Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ковалев С. В. - Семь шагов от пропасти. НЛП-терапия наркотических зависимостей 10 страница




Если ваш подопечный — пусть и не точно — обнаружил, где видится, слышится и ощущается часть, ответственная за наркозависимое поведение, можно уже приступать к делу. Для психокоррекции части в нейролингви-стическом программировании применяется процедура, которая ныне может уже вполне считаться классической — так называемый шестишаговый рефрейминг. Полная схема этой, кстати, применимой для чего угодно нежелательного и не поддающегося сознательному управлению человеком психотехнологии — техники шестишагового рефрейминга

— выглядит следующим образом (по: Р. Бэндлер, Дж. Гриндер. «Рефрейминг». С изменениями).

1.Определить цель своей работы. Спросите вашего подопечного, чего он все-таки хочет, и добейтесь ответа в форме «Я хочу прекратить принимать наркотики, но не могу» или «Яхочу вести трезвый образ жизни, но меня что- то останавливает».

2. Установите общение с частью, ответственной за выделенную вами область поведения (назовем ее стереотип X).

а) Попросите своего «клиента» задать вопрос: «Будет ли та часть моей личности, которая отвечает за стереотип X, общаться со мной в сознании?» Пусть обратит внимание на любые чувства или звуки, которые возникают внутри него после того, как он задаст себе этот вопрос внутри себя (и пусть «привяжется» к «опредмеченному» ощущению части, каковое он обнаружил ранее).

б)Предложите ему установить значение сигнала: «да» и «нет». Например, пусть яркость, громкость или интенсивность сигнала (ощущения) возрастает, если имеет место ответ «да», и уменьшается, если он получаете ответ «нет»..

3. Отделите поведение стереотипа Xот позитивного намерения той части, которая отвечает заX — ведь это ее поведение является всего лишь способом достижения какой-либо позитивной цели.

а) Предложите своему подопечному спросить часть, которая отвечает за стереотип X: «Не хочешь ли ты дать мне возможность осознать, что ты стараешься делать для меня с помощью стереотипа X?».

б) Если он получит ответ «да», пусть попросит эту часть пойти дальше и сказать открыто об этом своем намерении. Если же будет ответ «нет», оставьте намерение бессознательным, предполагая, однако, что оно существует.

в)Теперь (если ответ был «да») попросите своего «клиента» определить, приемлемо ли это намерение для его сознания. То есть хочет ли он иметь часть, которая бы выполняла эту функцию?

г) Пусть далее ваш подопечный спросит часть, которая отвечает за стереотип X: «Если бы, тебе были известны, способы достижения той же самой цели, которые были бы. настолько же хороши какX или даже более хороши, чем X, была бы ты заинтересована в том, чтобы реализовать их?». Обязательно добейтесь ее согласия, при необходимости переосмысливая возражения.

4. Получите доступ к творческой части, и попросите ее о том, чтобы она генерировала новые поведенческие реакции для достижения данной позитивной функции.

а)Предложите своему «клиенту» вспомнить любые переживания креативности («творческости») и закрепите их с помощью якоря. Или же спросите его, осознает ли он, что у него есть творческая часть (пусть найдет ее так, как описано ранее).

б) Теперь пусть ваш подопечный попросит часть, ответственную за стереотип X, сообщить свою позитивную функцию творческой части, и разрешит творческой части генерировать и создать новые способы для достижения той самой позитивной цели, предложив части, ответственной за X, принять, по крайней мере, три варианта, которые являются настолько же хорошими или лучшими, чем X. Пусть оговорит, что часть X будет давать сигнал «да» каждый раз, когда она примет какой-либо вариант как альтернативный X.

5. Пусть теперь он спросит часть X: «Не хочешь ли ты взять на себя ответственность за то, чтобы использовать 3 новых варианта поведения в соответствующих ситуациях?». Это обеспечит, присоединение к будущему. Кроме того, вы можете через своего «клиента» просить часть X на бессознательном уровне определить сигналы, которые будут «включать» новые варианты поведения и дать ему полностью пережить то состояние, в котором он будет находиться, когда эти сигналы будут автоматически запускать новые реакции.

6. Осуществите экологическую проверку. Предложите вашему подопечному спросить себя: «Есть ли внутри меня какая-либо часть, которая бы возражала против хотя бы одного из этих трех вариантов поведения?» Если получен ответ «да», возвратитесь на шаг 2.

Только не надо прямо здесь и сейчас впадать в панику — дескать уж это-то я никогда не сделаю! Сделаете, и еще как. Дело в том, что несмотря на некоторую экзотичность процедуры шестишагового рефрейминга, обычно ее выполнение особых сложностей не вызывает. Существует, однако, два связанных с этой психотехнологией момента, на которые я рекомендую вам обратить особое внимание.

Первый из них касается сигналинга (ответов части), который я, например, давно уже использую не в вышеописанном, а только в, так сказать, «пальцевом» варианте (т. е. применяя пальцы клиента в качестве источника сигналов «да» и «нет»). Установление подобного сигналинга, во-первых, позволяет быть уверенным, что вы работаете именно с бессознательной частью, а не с ловушкой сознания вашего подопечного. Во-вторых, работа с подобным сигналингом просто очень эффектна и обычно производит на человека весьма сильное впечатление, обладающее заметным терапевтическим действием.

Чтобы воспользоваться этой техникой пальцевого сигналинга вам необходимо попросить вашего «клиента» с удобствами для него положить руки, например, на колени, и полностью расслабить их, сознательно не двигая пальцами во время всей процедуры. После этого, внимательно наблюдая за пальцами клиента, вы начинаете в «гипнотическом режиме» повторять следующую фразу:

«И сейчас я обращаюсь к твоему бессознательному с вопросом, на который только и может ответить твое бессознательное, и этот вопрос следующий: «Какой палец выберет твое бессознательное для того, чтобы он стал пальцем «да» в нашем диалоге с бессознательным?». И ты. думаешь о «да» и просто ждешь, когда твое бессознательное выберет палец «да» и покажет нам его. И, может быть, это будет покалывание, а может пульсация. Может быть, твое бессознательно пошевелит пальцем «да» или просто его поднимет. Может быть даже, что он просто задрожит. Все это неважно, а важно то, что сейчас бессознательное определит палец «да» в нашем диалоге с ним».

После того, как палец «да» будет вами с «клиентом» определен, по точно такой же инструкции вам надлежит определить палец «нет». Последующая работа ведется по стандартной схеме шестишагового рефрейминга. Существует, правда, еще один способ установления пальцевого сигналинга — так сказать, принудительный. В нем вы предлагаете своему подопечному самостоятельно выбрать палец «да», после чего как бы потренировать его (пальца) движения в ответ на вопросы, предполагающие утвердительные ответ (любые), постепенно уменьшая осознанность этих движений. Аналогичную процедуру следует, разумеется, сделать и для пальца «нет».

Второй из отмеченных нами моментов связан с контактом с частью и здесь, несмотря на то, что вышеописанный вариант процедуры шестишагового рефрейминга предполагает как бы мгновенное установление диалога с частью, я предлагаю вам в обязательном порядке проделать ранее представленную технику обнаружения части, буквально «привязавшись», если надо, к последней или любой ситуации связанного с ней неэкологичного поведения. В этом случае, вспомнив данную ситуацию, ваш «клиент» должен войти в нее (ассоциироваться с нею), и уже после этого отвечать на вопросы по поводу места и формы существования в нем конкретной части.

Однако если вы все еще боитесь осуществить процедуру шестишагового рефрейминга, никто не мешает вам воспользоваться в чем-то более подробно разработанной, хотя и очень похожей на него психотехнологией — техникой процессинга части. Описание этой процедуры я привожу в режиме прямой инструкции вашему «клиенту» и по книге Ф. Фанча «Пути преобразования. Общие модули процессинга» (с изменениями).

1. Заметьте, что есть нечто, что вы считаете как бы отдельным от себя. Не идея, а некоторая самостоятельная часть, которую можно распознать по ее отличительным признаками, предпочтительно включающим кинестетику (ощущения) — часть, которая как бы подталкивает вас к наркозависимому поведению...

2.Завладейте вниманием этого нечто, сказав ему «Здравствуй» или что-то вроде этого.

3.Заметьте, каков будет ответ (причем не обязательно в словесной форме).

4. Если это неразговорчивая часть, установите какую-то кинестетическую систему ответов Да/Нет. Например, какое-то конкретное изменение в ощущении или автоматические движения пальцев. Затем спросите, согласна ли часть общаться с вами в сознании. Если нет, вам нужно придерживаться вопросов с ответами «да» или «нет» и, возможно, придется работать, не зная содержания намерений.

5. Если часть разговаривает, уже более подробно выясните, что она здесь делает, задав вопросы: «Чем ты занимаешься?», «В чем твоя цель?», «В чем твое предназначение?»

6. Поскольку часть скорее всего старается делать что-то полезное, но весьма неприемлемым способом (а алкоголь и наркотики — это неприемлемо, потому что ведет к самоуничтожению), попробуйте проследить происхождение этой цели до исходного намерения. Спросите часть: «В чем твое исходное намерение?» Ищите именно хорошее по своей сути намерение —«кочерыжку» под листами «капусты», последовательно задавая вопросы типа: «В чем намерение этого намерения?» и «Чего ты хочешь когда этого хочешь?». Затем попросите часть найти другие, новые способы достижения этого намерения (она должна приобрести, по крайней мере, три новых способа). Ей нужно либо придумать их самой, либо связаться с каким-то доступным творческим источником, внутри или снаружи вас. Вам не обязательно знать, что она придумала. Аналогично вы можете соединить ее с другими полезными ресурсами,

7. Теперь внимание: если часть нашла новые способы достижения своего намерения, ее можно оставить в вашей психике. Если же она не смогла или не захотела этого сделать, ей следует уйти или прекратить свое существование.

8. Если часть остается, чтобы помогать вам, вы можете договориться о любых необходимых условиях: нуждается ли она в инструкциях, будет ли она регулярно отчитываться и т.д. и т.п.

9. Если часть должна уйти или прекратить свое существование, но ей трудно это сделать, займитесь тем, что ее удерживает. Спросите, что ей мешает: может быть, она что-то не доделала или не сказала; может, ее нужно поблагодарить, похвалить или оценить по достоинству за то, что она сделала (или просто за то, что она такая); может, ей нужно дать инструкции, ориентировку или совет, что ей еще делать; может, кто-то другой ее здесь держит. Обязательно уважительно обращайтесь с частью, признавая, что она имеет право существовать и

принимать самостоятельный решения.

10. Когда вы завершили работу с данной частью, проверьте, гармонирует ли результат с другими частями личности или есть какие-то конфликты, которые нужно решить.

После того, как вы осуществили трансформацию ответственной за (или завязанной на) наркозависимое поведение части, опять-таки не останавливайтесь: вам надлежит еще и создать новую часть, которая будет осуществлять трезвое поведение вашего подопечного. Логика здесь проста: то, что вы только что сделали, позволило увести его От проблемы К решению, но не более того. Так что для того, чтобы решение это воплотилось в жизни, вам нужна новая часть, которая и будет контролировать осуществление этого решения: трезвости как нормы жизни.

Для того, чтобы это произошло, рекомендую вам воспользоваться техникой построения новой части. Инструкция, которую вы при этом даете своему подопечному, следующая (по: Р. Бэндлер, Дж. Гриндер. «Рефрейминг». С изменениями).

1. Определите желаемый результат или функцию новой части. «Я хочу иметь часть, которая осуществляла бы трезвый образ жизни» (опять-таки обозначим это как стереотип X).

2. Воссоздайте несколько прошлых переживаний того, как вы делали или имели X или что-то похожее наX (т. е. когда вели трезвый образ жизни и наслаждались им). Теперь войдите внутрь каждого переживания и получите доступ ко всем аспектам действия — видя, слыша и чувствуя все, что тогда было.

3. Создайте детализированный набор образов того, как вы вели бы себя, если бы действительно демонстрировали такие действия и/или состояния, которые позволили бы вам осуществлять стереотип X:

а)сначала создайте сконструированный диссоциированный визуальный и аудиалъный фильм;

б) когда увидите всю последовательность ваших действий и состояний в нем и она вас удовлетворит, войдите внутрь каждого из образов и пройдите всю эту последовательность снова, но уже изнутри, ощущая при этом, на что были бы похожи ваши чувства, если бы вы реализовали эти действия и состояния;

в) если вы не удовлетворены, вернитесь на шаг «За» и измените фильм, повторяя это до тех пор, пока созданное не удовлетворит вас как снаружи, так и изнутри.

4. Экологическая проверка. Спросите себя: «Есть ли какая-либо часть моей личности, которая бы возражала против того, чтобы у меня была часть, которая будет отвечать за то, чтобы эту фантазию превратить в реальность?» Убедитесь в том, что вы проверили все свои репрезентативные системы в поисках всех возражающих частей. Для каждой возражающей части:

а) попросите каждую часть интенсифицировать свой сигнал, если она отвечает «да», и уменьшить его интенсивность, если она отвечает «нет»;

б) спросите: «Какова твоя функция?», «Что ты для меня делаешь?»;

в)если, зная функцию, вы по-прежнему не понимаете, в чем состоит возражение данной части, то спросите: «В чем именно состоит твое возражение, или о чем ты тревожишься?»;

г)составьте полный список всех возражающих частей и их функции.

5. Удовлетворите все возражающие части:

а)переопределите часть, которую вы будете строить, таким образом, чтобы взять во внимание все функции и возражения возражающих частей;

бвернитесь на шаг 3 и создайте новую или просто измененную фантазию, которая удовлетворяла бы требованиям каждой возражающей части;

в) убедитесь в том, что каждая часть удовлетворена и новый вариант поведения новой части, которую вы строите, не будет мешать каждой из возражающих частей осуществлять свою функцию.

6. Попросите свое бессознательное проанализировать фантазию и извлечь из нее существенные ингредиенты. Ваше бессознательное должно использовать эту информацию, чтобы построить часть и придать ей реальное существование. Скажите ему: «Извлеки из этой фантазии все, что тебе нужно для того, чтобы построить часть, которая могла бы это делать легко и совершенно и в каждый момент, когда делать это необходимо».

7. А теперь проверьте, действительно пи новая часть уже создана:

а) обратитесь внутрь себя и спросите;

б)присоединитесь к будущему (повторно);

в)проверьте наличие этой части на уровне поведения и убедитесь в том, что она реагирует адекватно.

Обычно я немного видоизменяю процедуру построения новой части, делая ее более театрализованной и, как показывает практика, эффективной. Например, прошу клиента вспомнить любимого или просто известного кинорежиссера, встать с «клиентского» кресла, мысленно как бы оставив себя самого там и, пересев, перевоплотиться в этого самого кинорежиссера (абсолютное большинство моих пациентов перевоплощается в Эльдара Рязанова). А после, обращаясь к клиенту уже исключительно как к кинорежиссеру, прошу его придумать и мысленно «снять» (т. е. в общем-то просто вообразить) семь видеоклипов, в которых главным действующим лицом будет «вон тот человек» (я показываю рукой на пустующее клиентское кресло, а иногда даже «знакомлю» кинорежиссера с его будущим актером

— им самим, но в другой позиции). Содержание клипов — процесс исцеления, причем действие в них должно развиваться последовательно и постепенно: от ситуации легкого улучшения в первом клипе до кульминационного полного излечения в клипе седьмом (его я разрешаю «снять» как бы в недалеком будущем — кстати, все клипы диссоциированы, т. е. клиент видит в них как бы себя).

Когда клипы готовы, я проверяю их — не столько с точки зрения реализации «принципа реальности», сколько с позиции принятия их клиентом-режиссером (о том, что при этом я активно использую субмодальности, наверное, можно и не говорить). И поблагодарив кинорежиссера и отправив его восвояси (разумеется, последнее происходит в воображении), перевожу клиента на его кресло и объясняю новую задачу: «сыграть» во всех видеоклипах самого себя. То есть глядя на ситуации клипов уже из своих глаз (ассоциированно) даже не просто просмотреть то, что там происходит, но еще и проделать все это — конечно, в сокращенной или урезанной форме (так я подключаю кинестетику). А еще — услышать или при необходимости даже воспроизвести «звуковое сопровождение» этих коротких фильмов о самом себе. Когда клиент завершает «проигрывание» клипов, я благодарю его, а затем восстанавливаю сигналинг (восстанавливаю потому, что уже установил его в ходе шестишагового рефрейминга). И, заручившись поддержкой бессознательного (ему обязательно должно понравиться содержание видеоклипов — т.е. оно должно их принять), прошу его выделить из всего увиденного, услышанного и прочувствованного главное: некую квинтэссенцию нового качества душевного и/или физического здоровья, обретение которого и составляет суть видеоклипов — то, что как бы красной нитью проходит через них. И после получения «подтверждения о выделении» просто прошу бессознательное клиента создать часть, которая отныне и далее будет отвечать за то, чтобы это самое поведение (в нашем случае трезвость) стало реальностью...

Теперь нам придется обратится к психотехнологиям, которые позволяют человеку осуществить объединение частей, по каким-либо причинам разделивших его на полярности — как бы на две противоречащие друг другу половинки, одна из которых упорно толкает человека к чему-то хорошему, в то время как вторая ну никак не хочет отпускать его от чего-то плохого. Здесь вам следует отчетливо понять, что сам факт возникновения какого-то намерения неизбежно может породить не только часть, которая его поддерживает, но и ту часть, которая просто никак не хочет «выходить из минуса» и «покидать свое болото». Так что без объединения этих двух главных противоположностей вашего подопечного — части, стремящейся к трезвости и части, желающей сохранить наркозависимость — вам ну никак не обойтись. Сделать это я предлагаю вам с помощью техники объединения частей, которая делается так. (По: Р. Дилтц. «Стратегии гениев» т. 3. С изменениями).

1. Определите и физически обозначьте противоречащие друг другу части.

1.1. Войдите в контакт со стремящейся к трезвости частью самого себя и обратите внимание на чувства, связанные с ней. Это можно сделать, задав себе вопрос: «Чего такого я хочу, чего не делаю, чувствуя, что что-то мне мешает делать это?». Отметьте, где на вашем теле вы ощущаете эту часть. Какая поза и какие жесты ассоциируются со стремящейся к трезвости частью? (Обратите особое внимание на асимметрию в движениях и жестах.)

1.2. Усильте ощущение стремящейся к трезвости части самого себя еще больше, а затем:

а)Позвольте этому чувству передвинуться из места его локализации в вашем теле на открытую ладонь любой вашей руки и дайте ему стать образом, который вы сможете увидеть. Если у вас возникнут трудности с его визуализацией, представьте, как бы он выглядел, если бы вы смогли его увидеть. Либо:

б) Встаньте в то место, которое обозначает вашу стремящуюся к трезвости часть.

1.3. Установите контакт с желающей сохранить наркозависимостъ частью и обратите внимание на чувства, связанные с ней. Для этого задайте вопрос: «Что останавливает или удерживает меня от того, чтобы, делать, что я хочу?». Теперь отметьте, где в вашем теле вы ощущаете эту часть. Какая поза или жесты ассоциируются с этой желающей сохранить наркозависимостъ частью?

1.4. Усильте ощущение желающей сохранить наркозависимость части и:

а)Позвольте этому чувству передвинуться из места его локализации в вашем теле на открытую ладонь другой вашей руки и дайте ему стать образом, который вы сможете увидеть. Если у вас возникнут трудности с его визуализацией, представьте, как бы он выглядел, если бы вы смогли его увидеть. Или:

б) Встаньте в то место, которое обозначает желающую сохранить наркозависимостъ часть.

2. Установите метапозицию, или третью позицию, находящуюся в стороне от проблем, связанных с конфликтными частями. Если вы используете руки, это можно сделать путем одновременной визуализации обеих частей. Если же вы используете место в пространстве, найдите позицию равноудаленную от этих двух частей.

3. Попросите обе части выразить свои убеждения по поводу другой части. На этой стадии разные части обычно выражают недоверие и недовольство друг другом.

3.1. Попросите стремящуюся к трезвости часть повернуться и посмотреть на часть, желающую сохранить наркозависимость (или встаньте на ее место и посмотрите на другую), а затем выразите в словах то, что думает эта ваша часть. Нравится ли ей часть, желающая сохранить наркозависимостъ? Сердита ли она на нее? Что она о ней думает?

3.2. Теперь попросите часть, желающую сохранить наркозависимостъ повернуться и посмотреть на часть, стремящуюся к трезвости (или встаньте на ее место и посмотрите на другую), а затем выразите в словах то, что она думает о другой вашей части. Ценит ли она стремящуюся к трезвости часть? Боится ли она ее? Что она о ней думает?

4. Найдите позитивное намерение и цель каждой из частей.

4.1. Обратитесь к стремящейся к трезвости части и спросите: «Какова твоя позитивная цель или намерение? Ты собираешься напугать (разозлить, унизить и т. д.) часть, желающую сохранить наркозависимостъ часть? Если это так, то какой позитивной цели ты хочешь достичь?» Обязательно обнаружьте это позитивное намерение.

4.2. Теперь обратитесь к желающей сохранить наркозависимостъ части и спросите: «Какова твоя позитивная цель или намерение? Ты собираешься напугать (разозлить, унизить и т. д.)стремящуюся к трезвости часть? Если это так, то какой позитивной цели ты хочешь достичь?» Опять-таки обязательно обнаружьте позитивные намерения.

5. Убедитесь, что каждая из частей признает и принимает позитивное намерение другой части.

Спросите каждую из них, может ли она понять и оценить позитивную цель или намерение другой. Укажите им на то, что, хотя их способы выражения и находятся в конфликте, намерения совпадают.

6. Из метапозиции определите, что является общей целью для обеих частей на более высоком уровне. Объясните необходимость «совместно действовать новым и более эффективным способом».

7. Определите ресурсы и способности, которые есть у каждой части и которые могли бы оказаться полезными другой части, чтобы осуществить ее позитивное намерение и общую цель.

7.1.Обеспечьте конгруэнтное согласие обеих частей, чтобы объединить их ресурсы для более полного осуществления своих собственных целей и общей цели. Обычно причиной, по которой они ранее не доверяли друг другу и не любили друг друга, является именно то, что у этих частей не было каких-то ресурсов и друг для друга части казались чуждыми и не поддающимися контролю.

7.2. Будьте внимательны в отношении других проблем или ограничивающих убеждений, которые могут появиться на этой стадии, хотя ранее они не всплывали на поверхность (и которые необходимо будет уточнить или пересмотреть).

8. Физически синтезируйте и интегрируйте ранее конфликтовавшие части в новую идентичность и поместите ее внутрь своего тела.

8.1. Если вы использовали руки:

а)Сконцентрировавшись на общей цели и дополнительных ресурсах обеих частей, позвольте вашим рукам медленно соединиться. Когда вы будете это делать, почувствуйте, как ваши две части смешиваются и создают интегрированную систему, состоящую на 100% из обеих частей.

б)Когда вы почувствуете, что интеграция закончена, разомкните руки и посмотрите на новый образ, который представляет полную интеграцию и синтез.

в) Поместите новое интегрированное «Я» внутрь вашего тела, поднеся обе руки к той части тела, которой, как вы считаете, принадлежит эта новая часть.

8.2. Если вы использовали пространственную локализацию:

а)Встаньте на место, представляющее желающую сохранить наркозависимость часть». Заякорите ресурсы, ассоциированные с этой частью.

б)Удерживая якорь, пойдите на место, находящееся непосредственно за стремящейся к трезвости частью, и действуйте как наставник для этой части, поддерживая ее и предоставляя любые необходимые ресурсы.

в) Затем встаньте в позицию стремящейся к трезвости части и ощутите присутствие ее ресурсов, а также наличие ресурсов противоположной части.

г) Сконцентрировавшись на особых ресурсах стремящейся к трезвости части и на трансформации, произведенной с помощью ресурсов желающей сохранить наркозависимость части, перейдите на место этой части, неся с собой все эти ресурсы. Встаньте в позицию желающей сохранить наркозави-симостъ части — так, чтобы каждая часть обладала ресурсами другой. Обратите внимание на ощущение интеграции и симметрии.

д) Вернитесь в метапозицию и зрительно представьте себе, как две части движутся навстречу друг другу с той же скоростью, с какой вы приближаетесь к ним. В той точке, где ваши две части сойдутся, протяните руки и возьмите их.

9. Представьте, что произойдет, если вы начнете двигаться в ваше прошлое и будущее, неся с собой интеграцию и ощущая, как это состояние позитивно влияет на события вашей жизни.

Опять-таки не дрожите и не дергайтесь: в этой процедуре нет ничего сложного или мистического. Однако в ней присутствуют некоторые моменты, которые смогут сделать ее действительно или более эффективной.

Во-первых, это касается намерений частей, которые исходно как бы противостоят друг другу. Ибо всегда и везде в случае раскола на полярности одна из частей желает обретения чего-то нового и/или хорошего, в то время как вторая озабочена сохранением чего-то старого и/или плохого. Но если вы вспомните о принципе функциональной автономии, то поймете, что даже условно «плохая» часть желает чего-то хорошего, а в сути своей обе части стремятся к тому, чтобы как-то облегчить человеку его жизнь. Так вот, все, что вам здесь необходимо — так это последовательно задавая каждой из частей (по-отдельности) вопросы типа «А чего ты хочешь, когда хочешь этого?», «Зачем тебе это надо?» и «А что это тебе даст?» добраться до позитивного намерения, в котором части не противоречат, а дополняют друг друга. Например, условно «хорошая» часть, оказывается, желает «действовать, а не спиваясь, прозябать», а необходимо этой ей для «активной и эффективной жизни». В это время условно «плохая» часть постулирует своей целью «получать хоть какое-то удовольствие в этой жизни», а необходимо это ей для того, чтобы «нормально жить». Получается, что части просто по-разному подходят к одной и той же цели — оптимизации жизни данного человека. Так что вполне достаточно здесь будет подвести этих «конфликтантов» к пониманию сходства их целей, задав, например, условно «хорошей» части вопрос: «А стоит ли активно действовать, не получая удовольствия?»; спросив условно «плохую»: «А долго ли ты сможешь получать хоть какое-то удовольствие, не проявляя активности?». Во-вторых, это касается ресурсов частей, и здесь достаточно сказать, что ресурсов этих у условно «плохой» части, как правило, куда как больше, чем у условно «хорошей» (иначе бы неэкологичное поведение не обладало такой феноменальной устойчивостью), и ресурсы эти надо обязательно найти, дабы применить во благо. Так что отнеситесь здесь к условно «плохой» части как к

так называемому «шершавому» сотруднику — весьма ценному, хотя и очень неудобном в общежитии «кадру», деловые качества которого вы, однако, собираетесь использовать.

Ну а для того, чтобы столь необходимая вам и вашему подопечному интеграция частей не вызывало у вас серьезных затруднений, приведу еще одно описание сходной процедуры — техники объединения противоположностей (по: Ф. Фанч. «Пути преобразования. Общие модули процессинга». С изменениями).

1. Выделите область поведения, которое вы считаете неэкологичным (например, «стремлюсь «оторваться», хотя и решил никогда больше не делать этого»).

2. Подберите условное, приблизительное название этого поведения, но будьте готовы изменять его по мере обнаружения нового материала. Названия должны быть очень широкими и общими (например, «часть, поддерживающая стремление «оторваться»). Они предназначены для того, чтобы разделить поведение на две большие группы, так что не стремитесь быть слишком точным.

3. Спросите себя: у меня есть часть, которая хотела бы, чтобы я «оторвался»? И получите подтверждение этого.

4. Теперь задайтесь вопросом: чем занимается (что делает) эта моя часть? Узнайте ее общее поведение и деятельность. Будьте при этом совершенно беспристрастны и постарайтесь не навешивать отрицательных ярлыков.

5. Спросите себя: есть ли у меня часть, противоположная этой части? Узнайте обратную сторону. Ее не нужно особо искать, это просто дополняющая часть, которая не делает того, что делает первая, но делает все остальное или что-то противоположное.

6. Теперь последовательно задайте своим частям следующими вопросами:

«Чем занимается эта часть?»

«Какие хорошие качества части А?». «Чего ей не хватает?»

«Какие хорошие качества части Б?». «Чего ей не хватает?»

«Эти части присутствуют одновременно или по очереди?»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных