Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ковалев С. В. - Семь шагов от пропасти. НЛП-терапия наркотических зависимостей 5 страница




Скажите, есть ли что-то, что вы как бы вынуждены делать, хотя и понимаете, что делать этого не стоило бы? Для примера представим, что вы обожаете шоколадные конфеты и лопаете их в количествах, явно превышающих разумные пределы. Если это так, то у вас точно навязчивость/зависимость — пусть и почти безвредная (если вас, конечно, от них не разносит). Хорошо, тогда давайте найдем то, к чему вы относитесь нейтрально. То есть (в данном случае) можете как есть его, так и спокойно не есть. Опять-таки предположим, что в качестве дни кого нейтрального объекта выступило печенье. Что ж, псе прекрасно — у нас уже есть некая второстепенная нпиязчивость, и нечто сходное, на что вы реагируете нейтрально.

Теперь подумайте о шоколадных конфетах и заметь-Ти, как они выглядят, когда вы думаете о них. Представили? Теперь подумайте о печенье — как оно выглядит в им шем воображении. Вообразили? Тогда приступаем к гппвному. Скажите, чем отличается то, как вы в воображении видите (представляете) шоколадные конфеты, от того, как вы воображаете (или опять-таки видите и 111 поставляете) печенье?

Предположим, вы обнаружили, что шоколадные кон-фиты оказываются намного больше и ярче, нежели печенье (каковые, соответственно, выглядят меньше и тусклое). Что ж, похоже, вы обнаружили главное: те два от-мичия, с помощью которых ваш мозг (весьма экономный по своему естеству и сути) закодировал различие между навязчивым и нейтральным. Однако давайте все это на колкий случай проверим. Скажите, а что вы чувствуете, глядя на шоколадные конфеты? Некое влечение-притяжение? Хорошо, тогда, определив его (влечения-притяжения) «размер», попробуйте мысленно увеличить «болыпесть» конфет, т. е. их размеры. Что, влечение усилилось? Тогда сделайте их немного меньше, чем в изначальном изображении. А, «притяжение» уменьшилось? Отлично, значит, именно величина шоколадных конфет точно является кодом влечения. Однако у нас осталась еще и яркость. Что произойдет, если вы мысленно увеличите эту самую яркость шоколадных конфет? А, влечение возросло, но куда меньше, чем тогда, когда вы увеличивали их размер? Что ж, уменьшите эту яркость. Ясно, влечение упало, но тоже не намного. Вы все равно хотите «лопать» эти конфеты. Хорошо, значит, теперь мы точно знаем, что размер шоколадных конфет является главным (ключевым) кодом или характеристикой, с помощью которой ваш мозг закодировал вашу же зависимость от шоколадных конфет. Так, может, мы ее

сейчас просто уничтожим? Нет, не пугайтесь, это вовсе не значит, что вы никогда больше не будете есть эти самые конфеты. Просто вы станете свободными от навязчивого влечения: жевать без конца и края, т. е. сможете их как есть, так и не есть. Это и значит для вас действительную свободу, и здесь настало время объяснить, почему в качестве своеобразного контрпримера мы выбрали нечто нейтральное, а не то, что обращает и отталкивает. Дело в том, что и притяжение, и отталкивание есть разные, но формы навязчивости, которые отличаются только направление или, если можно так сказать, знаком: «-» вместо «+».

Ну а теперь давайте в учебных целях уберем вашу зависимость от шоколадных конфет. Сначала, однако, на всякий случай проверьте экологичность этого изменения, задав себе вопрос: «Будет ли без этой зависимости еще чего-нибудь не хватать в моей жизни?» Если возникло очень уверенное «да», не торопитесь: похоже, что вы являетесь своеобразным шоколадным наркоманом и избавление от зависимости настолько обеднит вашу жизнь, что, как и для вашего подопечного, после устранения зависимости и связанного с ней неэкологичного поведения вам придется заняться поисками того, что дают вам шоколадные конфеты (успокоение, удовольствие, вкус жизни и т. п.). А после поставить программы, которые будут давать вам все это безо всяких конфет. Если же ваш ответ заключается в весьма неуверенном «да» или не очень или даже совершенно уверенном «нет», приступайте к процедуре взрыва навязчивости (т. е. уничтожения зависимости). Как вы, наверное, поняли, для этого мы должны довести ключевую характеристику до абсурда, чтобы, так сказать, шарик лопнул. Что ж, тогда прямо сейчас представьте шоколадные конфеты и сделайте их размером с кирпич каждую. А теперь увеличьте их до размера бетонных блоков. Теперь сделайте их размером с частный дом. А теперь величиной с пятиэтажку. Теперь пусть каждая из них станет размером с Московский университет... Что, хватит? Еще

тогда, когда конфеты стали размером с частный дом, что-то произошло и картинка стала казаться глупой и неестественной? Что ж, все нормально. Вы как бы перешли некий порог, после которого ваш мозг перестал опознавать шоколадные конфеты как нечто, что обязательно нужно иметь, а как бы перенес их в другую, нейтральную категорию. И этот перенос, или сдвиг, становится необратимым — однако, в том случае, если вы делаете это достаточно быстро и ваш мозг не успевает приспособляться к изменениям.

Существуют два основных способа осуществить взрыв навязчивости. Одноразовое резкое усиление выбранной нами характеристики. И так называемый метод рычага или храповика. В первом случае вам необходимо очень быстро увеличить эту самую характеристику до такой крайней степени, чтобы навязчивость, с которой вы работаете, пересекла порог и лопнула, как пресловутый ноздушный шарик. Во втором же вы также весьма быстро усиливаете «кодовую» характеристику, но делаете это неоднократно, всякий раз возвращаясь к исходному ее уровню. В данном варианте ваша работа похожа на поднимание машины домкратом, когда с каждым нажатием его (домкрата) рычага она поднимается все выше и выше.. Полное описание техники взрыва навязчивости выглядит следующим образом (по: К. Андреас, С. Андреас. «Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатами»).

1. Подумайте о своей навязчивости или зависимости.

2. Подумайте о чем-то сходном, на что вы реагируете нейтрально.

3. Определите различия.

4. Проведите проверку и найдите наиболее мощную «различающую» характеристику.

5. Убедитесь, что эта характеристика действительно ключевая.

6. Используя однократное усиление либо метод рычага, работайте с этой характеристикой до тех пор, пока она не перейдет порог.

Поскольку вы будете работать с вещью, которая куда как серьезней, чем шоколадные конфеты, дам вам маленькую подсказку. У алкоголиков зависимость обычно кодируется видом или картинкой стакана или бутылки; у «поклонников» героина — шприца; а у кокаинистов — «линейки» заветного порошка. Нейтральным примером здесь обычно выступает «Боржоми» (к которому почему-то практически все относятся равнодушно); шприц же, но с какой- нибудь витаминной смесью; и, например, порошок для чистки зубов. Самыми «любимыми» характеристиками нашего мозга привычно бывают размер и яркость, отчего доведение все той же пресловутой бутылки или шприца до величины Эмпайр Стейт Билдинга или Эйфелевой башни обычно оказывается достаточно для того, чтобы «лопнуть» пагубное пристрастие. Однако учтите, что до тех пор, пока этого не произойдет, вам не следует никуда отпускать вашего НЗ-клиента. Иначе не взорванная, но вызванная вами зависимость прямиком приведет его к алкогольному или наркотическому срыву...

К сожалению (или однако), одного только уничтожения наркозависимости оказывается недостаточно для того, чтобы заодно и устранить неэкологичное (и опять-таки наркозависимое) поведение НЗ-субъекта. Дело в том, что в человеческой психологии существует и действует так называемый принцип функциональной автономии, согласно которому, например, поведение может сохраняться и воспроизводиться еще долго после того, как причина или мотив этого поведения исчезли или были уничтожены. Если не верите, то вспомните, что, раз поругавшись по какому-либо пустяку с некой соседкой, вы оказываетесь способны сохранять враждебность к ней еще очень долго после того, как этот пустяк благополучно почиет в бозе! Более подробно об этом, так сказать, многогранном принципе мы поговорим далее, а пока займемся переключением неэкологичного поведения вашего подопечного.

Действо сие мы начнем с поиска триггера этих самых программ, а это, как вы уже знаете, своеобразная кнопочка, запускающая конкретную программу. Помните (если помните), еще до Windows, когда мы с вами работали на слабеньких тогда компьютерах, бывших не в состоянии поддержать эту оболочку, в Norton Commander существовали специальные, запускающие его программы файлы, помеченные значками com и bat? Так вот, триггеры в нашей психике выполняют ту же роль, причем в большинстве случаев срабатывают они бессознательно. После чего буквально одержимому программой человеку, как говорится, хоть кол на голове теши — процесс-то пошел, и это как лавина, которую не остановить. Как будто кто-то подвел курсор к обозначению на дисплее программы «пей» или «колись»; дважды щелкнул мышью и... — и все, вмешательство бесполезно. Жди теперь, когда программа как бы реализует себя. Значит, нам надо сделать так, чтобы триггер перестал срабатывать. Или лучше (поскольку вот так, запросто, мы эту «кнопочку» не выдерем) стал запускать совсем-совсем другое поведение: в сути своей экологичное. Дабы это произошло, я предлагаю вам сделать аж четыре варианта процедур: установления автоматической связи «триггер — ресурс»; контекстного взмаха, замены сценария и отделения контекста от поведения.

В принципе, вы уже умеете осуществлять так называемое ресурсное якорение, поскольку в шаге 1 делали это для техники скрещивания якорей. Однако для того, чтобы вы могли эффективно ставить и использовать якоря у своего «клиента» приведу слегка отредактированную нами компактную запись техники постановки ресурсных якорей, сделанную Дж. О’Коннором и Дж. Сеймором в их книге «Введение в НЛП» (обратите внимание, что описание данной процедуры приведено в виде прямой инструкции, которую вы можете зачитать своему подопечному).

1. Выявите ситуацию, в которой вы нуждаетесь в ресурсах.

2. Определите необходимый вам ресурс, например, уверенность или спокойствие.

3. Убедитесь в том, что ресурс действительно является подходящий, задав вопрос: «Если бы у меня был этот ресурс, улучшилось бы мое восприятие этой ситуации и мои действия в ней?» Если да, продолжайте. Если нет, вернитесь к шагу 2.

4. Вспомните несколько случаев из жизни, когда у вас был этот ресурс, и выберите из них один-два, в котором он (ресурс) проявился интенсивнее всего.

5. Определите якоря, которые вы собираетесь использовать в каждой из трех основных репрезентативных систем — визуальной, аудиальной и кинестетической. То есть представьте себе соответствующий образ, звук или слово и выберите действие, с помощью которого вы поставите кинестетическую составляющую якоря (например, сжимание трех пальцев на правой руке).

6. В воображении вернитесь полностью в переживание ресурсного состояния и переживите его снова. Когда оно достигнет пика интенсивности, выйдете из него (перед началом всего этого не забудьте перейти в другое место).

7. Теперь снова переживите свое ресурсное состояние, и в тот момент, когда оно достигнет пика, присоедините составляющие вашего якоря. Повторите это несколько раз.

8. Проверьте качество якорения, включив якорь и убедившись, что вы действительно входите в этот состояние. Если вы неудовлетворены, повторите шаг 7.

Вы, наверное, заметили, что в приведенном описании ваш «клиент» как бы работал в режиме «Сам себе психотерапевт» (ведь якорь ставили не вы, а он сам). Сие не случайно, ибо якорь ресурса должен у него быть буквально всегда «под рукой». И включаться или «срабатывать» без вашего участия.

Теперь пойдем дальше, поскольку все вышеописанное представляло собой только лишь подготовку. Итак, у вашего подопечного есть ресурс, который вполне подходит для ситуации возникновения весьма проблемной ситуации запуска наркозависимого поведения. Однако вопрос о том, сознательно запустит или нет он этот ресурс остается, как говорится открытым. Поэтому сейчас мы сделаем так, чтобы все здесь происходило и переключалось бессознательно и как бы само собой — с помощью техники установления автоматической связи триггер — ресурс, которая делается так (по: Дж. О’Коннор и Дж. Сей-мор. «Введение в НЛП». С изменениями).

Попросите вашего «клиента» подумать о будущей ситуации, в которой ему явно понадобится то самое ресурсное состояние, которое вы заякорили (это может быть встреча с поставщиком наркотиков или, например, настойчивые предложения со стороны наркозависимых компаньонов). Если надо, пусть составит список всех ситуаций, в которых он боится сорваться, тогда для каждой из них вы должны подобрать соответствующий ресурс, заякорить его, а после проделать нижеописанное. Теперь ему следует взять эту ситуацию (или первую из них) и подумать о том, что в ней может являться триггером — т. е., например, что он может использовать в качестве сигнала, который дает ему понять, что он уже нуждается в ресурсе. Пусть найдет то, что он видит, слышит или ощущает прямо перед возникновением нежелательного поведения. То, что дает ему знать, что он уже на грани срыва (учтите и сообщите ему, что сигнал этот может быть и внешним, и внутренним). А теперь предложите ему, раз за разом вызывая этот внешний или внутренний сигнал (просто представляя его себе в воображении, но так, чтобы он действительно виделся, слышался или ощущался), так же раз за разом «включать» якорь необходимого ресурса.

Если ваш подопечный сделает это необходимое количество раз (у специалиста от 3 до 7, но у него, наверное, больше), триггер неэкологичного поведения станет якорем ресурсного состояния. И то, что могло спровоцировать срыв, само будет «включать» то, что способно этот срыв прекратить или пресечь!

После того как вы сделали процедуру установления автоматической связи триггер—ресурс, можно уже приступать к вышеупомянутому мною контекстному взмаху. Учтите, что хотя здесь тоже есть свой триггер, эти техники отнюдь не дублируют друг друга, а очень сильно дополняют. Ибо в первой из них на найденный триггер мы накладывали ресурсное состояние. А вот во второй — новый, мощный и совершенно равнодушный к наркотикам Я-образ НЗ- субъекта. Но именно этот образ и является для человеческого мозга своеобразной записью поведения в соответствующей ситуации. И если этот образ останется прежним — наркозависимым — ситуация может вернуть человека к прежнему поведению. И наоборот — новый образ Я не даст возникнуть старым реакциям.

Понять сущность и особенности данного метода вам поможет описание упрощенной техники взмаха, которое было сделано Р. Бэндлером в его книге «Используйте свой мозг для изменения». Почему именно поможет? Да потому, что сейчас вы проделаете эту технику на са-мом(ой) себе, дабы осознать ее, как говорится, с чувством, толком и расстановкой.

1. Выясните контекст, т. е. сначала определите, где вы «поломались» или «застряли». Когда или где вы хотели бы вести себя или реагировать иначе, чем сейчас?

2. Определите картинку-триггер («пусковую картину»). Найдите то, что вы на самом деле видите непосредственно перед тем, как начать вести себя так, как вам не нравится. Эта картина обычно ассоциирована (т.е. вы видите ее как бы из своих глаз и не видите себя в этой картине). Многие в этот момент находятся на «автопилоте», и потому иногда стоит реально проделать то, что должно предшествовать этому нежелательному поведению, дабы увидеть, как все это выглядит, и найти триггер. А так как сейчас вы занимаетесь просто проверкой техники взмаха, имейте в виду: поскольку это стимул некой реакции,

которая вам не нравится, с этой картиной должно быть ассоциировано хотя бы что-то неприятное. Чем более это неприятно, тем лучше сработает.

3. Создайте образ результата (нового себя). Сделайте (сконструируйте и вообразите) этот образ — каким бы вы себя видели, если бы уже достигли желаемого изменения. Каким бы вы были, если бы то, где вы «поломались» или «застряли», не было бы для вас проблемой. «Регулируйте» этот образ, пока не получите такой, который экологичен и действительно привлекателен —который сильно влечет вас и нравится вам.

4. Взмах. Теперь «махните» эти две картины. Сначала увидьте ту, «пусковую», картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите маленький темный образ нового себя. А теперь пусть маленький темный образ быстро увеличивая размеры и яркость, перекроет первую картину, которая так же быстро потемнеем и скукожится. Потом «очистите экран» и «махните» эти две картины снова — пять раз в общей сложности. Непременно очищайте экран в конце каждого взмаха!

5. Проверка.

а) Теперь вызовите тот первый образ. Что происходит? Если взмах был эффективен, это просто трудно будет сделать. «Картинка-триггер» будет стремиться исчезнуть и замениться вторым образом, желательным.

б) Другой способ проверки — поведенческий. Найдите способ воссоздать ситуацию, представленную в ключевой картине, и проверьте, как вы теперь поступите.

Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, снова проделайте технику взмаха. Посмотрите, что вы упустили и что еще можно сделать, чтобы этот процесс заработал.

Основные затруднения в использовании техники взмаха обычно связаны с поиском нового образа себя. Однако поиск этого образа и для вас, и для вашего подопечного заметно облегчится, если вы поймете, что данный образ можно не только вспомнить но и вообразить. Как бы «скалькировать» Нового Себя с кого-нибудь из знакомых, для которых эта ситуация не проблема, или даже с литературного или киногероя (а что в этой ситуации сделали бы Супермен или Бэтман?). Для того, чтобы это осуществилось, я обычно предлагаю своим клиентам сделать следующую технику создания желаемого образа себя.

1. Отыщите реального человека или воображаемого «героя», который способен эффективно и экологично справиться с представляющей для вас затруднения ситуацией.

2. Разверните эту ситуацию как кинофильм или видеоклип и несколько раз посмотрите, как именно этот человек или герой действует в ней, «играяроль» в этом фильме или клипе.

3. Теперь, если вас устраивает образ этих действий, как бы «выньте» этого человека или героя из первого кадра фильма или клипа, «вставьте» туда себя и еще несколько раз просмотрите этот фильм или клип, но уже с собой в «главнойроли» и действующим так, как до вас действовали все те же герой или человек. Все, что вас будет не устраивать (не нравиться) в новом поведении, измените, использовав собственное воображение.

4. И, наконец, как следует наигравшись, «извлеките» из фильма или клипа новый образ эффективного себя и уже с ним осуществите изменение с помощью техники взмаха.

Если взмах не получился, то это значит, что вы что-то сделали не так. Что именно? Скорее всего, нарушили одно из условий эффективных «взмахов», которые приводят в книге «Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами» К. и С. Андреас.

1. Одновременность (синхронность). Для эффективности взмаха необходимо, чтобы изменения происходили как бы одновременно — то есть чтобы картинка-триггер синхронно заменялась на новый образ себя.

2. Направление. Взмах «работает», если его делают только в одном направлении — от картинки-триггера к желаемому образу самого себя. Поэтому обязательно используйте между процедурами явно и ярко выраженное промежуточное «разделяющее» состояние (как бы «сепаратор»). Например, перед каждым повторением «очищайте экран», если ваш «клиент» работал с открытыми глазами (для чего попросите его посмотреть на любые окружающие предметы). Или просто предложите ему открывать глаза, если во время взмаха они были закрыты.

3. Скорость. Чем быстрее выполняется процедура взмаха, тем лучше. Поэтому сначала человек может медленно проделать все шаги этой техники, чтобы понять их. Однако во время выполнения процедуры смена образов должна осуществляться как можно быстрее.

4. Повторение. Для закрепления результата взмаха обычно достаточно 3-5 повторений. Если же это не произошло и после десяти повторов вам явно нужно внести какие-то изменения в процедуру, чтобы техника эта «заработала». И только теперь, после этого эксперимента на себе — надеюсь, удачного — внимательно прочитайте и усвойте нижеследующий («классический»!) алгоритм исполнения техники взмаха — именно его вам лучше всего использовать в работе с главной проблемой вашего «клиента». Если, конечно, вы уже созрели для этого.

Напоминаю, что я привожу здесь «классическое» описание техники взмаха в варианте для работы с другим человеком. Почерпнуто оно из материалов семинаров по НЛП ИГИСП, так что, к сожалению, я не могу точно указать автора данного описания.

1. Определите нежелательное поведение (реакцию) «клиента» (в данном случае это, конечно же, наркозависимое поведение — настоящее состояние).

2. Выясните картину-триггер.

а) Определите, какие именно визуальные ключи доступа предшествуют нежелательному поведению (реакции), например, «Когда ты хочешь выпить —что именно ты видишь/чувствуешь/слышишь, что подталкивает тебя к необходимости принять алкоголь?», «Когда ты чувствуешь желание принять наркотик — что ты видишь/слышишь/чувствуешь, что заставляет тебя это делать?».

Если ваш подопечный определит только лишь ауди-альные или кинестетические ключи (триггеры), сделайте наложение на визуальный ключ. «Если бы этот звук/чувство было бы картинкой, как бы она выглядела?»

б) Попросите своего «клиента» создать большой яркий ассоциированный образ того, что он видит как раз перед началом нежелательного поведения. Откалиб-руйте его «внешнее поведение» (должно проявиться нежелательное чувство или поведение — т.е. влечение к алкоголю или наркотикам!) и скажите: «А сейчас на минутку отложи картинку в сторону».

Создайте картину нового образа — желаемое состояние.

Скажите своему «клиенту»: «Представь картинку себя — каким бы ты был, если бы у тебя больше не было всего этого. Каким другим человеком ты бы видел себя, если бы освободился от этого нежелательного влечения и поведения?» Убедитесь в том, что он представляет себе диссоциированную картинку себя как другого человека — более способного и имеющего больше выборов. Убедитесь в том, что картинка:

а) отражает новые качества, а не какое-нибудь конкретное поведение;

б) диссоциирована и остается таковой;

в) нравится вашему «клиенту» и

г) не имеет узкого контекста (здесь просто сделайте фон вокруг образа как можно более размытым).

4. Экологическая проверка.

Скажите вашему подопечному: «Глядя на это изображение самого себя таким, каким Вы хотите быть, подумайте, есть ли у Вас какие-нибудь колебания относительно того, чтобы стать таким человеком?» Используйте любые возражения для того, чтобы изменить образ так, чтобы ваш «клиент» оказался или стал полностью согласен с новым образом себя.

5. Подготовка к взмаху.

Скажите клиенту: «Создайте большой яркий ассоциированный образ триггера (шаг 2) и поместите небольшую темную картинку желаемого образа себя (шаг 3) в середину этого образа».

6. Взмах.

Скажите своему подопечному: «Представьте, как картинка желаемого образа самого себя быстро становится больше и ярче, а картина триггера в то же время уменьшается в размерах и становится тусклой и не столь яркой. Затем откройте глаза или сотрите изображение со своего визуального канала, посмотрев на что угодно». Повторите эту процедуру пять раз, всякий раз ускоряя процесс. Не забудьте делать перерыв после каждого взмаха для того, чтобы последовательность взмаха шла в одном направлении.

7. Проверка.

Скажите своему «клиенту»: «Представьте себе ту самую ситуацию: что происходит?»

Если техника взмаха удалась, то удержать картинку триггера (шаг 2) будет нелегко; естественным путем ее заменит новый желаемый образ себя (шаг 3). Если образ (шаг 2) все еще сохраняется, то надо еще несколько раз проделать этап 6, после чего провести еще одну проверку.

Не поленитесь, и сделайте технику контекстного взмаха для всех контекстов — событий и обстоятельств, которые могут «запустить» наркозависимое поведение. А для того, чтобы еще более освободить вашего подопечного от всех этих контекстов, воспользуйтесь еще двумя психотехнологиями. Первая из них — это очень мощная техника замены

сценария. В наиболее общем случае делается она так.

1. Попросите своего подопечного вспомнить три ситуации его, мягко говоря, неэкологичного поведения — разумеется, по очереди и так, чтобы в них обязательно присутствовал достаточно продолжительный отрезок до срыва.

2. Предложите ему развернуть эту ситуацию как диссоциированный фильм (т.е. чтобы он видел в нем себя) и мысленно просмотреть его, отметив момент, с которого «пошло» неэкологичное поведение — примерно так, как это изображено ниже.

3. А вот теперь внимание: сейчас мы должны найти триггер — но не так, как это делали ранее. Попросите вашего «клиента», может быть, даже как бы увеличив фрагмент фильма непосредственно перед моментом срыва, обратить внимание на то, что перед этим самым срывом он уже как-то знал, что сейчас сорвется. Предчувствовал или предвидел (а иногда даже «предслышал»), что сейчас пойдет по накатанной дорожке. Объясните ему, что это самое предвидение, предчувствие и предслышание (т. е. нечто либо визуальное, либо кинестетическое, либо аудиальное) и является триггером, запускающим его неэкологичное поведение. Предложите ему обнаружить этот триггер, причем не настаивайте на точной его определенности — здесь куда более важно найти эту самую «кнопочку’», нежели описать ее размеры, цвет и фактуру. В идеапе у вас должно получится примерно следующее

4. И еще раз внимание: нас надлежит определить, является ли этот триггер как бы универсальным. Дело

в том, что наш мозг является весьма экономным «субъектом» и обычно для одного вида поведения (в том числе и наркотического) выбирает опять-таки один (единый) триггер. Поэтому попросите своего подопечного, чтобы он сделал то, что описано в пункте 3, для двух оставшихся ситуаций срыва. И если и в них триггером неэкологичного поведения выступало нечто подобное «запускному моменту», выявленному для первой ситуации (весьма-весьма подобное, т.е. практически ни чем не отличающееся), можете быть совершенно уверены: вы нашли искомый универсальный триггер, с коим сейчас и будете работать. Если же триггеры для разных ситуаций существенно отличаются, вначале проверьте себя и подопечного: точно ли вы сформулировали инструкции и не принял ли он случайно за триггер нечто совсем другое. И ежели все было сделано правильно, но триггеры, все равно остались разными, значит, у вашего клиента имеется не один, а несколько типов наркотического поведения, с каждым из которых вам и придется поработать (опять-таки подобрав по три ситуации).

5. Если вы. (и ваш подопечный) смогли обнаружить единый триггер, считайте, что более чем полдела вами уже сделано. Ибо остальное здесь является простой и в чем-то даже рутинной операцией. И первое, что вы должны, в ней сделать, так это предложить «клиенту» как бы оторвать вторую часть «фильма», сразу за триггером (но ни в коем случае не трогая сам триггер!) и уничтожить ее любым воображаемым способом (например, сжечь, что вполне соответствует похмельному желанию НЗ-субъектов: «гори эта дрянь синим пламенем!»)

6. Теперь попросите своего подопечного придумать вариант «сюжета» с нормальным — заведомо экологичным развитием событий. Например, он может представить, что вместо того, чтобы «принять на грудь» или «ширнуться», ответствовал «нет» и занялся чем-то для него достаточно интересным (пошел в «качалку», сел за компьютер, уехал на природу или что-нибудь другое — пусть выберет что-то одно). И, вообразив это экологичное поведение (опять-таки в виде диссоциированного фильма), пусть присоединит его (нового поведения) «фильм» к оставшемуся фрагменту, уберет «монтажный стык» и трижды посмотрит то, что получилось, от начала до конца — сначала диссо-циированно (три раза), а потом ассоциировано (также три раза), т.е. как бы войдя в свое тело и видя, слыша, чувствуя и совершая все, что в нем происходит, изнутри себя (а не со стороны).

7. Теперь предложите вашу подопечному сделать все, что описано в пункте 5, еще дважды — с двумя новыми сюжетами, а точнее, вариантами поведения. Каждый из этих «фильмов» ему также надлежит посмотреть по три раза — сначала диссоциировано, а потом ассоциировано.

8. Теперь надобно, чтобы ваш «клиент» взял сначала вторую, а потом третью ситуацию неэкологичного поведения и проделал все, что описано в пунктах 2-6 с каждой из них (разумеется, опять-таки по отдельности). Как вы, наверное, уже поняли, в результате единый триггер одного неэкологичного поведения станет теперь пусковым моментом девяти форм или видов поведения экологичного.

9. А напоследок осуществите проверку проделанной вами работы — и одновременно так называемую пристройку к будущему. Предложите «клиенту» представить, что в недалеком будущем у него возникнет ситуация,

аналогичная использованным, и попросите его вообразить «фильм» о ее (ситуации) развитии — причем не намеренном, а по принципу «как пойдет, так и пойдет». И если ваш подопечный обнаружит, что в этом фильме сразу после триггера почему-то как бы «приходит в голову один из воссозданных (новых и экологичных) вариантов поведения, считайте, что вы добились успеха — вероятность срыва теперь даже чисто арифметически (по теории вероятности) не превышает 10%. Однако десять пусть даже «теорвероятностных» процента — это тоже немало. И для того, чтобы еще больше усилить «экологизирующее» перепрограммирование вашего НЗ-субъекта (в данной — «контекстной» —части программ), я предлагаю вам воспользоваться еще одной психотехнологией — техникой «отделения контекста от поведения». Здесь нет уже триггера, но есть другое, не менее важное — то, что неэкологичное поведение вашего «клиента» как бы впечатано (или завязано) в (на) некоторые ситуации — условия и обстоятельства. Совместного проведения времени, застолий и т. п. (вы, кстати, их уже определяли). Так вот, чтобы эти ситуации не «цепляли» вашего подопечного и не возвращали его к старому, для каждой из них предложите ему проделать следующую технику отделения контекста от поведения (по: К. Андреас, С. Андреас. «Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатами»).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных