ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ковалев С. В. - Семь шагов от пропасти. НЛП-терапия наркотических зависимостей 2 страницаКак же вам тогда следует вести себя с вашим подопечным? Да, в общем-то в соответствии с двумя принципами. Д. Карнеги: «Ведите себя с человеком так, как будто он уже стал таким, каким вы хотите — и ему ничего не останется, как действительно стать таким!». И Магомета: «Верь в аллаха, но крепко привязывай своего верблюда». В общем, доверяйте, но проверяйте. Однако ни под каким видом не ждите очередного наркотического срыва или запоя — иначе по так называемом «принципу самооправдывающегося пророчества» он (они) обязательно насту-пит(ят). Верьте в наилучший исход, и тогда он точно произойдет. Однако если срыв и запой все же случится, ни в коем случае не рассматривайте это как конец и крах всего лечения. Рецидивы бывают у любой болезни. Но это вовсе не значит, что она — неизлечима... Впрочем, будет лучше, если вышеприведенный, столь важный для успеха всего предприятия принцип я для вас, так сказать «алгоритмизирую». Дабы это произошло, с некоторыми изменениями приведу технику алгоритма самоисполняющихся предсказаний, описанную Е. Сидоренко в ее книге «Мотивационный тренинг». 1. Вспомните того человека, который кажется вам недостаточно или неправильно мотивированным (в данном случае это ваш «клиент» или подопечный). 2. Оставьте за порогом сознания все, что вы знаете об этом человеке и его мотивах. 3. Сосредоточьтесь на том, каким вы хотели бы видеть этого человека. Составьте себе желаемое для вас представление о нем. Какие он должен ставить перед собой цели? Чего хотеть? К чему стремиться"? 4. Добейтесь того, чтобы перед вами (разумеется, в вашем сознании, но буквально «на глазах») возник отчетливый идеальный образ этого человека. Представьте себе, что он уже стал таким, каким вы хотите его видеть. 5. Теперь, отныне и далее, общаясь и взаимодействуя с этим человеком, обращайтесь как бы к вашему идеальному представлению о нем. И будьте уверены, что предсказание самоисполнится и этот человек станет ближе к вашему идеальному представлению о нем. Ну а во-вторых, я собственно и предлагаю вам как следует раскрутить сознательную часть мотивации своего «клиента» (бессознательной мы займемся отдельно). Именно раскрутить — потому что сейчас она находится как бы в скрученном до минимальных размеров состоянии, где если что и существует, так только сегодняшний день, в который можно либо принять и уколоться, либо («ладно уж!») нет, но совсем непонятно — зачем и для чего... Чтобы преодолеть это своеобразное короткое замыкание вашего подопечного, я рекомендую вам воспользоваться техникой логического квадрата, в котором, как известно, еще с времен Р. Декарта любые два понятия А и В могут «сочетаться» четырьмя возможными способами: АиВ А и не В не А и В не А и не В Что может быть представлено в виде условного квадрата, который я ради удобства как бы перевернул на 45° супротив оригинала
Казалось бы, что этот логический квадрат — совершенно «софистическая» конструкция, не имеющая ни малейшего практического приложения. Однако это совершенно не так. Дело в том, что каждый из его четырех секторов в психологическом плане представляет собой как бы четыре альтернативы, из которых человеческий мозг в силу свойственной ему экономности обычно воспринимает и использует только одну. И загоняет своего владельца в ловушку, из которой тот может и не выбраться. Предположим, например, что в качестве А у нас выступает то, что случится, если произойдет некое событие В. Тогда логический квадрат, с которым вы, кстати, далее и будете работать, приобретет следующий вид:
Так вот, данным работа данным вариантом логического квадрата позволяет очень хорошо прочистить мозги в части осознанной мотивации. Дело в том, что момент, когда у человека наличествует какое-то стойкое желание или потребность, у него обычно присутствует только один (максимум — два) сектор из четырех — «Что случится, если это произойдет». Например, если вы страстно захотели стать свободным предпринимателем, вы, конечно же, представляете, что, если вы им станете, «случатся» большие деньги, свободный график работы, возможности отдыха на Канарах и т.д. и т.п. Можно, конечно, предположить, что вы, пусть и слегка, представляете, что случится, если это не произойдет — придется «пахать» в своей «конторе» за фиксированную зарплату, работать с 9 до 18 часов пять дней в неделю и отдыхать в лучшем случае где-нибудь на отечественном
1 *. Скорее всего, и вы, и он отлично понимаете, что в случае, если ваш «клиент» станет равнодушным к наркотическим веществам, у него случится нечто такое незначительное (извините за сарказм), как жизнь во всей ее красоте и блеске. Работа, которую наконец-то можно будет сделать делом, которому ты служишь. Семья, которая даже в том случае, если она есть, будет безумно счастлива видеть рядом с собой трезвого человека — и щедро отдарит и одарит этим счастьем его (если же ее еще нет, то семья тогда просто будет). Досуг, который можно будет заполнить увлекательными делами, хобби и путешествиями. И какая-никакая, но общественная жизнь — возможность хоть на немного сделать лучше общество и страну, в которой мы живем. Если ваш подопечный не станет равнодушным к наркотическим веществам, ничего этого просто не будет — ни за что и никогда. Ни одному, даже самому сумасшедшему работодателю не нужны ни наркоманы, ни алкоголики. Семья, буде даже она есть, скоро развалится—в том числе и по причине прогрессирующей импотенции (а если семьи еще нет, то ее и не будет — вполне понятно, почему). Вместо наполненного чем-то увлекательным и радостным досуга, все свободное время бве-дется к поиску и приему проклятого зелья — во все худших и худших условиях и обстоятельствах. Вся общественная жизнь будет заключаться только лишь в вялой болтовне в тусовке наркоманов или кучке собутыльников, которых и связывает-то только одно (общее патологическое пристрастие), и которые за дозу или стакан предадут, продадут, а то и просто убьют. Впрочем, в этом убийстве нет даже особенного смысла, потому что он и так медленно, но верно убивает себя... Теперь внимание: два сектора логического квадрата, которые мы только что разобрали, касаются в общем-то известных вещей. А вот третий сектор — «что не случится, если это произойдет» — позволяет выяснить очень важные моменты, каковые прямо относятся к причинам возникновения и сохранения наркозависимости. Потому что если, например, окажется, что с возникновением равнодушия к наркотическим веществам у вашего подопечного уйдет (не случится) спокойствие, равнодушие к проблемам, возможность какого-никакого, побережье Черного моря (или вообще не отдыхать). Естественно, что сопоставление двух этих вариантов будущего остро мотивирует вас заняться предпринимательством (причем вы как-то даже не задумываетесь о том, что большие деньги требуют больших хлопот, и что денег этих может просто не быть, если вы не найдете стартовый капитал и/или промахнетесь в маркетинге). Но что вы точно не учитываете — так это то, что, если это произойдет (т. е. вы займетесь предпринимательством), не случится нормальная жизнь с ее определенностью, размеренностью и безмятежностью — существование без риска внезапно потерять все, получив взамен только лишь окончательный расчет в виде девяти граммов свинца где-нибудь в темном подъезде. Хотя, может быть, догадываетесь о том, что, если это не произойдет (вы не станете предпринимателем), всего этого как раз и не случится — хотя, конечно же, о деньгах, свободе и Канарах тоже придется забыть. Так что вы лично для себя выбираете? Теперь, надеюсь, вы поняли, что вам надлежит сделать. Да-да, именно это. Сесть вместе с вашим подопечным и для начала заполнить все четыре сектора логического квадрата, в котором в качестве А у вас будет выступать то, что случится, когда он станет равнодушным к своему наркотическому зелью — В. но общения и прочее, прочее, прочее, вам необходимо будет предпринять специальные усилия к воссозданию всего этого в, так сказать, экологичном варианте (о том, как это можно сделать, вы узнаете из описания шагов 6 и 7). Что же касается четвертого сектора — «что не случится, если этого не произойдет», то он позволит вам и вашему «клиенту» еще раз убедиться в необходимости достижения результата — равнодушия к наркотическим веществам. Однако советую вам как бы дополнить необходимость этого равнодушия неожиданным ресурсом: проклятия. Ваш «клиент» или подопечный вполне может согласиться с тем, что он как бы кем-то был проклят (хотя проклял-то он себя сам). Но если у вашего подопечного есть дети, обязательно объясните ему, что, согласно исследованиям Ч. Тойча, эти самые проклятия, а точнее нерешенные проблемы родителей как бы кодируются в ДНК и РНК их отпрысков, которые (отпрыски) бывают вынуждены либо их решать, либо опять передавать по наследству. А это значит, что если он не хочет, чтобы его дети выросли такими вот как бы проклятыми им и стали наркоманами или алкоголиками, единственное, что для этого совершенно необходимо сделать — так это полностью «завязать»... Обычно вышеописанной работы по технике логического квадрата оказывается вполне достаточно для того, чтобы у человека появилось пусть и слабое, но желание излечиться от пагубного пристрастия (хотя для многих то, что открывается, становится настоящим потрясением). Однако почти все НЗ-субъекты при всем том, сознательно или неосознанно делают две вещи. Во-первых, оставляют за собой право на сомнения по поводу эффективности и возможности исцеления. А во-вторых, как бы перекладывают ответственность за него с себя на вас. Так вот, здесь-то и наступило время в первый (но, разумеется, не в последний) раз применить ту самую, описанную в «Основных положениях и посылках» технику терапевтической метафоры. Для этого, выслушав от вашего подопечного или обнаружив у него нечто подобное вышеописанному, вам следует просто задумчиво и «раздумчиво» сказать: «Знаешь, мне это напоминает одну историю», после чего рассказать следующую притчу (по: М. Павлова. «Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП»). «Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет — живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет — мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он сбросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, — живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках...» Закончив рассказ этой притчи ничего не назидайте. Просто некоторое время внимательно смотрите на своего «клиента» (тяните паузу чуть дольше обычного — так, чтобы он даже как слегка занервничал), после чего на достаточно продолжительное время прервите контакт. Теперь можно уже приступать к следующему пункту из нашего «списка» — к слиянию идентичностей. Не пугайтесь мудреных психологических терминов. Все здесь довольно-таки просто, а главное знакомо. Наверное, вы обратили внимание на то, что ваш страдающий наркозависимостью родственник или просто близкий давно уже как бы состоит из двух человек. Первый это тот, которого вы когда-то любили или любите досих пор. Трезвый, не употребляющий наркотиков и искренне стремящийся избавиться от проклятого зелья. И второй — тот, кого вы ненавидите и которой буквально не находит себе места в безумном и безудержном желании принять на грудь или уколоться. И если первый из живущих в нем людей также любит вас и испытывает искреннее раскаяние по поводу своей зависимости, то второму наплевать абсолютно на все и он буквально способен запросто убить вас, если вы встанете на его дороге к желаемому и вожделенному добровольному безумию. Знакомо? Увы, скорее всего, да. Тогда поймите, что два этих человека — или, точнее, две идентичности одного и того же субъекта — живут как бы порознь и появляются строго по отдельности. То есть когда на поверхности сознания оказывается «трезвая» идентичность, «пьяная» (точнее, «пьющая» или наркотизированная, но далее я буду использовать именно термин «пьяная») уходит вглубь бессознательного и там как бы тихо дремлет, дожидаясь своего часа (как тут не вспомнить известную, но горьковатую шутку, смысл которой теперь, я надеюсь, станет вам до конца ясен: «Я пью только сто грамм, но после этих ста грамм я уже совсем другой человек, а этот человек пьет уже очень и очень много»). И наоборот — когда в сознании вашего родственника или близкого человека всевластвует «пьяная» идентичность, «трезвая» его составляющая буквально изгоняется ею в бессознательное и как бы сидит там (чуть ли не в клетке), не имея ни права голоса, ни возможности вмешаться в происходящее. А теперь внимание, ибо сейчас вам станут ясны причины неуспеха большинства программ психологической реабилитации НЗ-субъектов. Да, вы правы. Дело здесь в том, что они работают с «трезвой» идентичностью пациента и лишь в очень-очень малой степени касаются его идентичности «пьяной» (а чаще всего и вовсе ее не затрагивают). И естественно, что эффект от такого вот лечения длится даже меньше вкуса известной жевательной резинки — до пробуждения «пьяной» идентичности. Так вот именно слияние этих двух идентичностей вам и надлежит сейчас совершить — дабы последующая наша работа по психологической реабилитации столь важного для вас, но наркозависимого человека оказалось успешной. Только вот учтите — это только начало. Все, чего мы сейчас стремимся добиться — так это одновременного присутствия двух идентичностей, возможностей работы с ними обоими и, может быть, даже начала их диалоги друг с другом. Серьезная переработка «пьяной» идентичности, а также объединение частей «за» и «против» освобождения от наркозависимости (не сомневайтесь — покое психологическое образование, которое противится возвращению к нормальной жизни, обязательно присутствует в бессознательном НЗ- субъектов — но об этом далее), будет вами осуществлено позднее. Однако без объединения «пьяной» и «трезвой» идентичности все эта последующая работа может оказаться малоэффективной. Для того чтобы сделать это самое слияние максимально надежно, мы используем с вами две сравнительно простые психотехнологии нейролингвистического программирования — техники скрещивания якорения и четырехшагового рефрейминга. Опять-таки не пугайтесь мудреных названий — они нужны нам только научной строгости для, а так уж повелось, что у каждой науки существует свой жаргон. Техники эти настолько просты, что я мог бы описать их безо всякого теоретического обоснования. Однако в этом случае в вашем сознании может возникнуть сомнение в их эффективности, каковое, в свою очередь, может передаться вашему «клиенту», что не самым лучшим образом скажется на результатах процедуры. В связи с этим позволю себе некоторое теоретическое отступление. По бытующему в НЛП определению, якорение — это привязка реакций и состояний человека к некоторым • шпалам для последующего воспроизводства и использования. То есть некий процесс (операция, действо), посредством которого какой-то стимул прочно увязывается о этими самыми реакциями и состояниями и в результате становится как бы «кнопочной», запускным моментом их появления (в нейролингвистическом программировании этот сигнал или стимул называется триггер). Дело в том, что мы (или, точнее, наш мозг) учимся (он учится) посредством ассоциаций, которые возникают на основе имеющегося опыта. Ассоциирование это может возникать как сознательно, так и бессознательно. Например, с самого раннего возраста мы сознательно усваиваем связь между красным сигналом светофора и необходимостью прекратить движение. Со временем, связь эта становится совершенно бессознательной, и мы останавливаемся «на красный», даже не успев осознать, почему мы остановились. Это, как вы поняли, сознательное усвоение искусственно заданной ассоциации, после которого красный сигнал светофора становится якорем, или триггером, запускающим теперь уже бессознательную реакцию «Стоп!». Однако куда больше ассоциаций у нас возникает естественным и зачастую просто бессознательным образом. Например, вам достаточно всего один раз ни с того ни с сего, но как следует испугаться какого-нибудь паучка, чтобы впредь один лишь вид восьми-ногого существа стал для вас устойчивым якорем (триггером) реакции страха. По сути, вся наша жизнь — это сплошное якорение, а наши реакции и состояния оказываются как бы запрограммированы всеми этими сознательно и бессознательно созданными позитивными и негативными якорями. Звуки любимой мелодии вызывают у нас подъем настроения. Звонок будильника заставляет выныривать из бессознательных пучин сна. А только лишь образ оскорбившего нас человека немедленно возвращает нам тяжелое чувство обиды. Здесь, пожалуйста, обратите внимание на то, что все эти якоря срабатывают как бы автоматически. Поэтому мы очень часто меняем свое состояние, реагируем и действуем (позитивно и негативно) без нашего сознательного контроля. И зачастую даже не понимаем, что именно заставило нас так поступить или отчего у нас вдруг испортилось настроение. А все очень даже просто: наше бессознательное заметило соответствующий якорь. И среагировало на него в соответствии с давным-давно или совсем недавно сложившейся ассоциацией. 1. Пространство психики человека 2. «Трезвая» идентичность 3. «Пьяная» идентичность То, что мы собираемся получить, будет выглядеть уже по-другому Пока — достаточно, ибо к возможностям, таящимся в сознательном использовании психотехнологий якоре-ния мы еще не раз вернемся в этой книге (например, уничтожая триггер запуска наркотического поведения или добавляя НЗ- субъекту с помощью так называемого ресурсного якорения необходимые ему состояния и реакции). Как вы уже, наверное, поняли, хитрые энэлперы давно уже научились сознательно использовать якоря для вызова нужных «по делу» состояний и реакций. И то, что вам нужно сделать, можно представить в виде следующей схемы. Итак, в психике близкого вам наркозависимого субъекта мирно уживаются две не взаимодействующие идентичности, что чисто условно можно представить так: 1. Пространство психики человека 2. «Трезвая» идентичность 3. «Пьяная» идентичность 4. Связи между идентичностями Делается же это в самом общем виде так. Мы якорим проявления «пьяной» идентичности, с тем чтобы всегда могли как бы «вызвать» ее, «включив» соответствующий якорь. После проверки качества якорения, делаем то же самое для «трезвой» идентичности. А затем одновременно «включаем» оба якоря, в результате чего два ранее независимых и по очереди появляющихся неврологических процесса в нейросети человека (соответствующие двум его идентичностям) вызываются одновременно и просто вынуждены хоть как-то слиться. То есть в идеале (при хорошей работе) вообще должно получиться нечто совсем иное: новая, целостная и слитная идентичность человека без его деления на «трезвую» и «пьющую» части. 1. Пространство психики человека 2. Новая идентичность Вот для достижения этого самого идеала (или хотя бы приближения к нему) я и предлагаю вам сначала сделать технику скрещивания якорей, а потом дополнить ее четырехшаговым рефреймингом. Первая из этих техник делается так. 1. Попросите НЗ-субъекта сесть поудобнее и вспомнить ситуацию, в которой ему страстно хотелось «принять на грудь», глотнуть или уколоться — просто вспомнить, ничуть ее пока не переживая. 2. Теперь предложите ему мысленно войти в эту ситуацию, как бы «заняв» свое тело (т.е. обязательно должен присутствовать следующий важный момент: все происходившее там он должен видеть, как говорят энэлперы, ассоциировано — т.к. как бы из своих глаз — а не диссоциировано — наблюдая за собой со стороны) и ощутить все то, что он ощущал там и тогда. Попросите НЗ-субъекта в момент, когда эти самые ощущения начнут достигать пика, кивнуть вас. 3. А сейчас, предварительно выбрав место постановки якоря (лучше всего для этого подходят колени, кисти рук и плечи), сразу после того, как он вам кивнет, прикоснитесь к данному месту и на 1-3 секунды задержите на нем руку. Повторите все, описанное в пунктах 2-3, несколько раз — в начале от 5 до 7. При этом постарайтесь запомнить выражение лица, направление взгляда, позу и характер дыхания вашего «клиента» в момент, когда он переживает пик ощущений. 4. Проверьте постановку якоря, для чего, немного <)иже отвлекая внимание НЗ-субъекта, прикоснитесь к месту якоря так, как вы это делали в момент его постановки. И если вы обнаружите появление в выражениях его лица, направлении взгляда, позе и характере дыхания нечто весьма похоже на то, что вы видели во время переживания им пика ощущений, считайте, что дело сделано — якорь вызова «пьяной» идентичности нами поставлен. Учтите, однако, что иногда для того, чтобы она появилась, якорь приходится удерживать не I -3, а 5-10 секунд. 5. Теперь пересадите «клиента» на другой стул (:)то важно, ибо первое место его сидения уже само по себе может стать якорем) и попросите его вспомнить ситуацию, в которой он был полон решимости начать новую жизнь, навсегда завязать, отказаться от проклятого зелья и т.п. А после того, как он эту ситуацию отыщет, поставьте якорь «трезвой» идентичности по схеме, аналогичной описанной в п. 2-3 (и, естественно, на другом плече, колене или другой кисти). Точно так же проделайте это несколько раз и запомните внешние признаки, сопровождающие появление пика ощущений. 6. Опять-таки проверьте постановку якоря так, как это описано в п. 4. 7. А теперь внимание: мы приступаем к главному. Одновременно нажмите на два якоря и держите их до тех пор, пока не произойдет слияние или, по крайней мере, «соединение» идентичностей. Заметить этот момент можно довольно-таки легко. Скорее всего, сразу же после одновременного включения двух якорей у вашего НЗ-субъекта возникнет так называемая лицевая асимметрия, когда две половины его лица станут заметно отличаться друг от друга. Так вот, когда его лицо как бы сгладится (что часто сопровождается отчетливо отличающимся от прежних глубоким вдохом или выдохом, изменением позы на более расслабленную и т. п.), это и будет служить для вас свидетельством слияния или соединения идентичностей. Обычно этот процесс занимаем 40-50 секунд, но у меня был наркоман, который пытался отнять руки, на которых были поставлены якоря, в течение целых 15 минут, а после сразу обмяк, расслабился и зарумянился (сами понимаете, почему). 8. Поскольку в момент скрещивания якорей ваш клиент впадает в частичный, а иногда даже и «полноценный» транс (гипнотическое состояние), используйте время слияния идентичностей для соответствующих внушений — но вот только упаси вас бог от суггестии с отрицанием типа: «Тебе больше никогда не захочется уколоться». Будет лучше, если вы скажете следующее: «И пока ты испытываешь эти чувства, ты можешь обнаружить, что существует прямая связь между тем, насколько интенсивны эти чувства, и тем, насколько быстро ты получишь для себя новые варианты поведения, которые нужны тебе Зля того, чтобы решить проблемы, связанные с употреблением наркотиков или алкоголя». Именно так, а не иначе: слово в слово. Или, если этот текст (кстати — так сказать, «классический») кажется вам слишком заумным, можете использовать упрощенный его вариант: «Ты сможешь найти такие варианты и способы поведения, которые позволят удовлетворять себя в той же степени, какой ты достигаешь с помощью алкоголя или наркотиков». Повторяйте этот текст (несколькораз) все время слияния идентичностей — на выдохе вашего НЗ-су-бъекта и по возможности в такт его дыханию. Но только, ради бога, не уподобляйтесь карикатурам на классических гипнотизеров, коими заполнены кино- и телеэкраны — т. е. не делайте «зверское» лицо, не пяльтесь «клиенту» в переносицу и уж тем более не смотрите демоническим взглядом с расширенной глазики щелью. Ибо все это совершеннейшая чепуха, абсолютно ненужная в новой, так называемом эриксоновском (no имени ее создателя Милтона Эриксона), гипнотерапии. Поскольку скрещивание якорей является первой (и ВХОДНОЙ) и всего комплекса процедур психологической реабелитации наркозависимых субъектов, к данной техника вам следует отнестись со всей серьезностью. В принципе, не будет ничего страшного, если вы в первый МО потерпите относительную неудачу (относительную — Питому что, как говаривал один из моих учителей, блестящий гипнотерапевт Э. Росси, худшее, что здесь может произойти — так это то, что ничего не произойдет). Один ко в этом случае вы можете потерять столь необходимое для успешной психотерапии доверие: и «клиента» к ним, и вас к себе. Потому будет лучше, если вы вначале потренируетесь (на самом себе), воспользовавшись опи-^чшием техники скрещивания якорей, сделанной в раз-дмточных материалах к семинарам по НЛП Института Групповой и Семейной Психотерапии (ИГИСП). 1 Сядьте поудобнее, вспомните случай, когда вы пыли особенно уверены в себе, полны творческой энергии или компетентны (выберите что-то одно). 2. Заякорите это воспоминание на своем правом ко-ч с не легким нажатием своей правой руки. Убедитесь, что вы ставите якорь именно в момент, когда вы наиболее интенсивно переживаете данное воспоминание. 3. Теперь вспомните какую-либо ситуацию из своей деятельности, в которой вы не уверены, вялы или компетентны (так же пока выберите что-то одно — соответствующее). Установите якорь левой рукой на левом своем колене. 4. Двумя руками одновременно нажмите на оба якоря. В результате две модели поведения столкнутся в одном месте и времени, так что неврологически будет необходимо интегрировать их. Ресурсное и нересурсное поведение (состояние) сольются, заставляя ваш мозг искать новые возможности в ситуации, которая раньше воспринималась как проблемная и/или менять состояние с некомпетентного на более компетентное. 5. Теперь вообразите себе проблемную ситуацию или вашу компетенцию в будущем. Если ваша работа была успешной, вы обнаружите, что вам куда легче стать ресурсным в данной ситуации (по мере того, как вы будете представлять ситуацию, будут появляться признаки ресурсного состояния). И будьте уверены в том, что впоследствии вы сможете действительно испытать «ресурсность», попав в соответствующую проблемную ситуацию. И еще одно. Центральным моментом в процедуре скрещивания якорей является их постановка. Поэтому приведу вам важнейшие условия постановки надежных якорей, описанных еще одним моим учителем — директором ВС NLP Neuro-Lingvistic Programming Institute М. Аткинсон (по материалам семинара «Нейро-лингвис-тическое программирование в работе с семьями Центра практической психологии (ЦПП) «Катарсис»). 1. Чтобы вызвать желаемый отклик в состоянии и клиенту, и вам, полезно использовать соответствующие поведенческие аспекты (адекватные искомому состоянию позы, жесты и т. п.), выражения лица, а также тональные, ритмические и содержательные (слова) характеристики голоса и речи. 2. Необходимо, чтобы клиент при якорении состояния использовал одно особенное событие, а не серию инцидентов. 3. Следует обязательно ассоциировать клиента с его опытом — т.е. чтобы он вновь переживал прямо сейчас связанное с якорением событие, а не просто думал о нем. 4. Необходимо устанавливать якорь на наиболее интенсивную часть переживаемого состояния, а не на вход в это состояние или выход из него. 5. Чем более уникален поставленный якорь, тем лучше. Однако вы должны уметь в точности повторить якорь: то же место, та же продолжительность действия, то же давление — или тот же голос, щист и т. п. Если при проверке якоря вы не обнаружили желаемого отклика, то скорее всего • клиент не переживал событие как актуальное либо • не была заякорена наиболее интенсивная часть переживания или опыта, либо • надо подкрепить якорь дополнительными событиями того же или похожего состояния. Теперь давайте предположим, что в результате скрещивания якорей слияние идентичностей, как минимум, ипчалось. Что ж, прекрасно, однако вряд ли вам следует останавливаться на достигнутом. Будет куда лучше, если ВЫ резко усилите и дополните процесс излечения созданием нового образа «Я» вашего НЗ-субъекта — за счет 14 це одной техники НЛП, а именно четырехшагового рефрейминга. В ней вы опять-таки занимаетесь перепрограммированием мозга НЗ-субъекта — но более глубоко и несколько по- другому. Дело в том, что в данной технике так же делается скрещивание якорей (дополняющее то, которое вы сделали раньше). Но помимо этого в ней происходит еще нечто очень-очень важное: смешивание двух образов «Я» вашего «клиента» — «хорошего» и «плохого». Да так, что в результате новый его образ становится устойчиво «хорошим». А этот самый образ «Я» и является для нашего мозга своеобразным абрисом или, иначе, «чертежом» идентичности, исходя из которого он (мозг) и строит все уже более конкретные программы поведения. Ибо мы всегда бываем такими, какими себя представляем. И можем реально измениться, только лишь изменив эти самые представления. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|