Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основное понятие, формы и структура правового регулирования




Проанализируем основное понятие, формы и структура правового регулирования.

Правовое регулирование можно определить как регулирование, осуществляемое правом. Вместе с тем данное определение не раскрывает сущности вопроса, так как в этом определении не понятно о каком праве идёт речь, а также не отражаются основные признаки коррупции как явления.

В целом право может рассматриваться в широком (общесоциальном) и узком (юридическом) смыслах.

Следовательно, правовое регулирование может трактоваться в широком и узком смыслах: как регулирование, осуществляемое естественным правом, и как регулирование, осуществляемое позитивным правом.

В юридической литературе, как научной, так и учебной, встречаются разные определения правового регулирования (регулирования, осуществляемого позитивным правом). Между тем принципиальных различий между этими определениями не существует. Все определения акцентируют внимание на том, что правовое регулирование – опредёленное воздействие на общественные отношения, осуществляемое при помощи правовых (юридических) средств и которое имеет своей целью упорядочение данных отношений.

Поэтому правовому регулированию можно дать следующее определение – «осуществляемое при помощи норм позитивного права и других правовых средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения».

Отталкиваясь от этого определения, представляется возможным выделить 5 основных признаков правового регулирования.

1. правовое регулирование – один из видов социального регулирования, то есть такого регулирования, существующего в обществе и связанного с упорядочением общественных отношений. Социальное же регулирование осуществляется разными регуляторами, среди которых первостепенную роль играют социальные нормы – например, это право, мораль. Право – один из важнейших социальных регуляторов в условиях государственно организованного общества, вследствие чего и правовое регулирование – один из важнейших видов социального регулирования.

2. правовое регулирование – в основе своей государственное регулирование, поскольку позитивное право устанавливается или санкционируется государством и, следовательно, является государственным регулятором общественных отношений. Тот факт, что в ряде случаев нормы позитивного права могут устанавливаться негосударственными органами и организациями или непосредственно народом, не меняет существа дела, так как негосударственные органы и организации, а также народ устанавливают нормы позитивного права с согласия или прямого разрешения (санкции) государства.

3. правовое регулирование – определенное воздействие на общественные отношения. Право, регулируя общественные отношения, известным образом воздействует на них, в связи, с чем правовое регулирование рассматривается в юридической науке обычно в качестве одной из форм воздействия права на общественные отношения.

4. правовое регулирование – воздействие на общественные отношения, осуществляемое при помощи норм позитивного права и других правовых средств. Нормы права и другие правовые средства в совокупности составляют механизм правового регулирования, о котором более подробно мы поговорим при освещении последнего вопроса темы.

5. правовое регулирование - это такое воздействие на общественные отношения, которое имеет своей целью их упорядочение. Регулировать – значит упорядочивать, приводить в систему. Вследствие этого правовое регулирование есть не что иное, как целенаправленное воздействие на общественные отношения, в результате которого они приводятся в систему и в обществе создается определенный порядок.[8]

Правовое регулирование как определенное воздействие права на общественные отношения не следует отождествлять с правовым воздействием. На этой точке зрения стоит большинство российских исследователей. Правовое воздействие принято определять как понятие, охватывающее все направления и формы влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей. В связи с этим правовое регулирование считается понятием более узким, чем правовое воздействие, и рассматривается в качестве одной из форм правового воздействия.

Данный подход к пониманию правового воздействия и его соотношению с правовым регулированием представляется достаточно обоснованным, поскольку роль права в общественной жизни не сводится только к регулированию общественных отношений.

Помимо регулятивной позитивное право, как и другие социальные нормы, выполняет информационную, оценочную, воспитательную функции. Следует заключить, что кроме регулятивного существуют и другие формы воздействия права на общественные отношения.

Основные формы правового регулирования.

Рассмотрим основные формы правового регулирования. В целом формы правового регулирования – это определённые его разновидности. Поскольку правовое регулирование общественных отношений может осуществляться различными правовыми средствами, различными субъектами, в различных масштабах и на различных уровнях, оно способно приобретать различные формы и разновидности.

Вопрос о формах или видах правового регулирования почти не рассматривается в учебниках по теории государства и права. Исследование данного вопроса имеет серьёзное значение, так как это позволяет расширить некоторые представления о самом правовом регулировании, даёт возможность узнать, каким оно бывает, или может быть в реальной действительности.

Чтобы выделить те или другие формы правового регулирования, необходимо дать классификацию, выбрав для этого соответствующие основания. Такими основаниями, могут быть средства, при помощи которых осуществляется правовое регулирование, субъекты, осуществляющие правовое регулирование, степень централизованности правового регулирования, а также сфера его распространения.

Исходя из вышеуказанных средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование, можно выделить нормативное и индивидуальное правовое регулирование. Нормативное правовое регулирование – это регулирование, осуществляемое нормами позитивного права.

В сравнении с индивидуальным оно носит первичный характер и является определяющим. Это обусловлено тем, что правовое регулирование общественных отношений по общему правилу начинается с выработки и установления правовых норм, которые определяют единый режим правового регулирования для общественных отношений определенного вида. В данной связи нормативное правовое регулирование, является общим, поскольку распространяется не на единичные общественные отношения, а на все общественные отношения определенного вида.

В свою очередь индивидуальное правовое регулирование – это регулирование, которое осуществляется индивидуальными правовыми средствами. К ним относятся индивидуальные правовые договоры (например, гражданские, трудовые), акты применения права и некоторые другие правовые средства. В отличие от нормативного индивидуальное правовое регулирование не носит общего характера, поскольку связано с упорядочением конкретных, то есть единичных общественных отношений.[9]

В связи с вышеуказанным индивидуальное правовое регулирование иногда называют казуальным правовым регулированием. Как правило, индивидуальное правовое регулирование следует за нормативным и дополняет его, конкретизируя предписания правовых норм применительно к единичным, отдельным случаям. Однако из этого правила есть исключения. В частности, если конкретный случай, входящий в сферу правового регулирования, не урегулирован нормами позитивного права, то есть имеет место пробел в законодательстве, то этот случай может быть урегулирован индивидуальными правовыми средствами. Здесь при отсутствии прямого нормативного регулирования соответствующих общественных отношений определяющую роль будет играть индивидуальное правовое регулирование.

Индивидуальное правовое регулирование, поскольку оно может осуществляться разными правовыми средствами, имеет такие основные разновидности, как координационное и субординационное правовое регулирование.

В свою очередь координационное правовое регулирование осуществляется самими участниками общественных отношений без какого-либо вмешательства государственных либо иных компетентных органов. Участники конкретных общественных отношений сами упорядочивают свои отношения путём заключения индивидуальных договоров или совершения иных правомерных действий (например, использования права). При этом такой вид индивидуального правового регулирования часто называют саморегулированием.

Субординационное правовое регулирование в отличие от координационного осуществляется не самими участниками общественных отношений, а государственными или иными компетентными органами.

В отдельных случаях участники конкретных общественных отношений не могут самостоятельно урегулировать свои отношения доступными им правовыми средствами, в связи, с чем вынуждены обращаться за помощью к компетентным государственным или негосударственным органам. Последние, применяя соответствующие нормы позитивного права, помогают урегулировать данные общественные отношения (например, отвести земельный участок.

В других случаях компетентные органы сами, по своей инициативе применяют нормы права, упорядочивая тем самым определенные конкретные отношения (например, в случаях совершения преступлений и некоторых иных правонарушений).

Деление правового регулирования на «нормативное и индивидуальное» является основным, но не единственным. Правовое регулирование можно подразделять на виды в зависимости от субъектов, осуществляющих правовое регулирование. Между тем с учётом данного основания могут быть выделены собственно «государственное и негосударственное» правовое регулирование, хотя правовое регулирование, в сущности, является, как уже отмечалось, государственным регулированием.[10]

Государственное правовое регулирование – регулирование, которое осуществляют органы государства, государственные организации и государственные должностные лица. Данный вид правового регулирования является основным, определяющим, так как нормы позитивного права, с которых начинается правовое регулирование общественных отношений, устанавливаются преимущественно этой категорией субъектов. Кроме того, указанные субъекты в основном и применяют правовые нормы.

Негосударственное правовое регулирование – регулирование, которое осуществляется либо непосредственно народом, либо негосударственными органами и организациями, либо самими участниками общественных отношений. В свою очередь народ может осуществлять правовое регулирование путём принятия нормативных правовых актов, что в условиях государственно организованного общества имеет, однако, не столь широкое распространение. Негосударственные органы и организации могут осуществлять правовое регулирование тех или иных общественных отношений путем принятия как нормативных правовых актов, так и актов применения права. Сами участники общественных отношений могут осуществлять правовое регулирование путем упорядочения собственных отношений, например, с помощью индивидуальных правовых договоров.

В зависимости от степени централизованности следует различать «централизованное и децентрализованное» правовое регулирование. Централизованное правовое регулирование – регулирование, осуществляемое из единого центра в масштабах страны. Данное регулирование осуществляется центральными органами государственной власти с помощью нормативно-правовых актов (хотя возможно и использование и индивидуальных правовых актов).

Основным достоинством указанного вида правового регулирования является то, что оно вносит единообразие в регулирование общественных отношений на всей территории страны и позволяет с минимальными для государства затратами добиться в обществе того порядка, к которому государство стремится. При этом следует отметить, что чрезмерная централизация приводит к зарегулированности общественных отношений, к мелочной опеке и ограничению свободы участников этих отношений.[11]

Децентрализованное правовое регулирование – это регулирование, которое осуществляется из разных центров и на разных уровнях. Оно может осуществляться субъектами федерации, местными органами государственной власти, органами местного самоуправления, администрацией учреждений, предприятий, организаций, трудовыми коллективами, самими участниками конкретных общественных отношений. В качестве средств правового регулирования здесь используются как нормативные, так и индивидуальные правовые акты. В свою очередь децентрализованное правовое регулирование даёт соответствующим субъектам возможность самостоятельно регулировать те или иные общественные отношения с учетом интересов регионов, административно-террито­риальных образований. Это свидетельствует о «демократизме» государственного управления, степени самостоятельности и свободе участников общественных отношений. Однако децентрализованное правовое регулирование не может осуществляться вопреки централизованному, и должно ему соответствовать, дополняя его.

По сфере распространения (действия права) правовое регулирование можно разделить на общее, ведомственное, местное и локальное.

Общее правовое регулирование имеет широкую сферу распространения, распространяется на всю территорию страны и охватывает все субъекты. Данное регулирование осуществляется законами государства и подзаконными нормативными актами общего действия.

Ведомственное правовое регулирование осуществляется в рамках той или иной области государственного управления. Это может быть промышленность, сельское хозяйство, транспорт, образование. Основными средствами правового регулирования выступают ведомственные нормативные акты, действие которых распространяется на работников соответствующих ведомств.[12]

Местное правовое регулирование осуществляется в пределах административно-территориальных образований нормативными и индивидуальными правовыми актами местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Наконец, локальное правовое регулирование осуществляется в рамках учреждений, предприятий, организаций нормативными и индивидуальными правовыми актами самих учреждений, предприятий и организаций.

Формы правового регулирования могут быть выделены и по другим основаниям. Например, учитывая, что правовое регулирование осуществляется и законами, и подзаконными нормативными актами можно выделить «законодательное» и «подзаконное» регулирование. В федеративных государствах ввиду наличия там федеральной и региональной систем законодательства допустимо выделение федерального и регионального правового регулирования.

Структура механизма правового регулирования.

Механизм правового регулирования как система в общем случае имеет следующие элементы:

1. норма права. Она представляет исходную базу для правового регулирования. В ней заложена модель нужного поведения, которой должен следовать субъект права;

2. юридический факт (фактический состав), который является «спусковым крючком» механизма правового регулирования. С его появлением «оживают» нормы права, и механизм правового регулирования приводится в движение;

3. возникшее с появлением юридического факта (фактического состава) правоотношение;

4. реализация права;

5. правоприменительный акт;

6.охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).[13]

В механизме правового регулирования все эти элементы соединяются, и механизм приводится в движение.

Соответственно указанным элементам выделяются следующие стадии механизма правового регулирования:

1. регламентация общественных отношений, в ходе которой издается соответствующая норма права;

2. появление реальных обстоятельств, необходимых для действия нормы права, которые связываются с наличием юридических фактов.

В юридической практике толчком к движению становится юридический факт, т. е событие или действие (бездействие), порождающие, изменяющие или прекращающие правовые отношения;

3. выявление объекта и субъектов возникшего правоотношения, соответствующих прав и обязанностей. На этой стадии правового регулирования определяется, кто и как будет выполнять требования нормы права, т. е общая модель поведения, заложенная в норме права, конкретизируется применительно к субъектам;

4. непосредственная реализация прав и обязанностей субъектов правоотношений. Это фактическое поведение субъектов, обеспечивающее тот результат, на который была направлена воля законодателя;

5. издание правоприменительного акта - властного веления компетентных органов, гарантирующего осуществление прав и обязанностей субъектов правоотношений. В этом случае правоприменительный акт рассматривается как последнее звено в механизме правового регулирования, в результате чего субъект права достигает определенной цели. В соответствии с правоприменительным актом возникает новое правоотношение (в этом случае правоприменительный акт выступает как юридический факт) и механизм правового регулирования вновь включается, но его содержание будет уже другим.[14]

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных