ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ковалев С. В. - Семь шагов от пропасти. НЛП-терапия наркотических зависимостей 8 страница2. Сделайте своей постоянной практикой проговари-вание аффирмаций вслух перед зеркалом. Продолжайте говорить до тех пор, пока не почувствуете себя расслабленно или пока не увидите соответствующие аффирмаций выражения своего лица. 3. Наконец, везде, где только можно, просто проговаривайте аффирмаций самому себе — особенно, если вам не хочется писать. Это «сработает», хотя именно на писание аффирмаций наиболее эффективно, ибо при этом задействуется очень большой спектр чувств, мыслей и эмоций. Помимо этого опять-таки уже упомянутые (и снова — выше) Д. Леонард и Ф. Лаут («Ребефинг») предлагают и другие варианты эффективного и приятного использования аффирмаций. Доказать аффирмаций логическим образом. Использовать письменные или отпечатанные ее повторения без ответов. Применять письменные или отпечатанные повторения аффирмаций с ответами. Занести ее на карточку и носить эту карточку в своем бумажнике. Сделать татуировку аффирмаций на обратной стороне руки. Создать знак аффирмаций и поставить его на видное место. Записать аффирмацию на магнитную ленту. Представить себе аффирмацию наглядно. Отрабатывать аффирмацию в разговоре. Скажите ее тому, кто согласен с ней. Скажите аффирмацию тому, кто не согласен с ней. Скажите ее самому себе в зеркале. Скажите аффирмацию Богу или изображению Христа, Будды, Вашего гуру и т. д. Говорить ее во время любых других упражнений. Читать аффирмацию про себя или вслух. Говорить ее мысленно. Сообщать аффирмацию партнеру до тех пор, пока он не уверится, что она для Вас правильна. Выкрикивайте аффирмацию с чувством. Распевайте ее монотонно. Просто петь аффирмацию на мотив любой песни. Нарисовать подходящую картину и вписать аффирмацию в мысленный или разговорный пузырь (как в комиксах). И последнее в работе с убеждениями. Буде любой НЗ-субъект является, так сказать, «ломатым-перелома-тым», несмотря на декларируемые гордыню и «особливость», все они «одним миром мазаны» в неприятии самого себя. То бишь система их убеждений по поводу собственной персоны представляет собой тщательно скрываемое от других скопище представлений о никчемности собственной личности. Так вот, дабы не ворошить здесь «осиное гнездо» негативных самоидентификаций», попробуйте ввести в вашего подопечного дабы усилить его «Я» то, что я называю общими экологичными убеждениями. Для этого я ниже дословно приведу вам упражнение известного специалиста по символодраме В. Стюарта {технику внедрения убеждения совершенства), в котором главным, однако, является не способ работы с «убеждениями совершенства» (его вы можете выбрать из трех вышеописанных), а именно их список (по: В. Стюарт. «Работа с символами и образами в психологическом консультировании»). «Прочтите перечисленные здесь утверждения и отметьте любое, в которое, во вашему мнению, было бы трудно поверить применительно к себе самому. Перечитайте утверждения, которые вы не можете отстаивать от всего сердца. Когда вы сделаете это для всех утверждений, которые подвергнете сомнению, выберите одно и спросите себя: почему? Запишите свои доводы. Используйте воображение, чтобы вернуться назад во времени, и попытайтесь узнать, почему вы не можете утвердить самого себя. Чей голос вы слышите? Какие слова вам говорят? Какие фигуры вы видите? Какие жесты используете? Способность утверждать себя неизбежно имеет свои корни в том, как другие люди одобряют нас, и наоборот: Замены негативного утверждения позитивным будет нелегко добиться. Однако если вы верите, что это можно изменить, вы в конце концов придете к вере в самого себя. • Я — это я, и во всем мире нет никого точно такого же, как я. • Я уникален. • Я владею всем, касающимся меня - моим телом и всем, касающимся его. • Я владею своим разумом, включая все мои мысли и представления. • Я владею своими глазами, включая образы всех наблюдаемых объектов. • Я владею своими чувствами, какими бы они ни были — позитивными и негативными. Мне могут нравиться одни, а другие не нравиться, но они все равно мои. • Я владею своим ртом и всеми словами, которые произношу, приятными или грубыми, правильными или неправильными. • Я владею своим голосом, громким или тихим. • Я владею всеми своими действиями по отношению к другим или к себе самому. • Я владею своими фантазиями, своими мечтами, своими надеждами, своими страхами. • Я владею всеми своими триумфами и успехами, всеми своими провалами и ошибками. • Поскольку я полностью владею собой, то могу в конченом счете узнать и использовать себя, чтобы действовать в своих интересах. • Существуют вещи, которые меня озадачивают, и другие, которых я пока не знаю. Но пока я дружелюбен по отношению к самому себе, я могу с мужеством и надеждой искать решения головоломок и способы больше узнать о самом себе. • Как бы я ни выглядел и ни звучал в любой данный момент, это уникально и аутентично мне. • Когда я думаю о том, как выглядел и звучал, что сказал и сделал, как думал и чувствовал я могу отбросить все, что захочу. Я могу сохранить то, что оказалось уместным. Я могу изобрести нечто новое вместо того, что отбросил. • Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и делать. У меня есть инструменты, чтобы выжить, быть близким другим, быть продуктивным и извлекать смысл и порядок из мира людей и вещей вне меня. • Я владею собой, следовательно, я могу изменить себя. • Я — это я, и я хорош. • Я прощаю себе любую ошибку и проступок по отношению к самому себе. • Я прощаю все обиды, которые причинили мне другие люди. • Я принимаю на себя ответственность за свою собственную жизнь и утверждаю, что никто не имеет власти над моими рушениями без моего полного согласия». И уж поверьте мне, что хотя эти убеждения вроде бы совсем не затрагивают тему трезвости, принятие их вашим подопечным способно изменить его жизнь ко мно-. гому лучшему. Ну а в завершении, расскажите вашему «клиенту» следующую историю (по: С. Найт. «Руководство по НЛП»). «Много лет назад в холмах Патагонии была крохотная деревушка. Ее обитатели голодали: они жили в страхе перед драконом, поселившимся на их поле, и поэтому не могли убрать свой урожай. Однажды в эту деревушку зашел странник, и когда он попросил жителей накормить его, они объяснили, что вся их еда осталась на поле, которое сторожит дракон. Смелый странник сказал, что убьет дракона. Дойдя до поля, он не нашел никакого дракона, а увидел только большой арбуз. Поэтому он вернулся в деревню и сказал: «Вам нечего бояться. На вашем поле нет никакого дракона, там только большой арбуз». Рассердились жители деревни и разорвали странника на куски. Спустя несколько недель другой странник забрел в эту деревушку. И вновь, когда он попросил накормить его, жители сообщили ему о драконе. Странник тоже был смелым человеком и тоже сказал, что убьет дракона. Жители очень обрадовались. Придя на поле, он увидел там только огромный арбуз, поэтому он вернулся в деревню и сказал жителям, что они ошиблись насчет дракона. Разве может кого-то напугать огромный арбуз? В итоге его постигла участь первого странника. Время шло, и жители постепенно впали в отчаяние. Наконец пришел третий странник. Он заметил их отчаянное положение и спросил, что их довело до такой жизни. Они поведали ему о своем горе, и он пообещал, что сразит дракона и они смогут пойти в поле и собрать свой урожай. Придя на поле и увидев гигантский арбуз, он вытащил свой меч и разрубил арбуз на куски. Вернувшись к жителям, он сообщил им, что убил их дракона, — они были счастливы. Странник много месяцев прожил в этой деревушки, этого времени как раз хватило на то, чтобы объяснить жителям разницу между драконами и арбузами». Шаг 5. «Расчистка» прошлого и будущего Итак, примем как данность, что ваш НЗ-субъект в результате ваших же и его собственных героических усилий, стал еще на шаг ближе к трезвости. И в его драгоценной и уникальной психике, а точнее в Модели Мира, больше не довлеют идиотские по сути, но ох же как распространенные в нашем обществе убеждения из серии «Пить — значить быть центровым и продвинутым». Что ж, не спорю: основания для радости у вас действительно есть. Ибо теперь вашему подопечному, как минимум, не придется натужно и даже с легким отвращением доказывать и объяснять самому себе, почему он не должен пить или принимать наркотики в этом наркотизированном мире. Однако, обольщаться и уж тем более расслабляться все-таки не стоит, так как есть нечто, что, увы, вполне способно замедлить (и даже остановить) продвижение вашего НЗ- субъекта к желанной трезвости. А именно его собственное переполненное негативным и отнюдь не трезвым опытом прошлое. И будущее, которое утратило для него и смыл, и привлекательность. Именно поэтому я предлагаю вам • внести в прошлый опыт вашего подопечного необходимые ему ресурсы; • слить воедино старую — «вписанную» в алкоголизм или наркоманию — и новую — только еще «вписывающуюся» в трезвость — его идентичности; • устранить последствия и власть когда-то принятого данным НЗ-субъектом решения пить или колоться; • извлечь из его прошлого необходимые для его же настоящего ресурсы и • сделать будущее вашего подопечного светлым и экологичным. Только не надо пугаться — дескать, так много всего, да еще и такого странного. Вся эта наша работа будет выглядеть как бы игрой (посему таковой ее и считайте): игрой, совершаемой на «игровом поле» так называемой Обобщенной Линии Жизни. Только не просите меня дать строго научное определение этому высокому понятию. Будет вполне достаточно, если вы поймете, что данная ОЛЖ представляет из себя воображаемую модель жизни конкретного человека, с использованием каковой, однако, можно осуществлять в его прошлом, настоящем и будущем вполне реальные изменения. Для начала я прошу вам подобрать подходящее для работы помещение. А им может быть все что угодно, включая комнату в вашей квартире, если в ней будут соблюдены два условия: уединение (то есть вас никто и ничто не будет отвлекать и беспокоить) и свободное (по прямой) пространство размером не менее 3—4 метров (чуть позднее вы поймете, почему). Теперь попросите вашего подопечного встать как бы сбоку этого самого свободного пространства и представьте, что на полу (или на земле, если работаете «на природе») проходит воображаемая Линия Его Жизни. Пусть определится, где будет находиться прошлое (слева или справа), а где — будущее (справа или слева), после чего где-то поблизости от центра вашей линии определит точку настоящего и поместит на нее так называемый маркер (в качестве оного годится все что угодно, хотя я обычно работаю с листками для заметок). Теперь ваш «клиент», глядя в свое прошлое, должен найти в нем его начало, а точнее, момент своего рождения, и отметить ее (точку рождения) подобным уже использованному или иным маркером. Далее пусть он обратит свой взор в будущее, и как бы разметит тот отрезок линии будущего, который находится в пределах данного помещения, в котором вы находитесь. Сделали? Что ж, прекрасно, потому что теперь вы получили чрезвычайно мощный инструмент для «чистки» прошлого и будущего: ту самую, ранее упоминаемую Обобщенную Линию Жизни. И можете уже приступать к первой из предложенных мною процедур: ресурсированию прошлого вашего подопечного. «Теоретическая основа» ее проста и понятна, ибо ежели он, в отличии от других, стал алкоголиком или наркоманом, то это потому, что в прошлом ему же просто не хватило каких-то ресурсов, причем чисто психологического плана. И способом получения этих ресурсов стал алкоголь или наркотики. Из этого следует, что если мы не озаботимся предоставлением вашему «клиенту» этих самых ресурсов, он, к сожалению, испытывая в них недостаток, может вернуться в наркозависимость. Так вот, попросите вашего подопечного обратиться к его прошлому и спросить самого себя: а чего ему не хватало — особенно в плане того, чтобы не пить или не колоться? Спокойствия? Уверенности? Счастья? Определитесь-ка с этим — четко и непредвзято! А теперь, определившись, попробуйте попросить своего «клиента» ответить на следующий вопрос. Ежели ему, например, не хватало спокойствия, то какого цвета было бы это спокойствие, если бы оно имело цвет? Что, синего? А если бы он выбирал между порошком и аэрозолем, то чем было бы это синее спокойствие? Порошком? Что ж, прекрасно, ибо теперь он уже полностью созрел для того, чтобы приступить к ресурсированию своего прошлого. За счет того самого ресурса, которого ему в этом самом прошлом так не хватало (в данном случае спокойствия), и который (ресурс) его мудрое бессознательное и представило в виде синего порошка. Для того, чтобы это самое ресурсирование осуществилось, пусть ваш подопечный встанет сбоку своей Обобщенной Линии Жизни и представит, что рядом с ним находится аэродром, на котором прямо сейчас стоит грузовой самолет, заправляемый двадцатью (тридцатью, сорока — на сколько хватит фантазии) тоннами (тоннами, а не тонами!) синего порошка спокойствия. Заправка заканчивается, и он с любопытством, но пока от-страненно наблюдает, как экипаж самолета занимает свои места, а сам он выруливает на взлетно-посадочную полосу, взлетает и направляется к самому началу ОЛЖ — моменту рождения вашего НЗ-субъекта. Грузовые люки самолета открываются, и из него на Обобщенную Линию Жизни начинает сыпаться синий порошок спокойствия, который как бы пропитывает ОЛЖ вашего подопечного, начиная с момента его появления на свет. Самолет медленно, не торопясь, летит все дальше и дальше — из прошлого в настоящее — а синий порошок спокойствия густо и плотно засыпает весь прошлый отрезок Обобщенной Линии Жизни. В некоторых ее местах он (самолет) даже как бы зависает или начинает делать круги, просыпая или высыпая усиленную порцию спокойствия в те места, где его особенно не хватало, а ваш «клиент» просто с любопытством, но внимательно следит за этим процессом, при необходимости осуществляя «дозаправку». И когда в конце-концов этот его самолет долетит до настоящего, пусть ваш подопечный позволит ему засыпать синим порошком спокойствия также и будущее: вплоть до самого необозримого пока конца Обобщенной Линии Жизни и даже дальше — за ее пределы. А далее пусть ваш «клиент» представит, что самолет возвращается и приземляется неподалеку от момента его рождения, а сам он идет в начало ОЛЖ, вступает на линию в моменте своего рождения (чисто физически, т. е. ногами!) и как бы окутывается этим синим спокойствием, которое, одновременно как бы впитывается в него через ступни. А после очень медленно начинает двигаться по Обобщенной Линии Жизни из прошлого в настоящее, предоставив своему бессознательному уникальную возможность пересмотра всего того, что было в прошлом через призму или фильтр этого самого синего спокойствия. А когда в конце концов ваш подопечный придет в настоящее, то пусть позволит себе остановиться там и посмотрит в будущее, опять-таки наполненное и даже переполненное «спокойной синью». И, представив, что над всей этой линией будущего как бы натянут ажурный мостик, пусть пройдется по нему над своим будущим, ощущая, как спокойствие пропитывает грядущее и одновременно впитывается в него... Алгоритм выполнения этой техники ресурсирования прошлого (основанной на так называемой «метафоре Антонова») таков (по: Путеводитель по НЛП. Толковый словарь терминов. Сост. В. Морозов. С изменениями). 1. Любым образом изобразите на полу линию вашей жизни, отметив маркерами ее начало (рождение), настоящий момент и конец (весьма далекий — кстати, его можно не маркировать, но просто представлять как данность). 2. Определите необходимый для настоящего и будущего, но отсутствовавший в вашем прошлом ресурс (спокойствие, уверенность в себе и т.п.) и попросите ваше бессознательное отобразить его цветом, а также репрезентировать в виде порошка или аэрозоли. 3. Вообразите себя пилотом грузового самолета, наполненного этим ресурсом, вне линии прошлого «прилетите» в момент вашего рождения, представьте себе, что вы «летя» над линией вашего прошлого в настоящее, разбрасываете по ней этот ресурс, обращая особое внимание на те ситуации, где он был совершенно необходим. 4. «Посадите» самолет прямо перед началом того момента, когда вы начали сбрасывать ресурсы, выйдите из него, вступите на линию прошлого и пройдите по ней до настоящего, ощущая, как этот ресурс меняет вас и вашу жизнь. 5. Повторите шаги 2-4 для других необходимых ресурсов. Примечание: по данной психотехнологии можно работать как со всей линией прошлой жизни, так и с отдельными ее отрезками. Пожалуйста как следует отресурсируйте прошлое своего подопечного всем, что ему там не хватало, не забыв, конечно же, в качестве последнего из вносимых ресурсов ту самую искомую «трезвость как норму жизни». И только закончив это самое ресурсирование приступайте к следующей процедуре — слиянию старой («завязанной» на алкоголе или наркотиках) и новой («завязавшей» с ними) идентичности. Несмотря на то, что вы уже знакомы с феноменом существования «пьяной» и «трезвой» частей, дам небольшое теоретическое (а, точнее, метафорическое) объяснение того, чем мы будем заниматься, ибо идентичность это нечто большее, чем часть. Наверное, из школьных уроков по биологии вы помните, что любое дерево нарастает так называемыми годовыми кольцами. И что кольца эти очень хорошо отражают и/или показывают то, насколько удачным был этот самый год для данного конкретного дерева. Состояние предшествующих годовых колец влияет на то, какими именно будут последующие кольца. И несколько следующих подряд друг за другом прошлых неудачных лет способны резко замедлить будущий рост дерева или даже просто засушить его на корню. А теперь представьте, что дерево — это человек, а годовые кольца — различные, последовательно возникающие его идентичности. А это значит, что упоминаемая нами старая, «вписанная» в алкоголизм или наркоманию, идентичность вашего подопечного соответствует явно подпорченному, если не вообще трухлявому «колечку», не дающему в полной мере возникнуть и встать во весь рост новой его, «выписанной» из всего этого безобразия, идентичности — будущему годовому кольцу... Скажу, пожалуй, и нечто большее. Психотехнология интеграции конфликтующих идентичностей — это реальная возможность перейти край — в той трактовке этого слова, который дал «отец» процессуально-ориентированной терапии А. Минделл (по: А. Минделл., Э. Минделл. «Вскачь, задом наперед»). «Край, — пишет он, — является фильтром наших восприятий. Он устанавливает границы того, что мы есть и на что мы, в собственном представлении, способны... Задайте себе вопрос, существует ли что-нибудь такое, что вам хотелось сделать, но почему-то не получается. Не торопитесь. Подумайте, есть ли в вашей жизни что-то такое, чем бы вы могли заниматься, но толком не занимаетесь. Посмотрите, сможете ли вы это прочувствовать? Подумайте о чем- то в своей жизни, что вы почти что способны делать, могли бы делать, имеете силы делать, даже иногда делаете или делали. Постарайтесь представить себе, как вы совершаете это, хотя это может оказаться непростой задачей. Вам кажется, что сделать это будет трудно, что-то в вас противится этому... Ну как, получается это вообразить? Всем ли удалось почувствовать такого рода край? Возможно, нам поможет следующая диаграмма. Здесь — край... Теперь от теории перейдем к практике, и здесь я для начала как следует распишу вам детали процесса слия-^ ния конфликтующих идентичностей. Итак, ваш подопечный должен встать сбоку своей Обобщенной Линии Жизни сразу за настоящим (по направлению к будущему) и представить себя, получившего и обретшего желаемый результат (абсолютно «трез-венеческую» свою идентичность). Положить маркер на том месте ОЛЖ, где ему все это представилось, после чего «наглядности ради» даже как бы мысленно пощупать этого себя. Теперь ассоциироваться с этим собой (т._е. попросту встать на соответствующее место Обобщенной Линии Жизни) и почувствовать, каково это быть таким — всегда и везде трезвым. Продолжая стоять на месте обретения идеала, подумать о том, как благодаря этому довольно скоро изменится вся его жизнь — разумеется, в положительную сторону. Положить маркер на ту точку ОЛЖ, которая, по мнению вашего «клиента», соответствует моменту вхождения всего этого в его жизнь, после чего встать на эту точку и зримо и воочию помечтать об этой самой новой трезвой жизни. Теперь пусть ваш подопечный сойдет с Обобщенной Линии Жизни, вернется в настоящее и представит, что он уже идет в это самое ваше прекрасное будущее, как бы даже освоенное им. А теперь внимание: спросите вашего «клиента», не ощущает ли он, пребывая в своем настоящем, некоего торможения за спиной: как бы какого-то сопротивления, мешающего ему продвигаться в это самое будущее. Если да, то пусть прямо сейчас представит, что за его неуверенностью в будущем стоит какая-то более юная часть (по времени возникновения, и так мы ее и будем называть) личности, по тем или иным причинам решившая, что и ей, и, соответственно, ему, не стоит в это самое будущее идти. Раз так, пусть ваш НЗ-субъект сойдет с Обобщенной Линии Жизни, станет сбоку нее примерно посередине между моментом рождения и настоящим, после чего определит, куда именно ему хочется поместить маркер — в место, где, по его же смутному внутреннему чувству, родилась и существует эта самая юная часть (хотя, по логике и смыслу все-таки старая). Определившись с местом ее нахождения, ваш подопечный должен войти в новую часть самого себя и с позиции этой части (стоя лицом к будущему) сказать: как эта новая часть относится к той юной, но тоже части, которая ее тормозит? Она ее любит (скорее всего, нет)? Презирает (возможно — да)? А определившись с этим самым чувством (как правило — неприятия), пусть повернется лицом к данной юной части и опять-таки спросите самого себя: а каково теперь его/новой части отношение к ней. Скорее всего, новая часть почувствует жалость к этому несчастному и, в общем-то, забитому существу. Теперь вашему «клиенту надлежит сойти с ОЛЖ и, проходя вне ее, войти в юную часть, повернувшись лицом к будущему. Что эта часть думает по поводу будущей (новой) части? Она ей нравится? Не очень? Часть (юная) считает эту новую идентичность выскочкой? Что ж, ежели части никак не демонстрируют привязанности и миролюбия в отношении друг друга, пусть он снова сойдет с Обобщенной Линии Жизни и задаст вопрос новой части: чего ты хочешь? Скорее всего, ответ у вас не вызовет особого затруднения, так как вы его уже хорошо знаете: «трезвеннической» жизни. Тогда, не останавливаясь, пусть задает вопрос вновь и вновь: а чего ты хочешь, добиваясь этого трезвенничества? Что придет и войдет в мою жизнь, если данная трезвость в ней появится? Получив в результате высокообобщенный ответ (я обычно «привязываясь» к счастью и удовлетворению), задаст эти же вопросы юной, препятствующей избавлению от наркозависимости, части. Ведь все, чего вам нужно добиться на этом этапе, так это чтобы части обнаружили, что в плане этаких, как мы их называем, мета-целей, между ними нет никаких существенных расхождений! Например, будущая часть утверждает, что ежели ваш «клиент» обретет «трезвость как образ жизни», то тогда он станет более эффективным; став эффективным, будет быстрее добиваться любых результатов, а (наконец) добившись этих результатов, станет более счастливым. В то же время юная часть утверждает, что будучи наркозависимым он будет неуверенным в себе, являясь таковым, станет проявлять осторожность в сложных ситуациях, а проявляя эту осторожность, не вляпается в сомнительную ситуацию, благодаря чему станете более счастливым. Ну что, поняли наконец? Да, мы сознательно подводим конфликтующие идентичности к мысли о том, что в плане мета-целей они стремятся к одному и тому же, хотя, возможно, и по-разному. И теперь, открыв этот единый мета-результат, ваш подопечный может опять войти и в будущую и в «прошлую» часть и задать им — разумеется, по очереди — все тот же вопрос относительно их отношений друг к другу. И если отношения эти изменились к лучшему, предложить частям сделать следующий шаг: оценить и определить ресурсы друг друга. Свершить это довольно-таки несложно. Из той самой мета (вне линии) — позиции ваш подопечный должен посмотреть на каждую из идентичностей и ответить на вопрос, какими-такими специфическими ресурсами — отличающими их друг от друга — они обладают. Какими ресурсами обладает новая идентичность, каких нет у юной идентичности? Предположим (только предположим), что он видит в ней уверенность, активность и целеустремленность. А какими-такими ресурсами владеет юная идентичность, которых нет у новой идентичности? Опять-таки предположим, что осмотрительностью, осторожностью и даже мудростью (как правило, одна идентичность всегда обладает тем, чего не хватает у другой). Что ж, пусть войдет в новую идентичность (ассоциируется с ней) и задаст этой части себя вопрос: насколько лучше, чище и экологичней могла бы она проявлять уверенность, активность и целеустремленность, если бы все это базировалось на прочном фундаменте осмотрительности, осторожности и мудрости? Получив ответ из серии «намного» или «существенно», пусть покинет эту новую идентичность, вне линии пройдет к юной идентичности, войдет в нее и спросит, ей было бы легче демонстрировать осмотрительность, осторожность и мудрость, если бы все эти прекрасные качества подкреплялись бы уверенностью, активностью и целеустремленностью? Получив утвердительный ответ, пусть сойдет с Обобщенной Линии Жизни и приступит к интеграции идентичностей. Для чего войдет в новую часть и как можно глубже проникнется ощущениями уверенности, активности и целеустремленности, ей присущими. Испытает их настолько полно и совершенно, насколько это возможно. Захватив с собой все эти ощущения, вне ОЛЖ медленно пройдет в прошлое, встанет на линию прямо за юной идентичностью (т.е. как бы даже и до того момента, когда она создалась) и, мысленно прикоснувшись к этой идентичности (положа руки на ее плечи или даже просто обняв), передаст ей ресурсы уверенности, активности и целеустремленности — любым способом, например, представляя, что он, как Ангел-Хранитель, пропитывает все тело юной идентичности этими ресурсами. Ощутив, что процесс передачи завершен, войдет в эту идентичность и ощутит, каково ей теперь там: с новыми ресурсами и ощущением Ангела- Хранителя за спиной? А после перейдет к завершающей фазе интеграции, сначала преисполнившись ресурсами юной идентичности, а после, захватив их с собой, дабы передать (и передав) все это новой идентичности (разумеется, двигаясь вне Обобщенной Линии Жизни по направлению к этой идентичности, чтобы потом войти в нее, растворив или разместив там осмотрительность, осторожность и мудрость). А теперь действительно последнее. Пусть ваш «клиент» вернется в мета-позицию, мысленно возьмет обе идентичности за руки и как бы соединить их, одновременно сводя руки вместе. Когда же процесс слияния будет завершен, просто войдет на ОЛЖ в точке настоящего и пойдет (чисто физически) к своему будущему — новой идентичности. Скорее всего, теперь уже ничто не будет останавливать его, а новая идентичность, когда он в нее войдете, станет ощущаться как нечто естественное: свое, родное и близкое... Что, вас неприятно удивила кажущаяся сложность этой процедуры? Ну и зря. Ибо, честно говоря, она нисколько не сложнее многих предыдущих и некоторых последующих. Хотя, конечно же, перед тем, как перейти к работа по данной психотехнологии с вашим НЗ-субъек-том, вам придется как следует потренироваться на самом себе (в том, что подобные требующие интеграции противоположности существуют и в вашей жизни, можете даже не сомневаться). Ну а ежели вам показалось, что все вышеописанное есть не более чем усложнены парафраз слияния «пьяной» и «трезвой» части, выкиньте ее из головы. В данном случае (в отличии от предшествующего), мы интегрируем не части, а идентичности, каковые, Ео-первых, могут объединять под своим началом множество частей, а, во-вторых, «заведуют» не конкретным (трезвым или пьяным) поведением, но образом жизни в истинном смысле этого слова. Так что для того, чтобы ваш подопечный смог вписаться в трезвое завтра, не оставшись одной или обеими ночами в наркозависи- мом вчера, слияние конфликтующих идентичностей просто необходимо. Как впрочем, и интеграция еще одной пары «чистых и нечистых» — части, стремящейся к трезвости, и части, желающей сохранить наркозависимость, каковой вы займетесь немного дальше. Краткий алгоритм использования данной техники слияния конфликтующих идентичностей выглядит так (по материалам мастерского курса X. Бремера и X. Кос-бах — ИГИСП. С изменениями). 1. Установите на полу Обобщенную Линию Жизни, обозначив ее чем угодно. 2. Определите свое будущее «я» и связанные с этим убеждения («Каким я хочу быть и во что я тогда буду верить?») Войдите в это самое будущее «я» (встав на линию жизни в соответствующее — любое понравившееся вам — место будущего) и немного помечтайте о том, как хорошо вам будет, когда вы таким станете. 3. Найдите в себе часть, которая имеет убеждения, мешающие вам достичь этого состояния. Буквально спросите себя: «А согласен ли я стать таким?» Обнаружив несогласие (а оно обязательно найдется), поместите выражающего его свою более «юную» часть себя в прошлое по ОЛЖ — во время, когда она образовалась (в любое место прошлого, в которой, как вам покажется, и находится «ее место»). Ассоциируйтесь с этой «юной» частью (войдите на линию в это место) и выясните, что вы (она) думаете (думает) о будущей части и какие ресурсы в ней можно обнаружить. 4. Снова перейдите в будущее «я», стоя спиной к прошлому. Что вы (она — будущая часть) думаете (думает) о более «юной» части? Она вам не нравится? Тогда повернитесь, так, чтобы вы могли увидеть эту часть — какие чувства теперь появляются у вас по отношению к ней? И какие такие ресурсы есть у нее (а они у нее обязательно есть)? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|