованию; записать технические данные для возможной последующей организации следственного эксперимента с использованием неповрежденного транспортного средства той же марки и модели.

Осмотр транспортного средства с целью установления его технического состояния (исправность тормозной системы, рулевого управления, сцепления и коробки передач, осветительных приборов, состояния шин) производится с участием специалиста (работника ГАИ или специалиста-автотехника). При установлении неисправности желательно получить консультацию специалиста о времени ее возникновения (до или вследствие аварии).

Осматривая кабину транспортного средства обращают внимание на состояние щитка приборов, зеркала заднего вида, рулевой колонки, положение рычага переключения скоростей, ручного тормоза, ручек других приборов управления, зафиксировать показание спидометра, установить наличие следов крови, их размеры и локализацию.

Осмотр трупа на месте ДТП в ряде случаев позволяет следователю собрать важную информацию, характеризующую механизм совершения происшествия. Следует подчеркнуть, что осмотр трупа на месте ДТП должен осуществляться по общей схеме осмотра трупа на месте происшествия. Вместе с тем существуют и определенные особенности, которые необходимо учитывать.

Прежде всего, необходимо точно зафиксировать положение трупа не только по отношению к частям дороги и к окружающим предметам, но и по отношению к автомобилю и его следам. Если труп лежит на следах колес автомобиля, надо отметить, прерываются ли эти следы под трупом.

После описания позы трупа производится тщательный осмотр одежды и обуви. При ДТП на одежде пострадавших отмечаются следы, различные по характеру и локализации повреждения.

При наезде транспортного средства на пешехода обращают внимание на наличие на одежде специфических следов (пыли, грязи) и отпечатков, отображающих на одежде форму и рисунок отдельных частей автомобиля (ободка фары, бампера, облицовки радиатора).

Судебные экспертизы играют по данной категории уголовных дел важную роль. В первую очередь это относится к автотехнической экспертизе. В процессе ее проведения подлежат выяснению следующие вопросы:

-какие имеются повреждения на транспортном средстве, когда и в результате чего они образовались;

-какие имеются неисправности транспортного средства, их причина и давность образования;

-с какой скоростью двигалось транспортное средство перед происшествием;

-была ли техническая возможность предотвратить происшествие;

-какова техническая причина происшествия.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных