Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. Бесчеловечное и унижающее достоинство обращение




------- Толкование -------

49. Различные дела, рассматриваемые Судом, позволили послед­нему уточнить контуры понятий, могущих получать разное толко­вание.

Под бесчеловечным обращением понимают обращение, причи­няющее сильнейшие физические и моральные страдания, могущие повлечь, кроме прочего, острые психические расстройства.

Под унижающим достоинство обращением понимают обраще­ние, способное вызвать у лица, к которому оно применяется, чувст­ва страха, подавленности и неполноценности, способные оскорбить и унизить его, и, возможно, сломить его физическое и моральное сопротивление. В общем, это выражение имеет целью воспрепят­ствовать особо тяжким посягательствам на человеческое досто­инство. Вследствие этого, мера, которая унижает ранг, положе­ние или репутацию лица, может рассматриваться как обращение, унижающее достоинство в смысле статьи 3, при условии, что она достигает, с очевидностью, определенного уровня жестокости. Так, дискриминация по признаку расы может, при определенных обстоятельствах, представлять собой обращение, унижающее достоинство в смысле статьи 3. На самом деле, факт публичного подчинения группы лиц особому режиму по признаку расы может, при определенных обстоятельствах, представлять собой особую форму посягательства на человеческое достоинство.

50. Понятие «обращения, унижающего достоинство». «Вы­ражение "обращение, унижающее достоинство" показывает, что эта норма имеет общей целью воспрепятствовать особо тяжким посяга­тельствам на человеческое достоинство. Вследствие этого, мера, ко­торая унижает ранг, положение или репутацию лица, может рас­сматриваться как обращение, унижающее достоинство в смысле статьи 3, при условии, что она достигает определенного уровня жестокости» (CommEDH, Asiatiques d'Afrique orientals, Avis 189, DR 78-B, p. 5, spec. p. 55).

51. Понятие обращения, унижающего достоинство: расовая дискриминация. «Дискриминация по признаку расы может, при оп­ределенных обстоятельствах, представлять собой обращение, уни­жающее достоинство, в смысле статьи 3 Конвенции» (CommEDH, Asiatiques d'Afrique orientals, Avis 207, DR 78-B, p. 5, spec. p. 62).

52. Понятие обращения, унижающего достоинство. Расовая дискриминация. «Комиссия напоминает (...), что является обще­признанным то, что должно придаваться особое значение дискрими­нации по признаку расы; что факт публичного подчинения группы лиц особому режиму по признаку расы может, при определенных обстоятельствах, представлять собой особую форму посягательства на человеческое достоинство; и что особый режим для группы лиц по расовым мотивам мог бы являться обращением, унижающим дос­тоинство, там, где различие, основанное на другом признаке, не вы­зывало бы проблемы этого рода» (CommEDH, Asiatiques d'Afrique orientate, Avis 207, DR 78-B, p. 5).

53. Обращение, унижающее достоинство. Обращение, разли­чающееся в отношении гетеросексуалов и гомосексуалистов. Увольнение из армии по причине сексуальной ориентации. «Суд не исключает того, что обращение, основанное на предубеждении со стороны гетеросексуального большинства в отношении гомосексу­ального меньшинства, как обращение, которое описано выше, может в принципе подпасть под действие статьи 3» (Smith et Grady,121).

54. Бесчеловечное или унижающее достоинство обращение. Методы допроса: стояние, надевание на голову капюшона, шум, лишение сна, лишение твердой и жидкой пищи. «Используемые со­вместно, преднамеренно и в течение долгого времени, пять методов причинили тем, кто им подвергся, если не реальные телесные по­вреждения, то, по крайней мере, сильнейшие физические и мораль­ные страдания; кроме того, они вызвали у этих лиц острые психиче­ские расстройства во время допроса. Следовательно, они были расценены как бесчеловечное обращение по смыслу статьи 3. Кроме того, они приобрели унижающий достоинство характер, так как они были способны вызвать у жертв чувства страха, подавленности и неполноценности, способные оскорбить и унизить их, и, возможно, сломить их физическое и моральное сопротивление» (Irlande с. Royaume-Uni, 167).

55. Бесчеловечное и унижающее достоинство обращение. «Суд считал обращение "бесчеловечным", если оно носило предна­меренный характер, применялось каждый раз в течение нескольких часов кряду и причиняло если не реальные телесные повреждения, то, по крайней мере, сильнейшие физические и душевные страдания. "Унижающим достоинство" Суд считает обращение такого рода, чтобы вызвать у жертв чувства страха, подавленности и неполно­ценности, способные оскорбить и унизить их. Для того чтобы нака­зание или обращение были признаны "бесчеловечными" или "уни­жающими достоинство", страдания или унижение, связанные с ними, должны, так или иначе, представлять собой нечто большее, чем неизбежный элемент страданий или унижения, связанный с той или иной формой законного наказания. Знание о том, имело ли об­ращение своей целью унизить или умалить достоинства жертвы, яв­ляется другим обстоятельством, которое следует принять во внима­ние. Отсутствие подобной цели не может, однако, окончательно исключить установление факта нарушения статьи 3» (V. с. Royaume-Uni, 71).

56. Бесчеловечное обращение. Жестокое обращение во время задержания. «В отношении лица, лишенного свободы, любое при­менение физической силы, которое не было вызвано его собствен­ными действиями, унижает человеческое достоинство и, в принципе, является посягательством на право, закрепленное статьей 3 Конвен­ции. (...) Сложность проведения расследований и неоспоримые трудности борьбы с преступностью не должны вести к ограничени­ям защиты физической неприкосновенности лица» (Ribitsch,38).

