ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Информационные технологии. Компании любой отрасли полезно задать себе вопрос: какое влияние могут оказать на стратегии новые, основанные на использовании баз данных информационныеКомпании любой отрасли полезно задать себе вопрос: какое влияние могут оказать на стратегии новые, основанные на использовании баз данных информационные технологии? Как с их помощью создать УКП и ключевые факторы успеха? Производители одежды, например Levi Strauss, оптовые торговцы медикаментами, такие как McKesson, и розничные торговцы, к примеру, Limited, — все они разработали системы контроля, пополнения запасов и доставки, являющиеся для них существенными УКП. Компания FedEx сохранила лидирующие позиции во многом благодаря инвестициям в информационные технологии. Она первой предложила возможность мониторинга за движением посылки к адресату, первой связала свои системы с компьютерами заказчиков. Используемая компанией Merrill Lynch программа «Cash Management Account» предоставляет клиентам значительные выгоды. Сегодня в супермаркетах широко используются смарт-карты — карточки, с помощью которых покупатели расплачиваются за покупки и которые позволяют фиксировать информацию обо всех приобретениях. Применяющие их супермаркеты имеют возможность: • развивать лояльность, вознаграждая покупателей за совокупный объем покупок в магазине; • разрабатывать персонифицированные мероприятия по стимулированию сбыта (основанные на марочных предпочтениях и характеристиках домохозяйства конкретных покупателей); • предлагать такие купоны со скидками, когда покупателю не нужно нести в магазин вырезки из газет или упаковок: при покупке определенного товара стоимость купона вычитается из его цены автоматически; • выявлять покупателей неходовых товаров и прогнозировать последствия полного отказа от их реализации; • используя детальную информацию о покупках, принимать решения о планировании торговых площадей и их распределении между разными товарами и торговыми марками, а также о создании специализированных дисплеев. Культура Тенденции развития культуры несут большинству фирм как возможности, так и угрозы, и лишним доказательством справедливости данного утверждения служит следующий пример. Компания, занимающаяся разработкой одежды, провела исследование на предмет прогнозирования женского образа жизни. Она пришла к выводу, что в будущем жизнь женщин станет более разнообразной, Глава 6. Анализ среды и стратегическая неопределенность что все больше времени они будут проводить вне дома, а все большее число работающих дам будут ориентированы на карьеру. Из этого следовало несколько выводов относительно товарного ассортимента и ценовых стратегий фирмы. Например, увеличение числа и разнообразия видов деятельности должно привести к расширению женского гардероба и появлению новых стилей, но при этом на отдельные предметы одежды будет тратиться меньше денег. Далее, финансовая и социальная независимость потребителей, по всей видимости, должна выразиться в уменьшении подражания в моде и в понимании того, что для ряда случаев требуется определенная форма одежды. В мире существует общая тенденция формирования «племен», основанная на тяге к образованию социальных единиц, центрированных относительно какого-либо общего интереса или вида деятельности и не ограниченных традиционными социальными связями.7 Проводимые компанией Harley-Davidson мероприятия, такие как ежегодные мотоциклетные гонки в Стерджис (штат Южная Дакота), способны привлечь сотни тысяч участников. Группа пользователей компьютеров «Macintosh» сыграла немаловажную роль в вопросе выживания компании Apple в мире персональных компьютеров. Интернет породил массу сообществ и дискуссионных групп; например, «Environmental Defense» объединяет более 100 тыс. членов и играет важную роль в вопросах охраны окружающей среды с помощью обмена информацией и политических действий. Образование «племен» имеет свое значение, как позитивное, тащи негативное, для строительства брендов и разработки коммуникационных программ. В работах Ф. Попкорн рассматриваются культурные тенденции, от которых, по ее мнению, во многом зависит наше будущее. Для многих организаций выводы автора носят провокативный характер. Взять, к примеру, хотя бы следующие тенденции:8 • Домоседство. Потребители укрываются от жестокой реальности внешнего мира в безопасной домашней среде (перспективы для э-коммерции и торговли по каталогам, производителей охранных систем, товаров для садоводов и «умных домов»). • Тяга к приключениям. Стремящиеся вырваться из объятий скуки и стрессов потребители жаждут «опасных» развлечений с минимальным уровнем риска. Продвинутые фирмы предлагают тематические рестораны, экзотическую косметику, экстремальный туризм, а также одежду, развлечения и даже автомобили в стиле «фэнтези». Часть II. Стратегический анализ • Сладкая месть. Потребители восстают против правил, стремятся освободиться и познать запретные плоды (позволяют себе мороженое, сигары, вермуты, солярии и меха). • Маленькие капризы. Занятые, постоянно находящиеся в состоянии стресса люди вознаграждают себя доступными предметами роскоши, рассматривая их как быструю награду за труды (свежевыжатый апельсиновый сок, особый хлеб из разных видов муки и зерен, дорогие авторучки). Для более обеспеченных покупателей список может быть дополнен посудой от Porsche, обеденным столом красного дерева или биноклем ночного видения «Range Rover». • «Назад в детство». В противовес тревогам взрослой жизни потребители стремятся к символам молодости, обновления. Наиболее ярким отражением этой тенденции являются получающие образование или занимающиеся активными видами спорта (включая триатлон и экстремальный спорт) 55-летние люди. Более того, данная тенденция распространяется и на многочисленную группу покупателей, отдающих предпочтение товарам, одежде, видам деятельности и способам развлечений, вызывающим у них воспоминания о молодости. • Оздоровление. Потребители обеспокоены качеством жизни. Они уделяют большое внимание здоровью, стараются заботиться о себе сами, избегая обращения к медикам. В качестве примеров можно привести популярность целостных подходов к лечению и профилактике заболеваний, вегетарианских продуктов и ресторанов, экологически чистой пищи, фильтров для воды и центров здоровья. • 99 жизней. В наш век потребители вынуждены исполнять множество разнообразных ролей. Розничные торговцы, обслуживающие сразу несколько потребностей, все более быстрые способы приготовления пищи, услуги по уходу за летними домами и приготовлению их к вашему визиту, нейтрализаторы шумов, э-коммер-ция, йога — все это проявления идентифицированной Ф. Попкорн тенденции. Демография Демографические тенденции оказывают мощнейшее воздействие на динамику рынка. К счастью, они поддаются прогнозированию. Среди наиболее влиятельных демографических переменных следует выделить возраст, доход, образование и географическое положение. Глава 6. Анализ среды и стратегическая неопределенность 159 Особый интерес вызывает демографическая группа пожилых людей: она быстро растет, и при этом ее представители располагают не только значительными финансовыми ресурсами, но и необходимым для их использования временем. В соответствии с прогнозами специалистов численность населения США в возрасте старше 65 лет увеличится с 33 млн человек в 2000 г. до 49 млн в 2020 г. За тот же период число людей старше 85 лет возрастет с 3,6 до 6,5 млн человек, а сами они будут жить независимой жизнью (возможно, в домах с услугами для престарелых, которых планируется построить свыше 50 тыс.). Женщины, как правило, живут дольше мужчин, поэтому чем старше возрастная группа, тем больше в ней женщин: среди 85-летних на 100 женщин приходится всего 41 мужчина. Исследование показывает, что женщины пожилого возраста не удовлетворены существующим выбором товаров, ориентированных главным образом на более молодые сегменты. Послевоенный демографический взрыв давно прошел; но приближается новый. В 2010 г. численность 13-19-летних жителей США достигнет пика и составит 31 млн человек.9 Подростки — это отражение набирающих силу тенденций. Они как само собой разумеющееся принимают все чудеса электроники, прекрасно осведомлены о таких взрослых проблемах, как СПИД и прерывание беременности. На них сильно влияет MTV-культура, в которой они живут, поэтому их еще называют «поколением MTV». Установление тесных отношений с такими покупателями может принести большую прибыль, что подтвердят такие розничные торговцы, как Old Navy и владельцы торговых марок «Clearasil» и «Diesel Jeans». Резко увеличивается и численность этнических групп, что обусловливает как появление фирм и целых отраслей, ориентированных на представителей определенной национальности, так и изменения стратегий «обычных» компаний. Численность латиноамериканского населения США, например, возрастает в пять раз быстрее, чем численность населения страны в целом, причем доходы представителей этой группы тоже увеличиваются. Вскоре латиноамериканцы станут крупнейшей этнической группой в США. Быстрыми темпами возрастает и число являющихся выходцами из Азии американцев (сегодня — более 6 млн человек). Когда-то моделью американского образа жизни была нуклеарная семья. Теперь все изменилось. В 1960 г. количество домохозяйств США, определяемых как традиционная семья (т. е. муж, жена и дети до 18 лет), составляло 45%, в 1980 г. - 30,2, а в 2000 г. - 23,5%.10 Часть II. Стратегический анализ Сегодня в одной из шести традиционных семей отец сидит дома, а мать ходит на работу. Одним из следствий этого демографического изменения является возрастающая потребность в услугах разнорабочих, а также во всем, что связано с уборкой дома и приготовлением пищи. Миграция компаний и населения в другие регионы страны оказывает влияние на деятельность предприятий сферы услуг, таких как брокерские конторы, агентства недвижимости и страховые компании. Возрождение жилых зон в центральных районах городов самым серьезным образом отражается на положении розничных торговцев и компаний-застройщиков (как в свое время рост популярности пригородов). Проблема стратегических неопределенностей Стратегическая неопределенность, или неопределенность со стратегическими последствиями, — основная концепция внешнего анализа. Типичный внешний анализ приводит к появлению десятков стратегических неопределенностей. Чтобы найти в этом многообразии разумное зерно, необходимо, используя некие критерии, объединить неопределенности в группы. Выбор приоритетов дальнейшего сбора и анализа информации предполагает оценку значимости каждой из этих групп посредством анализа влияния (см. следующий раздел). Стратегическая неопределенность может быть представлена непредсказуемыми по своей природе тенденцией или будущим событием. Следовательно, сбор информации и дополнительный анализ не позволяют добиться снижения такого рода неопределенности. В таком случае применяется сценарный анализ, в котором неопределенность принимается как данность, исходя из которой разрабатываются два или более вариантов будущего развития. Затем для каждого из них может быть предложена конкретная поведенческая стратегия. Одним из результатов может быть решение об увеличении организационной и стратегической гибкости. Анализ сценариев мы обсудим в завершающем разделе главы 6. «Да, но...» = Некоторые тенденции хорошо известны, однако их последствия иногда требуют уточнения. Например: Да, численность работающих женщин возрастает, но: • увеличение имеет долгосрочный, так сказать, ледниковый, а вовсе не взрывной характер. Доля женщин в работающем населении США составляла 42% в 1980 г., 45% в 1990 г., 47% в 2000 г. Лишь малая часть женщин (те из них, кто занимают высшие профессиональные и управленческие должности) соответствует имиджу молодой деловой леди с диплом МВА. Глава 6. Анализ среды и стратегическая неопределенность Да, доступность и число пользователей Интернета возрастают очень быстро, но: • значительная часть населения по-прежнему не ощущает ни малейшей потреб Да, люди могут и будут покупать через Интернет, потому что так дешевле, но: • проведенное в 2000 г. исследование NFO показало, что лишь половина из тех, Да, существует сильная тенденция употреблять здоровую пищу и заниматься физическими упражнениями, но: • к числу наиболее успешных и быстро растущих розничных торговцев отно Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|