![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Опишите тематический апперцепционный тест (ТАТ) и его недостатки и преимущества.ТАТ — это проективный тест, разработанный в середине 1930-х гг. Генри Мюррэем. Он состоит из 20 карт, содержащих различные неопределенные в своем смысле сценки. Субъект инструктируется создать историю по каждой из картинок, включающую начало, середину и конец, а также описать мысли и чувства персонажей. В отличие от теста Роршаха, ТАТ представляет стимульный материал в более структурированном виде. Он требует различного рода организации вербального ответа. Его интерпретация основана на теории личности Мюррэя, которая объединяет биологические и социо-культуральные детерминанты поведения. Мюррэй верил, что способ, которым личность взаимодействует с окружающим, обусловлен как тем, каким образом окружающее оказывает влияние на личность, так и тем, как уникальные потребности личности, взгляды, и ценности оказывают влияние на восприятие окружающего личностью. ТАТ вырос из желания Мюррэя оценить психологические потребности личности. В целом анализ результатов ТАТ состоит в интерпретации содержания историй. Количественный анализ производится редко, хотя некоторые системы шкалирования были успешно созданы (15). Поскольку системы шкалирования применяются редко, надежность и валидность метода оценить трудно. Эффективность метода часто зависит в большей степени от навыков эксперта, чем собственно от качества теста. К положительным сторонам метода можно отнести широту охвата ТАТ, который позволяет оценить широкий спектр психологических функций, включая настроение, межличностные отношения, стиль решения проблем и мотивационные переменные. Пациенты часто на- 44 II. Диагностические мероприятия
7. Что такое проективное рисование? Как оно применяется? Личностные тесты проективного рисования основаны на допущении, что человек символически выражает свои мысли, чувства, отношения в рисунках, а понимание механизма формирования символа позволяет понимать его личность. Проективное рисование пользовалось наибольшей популярностью в 1950-х и 1960-х гг. доминирования психоаналитической теории. Тест «Нарисуй человека», созданный Гуденау в 1926 г. (7), был первым проективным рисуночным тестом; он использовался для оценки уровня интеллектуальной зрелости у детей. Маховер (16) расширил проективное рисование в область оценки личности. Такие характеристики, как размер рисунка и его размещение на странице, использовались как индикаторы самооценки и/или настроения. Коппитц (12) расширил личностные и эволюционные аспекты рисования человека, создав систему шкалирования, отражающую различные когнитивные и эмоциональные признаки. Тест «Дом—дерево—человек» был создан в это же время Баком. В 1987 г. Берне создал кинетический тест «Дом—дерево—человек», в нем обследуемого просят рисовать человека, который «что-то делает». Это, возможно, наиболее популярная форма проективного рисования на сегодняшний день. Сходным образом используется его вариация, кинетический тест «Нарисуй семью», где обследуемого просят нарисовать свою семью, которая что-то делает; этот метод используется для оценки межличностных взаимоотношений и семейной динамики. Интерпретируя результаты рисуночных тестов, эксперты должны использовать свою клиническую интуицию, суждения и опыт. В обзоре проективных рисуночных тестов Грат-Мар-нат (8) нашел, что они более всего эффективны в определении интеллектуальной зрелости. Обнаружена умеренная эффективность их при глобальной оценке адаптивных свойств личности, импульсивности и тревожности. Менее всего они применимы для оценки специфических свойств личности и для задач дифференциальной диагностики. 8. Как можно оценить результаты проективных тестов? • Надежность теста. Многие проективные тесты подвергаются критике за нестабиль Некоторые проективные тесты (например, ТАТ) страдают от недостатка нормативных данных; эксперт должен ориентироваться только на собственный опыт, интерпретируя результаты. Эффективность метода часто в большей степени зависит от опытности эксперта, чем от качества самой методики. Реакция пациента на проективные тесты в значительной степени подвержена влиянию таких переменных, как настроение, стресс, депривация сна и разница в инструкциях, которые дают эксперты. Такие переменные могут ограничить надежность измерения личностных черт. Более того, когда отсутствует стандартная процедура проведения и интерпретации, надежность тестов крайне низка. • Валидность теста. Проективные тесты также часто критикуют за то, что они не изме • Привлекательность теста. Проективные методы в целом рассматриваются как менее Глава 5. Проективные методы 45
9. Когда следует отдать предпочтение проективным тестам? В целом, проективные тесты предназначены для оценки эмоционального функционирования. Примеры включают природу и степень депрессии, тревоги и/или гнева; степень и способ контроля импульсивности; качество и ясность мышления (например, есть ли расстройства мышления и/или психоз); способы и возможности копинга, стиль и возможность взаимодействовать с окружающими; восприятие окружающих; способы решения проблем; оригинальность и интегративные качества; эмоциональное реагирование на стресс; эмоциональная реактивность; зашита личности и ее стиль; уровень личностной адаптации или функционирование эго; толерантность к стрессу; адекватность в повседневной деятельности; уровень восприятия реальности; уровень самооценки; и переживание семейной динамики. Хотя некоторые психологи могут использовать эти тесты отдельно, чтобы получить ответы на определенные вопросы, чаще всего эти тесты используются в составе батареи тестов и интерпретируются в контексте нескольких тестов, анамнеза и уровня функционирования личности на момент исследования. Проективные тесты часто рассматриваются как многосторонние и богатые по получаемому материалу, но не являющиеся самодостаточными. Некоторые авторы, такие как Анастази (1), отмечают, что проективные тесты дают наилучшие результаты, когда используются в составе батареи тестов и/или в составе структурированного клинического интервью. Другие авторы, тем не менее, отмечают, что эти тесты не увеличивают своей валидности даже при использовании совместно с несколькими тестами (6). 10. В каких ситуациях использование проективных тестов особенно выгодно? Личностные тесты часто используются для определения и сравнения вербальных реакций пациента в структурированных и неструктурированных ситуациях. Такая информация может быть бесценной для понимания случаев, когда личность показывает приемлемый уровень функционирования в структурированных условиях, но при возникновении неопределенной ситуации проявляются дезорганизация и стресс. Лица с пограничным расстройством личности, например, могут показывать хорошие результаты в структурированных тестах и признаки дезорганизации мышления в неопределенных, проективных тестах. Проективные тесты могут отвечать на определенные диагностические вопросы, относящиеся к интактности мышления и уровню восприятия реальности. Проективные тесты также могут быть полезны в сборе информации об эмоциональном состоянии в ситуациях, где наблюдается высокий уровень защиты и/или мотивация на искажение ответов в ходе интервью или тестирования объективными методами. Такой подход к выбору метода тестирования может быть частью создания благоприятных условий для снижения и/или преодоления защиты личности в ситуациях, в которых пациент мотивирован предстать в лучшем свете, например в ходе судебно-психиатрической экспертизы. В таких случаях неопределенность проективных методов позволяет преодолеть нежелание пациента к раскрытию личностных качеств. ЛИТЕРАТУРА 1. Anastasi A: Psychological Testing, 6th ed. New York, Macmillan, 1988. 2. Bellak L: The TAT, CAT and SAT in Clinical Use, 4th ed. New York, Grime & Stratton, 1986. 3. Edell WS: Role of structure in disordered thinking in borderline and schizophrenic disorders. J Pers Assess 51:23-41, 1987. 4. Exner JE: Rorschach assessment. In Weiner LB (ed): Clinical Method in Psychology. New York, John Wiley & Sons, 1983. 5. Exner JE: The Rorschach: A Comprehensive System, vol 1, 2nd ed. New York, John Wiley & Sons, 1986. 6. Garb HN: The incremental validity of information used in personality assessment. Clin Psychol Rev 4:641—655, 1985. 46 II. Диагностические мероприятия 7. 8.Grath-Marnat G: Handbook of Psychological Assessment, 2nd ed. New York, John Wiley & Sons, 1990. 9.Handler L: The clinical use of the Draw-A-Person Test (DAP). In Newmark CS (ed): Major Psychological Assessment Instruments. Newton, MA, Selyn & Bacon, 1985. 10.Karon BP: Projective tests are valid. Am Psychol 33:764-765, 1978. 11.Kelly GA: The theory and technique of assessment. Annu Rev Psychol 9:325-352, 1958. 12.Koppitz EM: Psychological Evaluation of Human Figure Drawings by Middle School Pupils. New York, Grune & Stratton, 1984. 13. Leiter E: The role of projective testing. In Wetzler S, Katz M (eds): Contemporary Approaches to Psychological Assessment. New York, Brunner/Mazel, 1989. 14.Lindzey G: Projective Techniques and Cross-Cultural Research. New York, Appleton-Century-Crofts, 1961. 15.McClelland DC: The Achieving Society. NJ, Van Norstrand, 1961. 16.Machover K: Personality Projection in the Drawings of the Human Figure. Springfield, IL, Charles С Thomas, 1949. 17.Oster GD, Gould P: Using Drawings in Assessment and Therapy. New York, Brunner/Mazel, 1987. 18.Rabin I (ed): Assessment with Projective Techniques. New York, Springer, 1981. 19.Wfeiner IB: Conceptual and empirical perspectives on the Rorschach assessment of psychopathology. J Pers Assess 50:472-479.
Laetitia L. Thompson, Ph.D.
Нейропсихологическое тестирование использует поведенческую оценку для определения навыков и способностей, отражающих функционирование мозга. Большинство нейропсихо-логических тестов созданы для измерения «высших функций мозга», т.е. они фокусируются на когнитивных навыках и способностях. Эти тесты созданы для того, чтобы помочь диагностировать повреждение мозга или его дисфункцию у одних пациентов и помочь выявить поведенческие эффекты повреждения мозга у других. Такая оценка дает информацию о сильных и слабых сторонах личности и там, где требуется определение различий в уровне функционирования по сравнению с нормальной популяцией. Такой тип оценки чаще всего используется у пациентов с неврологическими нарушениями. 2. Чем это отличается от клинической психологической оценки? Тесты клинической психологической оценки используются для получения информации о личности и эмоциональном состоянии пациента. Методы могут включать объективные личностные тесты или так называемые проективные методики, например тест Роршаха или тематический апперцепционный тест. Техники, используемые в проведении клинических психологических тестов, в целом отличаются от применяемых в нейропсихологических тестах, хотя иногда они могут и совпадать. Например, в клинике часто применяются тесты на уровень интеллекта, которые представляют собой измерение когнитивной функции, и в практике нейропсихологического тестирования используются личностные тесты для выявления эмоциональных нарушений. Однако цели этих двух видов тестирования различны, и врач, направляющий пациента на тестирование, должен помнить о том, с какой целью и куда он посылает пациента. 3. Как нейропсихологическое тестирование выглядит для пациента (или как подготовить боль Нейропсихологические тесты являются поведенческими по своей природе. Они не инва-зивны и не представляют никакого риска физического повреждения пациента. Чаше всего пациенты работают с одним или двумя экспертами (иногда все части обследования проводятся одним нейропсихологом). Тесты могут требовать чтения или прослушивания вербальной информации, включать рассмотрение невербальной информации или тактильные стимулы. Некоторые задачи требу- Глава 6. Нейропсихологическое тестирование 47
Тестирование может вызывать усталость, поэтому необходимо предпринять меры предосторожности в ходе проведения тестирования: 1) чередовать легкие и сложные тесты; 2) начинать с тестов которые в меньшей степени способствуют возникновению тревожности; 3) проводить тесты, требующие внимания/скорости в начале тестирования, но тогда, когда первичная тревожность уже прошла. При направлении пациента на нейропсихологическое тестирование полезно кратко рассказать больному об основных ситуациях, с которыми он столкнется. Пациенты иногда звонят по телефону или приходят с мнением, что «в них будут втыкать иглы и подключать электроды». После того, как они понимают, что тестирование полностью неинвазивное, они значительно успокаиваются. 4. К каким аспектам обращается нейропсихологическое тестирование? Во-первых, оно может помочь в диагностике определенных случаев, когда необходимо отдифференцировать депрессию от деменции. В дополнение к общей оценке, нейропсихолог может рассмотреть отдельные паттерны теста. Например, некоторые паттерны в большей степени связаны с депрессией, а другие больше характерны для деменции. Конечно, у некоторых пациентов могут наблюдаться сосуществующие признаки (как депрессии, так и деменции), и нейропсихологическое тестирование может это подтвердить. Есть и другие ситуации, где наблюдается психиатрический больной, у которого подозревается неврологическое заболевание, например ранняя деменция или травматическое поражение мозга. Во-вторых, поскольку взгляды на происхождение психопатологии меняются, и у многих психических расстройств обнаружен биологический компонент, все больший интерес вызывает выявление нейропсихологических характеристик психических заболеваний. Наибольшее внимание получило изучение шизофрении, но на сегодняшний день также проводятся исследования биполярных, обсессивно-компульсивных, панических расстройств, посттравматического стрессового расстройства, расстройство дефицита внимания с гиперактивностью, расстройства в виде деструктивного поведения. Может быть полезно выяснить сильные и слабые нейрокогнитивные качества пациента и сравнить их с такими же у других пациентов с аналогичным расстройством. В-третьих, практическая область применения охватывает ежедневное использование этих методик для выявления уровня нейрокогнитивной функции (или дисфункции) психически больных пациентов. Нейропсихологическая оценка помогает верифицировать эти аспекты и дает важную информацию для составления планов долговременного ведения больных и прогноза. 5. Какие вопросы следует задавать, направляя психически больного на нейропсихологическое тестирование? Направляя больного на тестирование, нужно сообщить нейропсихологу о том, с какой целью направляется больной, поскольку простого указания на «нейропсихологическое тестирование» будет явно недостаточно. Это помогает выбрать более эффективную батарею тестов и отразить в заключении наиболее интересующие врача аспекты. Некоторые специфические вопросы при направлении перечислены в таблице. Примеры часто встречающихся вопросов 1. 2. Имеются ли у этого больного шизофренией когнитивные нарушения? Являются ли когнитивные на 3. Есть ли признаки ранней деменции у больного с шизофренией? 48 II. Диагностические мероприятия 4. 5. Имеет ли пациент когнитивные способности: жить самостоятельно? выполнять требования режима? 6. Пациент не следует рекомендациям врача. Связано ли это с нарушениями памяти или другими ко
Нейропсихолог может выбирать из множества тестов. Многочисленные возможности, с которыми сталкивается направляющий врач, могут поставить его в тупик, поскольку для него сложно определить, какие именно тесты в каких специфических целях должны быть использованы. Может быть, полезно в определении направления, в котором следует проводить процедуру тестирования, держать в уме когнитивные области, которые обычно раскрываются в процессе ее проведения. Основные когнитивные области, оцениваемые при проведении тестирования
Внимание и концентрация Восприятие пространства Обучение и память Сенсомоторные функции Язык Психологический/эмоциональный статус Волевые функции
Большинство нейропсихологов настаивают на применении стандартизированных методов, обладающих высокой надежностью и валидностью, и использовании нормативных подходов к интерпретации результатов. Большинство из них считают, что общие показатели по тестам это только часть процесса интерпретации, в то время как отдельные паттерны, наблюдаемые среди нескольких тестов, наиболее важны. Некоторые психологи большее внимание уделяют качеству прохождения тестов и типичным ошибкам, которые делают больные в ходе их проведения. В дополнение к формальному тестированию оценка должна включать данные анамнеза, полученные от пациента, его семьи, врача и/или из медицинских записей, уделяя особое внимание общей информации и любым анамнестическим данным, свидетельствующим о возможных нейропсихологических факторах риска. Заключение должно содержать обсуждение анамнеза, поведение пациента в ходе тестирования, и оценку валидности результатов тестирования нейрокогнитивных функций. Большинство заключений содержат последовательное описание результатов каждого теста, с выводами по каждому, рекомендации и/или обсуждение их общего значения применительно к конкретному больному. 7. Когда лучше направлять больного на нейропсихологический скрининг, а не на полное нейро- В большинстве случаев психиатры и другие направляющие врачи надеются, что скринин-говая оценка окажется достаточной для их пациента. В некоторых случаях относительно короткий скрининг (например, батарея на 1—2 ч) может адекватно ответить на вопросы врача, и в некоторых случаях краткая оценка бывает необходимой из-за низкой толерантности больного с острыми психическими симптомами. Когда возникают вопросы относительно госпитализированного больного с острыми психическими симптомами, ограниченное тестирование часто становится единственно возможной альтернативой. Такое тестирование дает информацию об общем уровне интеллектуального функционирования или наличия или отсутствия явной деменции, но маловероятно выявление более специфичных проблем, особенно у молодых людей с относительно скрытыми Глава 6. Нейропсихологическое тестирование 49
Скрининг может быть использован для решения вопроса о наличии или отсутствии ней-рокогнитивной дисфункции. Более интенсивная оценка требуется для ответа на специфические вопросы о природе, локализации, функциональном значении нарушений. Описание пациента и обсуждение с нейропсихологом специфических аспектов и вопросов, которые необходимо разрешить, — лучший способ выбрать соответствующую батарею тестов. 8. Какое влияние оказывает депрессия на нейропсихологическое тестирование? Ранее отвечали на этот вопрос таким образом, что пациент с депрессией, но без каких либо других «органических» причин дисфункции, показывает немного или совсем не показывает нарушений на классических нейропсихологических батареях, например таких, как Халь-штеда—Рейтана. Однако более свежие исследования, использующие новые методы оценки внимания, скорости обработки информации и обучаемости, показали, что депрессия может вызывать замедление в скорости обработки информации, снижение внимания и способности к концентрации, нарушения обучаемости. Результаты исследований не соответствуют отсутствию высокой корреляции между тяжестью депрессии и результатами тестов. Группа больных с тяжелой депрессией, вероятно, покажет худшие результаты, чем группа с мягкой депрессией, но на этой основе нельзя заранее предсказать уровень нейрокогнитивных нарушений, даже зная о тяжести депрессии. Во многих случаях нарушения у депрессивных больных неявны, но все же оказывают влияние на общую интерпретацию результатов. Например, у пациента с клинически выраженной депрессией и сопутствующей нетяжелой травмой головного мозга (ТГМ) может быть сложно выяснить, что же явилось причиной нарушений концентрации внимания и/или обучаемости — депрессия, ТГМ или оба сразу. Часто в практике имеет смысл провести повторную оценку после лечения депрессии для диагностики резидуальных явлений ТГМ. Другие когнитивные области у депрессивных больных в целом интактны (например, язык, решение проблем, ориентировка в пространстве, волевые процессы, зрительное и слуховое восприятие), но, конечно, возможны индивидуальные различия и исключения из этого правила. Изредка тяжелая депрессия может сделать пациента недоступным для проведения тестирования. Если пациент возбужден или наблюдается психомоторная заторможенность, он или она может не соответствовать требованиям проведения тестирования или не прилагать должных усилий в ходе теста, что делает результаты не валидными. В моей практике это встречалось не часто, но иногда происходило. В таких случаях нейропсихологическое тестирование откладывается, пока не разрешится острая депрессия. 9. Как тревога влияет на проведение нейропсихологического тестирования? Большинство людей в ходе нейропсихологического тестирования испытывают определенную тревогу. В ходе адекватного проведения тестирования необходимо обеспечение раппорта с пациентом и создание спокойной благоприятной атмосферы. В большинстве ситуаций этого бывает достаточно для обеспечения валидности результатов. Однако существует очень незначительное число исследований, специально посвященных влиянию значительной тревоги на проведение тестирования. Каких-либо специфических эффектов тревоги на результаты не обнаружено. В клинической обстановке нейропсихологи наблюдают за поведением пациента с целью выявить возможность влияния необычно высокого уровня тревоги на прилагаемые усилия пациента в выполнении теста. Иногда непомерная тревога может приводить к невалидным результатам (о которых, естественно, надо упомянуть в заключении), но, по моему опыту, большинство пациентов вполне могут контролировать свою тревогу, чтобы результаты были валидными. Часто бывает вполне достаточно расположить тесты в порядке, обеспечивающем наименьший стресс для пациента, чтобы позволить ему успешно 50 II. Диагностические мероприятия
В некоторых случаях пациенты с тревожными расстройствами могут быть направлены на нейропсихологическое тестирование. Исследования эффектов тревожных расстройств в настоящее время на ранних стадиях, и очень немного определенных выводов можно сделать, но нижеследующее дает некоторую краткую информацию по отдельным диагнозам. 10. Каким образом некоторые тревожные расстройства оказывают влияние на когнитивные Пациенты с паническим расстройствами обычно показывают результаты ниже нормативных на некоторых тестах, но по большинству исследований такие когнитивные нарушения бессистемны. В настоящее время обнаружено больше свидетельств нарушения функций памяти, что заставляет подозревать вовлечение височных областей головного мозга в случае панических расстройств, но необходимы дальнейшие исследования для подтверждения этих данных. Несколько исследований было проведено с оценкой нейрокогнитивных функций больных обсессивно-компульсивнымрасстройством (ОКР). Результаты показали нарушения функций памяти и волевых процессов, что заставляет предположить возможное билатеральное вовлечение в процесс фронтальных и темпоральных областей головного мозга, данные в разных исследованиях о преобладании вовлечения правого или левого полушария противоположны. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — еще одно тревожное расстройство, привлекшее внимание, в основном его разновидность, встречающаяся у комбатантов. Большинство исследований не включали правильно сформированную контрольную группу, а использовали нормативные результаты по тестам. Эти исследования не обнаружили значительных нарушений у таких больных, но выявили тенденцию к показателям, находящимся на нижней границе нормативных значений тестов, определяющих функции внимания и памяти. Адекватное проведение процедуры тестирования состоит в минимизации тревоги и наблюдении за поведением пациента для определения эффективности его усилия по уменьшению тревоги. У пациентов с паническим расстройством, ОКР или ПТСР тщательный анализ результатов тестов помогает определить: 1) являются ли нарушения следствием только тревожного расстройства; 2) степень влияния когнитивных нарушений на повседневную жизнь пациента. 11. Показано ли нейропсихологическое тестирование при шизофрении? Какие результаты наблю Шизофрения в настоящее время рассматривается как нарушение деятельности головного мозга, и у многих, (но не всех), пациентов обнаруживаются нейрокогнитивные нарушения. Исследования нейропсихологических профилей показали их значительную гетерогенность. Некоторые пациенты имеют нормальные профили, в то время как у других обнаруживаются диффузные изменения. В целом определяются на многих тестах мягкие нарушения, с наибольшим уровнем поражения в области вербальной обучаемости. Это более глубокое расстройство, которое накладывается на общий профиль диффузных нарушений, найдено во многих исследованиях у больных шизофренией, однако не все больные дают такой профиль. Общего интеллектуального снижения в ходе исследований больных шизофренией к началу заболевания не обнаруживается, если только заболевание не сочетается с деменцией. Поскольку единого уникального для больных шизофренией профиля не найдено, интерес исследователей переключился на изучение паттернов нарушений отдельных групп больных шизофренией. Группы параноидных пациентов в целом показывают меньший уровень нарушений, чем непараноидных. Изучение больных с преобладанием негативных или позитивных симптомов показывает в целом сходные профили, с несколько меньшими нарушениями среди больных с преобладанием позитивных симптомов. И, наконец, пациенты с ранним началом шизофрении имеют более глубокие нарушения, чем больные с началом заболевания после подросткового возраста. Глава 6. Нейропсихологическое тестирование 51
12. Какое действие оказывают препараты на проведение тестирования? Это, очевидно, весьма непростой вопрос, поскольку ответ зависит от того, какой препарат и в какой дозе используется. Препараты, воздействующие на ЦНС, могут изменять результаты нейропсихологического тестирования. Не так уж много имеется сведений о том, когда лучше проводить тестирование. Если пациент только начал прием препарата и испытывает временные побочные эффекты, это не самое лучшее время тестирования. Если препараты назначены в высоких или даже приближающихся к токсическим дозах, проведение тестирования нецелесообразно. Описание специфического эффекта каждого препарата не входит в цели этой статьи. Однако большинство исследований показали, что острые психические симптомы оказывают большее влияние на тестирование, чем используемые препараты, если пациент принимает их в оптимальных дозах. Антидепрессанты не обнаруживают значительного воздействия на проведение нейропсихологического исследования у пациентов, хорошо переносящих их прием и не имеющих острых побочных эффектов. Нейролептики в целом не вызывают значительных изменений в результатах тестирования; т.е. прекращение их приема перед проведением тестов не имеет большого смысла. Литий может вызывать снижение верхнего порога моторной возбудимости, но не дает значительных изменений нейропсихологической оценке приводящих к диагностическим или интерпретативным ошибкам. 13. Что могут означать различия в результатах нейропсихологического тестирования и томограмм головного мозга? Взаимоотношения между нейроповеденческими методиками и техниками нейротомогра-фии значительно изменились за последние 25 лет в связи с эволюцией нейрорадиологиче-ских технологий. Более того, по мере развития функциональной томографии, появляется все больше возможностей для понимания взаимоотношений изменений головного мозга и поведения. Например, исследования с использованием ЯМРТ и нейропсихологического тестирования дали новые знания о локализации высших нервных функций в головном мозге, но эти же исследования показали, насколько сложно сделать общие заключения о локализации функций для конкретного больного. Клиническая оценка все еще опирается на структурные томограммы, и у некоторых больных обнаруживаются значительные несоответствия между результатами нейропсихологиче-ских методов и томографией. Эти различия могут состоять в направленности (больший уровень повреждений обнаруживается на томограмме, чем в поведении и наоборот). Причины включают: 1. Возможное существование продолжительного, иногда врожденного дефекта головного 2. Физиологические изменения, связанные с повреждением головного мозга, определяе 3. Индивидуальные различия в строении головного мозга могут быть весьма велики и на 4. Результаты нейропсихологического исследования неправильно интерпретируются, на 52 II. Диагностические мероприятия
По мере все большего внедрения в практику функциональной томографии, различия между результатами нейропсихологических методик и томограмм могут уменьшаться. Использование томографии уже расширяет наши знания о взаимосвязи строения головного мозга и поведения. ЛИТЕРАТУРА 1.Bigler ED: Frontal lobe damage and neuropsychological assessment. Arch Clin Neuropsychol 3:279—297, 1988. 2.Bigler ED, Yeo RA, Turkheimer E (eds): Neuropsychological Function and Brain Imaging. New York, Plenum Press, 1989. 3. Grant I, Adams KM (eds): Neuropsychological Assessment of Neuropsychiatric Disorders. New York, Oxford Press, 1996. 4. Heinrichs RW, Zakzanis K.K: Neurocognitive deficit in schizophrenia: A quantitative review of the evidence. Neuropsychology 12:426-445, 1998. 5. Hill CD, Stoudemire A, Morris R, Matino-Saltzman D, Markwalter HR: Similarities and differences in memory deficits in patients with primary dementia and depression-related cognitive dysfunction. J Neuropsychiatry Clin Neurosci 5:277-282, 1993. 6.Lezak MD: Neuropsychological Assessment, 3rd ed. New York, Oxford University Press, 1995. 7.Newman PJ, Sweet JJ: Depressive disorders. In Puente AE, McCaffrey RJ (eds): Handbook of Neuropsycho-logical Assessment: A Biopsychosocial Perspective. New York, Plenum Press, 1992. 8. Orsillo SM, McCaffrey RJ: Anxiety disorders. In Puente AE, McCaffrey RJ (eds): Handbook of Neuropsychological Assessment: A Biopsychosocial Perspective. New York, Plenum Press, 1992. 9. Reitan RM, Wolfson D: The Halstead-Reitan Neuropsychological Battery: Theory and Interpretation, 2nd ed. Tucson, AZ, Neuropsychology Press, 1993. 10. Sweet JJ, Newman P, Bell B: Significance of depression in clinical neuropsychological assessment. Clin PsycholRev 12:21-45, 1992. 11. Walker E, Lucas M, Lewine R: Schizophrenic disorders. In Puente AE, McCaffrey RJ (eds): Handbook of Neuropsychological Assessment: A Biopsychosocial Perspective. New York, Plenum Press, 1992.
Garry Welch, Ph.D.
Существует множество возможностей их использования в клинических и исследовательских целях, хотя интерпретация шкал и профилей часто требует значительного опыта. Эти тесты могут полезны в следующих случаях: • Сбор анамнеза и формулировка клинических гипотез. • Скрининг и диагностика клинических проблем и психических расстройств. • Определение необходимых направлений к дополнительным специалистам и/или на • Мониторинг изменений и реакций на проводимое лечение. • Проведение исследований факторов, связанных с заболеваниями. • Оценка клинических служб в ревизорских целях. 2. Что такое надежность? Надежность показывает, являются ли результаты измерений воспроизводимыми и по-вторимыми и насколько точно они отражают состояние пациента и насколько подвержены незначительному влиянию со стороны посторонних внешних факторов. Например, если тест предназначен для оценки уровня тревоги на момент исследования, и если он надежен, то измеряет именно тревогу на настоящий момент и не принимает в расчет другие факторы, такие как воспоминания человека о вопросах, которые ему задавались на предыдущем тестировании, и не включает неясные вопросы или плохо сформулированные инструкции. Глава 7. Самозаполняемые опросники 53
Надежность измерения важна, так как устанавливает верхний уровень валидности или клинической полезности, которую тест, вероятно, будет иметь, если его использовать у различных больных и в разных условиях. Ненадежные измерения не могут быть высоко валидными и результаты, полученные при их использовании, могут не отражать реального состояния больного, влияя негативным образом на его клиническую оценку. 4. Как определить, надежен ли тест? Индекс надежности, используемый для описания психиатрических и личностных опросников, варьирует от 0 (надежность отсутствует) до 1 (полная надежность) и имеет два типа: 1) теста-ретеста, показывающего, насколько стабильны шкалы теста в течение короткого времени, когда субъект предположительно не изменил характеристик, подвергавшихся измерению; 2) индекса внутренней надежности, который показывает уровень внутренней корреляции вопросов между собой, и если он высокий, то они, возможно, измеряют один и тот же показатель. Тест-ретест* надежности обычно измеряется коэффициентом корреляции или (что предпочтительнее) коэффициентом внутригрупповой корреляции. Коэффициенты надежности теста-ретеста затруднительно интерпретировать, если они невысоки (например, около 0,8). Более низкие коэффициенты отмечают, что тест ненадежен или что личность изменила свои характеристики в течение короткого времени, прошедшего с момента предыдущего тестирования. Тест-ретестовые коэффициенты, полученные в результате измерения характеристик известных своей флуктуацией (например, депрессивное настроение или тревога), имеют в норме более низкие показатели, чем при измерении более стабильных черт личности, таких как экстраверсия, где коэффициент теста-ретеста надежности может достигать 0,9. Внутренняя надежность**. Показатели этого типа легче интерпретировать, чем надежность теста-ретеста и обычно основаны на альфа-индексе Кронбаха. Результаты должны варьировать от 0,7 до 0,8, если предполагается использование теста для сравнения групп, но для классификации (т.е. целей индивидуальной диагностики) необходимы более высокие уровни — до 0,9. В идеале, как тест-ретест надежности, так и внутренняя надежность, должны быть на приемлемом уровне в тесте. Информация о надежности теста может изменяться. Например, данные, собранные в ходе исследования гетерогенной общей популяции, нельзя прямо применить к специально отобранным популяциям госпитализированных больных. Обычно коэффициенты надежности в последнем случае несколько ниже по техническим причинам, связанным с более узким диапазоном изменений шкал теста. 5. Что такое валидность? Валидность означает, измеряет ли тест то, что должен измерять, поскольку только при таких условиях можно делать какие-либо заключения на основе этого теста. Существует несколько типов валидности: содержательная, прогностическая, конвергентная, дискриминантная. 6. Какова роль валидности в психиатрических и личностных тестах? Хотя анализ надежности может установить, что тест измеряет нечто воспроизводимое, анализ валидности может точно установить, что именно мы измеряем. Анализ валидности помогает установить, может ли тест быть использован для клинических целей, таких как скрининг на ранних стадиях заболевания, диагностический процесс, мониторинг реакции на лечение и исследование причин заболеваний. Исследование уровня валидности обычно требует: 1) подсчета уровня корреляций между тестом и другими связанными с ним измерениями и атрибутами, 2) изучения различий показателей шкал внутри выбранных групп.
** Характеристика надежности на основании оценки связей между частями или отдельными заданиями, составляющими тест. - Примеч. ред. 54 II. Диагностические мероприятия
Фундаментальный вопрос в рассмотрении валидности теста: «Имеют ли шкалы теста биологическую или клиническую ценность для специфической задачи, которая значима для меня и обследуемых?» Одна из трудностей оценки валидности в психиатрии и психологии — это отсутствие абсолютного стандарта, по которому можно судить о валидности теста. Хотя это создает проблемы для клиницистов и исследователей многих областей медицины, в области психологии и психиатрии эта проблема имеет особенное значение, поскольку многие психосоциальные феномены не могут быть четко выделены или описаны. В идеале, валидность психиатрических и личностных опросников определяется путем осмысления основательности различных исследований валидности, которые показывают, что тест измеряет именно то, для чего предназначен. Перечень аспектов опросников, связанных с надежностью и валидностью Надежность Тест-ретест - Коэффициент надежности около 0,8 в течение периода от 2 дней до 2 нед.? Снижаются ли показатели надежности для флуктуирующих переменных или повышаются (приблизительно до 0,9) для стабильных переменных, таких как личностные черты? Внутренняя надежность — Коэффициент альфа Кронбаха около 0,7—0,8 в группах сравнения или около 0,9 для индивидуального скрининга или классификации? Валидность Содержательная Покрыта ли вся ширина теоретической концепции лежащей в основе теста? Вошло ли в тест теоретическое понимание клинически важных областей? Прогностическая Возможно ли прогнозирование поведения субъекта на основе результатов? Конвергентная Коррелируют ли результаты теста с другими способами измерений? Возможно ли получение сходных результатов при использовании других методик или при получении информации другим способом, например от самого субъекта, врача или супруга? Дискриминантная Отличаются ли результаты по шкалам выбранных групп от предсказанных? Обнаруживаются ли низкие корреляции с переменными теоретически не связанными с тестом, или найдены негативные корреляции, ожидаемые теоретически? Для целей скрининга имеет ли тест 100% чувствительность и избирательность? Имеет ли тест хорошую реактивность при оценке лечебного процесса (см. вопрос 12)? Конструктивность Термин представляет собой суждение, основанное на результатах исследований валидности за определенный период, о том, что тест измеряет именно то, что нужно.
Это полностью субъективное суждение, основанное на консенсусе специалистов и/или обзоре литературы о том, что широта теоретической концепции, на основе которой создан тест и для измерения показателей которой он применяется, адекватно покрыта тестом, либо наиболее клинически важные части этой концепции (например, критическое содержание) полностью покрыты. В целом, когда в литературе появляется новый психиатрический или личностный опросник, он имеет некоторые клинические преимущества перед уже существующими. Например, новый тест может быть короче и быстрее в проведении, лучше сформулированы вопросы или введены новые, отражающие последние изменения в теории или клинической практике. Либо это может быть сопутствующим инструментом для целей скрининга, замещающим более длинные опросники или клинические интервью в некоторых ситуациях, в которых использование последних непрактично (например, в исследованиях больших групп). 9. Что такое прогностическая валидность? Термин отражает наш интерес в прогнозе определенных видов поведения в определенный момент в будущем. Например, ожидается, что шкалы теста скрининга на депрессивные Глава 7. Самозаполняемые опросники 55
10. Что показывает конвергентная валидность? Она показывает степень корреляции с другими видами измерений, с которыми тест связан общей теорией создания. Например, один тест для измерения депрессивных симптомов должен коррелировать с другими методами измерения депрессии. Другой подход подразумевает, что шкалы теста, по крайней мере, умеренно коррелируют с информацией, полученной из других источников, например, от самого пациента, его врача и членов семьи. 11. Что устанавливает термин «дискриминантная валидность»? Устанавливает, что тест не коррелирует с методами измерения, с которыми он теоретически не связан, например, что шкалы депрессивных симптомов не коррелируют со шкалами, измеряющими интеллект. А также то, что показатели по шкалам теста значительно различаются в группах, где это различие теоретически очевидно, например, по шкале депрессивных симптомов больные депрессией должны показывать значительно более высокие результаты, чем нормальная группа или группа пациентов, успешно пролеченных антидепрессантами. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|