ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ковалев С. В. - Семь шагов от пропасти. НЛП-терапия наркотических зависимостей 6 страница1. Подумай о любой ситуации, в которой ты осуществлял свое НЗ-поведение. Оцени, как ты реагируешь на эту ситуацию. 2. Увидь там себя, т. е. перейди в диссоциированное состояние. И четко раздели себя и контекст. Используй для этого любые характеристики изображения, которыми ты можешь легко воспользоваться — размер, цвет, дистанция, прозрачность и т.п. Например, если картина черно-белая, увидь себя в цвете. Если картина далеко, увидь себя близко. 3. Прокрути фильм вперед с диссоциированным собой, движущимся на удвоенной скорости и контекстом, движущимся на половинной скорости (не наоборот!). Ты увидишь, что «приходишь» к концу фильма раньше, чем появляется контекст, так что тебе придется ждать, пока этот самый контекст не «приплетется» за тобой. 4. Прокрути фильм обратно с самим собой, движущимся на половинной скорости, и контекстом на удвоенной скорости (не наоборот!). На этот раз контекст придет к началу фильма раньше, чем ты. 5. Теперь прокрути фильм обычным способом, чтобы проверить, есть ли изменения в твоих ощущениях по поводу этой ситуации. 6. Если изменений нет, проделай это еще раз — также в диссоциированном состоянии и сделав себя больше, чем контекст. 7. Если изменения есть, возьми другую ситуацию и проделай все, что ты только что сделал, уже для нее. Обычно в качестве контекстов, из которых вам надлежит как выдернуть своего «клиента» выступают разнообразные компании, в которых он ранее и наркоза-висничал (вечеринки, тусовки и т. п.). Здесь опять-таки не поленитесь и «проверните» отделение контекста от поведения для всего, что только «всплывет» и обнаружится (тем более, что как и большинство процедур НЛП, техника эта занимает буквально считанные минуты). Ну а закончите этот, третий шаг сообщением своему подопечному очередной притчи (по: Н. Пезешкиан. «Позитивная семейная психотерапия»). «Рассказывают о страннике, который устало брел по казавшейся бесконечной дороге. Он тащил на себе разные вещи. Тяжелый мешок с песком висел у него на спине; толстый бурдюк с водой обвивал его тело. В правой руке он нес камень странной формы, в левой — булыжник. На шее на обтрепанном канате висел жернов. Ржавые цепи, на которых по пыльному песку волочились тяжелые гири, обматывали его лодыжки. На голове он нес полусгнившую тыкву. При каждом его шаге цепи гремели. Со стонами и вздохами он шаг за шагом двигался вперед, жалуясь на тяжелую судьбу и усталость, измучившую его. В раскаленный полдень ему встретился крестьянин, который спросил его: «О, усталый странник, зачем ты несешь этот булыжник?» «Ужасно глупо, — ответил странник, — но я не замечал его раньше». С этими словами он отбросил булыжник в сторону и почувствовал значительное облегчение.. Пройдя еще часть пути, он вновь встретил крестьянин, который спросил его: «Скажи мне, усталый странник, почему мы мучаешь себя этой полусгнившей тыквой на голове и зачем ты тащишь за собой на цепях эти тяжелые чугунные гири?» Странник ответил: «Я очень рад, что ты сказал мне об этом. Я не знал, что они есть у меня». Он снял цепи, скинул тыкву в придорожную канаву и опять почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем большее страдание он ощущал. Идущий с поля крестьянин посмотрел на него в изумлении и сказал: «О, добрый человек, ты несешь в мешке песок, но вокруг больше песка, чем ты мог бы поднять. А твой большой бурдюк с водой — как будто ты собираешь пересечь Каирскую пустыню. Рядом с дорогой течет чистый ручей, который будет долго сопровождать тебя на твоем пути». Услышав это, странник снял бурдюк и вылил из него солоноватую воду. Затем он высыпал в яму песок из своего мешка. Он задумчиво стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние лучи посылали ему свой свет. Он оглядел себя, увидел тяжелый жернов на шее и вдруг осознал, что именно он заставлял его так сгибаться. Он снял жернов и швырнул его как можно дальше в ручей. Освободившись от тяжестей, он побрел по вечерней прохладе в поисках пристанища». Шаг 3. Формирование мотивации на трезвость Как известно, человек действительно делает только то, что он на самом деле хочет. И всячески уклоняется от того, чтобы делать то, чего не желает. Так что не случайно в нейролингвистическом программировании в качестве едва ли не постулата применяется принцип, точнее всего сформулированный В. Головачевым в его книге «Посланник»: «Не начинай дела, если не умеешь хотеть, настолько чтобы мочь». Так вот, именно созданием такого вот «могущего хотения», сиречь эффективной мотивации на трезвость мы сейчас и займемся, последовательно работая с тремя уровнями регуляции человеческого поведения • собственно мотивацией • ценностями и критериями, а также такой, ну очень интересной вещью, как • мета «Нет» и мета «Да». Начнем мы с весьма интересной и обладающей огромными возможностями техники создания неотразимого будущего Л. Камерон-Бэндлер, в которой вы как бы предлагаете вашему подопечному оценить два варианта его будущего: трезвого и наркотизированного. А заодно, оглядываясь на прошлое, определить, как много он не сделал из-за своего пристрастия — но не сделал того, что вполне может сделать теперь. Как вы сами понимаете, и то, и другое обладает несомненным мотива-ционным эффектом. Так что привожу описание данной процедуры, причем в форме прямой инструкции «клиенту» (по материалам тренинга М. Аткинсон «Стратегия продаж» — ИГИСП). 1. Сконструируйте полный мысленный образ себя в возрасте на 5 лет старше. Возможно, вам поможет представление того, что вы как бы смотритесь в магическое зеркало, отражающее будущее. 2. Когда вы сможете разглядеть себя ясно, представьте, что вошли в этот образ и оказались собой в будущем. Почувствуйте, каково это быть этим более зрелым человеком. Ощутив все это, возвращайтесь назад, выйдите из образа будущего себя и увидьте себя в настоящем, перед собой — себя же в будущем (в зеркале). 3. Спросите будущего себя, что он или она хотели бы от вас получить. Внимательно слушайте ответ. 4. Немного отодвинув будущего себя в сторону и выберите область вашей жизни, в которой вы не слишком заботились о себе (в данном случае это все то, что связано с наркозависимым поведением) После чего, сделайте оценку вашего сегодняшнего положения, отметив негативное и позитивное. 5. Попробуйте провести такую же оценку вашей заботы о себе в этой области 5 лет назад. 6. Оцените, какой вклад внесло ваше поведение того времени (улучшающий или ухудшающий ситуацию) в ваше настоящее положение. 7. Вообразите, в чем вы были бы еще хуже, если бы вели себя не подходящим образом последние пять лет. 8. Выясните, что еще вы могли бы сделать (больше, чем вы уже сделали) на протяжении последних пять лет, что привело бы к гораздо лучшему состоянию дел на сегодня. 9. А теперь, нарисуйте для себя две картины будущего. Первая — вы через пять лет от сегодняшнего момента, переживший все то, что действительно хотите в этой области вашей жизни. И вторая — вы через пять лет от сегодняшнего момента, переживший все, что вы бы не хотели пережить за эти годы. Каждая картинка должна достаточно живо походить на реальность вашего будущего с желательными и нежелательными обстоятел ьствами. 10. Посмотрите на ваше желаемое будущее и спросите себя: «Как я могу сделать это реальностью?». Найдите по крайней мере три вещи, которые стоит сделать, чтобы будущее стало реальным. 11. Теперь посмотрите на картинку своего не желаемого состояния и спросите себя: «Как я могу сделать так, чтобы этого не случилось?» Как минимум, найдите три вещи, которых стоит избежать делать. 12. Теперь еще раз посмотрите на свое желаемое будущее. Каждый раз, когда вы будете увлечены действиями, приближающими его, вы сможете чувствовать, что Вы действительно влияете на этот процесс. Представьте, как вы заботитесь о том, чтобы сделать что-то действительно ценное, и в то же время видите образ себя в будущем — счастливый и удовлетворенный результатами... Ну а теперь займемся собственно мотивацией, для чего углубим ваше знакомство с субмодальностями (я упоминал о них в «Основных положениях и посылках», но на всякий случай расскажу о субмодальностях еще раз — более подробно). Как вы уже знаете, человек, познавая этот мир, воспринимает не «чистую» информацию о нем, но обязательно в какой-либо модальности этой самой информации — визуальной, аудиальной, кинестетической или дискретной. Так вот субмодальности представляют собой составные части этих модальностей. И буде модальности выступают в качестве неких классификаторов нашего опыта, субмодальности являются как бы субклассификациями преподнесения нам этого самого опыта. Например, картинка (визуальная модальность) имеет субмодальности яркости, цвета, глубины и т. п.; звук (аудиальная модальность) громкости, локализации в пространстве и т. д.; а ощущение (кинестетическая модальность) — интенсивности, формы и т. д. и т. п. А теперь припомните: ведь в нашем великом и могучем (но, увы, большей частью — нецензурном) русском языке, испокон веков, именно для описания характеристик состояния (и плохого, и хорошего) человека применялись именно субмодальные характеристики. «Видеть все в черном цвете»; «Смотреть на мир через розовые очки» (визуальные субмодальности — ВСМ — цвета). «Это очень близкий для меня человек»; «И тогда он стал мне далеким-далеким» (ВСМ расстояния). «Это был какой-то тусклый день»; «И все было ярким и праздничным» (ВСМ яркости). Так что не случайно героиня фильма «Сердца четырех», выражая свое резко изменившееся в лучшую сторону настроение, пела: «Все стало вокруг голубым и зеленым...». Получается что субмодальностные характеристики во все века и времена присутствовали в опыте человечества. И использовались им для описания этого опыта. Однако как жаль, что только в конце XX века это самое человечество наконец-то дошло до удивительно простой (все гениальное — просто) мысли: раз уж наш мозг для того, чтобы закодировать, например, эмоциональное состояние или реакцию, использует субмодальности, то изменяя эти самые субмодальности, можно запросто изменить это самое эмоциональное состояние или ту же реакцию! Проделайте, например, небольшой эксперимент. Вспомните нечто приятное, и когда вы увидите «картинку» этого приятного в своем воображении, плавно увеличьте яркость этой картинки, представив, например, что вы «крутите» воображаемую ручку яркости, включаете дополнительное освещение и т. д. и т. п. Скорее всего, «приятность» вашего воспоминания увеличится, так как для подавляющего большинства людей увеличение яркости увеличивает же интенсивность их ощущений. А теперь возьмите картинку неприятного воспоминания и аналогичным образом постепенно сделайте ее тусклой. Если вы убавите яркость в достаточной степени, скорее всего это воспоминание больше не будет вас так уж тревожить, так как уменьшение же, но все той же яркости обычно приводит к опять-таки уменьшению, но ощущения. Впрочем, здесь, как говорится, возможны варианты. Но все — очень интересные с точки зрения самоперепрограммирования. Для того, чтобы в достаточной степени освоить удивительные возможности управления своим состоянием с использованием субмодальностей, вначале познакомьтесь с их списком, который взят мною из книги Дж. О’Кон-нора и Дж. Сеймора «Введение в НЛП». Сразу же предупреждаю, что список этот далеко не полон — но вполне достаточен для того, чтобы приступить к работе по мотивированию вашего подопечного. ВИЗУАЛЬНЫЕ (картина) Ассоциированная (вижу своими собственными глазами) или диссоциированная (вижу себя со стороны). Цветная или черно-белая. В рамке или без нее. Глубина (двух- или трехмерная). Местоположение (слева или справа, вверху или внизу). Расстояние (от вас до картинки). Яркость. Контрастность. Резкость (размытая или сфокусированная). Движение (фильм или слайд). Скорость (быстрее или медленнее обычного). Количество (отдельная сцена или множество образов). Размер. АУДИАЛЬНЫЕ (звук) Стерео или моно. Слова или звуки. Громкость (громко или тихо). Тон (мягкий или жесткий). Тембр (наполненность звуков). Местоположение источника звука. Расстояние до этого источника. Длительность звука. Непрерывность или дискретность этого звука. Скорость (быстрее или медленнее обычного). Чистота (чистый или приглушенный). КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ (ощущение) Локализация. Интенсивность. Давление (сильное или слабое). Степень (насколько велико). Текстура (шероховатый или гладкий). Тяжесть (легкий или тяжелый). Температура. Длительность (как долго это длится). Форма. А теперь вопрос «на засыпку». Как вы думаете, что произойдет, если субмодальности чего-то хорошего («разумного, доброго, вечного») в вашем опыте перенести в «картинку» (и не только в «картинку» — напоминаю, что хотя в нейролингвистическом программировании преобладают «визуальные» технологии, практически точно так же можно работать с субмодальностями ауди-альными и кинестетическими) чего-то «плохого»? Совершенно верно — это самое плохое станет если даже и не сразу «хорошим», то уж во всяком случае — не плохим. То есть перенос субмодальностных характеристик с чего-то, например, позитивного на что-то негативное способен сделать это негативное позитивно воспринимаемым! Вообще-то, определение направлений изменения субмодальностей с целью изменения же реакций и состояний человека требует знаний о характере воздействия на эти самые субмодальности, для чего в НЛП мы их «калибруем». Однако вы вполне можете обойтись без утомительной калибровки. Ибо в жизни любого человека помимо нехорошего, неправильного или непривлекательного существует еще масса чего хорошего, правильного или привлекательного, А значит, как говорится, сам бог велит: не возиться с выяснением влияния на нехорошее, неправильное или непривлекательное всех кодирующих этот опыт субмодальностей, а просто взять субмодальностные характеристики «эталона» (т.е. хорошего, правильного или привлекательного) и перенести его, дабы негативные переживание или опыт стали позитивными! При этом — что существенно — нашему мозгу абсолютно наплевать на содержание этих двух переживаний или опытов!!! Нас, как вы наверное помните, интересует мотивация. Так вот, она запросто создается таким вот субмо-дальностным переносом. И дабы «замотивировать» своего «клиента» на трезвость, вам достаточно будет проделать следующую технику создания мотивации. 1. Попросите своего подопечного выбрать что-то, что он действительно мотивирован или просто любит делать. Что-то, что он хочет делать и делание этого для него является легким и естественным. Ну а после того, как осуществил свой выбор (естественно, что вы должны проверить, чтобы это не было нечто, связанное с наркотическим поведением), пусть представит себе «картинку» этого делания и, как и в технике коллапс обобщений, отметит, где, в пространстве вокруг него «видится» данная «картинка». 2. Теперь предложите своему «клиенту» представить любую картинку, связанную с трезвым образом жизни (каковой, как мы знаем, скорее всего не очень-то его и привлекает) и опять-таки определить ее пространственное расположение. 3. Попросите вашего подопечного мысленно переместить «картинку» трезвости, поставив ее рядом с мотивирующей «картинкой» (таким образом мы сразу используем субмодальности пространственного расположения), после чего предложите ему начать сравнивать две эти картинки по списку субмодальностей, которые приведен выше. При этом любую субмодальность «картинки» трезвого образа жизни, которая отличается от соответствующей в мотивирующей «картинке», вашему клиенту надо привести в соответствие с «эталоном» (им, как вы, наверное, поняли и является мотивирующая «картинка»). Например, если обнаружится, что две эти картинки отличаются по признаку ассоциированности-диссоциированности (на мотивирующей «картинке» он видит себя со стороны, а на картинку трезвого образа жизни смотрит как бы из своих глаз), то пусть изменить трезвую «картинку», придав ей соответствие с мотивирующей (т. е. в данном случае как бы введет себя в «картинку» трезвого образа жизни, взяв за эталон самого же себя из «картинки» мотивирующей). Если «картинка» трезвого образа жизни черно-белая, а мотивирующая картинка цветная, пусть мысленно «раскрасит» ее в цвета «эталона». И так далее и тому подобное - по всему списку визуальных субмодальностей. 4. После того, как все субмодальности «картинки» трезвого образа жизни будут приведены в соответствие с мотивирующей «картинкой», предложите вашему «клиенту», взяв ту же или иную «ситуацию с мотивацией», представить новую «картинку» трезвого образа жизни и снова проделать все, что описано в пунктах 1-3. Постарайтесь довести число «замотивированных» «картинок» трезвости до семи (во всяком случае, их никак не может быть меньше трех). В общем виде эта техника создания мотивации (которая может применяться для мотивирования чего угодно) выглядит так (по: В. Макдональд. «Руководство по субмодальностям»). 1. Выберите что-нибудь, что вы действительно мотивированы (любите) делать. Что-нибудь, что вы хотите делать и делание этого для вас является легким и естественным. 2. Теперь выберите что-нибудь, что вы хотели бы делать (или должны делать), но в чем вам недостает этой самой мотивации. 3. Используя субмодалъностный список, найдите разницу в этих двух переживаниях: мотивации и недостатка мотивации. 4. Теперь осуществите перенос ключевых субмодальностей и, выждав несколько минут, оцените свое желание делать то, что ранее вы делать не хотели. А сами по себе субмодальностные переносы позволяют как бы редактировать любые переживания и опыт. И трудно даже перечислить все области, в которых их можно применять. Однако в принципе все их можно свести к четырем важнейшим. Во-первых, это способности — понимать или делать что-то. Во-вторых, это желания и связанные с ними эмоции — т. е. мотивация делать нечто, что ранее не хотел делать и/или привлекательность чего-то ранее непривлекательного. В-третьих, это убеждение в возможности что-то сделать или что-то получить (достичь, добиться) — важнейший, как вы уже знаете, компонент бессознательной готовности к деятельности. Это настолько важно, что лично я не приступаю ни к каким психотерапевтическим интервенциям до тех пор, пока не выясню то, как клиент представляет себе процесс исцеления, не подберу «эталон» хоть чуть-чуть похожей деятельности, про которую он точно знает, что может ее делать (т. е. где присутствует качество «естественной возможности») и не осуществлю перенос субмодальностей с «эталонной», принимаемой как естественная возможная, деятельности на предполагаемый процесс исцеления. (Кстати — сделайте-ка это и вы для своего подопечного). И, наконец, в-четвертых, это состояния — души и тела человека. Например, страх, который человек испытывает в какой-либо ситуации, можно легко уничтожить, если перенести в эту ситуацию субмодальности спокойствия или смелости (только не переусердствуйте). А раз так, используя субмодальностные переносы, далее вы можете осуществлять личностное редактирование вашего «клиента» в любой области или ипостаси его жизни и бытия. Если же, однако, вернуться к мотивации, то тогда я имею честь вам сообщить, что существует и еще одна, довольно простая процедура создания мотивации на все что угодно, которую вы можете применять в работе со своим НЗ- субъектом, дабы надлежащим образом замо-тивировать его на делание чего-нибудь разумного, доброго и вечного (и, конечно же, связанного с трезвым образом жизни). Процедура эта носит несколько экзотичное название техника «шоколад леди Годива» и делается так (по: К. Андреас, С. Андреас. «Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатами»). 1. Мотивирующая картина. Создайте ассоциированную картину некой вещи или деятельности, которой вы испытываете дикое желание наслаждаться (шоколад, к примеру). Быстро отставьте ее в сторону. 2. Картина задачи. Создайте диссоциированную картину себя, делающего что-то, о чем вы конгруэнтно решили, что вам нужно/вы хотите это делать — так что вы могли бы заодно и получить от этого удовольствие. 3. Экологическая проверка. Есть ли какая-либо часть вас, которая возражает против того, чтобы вы получали удовольствие, делая дело, относительно которого вы решили, что вам нужно его сделать? 4. Техника зрачка. A. Увидьте мысленным взором картину задачи 2), с мотивирующей картиной прямо позади нее. Быстро откройте маленькое отверстие в центре картины 2), так чтобы вы, могли видеть картину 1) через это отверстие. Заставьте отверстие быстро открыться до такой величины, чтобы вы могли получить полную чувственную реакцию на картину 1). Б. Теперь быстро уменьшите отверстие, но лишь настолько быстро, чтобы при этом вы могли сохранить чувственную реакцию на картину 1). B. Повторите шаги 4А и 4Б еще несколько раз, так быстро, как только можете. В результате надо соединить ощущения мотивирующей картины с картиной задачи. 5. Проверка. Посмотрите на картину задачи 2). Тянет ли вас к ней? Если нет, повторите шаг 4 или же вернитесь к предыдущим шагам, чтобы, быть уверенным, что ваши элементы верны. До сих пор мы с вами занимались собственно мотивацией вашего подопечного. Но сама по себе эта мотивация хотя и существует самостоятельно и отдельно, всегда подчиняется диктату более высоко стоящих в системе человеческой психики ценностей (по самому простому определению, ценности есть то, на что люди согласны тратить свое время, деньги и силы). Как правило, ценности образуют нечто вроде иерархии, в которой более высокие довлеют над более низкими, отчего, естественно, поведение человека подчиняется этим высоким ценностям куда как более, чем низким. А раз так, вам, как говорится, сам бог велел сделать некоторое, но очень важное изменение. «Опустить» пониже ценности «Наркотики» (или «Алкоголь») и поднять повыше ценность «Здоровье», которая буквально по определению эти самые наркотики и алкоголь как бы отрицает. Сделать это можно с помощью довольно простой процедуры, каковая, однако, подразумевает и предполагает некоторую подготовку. Попросите вашего «клиента» проранжировать нижеприведенный список ценностей — от самой важной, которую он пометит цифрой 1, до самой не важной, которая, соответственно, будет проходить под номером 24. активная деятельная жизнь интересная работа материально обеспеченная жизнь наличие верных друзей счастливая семейная жизнь жизнь, полная удовольствий, развлечений свобода, независимость расширение своего образования, кругозора мирная обстановка в стране чистая совесть, честная жизнь общественная активность комфорт, покой здоровье любовь наличие детей достижение власти уважение окружающих творчество равенство для всех искусство деньги любыми способами успех в карьере общение с людьми вера А после того, как он это сделает, приступайте к очередной — уже «ценностно-ориентированной» психотехнологии, предложив своему подопечному выполнять следующую процедуру техники изменения места ценностей в иерархии (по материалам Мастерского курса X. Бремер и X. Конгсбах — ИГИСП). 1. Определение субмодальностей ценностей 1. Возьмите ценность 1 из вашей иерархии ценностей и определите, как она репрезентируется (как правило, это картинка). Если вы ее обнаружили, определите основные субмодальности. Визуальные ассоциирована или диссоциирована? черно-белая или цветная? четкая или расплывчатая? близкая или далекая? фотография или фильм? в рамке или панорамная? где она расположена? Аудиальные громкие или тихие звуки? из какого места они исходят? каков их тон? Кинестетические где это ощущается? как это ощущается? 2. Теперь возьмите среднюю ценность из вашей иерархии и сравните субмодалъности, пока вы не найдете, в чем же различия — какой фактор является решающим для вас, что это средняя, а не первая ценность? 3. Теперь возьмите ценность со дна вашей иерархии и просмотрите ее субмодальности. Какие важные различия существуют между ценностями верха, низа и середины? 2. Изменение места ценности в иерархии 1. Найдите ценность, которой не хватает в вашей иерархии или ту, которую вы хотите поднять повыше (как вы помните, я предложил «здоровье», но вы можете использовать и любую другую подходящую). Спросите себя, что это изменение вам дает и что произойдет в результате. Как изменится ваша жизнь во всех ее контекстах? Если удовлетворяющим вас образом, то решите, куда стоит поместить ценность. 2. Определите су б модальности в картинке, когда вы думаете об этой ценности. 3. Найдите су б модальности ценности, расположенной на одну ступеньку выше (то есть если вы хотите поставить ценность на третье место, тогда определите состояние второй ценности). 4. Теперь измените субмодальности ценности так, чтобы они отвечали требуемым для положения 3. 5. Проверьте, как теперь выглядит ваша иерархия ценностей, и еще раз проверьте, что это будет значить для вашей дальнейшей жизни. Теперь внимание: начинается нечто интересное. Спросите своего подопечного, где в пространстве между крайними ценностями он видит ценность «Наркотики» или «Алкоголь». И, не удивляясь тому, что эти в общем-то «гадкие» ценности оказались столь близки к верху иерархии, опустите их в самый ее низ, где прочно закрепите воображаемыми гвоздями или шурупами, дабы они случайно и потихоньку не переместились обратно вверх. Существует еще одна «ценностно-мотивирующая» процедура, базирующаяся, однако, не просто на ценностях, но на тех из них, которые определяют наш выбор и именуются критериями. Эту технику иерархии критериев Р. Дилтса я привожу в несколько упрощенной форме. Однако настоятельно рекомендую вам с ее помощью еще больше усилить мотивацию вашего клиента, ибо данная психотехнология позволяет проработать то, что мешает ему делать нечто, связанное с трезвым образом жизни (по материалам семинара П. Врица «Работа с убеждениями — ИГИСП). 1. Положите на пол четыре листа бумаги, обозначив каждый из них как позиции 1—4 и, может быть, даже надписав так, как это приведено на рисунке (сделав, однако, между листами промежуток, равный небольшому шагу).
2. Попросите вашего подопечного войти в позицию 1 (стать на соответствующий лист) и предложите определить то, что ему хотелось бы делать, но что он, к сожалению, в настоящее время не делает. В данном случае речь, конечно же, идет о действиях, связанных с трезвым в широком смысле этого слова образом жизни. 3. Предложите ему перейти в позицию 2 и определить критерии, которые мотивируют его в желании этого нового поведения. Например, такими критериями могут стать «быть здоровым» или «нормально жить». Попросите «клиента» определить субмодальностные характеристики для каждого из этих критериев — т.е. предложите ему подумать о «быть здоровым» или «нормально жить» и описать, что (и как) он при этом видит, слышит и чувствует. Запишите эти характеристики. 4. Теперь пусть он перейдет в позицию 3 и определить критерии, которые буквально не дают ему измениться. Например, это может быть крайне распространенный критерий, как «не хватает силы воли». Опять-таки определите субмодалъностные характеристики, репрезентирующие (представляющие) этот самый лимитирующий критерий. 5. А теперь в позиции и выявите критерии еще более высокого уровня, которые превосходят лимитирующие критерии и прошлого шага, спросив своего подопечного: «Что может быть достаточно важным, чтобы ты смог проявить силу воли и вести трезвый образ жизни, несмотря на то, что тебе не хватает силы воли». И в случае, если это НЕ ваш супруг(а),но все равно человек семейный, вполне реальным и достаточным может, например, оказаться критерий «ответственность за жену (мужа) и детей». (Однако если это ваша вторая половина или вообще «внесемейный» субъект, ищите что-нибудь другое, но тоже важное). Так же определите субмодалъностные характеристики найденного высшего критерия. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|