57. Бесчеловечное или унижающее достоинство обращение. Ношение наручников арестованным лицом. «Суд напоминает, что Конвенция категорически запрещает пытки и бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание, независимо от поведения потерпевшего. Для того чтобы плохое обращение пред­ставляло собой нарушение статьи 3, оно должно достигнуть мини­мального уровня жестокости. Оценка этого минимального уровня зависит от всех обстоятельств дела, в частности от его продолжи­тельности, его воздействия на физическое или психическое состоя­ние и в некоторых случаях от пола, возраста и состояния здоровья жертвы такого обращения. Кроме того, выясняя, является ли наказа­ние или обращение "унижающим достоинство" в смысле статьи 3, Суд устанавливает, была ли цель унизить или умалить достоинства заинтересованного лица и было или нет, учитывая последствия, ока­зано на лицо воздействие, несовместимое со статьей 3. В этом отно­шении, публичный характер наказания или обращения может быть уместным. Но в то же время нужно напомнить, что отсутствие пуб­личности не препятствует тому, чтобы определенное наказание по­пало в эту категорию; может быть вполне достаточным, что жертва унижена в своих собственных глазах, даже если она не унижена в глазах другого» (Raninen,55).

58. Бесчеловечное или унижающее достоинство обращение. Ношение наручников арестованным лицом. «Ношение наручников обычно не вызывает проблемы с точки зрения статьи 3 Конвенции, если оно связано с законными арестом или задержанием и не влечет ни применения силы, ни публичного выставления, за рамками того, что считается разумно необходимым в обстоятельствах конкретного дела. В этом отношении важно, например, знать, есть ли основания полагать, что заинтересованное лицо окажет сопротивление во вре­мя ареста или попытается сбежать, спровоцировать нанесение ране­ний или ущерба или упразднить доказательства» (Raninen,56).

59. Бесчеловечное и унижающее достоинство обращение. Применение силы в отношении лица, лишенного свободы. «В от­ношении лишенного свободы лица применение физической силы, которое не было вызвано его собственными действиями, унижает человеческое достоинство и, в принципе, является посягательством на право, закрепленное статьей 3 Конвенции. Суд считает, что усло­вия, в которых содержался заявитель, и обращение, которому он подвергся и в результате которого на теле остались следы ран и си­няков, соответствует бесчеловечному и унижающему достоинство обращению в смысле этой статьи» (Tekin,53).

60. Утверждения о плохом обращении со стороны полиции во время задержания. Посягательство на психическую неприкос­новенность. «Что касается других нарушений и особенно наруше­ний, способных посягнуть на психическую неприкосновенность ли­ца. Суд признает что, следуя обстоятельствам, подобная агрессия может вызвать применение статьи 3 Конвенции, хотя она не обяза­тельно влечет физические или психические последствия, подлежа­щие медицинскому установлению» (Dikme,80).

61. Запрет обращения по статье 3. В особенности: примене­ние физической силы в отношении заключенного. «Суд напоминает, что для того чтобы плохое обращение представляло собой наруше­ние статьи 3, оно должно достигнуть минимального уровня жесто­кости. Оценка этого минимального уровня по своей сути относи­тельна; она зависит от всех обстоятельств дела, в частности от продолжительности обращения, его воздействия на физическое или психическое состояние и в некоторых случаях от пола, возраста и состояния здоровья жертвы такого обращения. Когда лицо оказыва­ется лишенным свободы, применение к нему физической силы, ко­торое не было вызвано его собственными действиями, унижает че­ловеческое достоинство и, в принципе, является посягательством на право, закрепленное статьей 3 Конвенции.

Суд считал обращение "бесчеловечным", если оно носило пред­намеренный характер, применялось каждый раз в течение несколь­ких часов кряду и причиняло если не реальные телесные поврежде­ния, то, по крайней мере, сильнейшие физические и душевные страдания. "Унижающим достоинство" Суд считает обращение та­кого рода, чтобы вызвать у жертв чувства страха, подавленности и неполноценности, способные оскорбить и унизить их. Для того что­бы наказание или обращение были признаны "бесчеловечными" или "унижающими достоинство", страдания или унижение, связанные с ними, должны, так или иначе, представлять собой нечто большее, чем неизбежный элемент страданий или унижения, связанный с той или иной формой законного наказания. Знание о том, имело ли об­ращение своей целью унизить или умалить достоинства жертвы, яв­ляется другим обстоятельством, которое следует принять во внима­ние. Отсутствие подобной цели не может, однако, окончательно исключить установление факта нарушения статьи 3» (Labita,120).

62. Запрет обращения по статье 3. Применение к заключен­ному физической силы. Соразмерность. «Суд повторяет, что в от­ношении лишенного свободы лица применение физической силы, которое не было вызвано его собственными действиями, унижает человеческое достоинство и, в принципе, является посягательством на право, закрепленное статьей 3 Конвенции» (Selmouni,99).

63. Запрет обращения по статье 3. Применение к заключен­ному физической силы. «Боль и страдание», могущие быть опре­делены как «сильные» в смысле, закрепленном в статье 1 Кон­венции ООН. «Суд считает, что эта "жестокость", как и понятие "минимально необходимая жестокость", необходимое для примене­ния статьи 3, является по своей сути понятием относительным; оно зависит от всех обстоятельств дела, таких как продолжительность обращения, его физические и психологические последствия, и, в от­дельных случаях, от пола, возраста, состояния здоровья жертвы и т.д.» (Selmouni,100).

Назад

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных