Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика нормативно-правовых актов противодействия коррупции в Российской Федерации




Рассмотрим общую характеристику нормативно-правовых актов противодействия коррупции в Российской Федерации на современном этапе.

Правовую основу противодействия коррупции составляют:

1) федеральные нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов;

2) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации: в частности, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (подписана в г. Страсбурге 27 января 1999 г.), Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (подписана в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г.);

3) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) муниципальные правовые акты.

1. Нормативные правовые акты федерального уровня

Среди основных нормативных правовых актов федерального уровня следует назвать:

– Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

– Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

– Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;

– Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;

– Национальный план противодействия коррупции на 2012–2013 гг. и др.[15]

Минобрнауки России в рамках своей компетенции приняло ряд приказов, направленных на предупреждение коррупции:

– приказ от 7 октября 2009 г. № 375 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации»;

– приказ от 29 июля 2009 г. № 275 «О порядке проведения проверок правовых актов, изданных федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации»;

– приказ от 29 марта 2012 г. № 239 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих» и др.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации играют определяющую роль в реализации антикоррупционной политики, поэтому правовое регулирование деятельности по противодействию коррупции на региональном уровне имеет важное значение для повышения эффективности противодействия коррупции в государстве в целом.

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет констатировать, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют значительную работу по формированию правовых, организационных и информационных механизмов противодействия коррупции. В целом антикоррупционная деятельность субъектов Российской Федерации ориентирована на выполнение стандартов, предусмотренных федеральным законодательством о противодействии коррупции.

Значительная часть регионов использует программно-целевые акты регулирования антикоррупционной деятельности на территории субъекта (например, различные стратегии, планы), это способствует повышению эффективности координации органов власти и их взаимодействию с институтами гражданского общества. Специальное правовое регулирование вопросов предупреждения коррупции в образовательной сфере в законодательстве субъектов Российской Федерации осуществляется редко. Зачастую нормативные правовые акты универсального действия, посвящённые общим вопросам противодействия коррупции, их положения распространяются на различные общественные отношения, в том числе на сферу образования.[16]

Между тем перечень задач и функций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования дополняется полномочием по осуществлению мероприятий по противодействию коррупции. Часто в законодательстве субъектов Российской Федерации содержится упоминание образовательной сферы в актах общего характера при закреплении полномочий по организации антикоррупционного образования.[17]

Таким образом, следуя нормам Конституции Российской Федерации, государство гарантирует гражданам нашей страны важнейшие социальные права, среди которых особую значимость имеют охрана здоровья и медицинская помощь, оказываемая бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41 Конституции Российской Федерации), а также получение образования (ст. 43 Конституции Российской Федерации).

Начиная с 2008 года начался новый этап, в том числе и на законодательном уровне в противодействии коррупции.

Отправной точкой следует считать принятие Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года (редакция от 22 декабря 2014 года) «О противодействии коррупции». Вышеуказанный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции, а также борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

С принятием Закона о противодействии коррупции в законодательстве впервые появилось определение самой коррупции как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя (или) для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени (или) в интересах юридического лица».[18]

Соответственно, к коррупционным преступлениям принято относить не только дачу взятки (ст. 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ) и посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ), но и преступления, непосредственно связанные с должностной деятельностью медицинских и педагогических работников.

К таким относятся - злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), злоупотребление полномочиями – преступление (ст. 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ).

В целом коррупционные преступления могут быть связаны и с отношениями собственности: мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (часть 3 ст. 159 УК РФ); присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (часть 3 статьи 160 УК РФ); вымогательство (статья 163 УК РФ).[19]

Также следует отметить, что в Российской Федерации действует множество программ и документов, направленных на противодействие коррупции в целом и отдельных её сферах, включая и образование. Так, Президент Российской Федерации своим Указом № 226 от 11 апреля 2014 года утвердил «Национальный план противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы».[20]

Кроме этого, Распоряжением Правительства РФ от 14 мая 2014 года № 816-р утверждена «Программа по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы», которая также предполагает комплекс мер по профилактике коррупции в сфере образования.[21]

Проведённый анализ российской нормативно-правовой базы позволяет сделать вывод о том, что в рамках противодействия коррупции используются не только политические, правовые, экономические, организационные, но и воспитательные меры. С учетом основных направлений противодействия коррупции, сформулированных в Национальном плане и принятых на его основе ведомственных планах, российским государством первостепенное внимание уделяется именно вопросам профилактики коррупции.

Если рассматривать международные правовые акты в сфере противодействия коррупции, то необходимо отметить, что Российская Федерация присоединилась к Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 года, для Российской Федерации этот документ вступил в силу с 8 июня 2006 года)[22] и к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в городе Страсбурге 27 января 1999 года, для Российской Федерации документ вступил в силу с 1 февраля 2007 года).

В целом, несмотря на то, что практически все органы государственной власти проводят антикоррупционную деятельность, рано говорить не только о победе над ней, но и о заметном ее снижении. Противодействие коррупции сводится не только к борьбе с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Первостепенное значение имеет ее профилактика. При всей значимости экономических, политических, правовых мер нельзя недооценивать роль культуры, социальных норм и ценностей и личного примера.[23]

Следует отметить, что реализация мер по борьбе с коррупцией должна сочетаться с пропагандой законопослушного образа жизни, которая, в свою очередь направлена на предупреждение коррупционных правонарушений. В данном контексте наибольший интерес представляет комплекс мероприятий по антикоррупционному образованию и антикоррупционному просвещению.

С целью значительного повышения уровня правовой культуры специалистов, выработки ответственного профессионального и высоконравственного поведения работников образования, необходимо активное внедрение антикоррупционного образования и пропаганды как в рамках образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, так и уже последипломного образования.[24]

В вопросах противодействия коррупции необходимо взаимодействие всех органов государственной власти и образования, институтов гражданского общества.

Безусловный приоритет перед иными видами деятельности по противодействию коррупции должен отдаваться мерам по предупреждению.

Таким образом, наиболее эффективными мерами противодействия коррупции является правовое воспитание и обучение. Культурно-воспитательные мероприятия, направленные на формирование стойкой нетерпимости ко всяким проявлениям коррупции, способны минимизировать коррупционную деятельность.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных