Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ковалев С. В. - Семь шагов от пропасти. НЛП-терапия наркотических зависимостей 1 страница




 

www.e-puzzle.ru

ББК 88.4 УДК 159.92 К56 Ковалев С. В.

К56 Семь шагов от пропасти. НЛП-терапия наркотических зависимостей. — М.: «КСП+», 2003, 256 с.

ISBN 5-89692-082-2

 

В этой книге известного Мастера НЛП, одного из создателей новой научной дисциплины — нейросинергетического программирования — (НСП), а также автора системного нейро-программирования как версии продвинутого НЛП, рассказывается о том, как с помощью системы психотехнологий современного нейролингвистического программирования достичь экзистенциального или, иначе, «земного» совершенства, задающего и создающего эффективность и результативность жизнедеятельности любого человека.

В книге приводятся системные описания множества техник НЛП, часть из которых никогда не была представлена в литературе по нейролингвистическому программированию и является результатом как собственных разработок автора, так и ремоделирования психотехнологий «продвинутого НЛП».

Книга предназначена для специалистов в области практической психологии, психотерапии и смежных областей, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами человеческого совершенства, личностного роста и развития, а также нейролингвистического программирования.

 

ISBN 5-89692-082-2 ©Ковалев С. В., 2003 © Издательство «КСП+», 2003 Предисловие

 

Ковалев С. В. - Нейропрограммирование успешной судьбы

Ковалев С.В. - Введение в нейротрансформинг или руководство по эффективности и счастливости

Ковалев С.В. - Введение в современное НЛП психотехнологии личностной эффективности

Ковалев С.В. – Мы родом из страшного детства или Как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего

Ковалев С.В. – Нейротрансформинг. Команда нашего «Я»

Ковалев С.В. – Нейротрансформинг. Основы самоконсультирования

Ковалев С.В. – НЛП человеческого совершенства

Ковалев С.В. – НЛП-консалтинг: введение в человеческое благополучие

Ковалев С.В. – НЛП-Психокоррекция: психотехнологии благополучия, совершенства и удачливости (книга вторая)

 

Вы открыли эту книгу не случайно, а скорее всего, потому, что слово «наркозависимость» имеет для вас весьма глубокий личностный смысл. И вы либо человек, который в силу каких-то обстоятельств — профессиональных или родственных — вынужден постоянно быть в контакте с людьми или «отдельно взятым», но близком вам человеком, страдающим от наркомании или алкоголизма. Либо бывший наркоман или алкоголик, «всухую» расставшийся со своим пагубным пристрастием и до сих пор так и не вписавшийся в нормальную жизнь.

Так вот — ЭТА КНИГА ИМЕННО И ТОЛЬКО ДЛЯ ВАС. Для тех, кто хочет избавить от наркомании и алкоголизма другого человека (неважно, по профессиональному, либо просто человеческому долгу). И для тех, кто желал бы навсегда избавиться — и от проклятого зелья, и от связанных с его употреблением последствий. Ибо в ней рассказывается о целостной системе психологической реабилитации наркозависимых субъектов, позволяющей излечить примерно каждого третьего наркомана и двух из четырех алкоголиков. Вам кажется, что этого мало? Но тогда вы просто не в курсе, и даже не подозреваете, что в нашей стране 5% исцеленных из страдающих наркоманией и 20% из стремящихся избавиться от алкоголизма считается очень хорошим показателем. И это при том, что я предлагаю вам сделать это за чисто символическую плату (стоимость данной книги), а не за многие тысячи долларов, которые с вас затребуют в широко рекламирующих себя (за ваш, между прочим, счет) центрах избавления от наркозависимости. Что, вы просто боитесь? Но ведь худшее, что может произойти, так это то, что ничего не произойдет. Вот только помните, что, как писал Ф. Бэкон: «Опасность не совершить попытку и опасность испытать неудачу не равны. Ибо в первом случае мы теряем огромные блага, а во втором — лишь небольшую человеческую работу». Что же касается того, сможете вы или нет... Знаете, в нейролингвистическом программировании (НЛП) — удивительной науке, которую я здесь представляю — давно уже постулировано, что лучший способ обнаружить то, на что вы способны, заключается в том, чтобы просто притвориться, что вы действительно способны, и сделать то, что задумано. Статистика НЛП показывает, что примерно в девяти случаях из десяти такового вот притворства оказывается вполне достаточно, чтобы, так сказать, «смочь». Однако все те же энэл-перы (специалисты по нейролингвистическому программированию), не без ехидства утверждают, что если и пока вы верите, что нечто невозможно, вы на самом деле просто никогда не обнаружите, возможно ли это. Так что лучше попробуйте. Купите эту книгу, внимательно ознакомьтесь с ее содержимым и приступайте к работе. И очень может быть, что в этом случае наркозависимость станет не лейтмотивом и проклятием всей вашей и близкого вам (опять-таки: профессионально или личностно) человека, но только лишь небольшим и прошлым эпизодом из вашей и его биографии...

Основные идеи и посылки

«Книги имеют свою судьбу» — утверждали древние римляне. И были совершенно правы. Ибо я никак не собирался писать эту книгу — как говорится, ни сном, ни духом. До тех пор, пока на защите моей докторской диссертации, где я весьма респектабельно, но достаточно активно пропагандировал методы нейролингвистическо-го программирования (с ним вы вскоре познакомитесь буквально «вплотную»), один из членов ученого совета не задал мне вопрос о том, насколько применимы психотехнологии НЛП к лечению наркозависимостей. Смею заверить вас, что ответ мой бы и честным, и откровенным. «Вполне применимы — сказал я — вот только эффективность их здесь заметно ниже». «Это как?» — поинтересовался все тот же член ученого совета. «Ну, во-первых — ответствовал я — статистика показывает, что если в обычных случаях психотерапии мне удается добиваться полного исцеления примерно в 75-80% случаев, то здесь картина куда как более удручающая — где-то около 40-45%*. Во-вторых же — добавил я — лечение это, как правило, очень долгое...». «Насколько долгое?» — не отставал член ученого совета. «По все той же моей статистике на решение локальной проблемы клиента обычно три двухчасовых сеанса. При работе же с наркоманами их обычно бывает от шести до двенадцати». Так вот, сразу же после того, как счетная комиссия закончила подсчет и наступило время поздравлений, этот самый член ученого совета подошел ко мне, отвел в сторону и, приведя те самые цифры, которые вы прочитали в предыдущем разделе, сказал: «Вы хоть понимаете, что получается? Выходит, что ваши методы, как минимум, в восемь раз эффективнее всех прочих! А ведь наркомания — это чума и бич XXI века, которая уничтожит человечество куда вернее и быстрее, чем любая глобальная экологическая катастрофа...». И тогда я понял, что просто должен написать эту книгу.

* Надо сказать, что дабы «не дразнить тигров», я здесь сильно поскромничал.

Почему именно книгу? Да потому, что сейчас мне придется открыть вас страшный секрет: как психотерапевт я не люблю работать ни с наркоманами, ни с алкоголиками (так что упаси вас боже принять все вышена-писанное за саморекламу). Ибо считаю их людьми, которые куда более, чем другие, сами виноваты в постигшем их несчастье. Поэтому психотерапию наркозависимостей я осуществляю в, так сказать, эксклюзивном порядке: только по большой просьбе и только в том случае, если данный конкретный алкоголик или наркоман меня в чем-то заинтересовал в силу еще не угасшей в нем «искры божей». Однако отнимать у людей еще одну возможность избавиться от алкоголизма или наркомании я, конечно же, просто не имею права. Хотя никоим образом не претендую на исключительность того, что делаю и предлагаю: есть методы, которые работают не хуже, а, например, «конечная» эффективность, так сказать, поведенческой терапии в своеобразных лагерях строгого режима (точнее — спартанского образа жизни для нар- козависимых людей), многие их которых организовали бывшие наркоманы, ничуть не ниже, а то и выше.

Теперь постараюсь изложить необходимый для вас минимум сведений — но только не тех, которые ныне стали уже расхожими. Да, чисто физиологически можно говорить о некой генетической или физиологической предрасположенности к алкоголизму и наркомании, причем если в первом случае часть населения и страны, и мира, еще имеет (или имело) какой-то иммунитет, то во втором этого иммунитета, похоже, не было вообще (кстати, стремительная алкоголизация России как раз и может отчасти объясняться ростом числа смешанных браков — в том числе с народностями, у которых изначально отсутствовал этот иммунитет). Да, чисто психологически, рост числа и алкоголиков, и наркоманов, можно объяснить неустроенностью и (или) обессмысленно-стью нашей жизни; сокрушительной ломкой привычных норм, стереотипов, укладов и даже образов жизни; когда и алкоголь и наркотики, становятся как бы вторично выгодны, ибо добавляют устойчивости и спокойствия этому неустойчивому и неспокойному миру (точнее, человеку в этом мире) — смею напомнить, иллюзорных и чреватых большими последствиями. И вообще — если бы я хотел писать теоретическую работу, то как выпускник МГУ тех лет, когда он был еще кладезем методологии (а заодно и как просто поклонник системного подхода), прямо сейчас и на многих страницах расписал бы перед вами четырехклеточную матрицу «Причины наркотизации населения мира» следующего вида.

После чего, перечислив и описав полное содержание каждой клетки или сектора благополучно почил бы на лаврах очередной теоретической монографии (а что — любая из этих самых клеток или секторов по объему «тянет», как минимум, на главу, если не часть). Но я человек практический, который слишком хорошо знает, что столь любимые вопросы нашей академической науки «Что?» и «Почему?» (например, «что за напасть происходит?» и «почему эта напасть происходит?») далеко не всегда дополняются или заканчиваются вопросом «Как?» («Как от этой напасти избавиться?»). Более того, я знаю и то, что, сплошь и рядом, попытки ответов на вопросы «Что?» и «Почему?», начисто устраняют возможность получения ответа на вопрос «Как?». В то время как грамотно заданный вопрос «Как?», позволяет вообще не искать ответы на вопросы «Что?» и «Почему?»...

Так вот, во всей этой катавасии с теоретическими причинами наркотизации человечества меня лично интересует единственный аспект. То, что с помощью алкоголя (меньше) и наркотиков (больше), практически любой человек может на время «включить» так называемый нейросоматический контур человеческого мозга — точнее, ту его часть, которая отвечает за состояние сенсорно-семантического блаженства. И на первых порах (после первого «прихода») это действительно «кайф», по сравнению с которым все наше серенькое и будничное существование кажется не стоящим и ломанного гроша. Но в том-то и дело, что с помощью наркотических веществ человек не открывает, а как бы «взламывает» «дверь» к этому самому «блаженству». Ибо открытие данной «двери» возможно только как результат специальных духовных практик и психотехнологий — особым образом организованного личностного роста человека (поскольку у большинства людей нейросоматический контур как бы дремлет и полноценно включается только после достижения субъектом иного — более высокого, чем обыденный — уровня развития). А дальше происходит двоякий процесс этакого противоборства. Своеобразная битва, ареной которой становится, человеческая психика. С одной стороны, есть кайф и есть ломка. И очень хочется снова испытать этот кайф, но не ощутить данной ломки. Все это в конечном счете (и, кстати, очень быстро) формирует систему бессознательных программ мозга, направленных на осуществление наркозависимого поведения (именно так: бессознательных, а значит не поддающихся сознательному контролю). С другой стороны, у каждого из нас есть так называемое Высшее или Истинное Я (своеобразный полномочный представитель Бога в нашей душе), который бдительно следит за тем, чтобы наша личность развивалась разумным и экологичным путем (хотя в большинстве случаев предпочитает не вмешиваться в

процесс, а только лишь контролировать его). Наркотизация к таким путям, безусловно, не относится, и поэтому в следующий раз для «взламывания» «двери блаженства» требуется уже заметно большая доза (да еще и кайф становится слабее, а ломки — круче). И так раз за разом, до тех пор, пока не произойдет следующее — весьма печальное. Предпринявшее все попытки к образумливанию обезумевшего наркомана (повсеместно) или алкоголика (заметно реже) Высшее Я холодно и отстраненно принимает следующее решение: Дальнейшее существование данного индивида (и самого Истинного Я в этом индивиде) представляется нецелесообразным. И тогда включаются специальные глубинные (и тоже бессознательные) программы самоуничтожения, и наркозависимый субъект кончает с собой любым доступным ему образом. Именно доступным — столь сильна в нем в этот момент жажда смерти, прекращения этого невыносимого и бессмысленного существования. И я видел наркоманов, которые умудрялись перепилить себе горло тупой пилой или просто методично раскраивали свои черепа ударами о бетонные стены...

Из вышесказанного следуют два главных вывода. Первый — это тот, что и вы, и ваш «клиент» или подопечный (в дальнейшем я буду пользоваться именно этими номинациями и обозначениями) должны четко представлять себе, куда ведут (и куда могут завести) наркотические игры с собственным мозгом (в данном аспекте: «взломанного» нейросоматического контура и «бдящего» Высшего Я). И второй — то, что и наркозависимость, и соответствующее неэкологичное, как говорят энэлперы (т. е. не способствующее нормальной жизни) поведение давно уже стали устойчивыми программами бессознательного НЗ-субъекта («НЗ» значит «наркозависимого»).

Вы, конечно же, знаете о существовании у человека сознательной и бессознательной частей его психики. Од-и важно. НЛП уделяет основное внимание организации этого опыта — тому, как человек строит свой опыт; какие процессы лежат в основе данного построение; и как всем этим можно управлять. Именно в связи с этим «классики» нейролингвистического программирования часто предлагают рассматривать использование этой науки как своеобразный образовательный процесс: переобучение мозга. Большинство реакций людей на внешние и внутренние раздражители являются стереотипными и автоматическими — но далеко не всегда полезными и эффективными («экологичными», как говорят энэлпе-ры). Путем замены старых «программ» на новые НЛП создает более продуктивные формы поведения и реагирования на внешние и внутренние условия и обстоятельства.

И, наконец, согласно третьему положению НЛП, смысл и предназначение нейролингвистического программирования можно выразить в виде простой метафоры. Если вы покупаете какую-нибудь сложную вещь — телевизор, компьютер и т. п., — то в обязательном порядке требуете инструкцию по пользованию этой самой вещью. Иначе вам просто не удастся воспользоваться всеми возможностями, которые заложены в любом сложном изделии. Но тогда как же жаль, что Мать-Природа, снабдив нас таким прекрасным инструментом, как мозг, то ли забыла, то ли не захотела приложить к этому изделию подробную инструкцию по пользованию. Соответственно, нейролингвистическое программирование и является наукой, которая как бы разрабатывает инструкции по использованию возможностей человеческого мозга. Инструкции по управлению мозгом — своим и чужим.

Теперь о методах нейролингвистического программирования. Вообще-то, все психотехнологии НЛП можно подразделить на техники низшего, среднего и высшего уровней. В этой книге вы, в основном, будете работать с базовыми методами нейролингвистического программирования (хотя и познакомитесь с некоторыми «продвинутыми»), которые исходят из очень интересного положения: любые сложные психологические явления, происходящие в психике человека, можно свести к системе элементарных процессов и кодов деятельности его мозга, изменение которых в свою очередь изменяет и эти самые психологические явления.

Согласно НЛП буквально все программы психики человека вполне можно как бы разложить на элементарные, поддающиеся изменению составляющие, каковые потом можно будет собрать заново — но уже в нужной последовательности. С точки зрения нейролингвистического программирования, психику человека можно представить в виде этакого набора элементов типа конструктора «Лего». Из данного набора можно собрать практически все что угодно — в том числе, разумеется, и то, что необходимо для трезвого образа жизни (в самом широком смысле этого слова).

Но, к сожалению, во-первых, у многих из нас эта самая сборка была осуществлена крайне неудачно, так что в результате получилось черт знает что. А во-вторых, практически у всех, в получившихся (весьма уродливых) «конструкциях» не хватает некоторых весьма важных элементов, которые, по той или иной причине, были нами забыты или потеряны. Но элементы эти не исчезли совсем. Они просто спрятались в дальних уголках и глубинах нашего бессознательного.

Изучая элементы психики, которые, складываясь в последовательности, и образуют наши программы, специалисты по нейролингвистическому программированию обнаружили, что любой человеческий опыт состоит из визуальных образов и восприятий; внешних и внутренних звуков и голосов; приходящих извне или изнутри ощущений, а также различных логических конструкций. В общем-то, сие вполне естественно, ибо как известно, имеется пять основных способов, с помощью которых мы познаем окружающий мир: зрение, слух, ощущения, вкус и запах. Наиболее важными являются первые три из них — визуальный (V), аудиальный (А) и кинестетический (К) каналы получения информации, а также четвертый, свойственный только людям (а не всему прочему живому): логический или, иначе, дискретный (Д) — формулы, графики, схемы и тому подобные достижения человеческого разума. Так вот, по НЛП, именно эти самые V, А, К и D — образы, звуки, ощущения и логические модели, называемые модальностями, по разному организуясь и сочетаясь, не только создают наш опыт, но и определяют схемы реагирования или, иначе, способы поведения в мире, являясь как бы своеобразными кодами программ человеческой жизнедеятельности. А это значит, что для того, чтобы изменить эти самые программы, вполне достаточно, не особо вдаваясь в то, откуда и как они появились, просто поменять последовательность, организацию или конкретное содержание соответствующих VAKD!

Здесь правда присутствуют еще два момента. Первый — это то, что для кодирования опыта человеческий мозг обычно использует не сами по себе модальности, а их более мелкие характеристики, именуемые субмодальностями.

Например, цвет, яркость, фокусировку и т. п. в визуальной модальности. Громкость, удаленность, направление и т. п.

— в модальности аудиальной. И тяжесть, тепло, протяженность и опять-таки т. п. — в кинестетической модальности. А второй — так это то, что не всегда все и вся надо разбирать до элементарных составляющих. Ведь для того, чтобы договариваться с кем угодно, иногда просто достаточно (и всегда необходимо) говорить на его языке. Использовать подходящие, привычные тому, с кем мы собираемся договориться, выражения и коды. Здесь важно то, что, как выяснилось, два полушария человеческого мозга работают совершенно по-разному. Совсем различно осваивают действительность. И «разговаривают» на абсолютно разных языках. Левое полушарие, условно соответствующее сознанию, понимает и использует слова и знаки. Правое же, отвечающее и соответствующее бессознательному, «разговаривает» и «мыслит» только образами, символами и ощущениями, причем закодированным вполне определенным образом. В результате, большинство психокорректирующих объяснений, увещеваний и словесных внушений, если и достигают бессознательного, то только посредством сознания и очень-очень нескоро. А в целом ряде случаев попросту не доходят до «блока управления» соответствующим процессом (чтобы проверить это, попробуйте точно так же «уговорить» забарахливший компьютер заработать нормально). Как вы уже знаете, в нейролингвистическом программировании для этого используются своеобразные коды бессознательного, но что главное, так это то, что в любом случае работа с любой же патологией напоминает в НЛП именно «ремонт» засбоившего компьютера: вошел в операционную систему, нашел вирус или дефектный файл, убрал ненужное, добавил необходимое, перезагрузил «биокомпьютер» — и все. Быстро, беспроблемно и с немедленной проверкой работоспособности...

Как будете работать именно вы? Ну разумеется, — вдумчиво и тщательно. По алгоритму, который представлен в конце этого раздела и который только налер-вый взгляд кажется огромным — официально сообщаю вам, что применение большинства психотехнологий ней-ролингвистического программирования занимает буквально считанные минуты. Однако перед этим вы должны обеспечить два условия — и необходимых, и достаточных. Во- первых, полное усвоение материалов этой книги и даже как бы их проверку на себе. А во-вторых, абсолютное исключение вашего НЗ-субъекта из его привычной жизни, дабы он случайно не сорвался не дождавшись конца исцеления (пусть, например, возьмет отпуск) — сие, правда, больше относится к наркоманам со стажем, нежели к алкоголикам.

Еще кое-что — столь естественное, что я об этом чуть не забыл. К моменту начала работы ваш подопечный должен быть полностью детоксицирован. Отчетливо понимать, что «обратной дороги» для него уже нет, и единственный выход — это полный отказ, абсолютная завязка. И быть согласным с тем, что на все время лечения он должен сохранять полный мораторий на нарковещества, что особенно актуально для первых наших шагов.

Алгоритм НЛП-терапии наркотических зависимостей

Отказ от бесплодных

подходов

Принятие решения начать

 

И последнее. Для того, чтобы предлагаемые воздействия еще глубже проникали в психику вашего «клиента» или подопечного, я рекомендую вам как можно шире использовать так называемую технику терапевтической метафоры. Не вдаваясь в весьма сложную теорию данной процедуры, просто поясню, что с ее помощью, на том самом языке правого полушария, вы как бы незаметно и исподволь будете вводить в бессознательное НЗ-субъекта некие новые и весьма экологичные смыслы, отношения и реакции — как бы информационные матрицы желаемых изменений. И здесь я рекомендую вам использовать как, так сказать, «контекстные» метафоры, тексты которых (разумеется, приведенные в данной книге) касаются содержания конкретных шагов исцеления, так и «внеконтекстную» обобщенную терапевтическую метафору избавления от зависимостей, полное описание который вы найдете в «Приложении».

Вместо введения или о восстановлении и воссоединении

С чего начнем? С того, без чего вся ваша дальнейшая работа окажется просто-напросто бессмысленной. С п§р-вых четырех — и очень важных для всей последующий психологической реабилитации — моментов, а именно

• формирования мотивации на излечение

• слияние «трезвой» и «пьяной» идентичности

• создания нового образа «Я» и

• наложения «ломки» на «кайф».

Что, вы огорошены таким объемом и напором? И даже слегка опешили, ибо почти ничего не поняли и вышеприведенном? Успокойтесь — все это норма лик». Просто нейролингвистическое программирование является наукой, которая не очень-то укладывается в прокрустово ложе здравого смысла (а, как известно, именно основываясь на нем, все мы считаем себя знатоками и политике, педагогике и психологии). А «терапия по НЛП» настолько отличается от бытующих в нашем ооа-нании представлений об «утешающе-увещевающей» или «пилюльной» психотерапии, что первое знакомство с методами нейролингвистического программирования м<> жет даже вызвать легкий интеллектуальный или эмоциональный шок. Однако он очень быстро проходит, и на смену ему приходит радость. Да-да, именно радость -от сознания того, что все, оказывается, можно делать и сделать легко, быстро, и

причем не то, чтобы безболезненно, но даже с известной приятностью. Впрочем, ном по-порядку.

Итак, первое, что вам стоит и надобно сделать с вашим подопечным — так это сформировать у него некую первичную мотивацию: желание излечиться от пагубного пристрастия. Нет, не вести трезвый образ жизни (до этой мотивации еще ох как далеко), а просто излечиться. Безо всяких обиняков утверждаю и постулирую: желания этого у него нет. Ибо и наркоманы, и алкоголики обладают удивительной крепости задним умом, в котором в скрытом от вас (а может быть, и от них) виде живут мысли типа: «Ну ладно, подыграю ему (ей), чтобы отстал(а), но всерьез относится ко всей этой мутоте я не собираюсь» и им подобные. Кстати, все эти глупые мысли вы обязательно «извлечете» из головы вашего НЗ-субъекта далее — и либо переработаете их в нечто экологичное, либо просто уничтожите. Однако сейчас нам нужна именно (и пока только) мотивация на излечение — если хотите, сознательное согласие предпринять попытку. Ибо психотерапевты всех времен и народов очень хорошо знают две поговорки, целиком и полностью относимые к терапевтическому процессу.

«Лошадь можно привести на водопой. Но вот пить ты ее не заставишь».

«То, что впихивается в сжатый рот, натыкается на стиснутые зубы».

Для того, чтобы создать у вашего «клиента» мотивацию на излечение, я, во-первых, предлагаю вам полностью отказаться от привычных увещеваний и/или угроз, направленных в адрес данного конкретного НЗ-субъекта. И даже просто начисто исключили из арсенала своих взаимодействий с ним все то, что Б. Кейтд и В. X. ОХэн-лон в своей книге «Краткосрочная терапия. Интервенции, манипуляции, техники на основе эриксоновского гипноза и НЛП» окрестили бесплодными подходами. Ознакомьтесь же со списком всего того, что вам просто бесполезно, а потому не надо делать (текст Б. Кейда и В. X. ОХэн-лона я немного отредактировал).

Нижеперечисленные действия иногда могут быть успешными. Однако, когда они становятся повторяющейся схемой, то не только не приносят успехов, но часто и просто ухудшают ситуацию.

Эти действия или позиции завершаются поражением не потому, что неверно используются или идут от недобрых намерений. От них просто нет толка, поскольку эти действия не приносят пользы, даже если вы из последних сил старались поступать в соответствии с их логикой. Как уроненный мяч всегда падает вниз, а не вверх, гак ни один человек не хочет и не может сотрудничать, если вы предпринимаете следующие действия:

А. Спонтанная речь

• высказывания (особенно когда нечто говорится «для твоей же собственной пользы»)

• советы

• ворчание

• колкости

• пожелания типа «почему бы тебе просто не попробовать»

• уговоры, просьбы и попытки обосновать свою позицию

• призывы к логике и здравому смыслу

• брошюры, вырезки из газет, стратегически разложенные или читаемые вслух

• молчаливые, полные страдания взгляды: «смотри, какой (какая) я терпеливый (терпеливая)» или более насыщенные злостью

• постоянно повторяющиеся и болезненные наказания, которые также не приносят результатов или даже вызывают ухудшение.

Б. Выступление с позиции высших моральных ценностей,

• действия с чувством превосходства или

• «железной» логики (обычно это мужская позиция) или

• морального оскорбления, например:

«Если бы ты действительно меня любил...» «Ты наверняка знал, что если...» «Почему ты не можешь понять, что...» «Каждый, у кого есть хоть немного ума...» «После того, что я для тебя сделала...» «Посмотри, какая я больная (угнетенная) и т. п., из-за этого...»

«Я тебя люблю и перестану злиться/молчать и т. п., если ты сделаешь то, что я прошу...»

«Люблю тебя за то, что ты делаешь то, что я хочу, и буду тебя любить так долго, пока ты будешь так поступать». Собственно, в каждом из вышеперечисленных высказываний как бы подразумевается, что говорящий обладает правдой о том, как все должно быть и какими должны быть окружающие люди — или просто лучше знает моральные ценности, которых не достает слушателю. В. Самопожертвование

• постоянные действия «во имя мира и лада»

• «высказывания шепотом», чтобы не оскорбить других

• постановка чужой пользы выше своей

• непрерывные оправдывания

• оберегание других от последствий их же поступков

• делание своей жизни зависимой от чужих перемен и действий

• постоянные попытки удовлетворить кого-либо (либо всех)

Г. «Сделай это сам»

Это когда один человек посредством нижеописанных действий и позиций пытается склонить другого к изменению его поведения и требует, чтобы другой сделал это сам.

• «Ты должен хотеть, чтобы я была довольна...».

• «Я хотел бы, чтобы ты была более добра ко мне, но приму это только если это будет добровольно».

• «Мне недостаточно, что ты помогаешь мне мыть посуду, я хочу, чтобы ты делал это с удовольствием».

Если мы попытаемся влиять на определенного человека так, чтобы он стал более ответственным, более отзывчивым, разумным, рассудительным, сексуальным и т. д., то, несмотря на наши добрые намерения, мы требуем, чтобы он

подчинился нашему представлению о том, каким он должен быть. Это удается редко, если вообще удается. В лучшем случае мы получим послушного раба. Однако чаще результатом всего этого явится растущая неспособность проявить ожидаемые качества, злость, бунт, разрыв контакта и ваше поражение. Похоже на то, что большинство людей просто не очень-то хотят слушаться...






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных