ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ковалев С. В. - Семь шагов от пропасти. НЛП-терапия наркотических зависимостей 12 страницаВ первом случае вашему «клиенту» надо предложить такую вот инструкцию. Закройте глаза и представьте большой (или не очень) экран на какой-либо стене вашей комнаты. Разделите его на две половины и на одной половине увидьте себя в настоящем состоянии (негативном): например, больным, напряженным и встревоженным; а на второй половине — в желаемом состоянии (позитивном): например, здоровым, расслабленным и спокойным. Затем четко и уверенно скажите себе, каким вы предпочитаете видеть себя; соберите все чувства того из вас, который вам больше нравится, и возьмите эти чувства с экрана в свою жизнь, оставив того из вас, который вам не по душе, в другой части экрана. Затем представьте, как хорошо быть таким (или действовать так) в любой ситуации. Во втором случае ему тоже надо будет вначале закрыть глаза и далее действовать по нижеприведенному алгоритму. Представьте себе, что вы стоите между двух больших зеркал. В зеркале за спиной вы представляете себя таким, каким есть — без изменений. Этот ваш нежелательный образ себя тает, становится бесцветным и бесформенным, а после вовсе исчезает. Когда это произойдет, обратите внимание на стоящее перед вами зеркало, в котором вы видите себя таким, каким хотите стать. Отражение это яркое, цветное и полное жизни. Оно нравится вам все больше и больше, и вы начинаете приближаться к нему... Наконец, для целей личностного редактирования вашего почти совсем бывшего НЗ-субъекта (чего угодно в нем) можно порекомендовать и еще одну весьма мощную процедуру — разработанную мною технику «чудесный магазин*». Делается эта техника следующим образом. 1. Попросите вашего «клиента» представить неподалеку от себя прилавок и полки чудесного магазина, в котором он может приобрести любые новые реакции, качества и состояния, и предложите выбрать то, в чем он сейчас наиболее нуждается и что собирается приобрести как бы в первую очередь. 2. После того, как он сформулирует свой запрос (например, «уверенность в себе»), объясните ему, что для того, чтобы отыскать нужный ему «товар», вам необходимо знать некоторые его формальные характеристики. И попросите описать, как выглядит то, что он хочет приобрести — т. е. какую оно имеет форму, цвет, консистенцию и т. п. (та же уверенность может, например, предстать в виде «золотистого шара размером с теннисный мяч и как бы наполненного энергией»). 3. Теперь, когда искомое «опредметилось», поясните своему подопечному, что для того, чтобы приобрести этот товар, ему необходимо заплатить — но не деньгами, а тем, от чего он хотел бы избавиться. Потому что в этом чудесном магазине принята странная форма оплаты — здесь принимают только всякий душевный мусор: неэкологичные реакции, качества и состояния. Спросите его, что он согласен отдать ради приобретения желаемого (предположим, что это будет раздражительность). 4. Опять-таки «опредметъте» «оплату». Предложите своему «клиенту» определить, где в его теле находится то, чем он собирается оплатить выбранный «товар» и как это самое то выглядит (т. е. опять-таки — какую форму, цвет, консистенцию и т. п. оно имеет). Если ваш подопечный испытывает затруднение в этом самом опредмечивании, попросите его вспомнить любую ситуацию, когда он чувствовал то, что нынче «предъявляет к оплате», ассоциироваться с собой в этой ситуации, найти соответствующее ощущение и описать его «внешний вид» и «внутреннее содержание». (Учтите, кстати, что иногда «искомое»может восприниматься как находящееся вне тела, что, однако, сути дела не меняет). И только когда «оплата» «опредметится», приступайте к следующей стадии процедуры, (взятая нами в качестве примера раздражительность может восприниматься как «колючий шар зеленого цвета, похожий на репейник, но размером с яблоко, который находится в животе»). 5. Теперь предложите вашему подопечному совершить обмен. Пусть он мысленно извлечет из себя то, что выбрал в качестве оплаты, и положит это то в, например, большой ящик, на котором написано «Переработка мусора», после чего возьмет с прилавка выбранный им «товар» и поместит его внутрь или на себя — возможно даже в то место, откуда он произвел «оплату». Если это так и случилось, можете переходить к «продаже» и «покупке» чего-то еще. Если же, однако, «товар»разместился в ином, нежели «оплата» месте (т. е. не там, где она была и ощущалась), спросите «клиента», чем бы он хотел заполнить образовавшуюся пустоту и «продайте» ему это, ничего уже не требуя взамен. Несмотря на некоторую экзотичность, вышеописанная техника обладает огромной мощью в личностном редактировании, одновременно позволяя как приобрести что-то новое и ценное, так и избавиться от чего-то старого и ненужного. Уверяю вас, что всего выше- (а также ранее) описанного (вспомните хотя бы технику четырехшагового рефрейминга в варианте «новый Я» А. Карелина), да вкупе с субмодальностным переносом, за глаза хватит для того, чтобы осуществить личностное редактирование вашего подопечного. Хотя еще одно вам все-таки надлежит здесь сделать — а именно вернуть ему адекватную самооценку, позитивное отношение к самому себе, дабы оценивание себя как бессильного и слабого не привело в конце концов к депрессии, ипохондрии или, упаси господи, срыву. Самым простым из известных мне способов воссоздания этой самой самооценки является техника взгляд на себя глазами влюбленного в вас человека, описание которой я здесь приведу дважды — в полном и пошаговом (для работы с клиентом) варианте. Полное описание выглядит так (по материалам семинара М. Аткинсон «Работа с семьей и ребенком в кризисной ситуации — ЦПП «Катарсис»). Сейчас вы, станете писателем. Вы пишете книгу, в которой одним из героев, которые сформировали вашу жизнь такой как она есть, являетесь вы сами. Вам надо решить, кто из людей, вам известных, любит вас. Не так важно, любите ли вы этих людей, но чрезвычайно важно знать, любят ли они вас. Когда вы. определите такого человека, сделайте следующее. Вы сидите за столом. Перед вами пишущая машинка, бумага, карандаш. Напротив окно, в которое вы время от времени заглядываете. Там, где-то за окном живет и что-то сейчас делает тот особый человек, который любит вас. Пришло время в вашей книге написать и о нем. Вы откидываетесь на спинку стула, размышляете о нем, думаете, как бы вы могли описать этого человека, выразить словами то, что делает его особенным. Вы подбираете такие слова, которые позволяют читателю увидеть этого человека таким, каким видите его вы. Поэтому вы описываете все его своеобразные привычки, выражения, манеру поведения, которые отличают этого человека от других. Вы вспоминаете и описываете словами его чувство юмора, страсть, ум, глупости, его слабости, сильные стороны, маленькое и большое, все то, что в сочетании создает уникальную личность. Вы прислушиваетесь к своему собственному описанию и стараетесь проанализировать свои чувства по отношению к этому человеку, там, за окном. Ваше описание подходит к концу; вы стараетесь посмотреть на сделанное с другой позиции и точки зрения. Вы выплываете из своего кресла и вплываете в тело человека, которого только что описывали. Вы становитесь человеком, который вас любит. С этой новой позиции вы всматриваетесь в себя, который только что был так увлечен написанием своей книги. Вы видите себя глазами человека, который вас любит. Вы видите свои собственные слова, жесты, манеры, описанные человеком, который вас любит. Вглядываясь в самого себя глазами человека, который вас любит, вы узнаете качества и свойства, которые вам были незнакомы или которые другие привыкли считать недостатками. Вы проглядываете мысли и воспоминания человека, который вас любит, и понимаете, что вас есть за что полюбить. Можно просто быть и, тем самым, делать жизнь другого человека полнее и значимее. Вы видите и слышите все то, что этот человек так ценит в вас. Хорошо запомнив все только что увиденное и услышанное, вы медленно начинаете возвращаться в самого себя, зная, кто вы есть для человека, который вас любит. Что же касается пошаговой репрезентации данной процедуры, то здесь вам нужно сделать следующие шесть шагов (по материалам этого же семинара М. Ат-кинсон — ЦПП «Катарсис». С изменениями). Шаг1 Установите правила игры, введя своего «клиента» в роль «автора книги». Шаг 2 Попросите «клиента» определить для себя того, кто его любит. Если такого человека нет в настоящем, помогите отыскать его в прошлом. Если ваш подопечный заявляет, что такого