ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Влияние новых технологийВне всяких сомнений, управление переходом на новую технологию имеет огромное (иногда жизненно важное) значение. Однако появление новой, пусть даже более эффективной технологии отнюдь не означает, что использующие привычные методы компании в одночасье утратят конкурентоспособность. Группа исследователей из Университета Пардье изучила последствия появления в пяти отраслях принципиально новых технологий для 15 компаний:4 • дизель-электрические локомотивы вместо паровозов; • транзисторы вместо электронных ламп; • шариковые ручки вместо перьевых авторучек; • ядерные электростанции вместо электростанций на органическом топливе; • электробритвы вместо безопасных бритв. Было сделано два интересных вывода, способных заставить задуматься любого, кто попытается прогнозировать влияние на стратегию компании совершенно новой технологии. Во-первых, коммерческое использование старых технологий продолжалось еще очень долгое время, отчасти потому, что заинтересованные фирмы продолжали их совершенствовать. С момента изобретения электробритвы объем продаж ее прямого конкурента, безопасных бритв, даже увеличился на 800%. Таким образом, само по себе появление новой технологии не означает окончания стадии роста предыдущей. Во всех случаях фирмы, использовавшие старые технологии, имели значительный запас времени, чтобы отреагировать на появление новых. Часть II. Стратегический анализ Во-вторых, предсказать результаты внедрения новой технологии относительно сложно. Поначалу все изученные новые технологии оставались весьма дорогими и достаточно «сырыми». Кроме того, первоначально они завладевали небольшими субрынками (транзисторы, например, длительное время применялись только в слуховых аппаратах и карманных радиоприемниках). Вдобавок новые технологии не столько посягали на существующие рынки, сколько создавали новые. Одноразовые шариковые ручки и многие транзисторные устройства открыли совершенно новые сферы применения. Государство Установление или сйятие законодательных или регулирующих ограничений может оказаться как значительной стратегической угрозой, так и привлекательной возможностью. Например, запрет на использование определенных ингредиентов в пищевых продуктах и в косметике серьезно повлиял на стратегии очень многих фирм. Попытки властей искоренить пиратство в сфере программного обеспечения (более четверти всех программных продуктов используется нелегально), CD, DVD и видео крайне важны для их производителей. Прекращение государственного регулирования банковской деятельности, энергетики и других отраслей имело громадные последствия для всех заинтересованных фирм. На автомобильную промышленность влияют стандарты топливной экономичности и налог на предметы роскоши. Смягчение регулирующих ограничений в Индии и Китае имело огромные последствия для глобальных фирм. В условиях постоянно растущей глобальной экономики с характерной для нее взаимозависимостью рынков и источников товаров и услуг необходимо изучать и отслеживать политические «горячие точки». Результаты классического исследования успешности опубликованных в журнале «Fortune» в 1930-1940-е гг. прогнозов развития внешней среды свидетельствуют о том, что для многих областей они оказались весьма точными (появление синтетических витаминов, домов-трейлеров и скоростных автомагистралей, прорывы в генетике, уменьшение потребности в железнодорожных перевозках, изобретение телевидения). Однако как только в прогнозах затрагивались аспекты международной деятельности, вероятность фиаско «оракулов» резко возрастала.5 Так, в одной из опубликованных в 1930-е гг. статей автор отвергал даже гипотетическую возможность участия США в войне в Европе. В датированной 1945 г. статье ошибочно прогнозировался гигантский рост товарооборота между Америкой и СССР, а о возможности «холод- Глава 6. Анализ среды и стратегическая неопределенность 155 ной войны» не было и речи. Сценарий развития ситуации на Ближнем Востоке не предполагал появления государства Израиль. Имеющие порой решающее значение для транснациональных корпораций вопросы международной политики практически не поддаются прогнозированию. В этой связи разумная стратегия должна базироваться на диверсификации и гибкости, чтобы очередной политический сюрприз не оказался причиной организационной катастрофы. Экономика Оценка некоторых стратегий зависит от предположений в отношении экономической среды, в частности об уровне инфляции и общем состоянии экономики, показателями которого можно назвать уровень безработицы и темпы роста ВВП. Крупные инвестиции в капиталоемкие отрасли осуществляются, как правило, в периоды экономического подъема, с тем чтобы окупить вложения до наступления рецессии, когда большинство компаний несут убытки. Во многих случаях макроэкономических показателей оказывается недостаточно; возникает необходимость в прогнозировании состояния конкретных отраслей. В начале 2000-х гг., например, область высоких технологий была слабее, а строительная отрасль намного сильнее, чем экономика в целом. Для отраслей с международными конкурентами большое значение имеют прогнозы кросс-курсов различных валют. Как правило, составляющие их аналитики должны исследовать платежные балансы и другие влияющие на валютные курсы факторы. Например, в большинстве развитых стран автомобильная промышленность чрезвычайно чувствительна к колебаниям курса национальной валюты. IBM И Интернет =^=^^===^=1=:^=^=: В 1993 г. один из инженеров IBM написал исследовательскую работу под названием «Get Connected» («Подключайтесь»), в которой описывал шесть принципов коммуникаций в сети, что позволило IBM переориентироваться на Интернет за годы до того, как это сделали Microsoft и другие компании. Надо полагать, что данная работа — это имевший наибольшее значение для корпорации анализ среды за последнее время. Отмеченные в нем принципы включали в себя повсеместное распространение э-почты, потребность в ее справочной поддержке и ее превращение в средство вертикальных коммуникаций внутри компании, использование э-адресов во всех коммуникациях, создание компаниями веб-сайтов и бурное развитие э-коммерции. Сейчас эти выводы кажутся очевидными, но в то время они казались фантастикой. В 1994 г. идеей «подключения» проникся Лу Герстнер, только что занявший пост главы IBM. Рассказывают, что во время первой демонстрации приложения для э-торговли он спросил: «А где здесь кнопка "Покупаю"?» Затем по- Часть II. Стратегический анализ следовал шквал новых решений, превративших IBM из слабой, находящейся на грани коллапса фирмы в лидера новой экономики. Среди наиболее заметных стратегических шагов следует выделить покупку Lotus Notes, создание NetCommerce (ответвление IBM в поддержку Олимпиады 1996 г.), общее позиционирование на э-бизнес и переименование линейки серверов в «э-сер-веры».6 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|