человека никогда не было, создайте вымышленную ситуацию «как если бы вас любили» и убедитесь, что он вообразил для себя персонаж, который мог бы любить его. Шаг 3 Установите позицию вашего «клиента»: он сидит в кресле и смотрит на любящего его человека за окном. Шаг 4 Попросите вашего подопечного назвать различные качества (большие и маленькие), которые делают этого человека значимым в его жизни. Шаг 5 Предложите своему «клиенту» как бы выплыть из своего тела и войти в тело человека, который его любит. Если поддерживать такую диссоциацию для него окажется трудно, установите якорь. Шаг 6 Попросите вашего подопечного описать, что именно он любит в человеке, которого видит перед собой. Усиливайте эту позицию восприятия особыми языковыми выражениями типа «Вы видите себя глазами человека, который любит вас». Направляйте сознание своего «клиента» на те качества его «я», которые он вряд ли воспринимает своими глазами. «Во окончание» всех процедур данного шага, расскажите своему подопечному очередную притчу (по: М. Павлова. «Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП»). «В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, так что он мог только сделать четыре шага в одну сторону, повернуться и сделать четыре шага обратно. Так и ходил он целыми днями по клетке туда и обратно. Посетители жалели медведя и говорили: «Как, наверное, он был бы счастлив, если бы ему удалось оказаться на свободе!» Время шло, зоопарк стали ремонтировать, и всем животным сделали большие просторные вольеры. В них было много зелени, а в загоне у медведя даже бассейн. Работники зоопарка предвкушали, как обрадуется огромный зверь, когда его переведут из тесной клетки в свободный вольер. И вот долгожданный день наступил. Медведя перегнали в крошечную клетку для перевозки и повезли на новое место. Даже находясь в транспортной клетке, медведь ухитрялся делать свои обязательные четыре шага взад-вперед. Наконец его выпустили в новый просторный вольер. Медведь огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвертый... А потом повернулся и снова сделал четыре шага обратно. Он так и не смог понять, что теперь прутья клетки, ограничивавшие его свободу, существуют только в его воображении. Но эти прутья в памяти зверя оказались крепче настоящих. Так медведь до сих пор и ходит в огромном вольере: четыре шага туда и четыре шага обратно...» Вместо заключения или о возвращении к жизни И, наконец, действительно последнее — из того, что вам надлежит сделать со своим подопечным. Жизнь, которую он вел до сих пор, трудно назвать таковой, ибо в ней было больше прозябания, нежели собственно жизни. Соответственно сейчас, на пороге трезвости, он буквально гол как сокол, ибо с трудом представляет, как ему теперь жить и просто боится этой, столь необычной для него, новой и трезвой жизнедеятельности. Так вот, не беспокойтесь: сейчас, в заключении, мы как бы впишем его в эту жизнь, создав новые программы мозга вашего «клиента», для чего: • осуществим сущностные трансформации всего того плохого, что в нем еще осталось • дадим возможность вашему подопечному как бы переоценить его жизнь и • создадим в его мозгу своеобразный «голографи-ческий» образ новой трезвой жизни. Первое, что здесь надлежит сделать — так это воспользоваться всеми этими страхами (и многим прочим, но тоже неприятном) по поводу будущей жизни для совершенно удивительного и фантастически увлекательного процесса сущностной трансформации. Переработать весь тот «мусор», который накопился в душе вашего подопечного. Дело в том, что согласно К. Юнгу, каждый из нас имеет как бы две ипостаси своей личности. Одобряемую и нами, и обществом Персону (то, что мы в себе принимаем, а иногда даже любим). И никем не одобряемую Тень (то, что мы и не принимаем, и не любим). Развитие любого человека и предполагает, и требует переработки этой самой Тени, которую мы, однако, вместо этого гоним от себя, загоняя в подсознании. Но без такой вот переработки или, иначе, трансформации избавиться от Тени оказывается просто невозможным, ибо если вы просто и только лишь пытаетесь держать ее под сознательным контролем, то, как правило, в конце концов становитесь тем, чему сопротивляетесь (в полном соответствии с уже известным вам принципом «не думай о белой обезьяне»). А заодно получаете совершенно чудовищные выбросы теневых сторон своей личности во всех моментах, когда контроль этот ослабляется. Я далек от мысли подробно разъяснять все вышеизложенное, так как сие уж совершенно точно относится к высоким психологическим материям. Однако одну простую метафору все-таки приведу. Предположим, что вы живете под одной крышей с женщиной, которую ненавидите. Естественно, что хотя встречи с ней для вас весьма нежелательны, вы, тем не менее, постоянно на эту женщину натыкаетесь. Более того — как всякая нелюбимая баба она сама — сознательно или бессознательно — ищет поводы для этих встреч, чтобы мстить вам, создавая трудности и препятствия, которых иначе просто не было бы. И с течением времени вы осознаете, что живете уже не своей, а ее — этой женщины — жизнью, все больше озлобляясь и все больше уподобляясь своему «оппоненту». А поскольку вы никак не можете жить друг без друга (а куда денешься из под общей крыши, пусть даже эта крыша — всего-навсего свод вашего черепа), единственное, что вам остается — так это как-то помириться с данной женщиной, договорившись с ней о сотрудничестве. И тут вполне может произойти чудо, и ваша взаимная ненависть обернется любовью. Да-да, именно любовью ибо подлинным антиподом любви является не ненависть, а безразличие. А так, и влюбиться можно, ненавидя. И любить, потому что ненавидишь... Может быть последнее показалось вам явным преувеличением. Но в том-то и дело, что в рекомендуемом вам процессе сущностной трансформации такое происходит буквально сплошь и рядом — а точнее всегда, когда эта трансформация удается. Впрочем, буду последовательным и эту — крайне важную — информацию изложу, как говорится, с чувством, толком и расстановкой. Сразу же сообщу вам первое и главное: то, что процедура сущностной трансформации позволяет, как бы «зацепившись» за любое не слишком экологичное состояние или поведение добраться до того, что авторы этого метода — сестры К. и Т. Андреас — называли Собственный Корень. А «...в это универсальное понятие, — пишут они, — входят многие названия: наше внутреннее чувство, наш полный потенциал, мы на самом деле, наша Собственная Истина, наше Собственное возвышение, внутренний Бог и Душа — это только некоторые названия» (цитирую по: К. Андреас, Т. Андреас. «Сущностная трансформация». По утверждению К. и Т. Андреас, человек, живущий из Собственного Корня, • испытывает целостность, внутреннюю умиротворенность, благополучие, любовь и бодрость • полностью основан и сконцентрирован внутри своего организма • постигает мир целостно • знает, чего хочет • действует, ориентируясь на свои ценности • легко может поступать в собственных интересах, уважая при этом интересы других • ощущает собственную позитивность • осознает, кто он есть, а не только что он делает, как себя чувствует и что имеет • полон сил и имеет выбор, как чувствовать и что делать. Теперь второе, что здесь вам следует как бы «принять за основу». А это то, что любая часть, реализующая пусть даже чрезвычайно негативное поведение, использует его только лишь в качестве своеобразного способа достижения сущностного состояния (Собственного Корня), и что именно достижение этого состояния и является главной целью жизнедеятельности данной части. И наконец, третье. Немного забежав вперед, объясню вам, что в процессе сущностной трансформации, обнаружив первое намерение ответственной за некое негативное поведение Самостоятельно Единицы Сознания, мы не останавливаемся на достигнутом, дабы сделать шестишаговый рефрейминг или процессинг части, а как бы идем вглубь, раз за разом задавая части вопрос типа: «Если ты получишь желаемый результат и целиком и полностью будешь удовлетворена им, что станет доступным тебе — нечто более глубокое и ценное, ради которого и нужен этот результат?». Поскольку мы все-таки работаем с бывшим НЗ-еу-бъектом для примера приведу систему целей-намерений части у алкоголика с десятилетним стажем запоев Отправить в запой Дать отдохнуть Предоставить возможность подумать Сбросить с себя накопившуюся грязь Восстановиться, регенерироваться Получить силы идти вперед Осуществить покаяние Добиться чистоты Обрести Просветление То есть его «запереориентированная часть» отправляла его в запой для того, чтобы дать отдохнуть (ну что поделать — не нашла она другого способа борьбы с хозяйским «трудоголизмом»). Давала отдохнуть она ему для того, чтобы предоставить возможность подумать. Предоставляла эту возможность часть для того, чтобы данный субъект мог сбросить с себя накопившуюся грязь. Сбросить эту грязь надобно было для того, чтобы восстановиться и регенерироваться. Восстановиться и регенерироваться нужно было, чтобы получить силы идти вперед. Получить силы идти вперед следовало для того, чтобы осуществить покаяние. Осуществить покаяние надобно было, дабы добиться чистоты. Ну а чистота эта нужна была, чтобы обрести Просветление. Так вот, обнаружив это самое исходное состояние — элемент Собственного Корня человека — мы в процедуре сущностной трансформации как бы объясняем части, что она буквально «стоит на голове» и предлагаем ей взять за основу выявленное сущностное состояние (в данном случае «обретение Просветления»). А потом с помощью несложных процедур трансформируем все промежуточные цели, причем так, что последняя их них — самая неэкологичная — просто прекращает существовать. Итак, при сущностной трансформации мы как бы один за одним срываем «листы» с «капусты», дабы добраться до «кочерыжки». Что выступает в качестве таковой? К. и Т. Андреас утверждают, что существуют только пять сущностных состояний, которые возникают как результат процесса сущностной же трансформации: • ощущение бытия (присутствия, «бытийственности») • внутренний мир (умиротворенность, глубокое чувство покоя и принятия) • любовь (безусловная, а не обусловленная — прекрасная и ценная по своей сути, но не зависящая от конкретного объекта) • O’Kayness (глубокое чувство полезности и ценности — и мира, и себя) • единение и целостность (связь с Высшим, благодать, единение с Богом) Здесь очень важны два момента. Согласно первому сердцевинные состояния — это и есть то, чего в конце концов люди хотят добиться в жизни, если перевести эти их достижения в термины чувств и ощущений. То, ради чего они затевают грандиозную деятельность по обустройству собственного счастья — ив конце концов обычно оказываются у разбитого корыта. Ибо исходят из того, что эти самые внутренние глубинные состояния удовлетворения, покоя и т. п.) должно зарабатывать вовне — не важно, с потом и кровью или без, но всегда по абсолютно извращенной логике «если я буду иметь то-то и то-то, я обязательно стану и буду счастливым». А потом, обретя вожделенные должности, почести, деньги, особняки и машины, искренне и в чем-то даже по-детски обиженно удивляются: «Я приобрел все, что хотел. Почему же я несчастлив?» Да потому, что сделал все с точностью до наоборот. Как пишут К. и Т. Андреас, «некоторым образом наши внутренние части получают идею (познавательный предрассудок!), что для того, чтобы испытать сердцевинные состояния бытия, они вначале должны пройти через весь ряд Положительных Намерений. К несчастью, это работает не так уж хорошо. Мы не испытываем очень часто наши Сердцевинные Состояния, когда мы идем примерно этим путем, потому что сердцевинные состояния бытия не являются чем-то, что может быть приобретено или достигнуто через действие. Путь испытать Сердцевинное Состояние — просто шагнуть в него и обладать им» (цитирую по: М. Холл. Мета-состояния, коррелирующие с «сердцевинным» состоянием. В кн. «Мастерство, новый код и системное НЛП»). Согласно же второму, наркотики — это и есть некий, правда заведомо обреченный на провал, способ достижения сущностных состояний — уже изнутри, но все равно негодными средствами. Однако если человек обнаруживает, что может получать их просто так, без всяких наркотических веществ, вещества эти становятся ему просто не нужны... Так что первое, что вы должны сделать, дабы вписать своего подопечного в новую жизнь, так это с помощью сущностной трансформации переработать все его негативные реакции и состояния, мешающие ему этой жизнью жить и наслаждаться (все присущие вашему «клиенту» тревоги, страхи, депрессии и тому подобное), буквально подарив взамен совершенно удивительные состояния Собственного Корня. Сама по себе психотехнология достижения и использования сущностных состояний сравнительно проста и в изложении К. и Т. Андреас выглядит так (по: К. Андреас, Т. Андреас. «Сущностная трансформация»). «Шаг 1. ВЫБЕРИТЕ ЧАСТЬ, С КОТОРОЙ БУДЕТЕ РАБОТАТЬ: Ощутите часть, примите и поприветствуйте ее. Шаг 2. ОБНАРУЖЕНИЕ НАМЕРЕНИЯ / ПЕРВЫЙ Н А МЕЧЕ ННЫ Й РЕЗУЛЬТАТ: Спросите вашу часть: «Что ты хочешь?» Шаг 3. ОБНАРУЖЕНИЕ ЦЕПОЧКИ РЕЗУЛЬТАТА: Спросите свою часть: «Если ты обладаешь [Намеченным Результатом из предшествующего шага] полностью и совершенно, что ты хочешь, имея это, что значительно важнее?» (Повторяйте, пока это будет необходимо). Шаг 4. СУЩНОСТНОЕ СОСТО ЯНИЕ: ДОСТИЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ИСТО ЧНИК А: Остановитесь на время, чтобы полностью насладиться своим Сущностным Состоянием. Шаг 5. ПРОЙДИТЕ ОБРАТНО ПО ЦЕПОЧКЕ РЕЗУЛЬТАТА С СУЩНОСТНЫМ СОСТО ЯНИЕ М: а)Общий: Попросите часть заметить: «Когда ты просто имеешь [Сущностное Состояние] как точку отсчета, как путь существования в мире, как, уже имея [Сущностное Состояние], изменяется многое?» б) Специальный: «Как, уже имея [Сущностное Состояние] как путь существования, трансформируется или обогащается [Намеченный Результат]?» (Проделайте это с каждым Намеченным Результатом.) в) Трансформация первоначальной ситуации: «Как, уже имея [Сущностное Состояние] как путь существования в мире, трансформируется ваше ощущение [ситуация, когда появлялось X]?» Шаг 6. ВЗРОСЛЕНИЕ ЧАСТИ: Спросите часть: а) «Сколько тебе лет?» б)«Желаешь ли ты приобрести пользу, которая придет от дальнейшей эволюции во времени до вашего сегодняшнего возраста с этим [Сущностным Состоянием], полностью присутствующим?» в) Развивайся дальше во времени с тех лет, в которых ты остановилась, по возможности вперед до сегодняшнего возраста, имея здесь [Сущностное Состояние] в каждый момент времени. Шаг 7. ПОЛНЫЙ ПЕРЕНОС ЧАСТИ В ВАШЕ ТЕЛО: Заметьте, где ваша часть расположена сейчас и позвольте ей полностью влиться в ваше тело, пропитывая каждую клеточку [Сущностным Состоянием]. Шаг ’8. ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК ЦЕПОЧКИ РЕЗУЛЬТАТА С ПОВЗРОСЛЕВШЕЙ ЧАСТЬЮ: Коротко повторите Цепочку Результата в обратном порядке теперь с повзрослевшей частью, полностью присутствующей в вашем теле (общее, специальное, первоначальная ситуация). Шаг 9. ПРОВЕРКА ПРОТЕСТУЮЩИХ ЧАСТЕЙ: «Есть ли во мне какая-нибудь часть, которая против того, чтобы я просто имел [Сущностное Состояние] теперь как путь существования в мире?» (Проведите каждую протестующую часть и каждую возникающую дополнительную часть, связанную с этой проблемой, через шаги 1-8, перед тем как продолжать). Шаг 10. ОБОБЩАЮЩАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ: а) Представьте свою линию жизни и пронеситесь над ней к моменту вашего зачатия. Со своим Сущностным Состоянием, исходящим из вашего существования, позвольте себе двигаться вперед во времени, позволяя каждому моменту опыта, вплоть до настоящего, окрашиваться и трансформироваться. б) Вообразите себе движение вперед по такой же траектории в будущее, замечая, как оно тоже окрашивается присутствующим Сущностным Состоянием. в) Пройдите от начала до конца Обобщающей Линии Жизни несколько раз, с каждым новым разом выполняя этот этап все быстрее и быстрее по времени. Вернитесь в настоящее». Поскольку вышеизложенное описание процедуры не страдает краткостью, а объем восприятия информации определяется известным «магическим» числом 7±2 единицы, я обычно излагаю данную психотехнологию как состоящую из меньшего количества этапов или стадий, а именно четырех. Коротко опишу каждую из них. На первой стадии, выбрав часть, с которой и будет происходить работа, я прошу клиента вспомнить один из прошлых примеров, в которой проявлялись негативное поведение или реакция, ассоциироваться с ситуацией и определить сопутствующие этому внутренние образы, звуки и (главное) ощущения (т. е. буквально определить местонахождение части — кстати, если она внезапно обнаруживается вовне, ее необходимо пригласить внутрь). После этого наступает едва ли не самый важный момент работы, который я называем «Извинение перед частью». В самом прямом смысле этого слова клиент должен извиниться перед обнаружившейся частью, признать ее позитивные намерения и принять как важную составляющую собственного Я. Ведь вплоть до настоящего момента он просто-напросто ненавидел эту свою часть и всячески пытался от нее избавиться. И извинения, и признание, и принятие должны быть совершенно искренними, ибо в противном случае ни о каком контакте с частью не может быть и речи. Здесь я обычно использую «семейную» метафору («согласится ли без ваших извинений разговаривать с вами ваш(а) супруг(а), если вы ее перед этим столько времени обзывали последними словами?») и детальное разъяснение различий между намерением и поведением. О том, что контакт с частью действительно возник, обычно свидетельствует изменение образов, звуков или (что опять-таки «главнее») ощущений, выражающееся в своеобразном внутреннем импульсе. В этом случае можно уже переходить к следующей стадии работы. На этой — второй — стадии признание части как бы переводится в другую плоскость — «Да, я принимаю тебя, признаю твои позитивные намерения, но позволь мне узнать — в чем состоит первое из них?» Т. е. здесь используются уже известные вам вопросы типа «Чего ты хочешь, когда делаешь?» После получения ответа (и благодарности за него части) вы начинаете раз за разом задавать части вопросы: «И когда это есть, то что есть более ценное и важное, чего ты хочешь добиться, имея это? Что становится доступным и возможным, когда это есть? Зачем тебе это надо — для чего более глубокого?» В результате начинает выявляться своеобразная цепочка промежуточных целей части, и этот процесс продолжается до тех пор, пока часть не выйдет на свою глубинную цель — сущностное состояние, ради которого она и возникла, например Принять наркотик Забыться Заглушить душевную боль Ощутить единение с миром Далее в обязательном порядке следует предложить части отныне и далее использовать именно Сущностное Состояние в качестве точки отсчета и главной цели жизнедеятельности и, заручившись ее согласием, осуществить обратную трансформацию сначала каждой из промежуточных целей, а потом и негативного поведения, попросив часть как бы пересмотреть их, исходя из Сущностного Состояния и пребывания в нем, что приводит к, например, таким трансформациям: Ощущение единения с миром Исчезновение душевной боли Отсутствие необходимости в забвении Исчезновение необходимости принимать наркотик Как вы, надеюсь, поняли, я воспользовался предыдущим примером и воспроизвели спонтанные ответы одной своей клиентки по поводу сущностной трансформации промежуточных целей и симптома — наркозависимости. Третья стадия процесса сущностной трансформации должны быть полностью посвящена «взрослению» части. Дело в том, что подавляющее большинство из них возникает в детстве, и каждая часть раз возникнув, становится как бы навсегда инкапсулированной в этом возрасте — т. е. пользующейся только его ресурсами и не имеющей доступа к ресурсам, заключенным в последующем опыте клиента. В результате возникает парадокс; когда, например, пятилетняя часть пытается воссоздать в человеке трансцедентное по сути ощущение единения с миром! Кстати, именно из-за нехватки ресурсов части и начинают искать и находить промежуточные цели, которые потом выстраиваются в цепочку, заканчивающуюся каким-то весьма болезненным, но зато напоминающим состоянием. Так что даже если наркомания или алкоголизм вашего подопечного имеет всего несколько лет роду, соответствующая часть могла возникнуть давным давно и просто лишь ждала своего часа для патологического проявления, «отрабатывая» пока другие промежуточные цели. Для того чтобы «повзрослить» часть, вполне достаточно, уточнив, сколько ей лет, и объяснив ее же собственные сложности в реализации сущностного состояния в малоресурсном «детском» состоянии, предложить этой части воспользоваться всеми ресурсами взрослого Я, для чего, например, вернуться в момент своего создания и, захватив с собой сущностное состояние, начать медленно двигаться по линии жизни из прошлого в настоящее, одновременно и присоединяясь к более поздним ресурсам, и вводя сущностное состояние в прошлый опыт — т. е. учась и уча. По завершении этого процесса (который, кстати, почти всегда как бы очевиден для человека, т.е. визуализирован), следует спросить клиента о том, где теперь находится часть, и попросить его ввести сущностное состояние в каждый орган и каждую клеточку своего тела — так, чтобы все оно оказалось как бы пропитано и просветлено этой глубинной целью жизнедеятельности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|