Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность, цели и эффективность реструктуризации




Тема 7. Реструктуризация организаций

В процессе антикризисного управления

Сущность, цели и эффективность реструктуризации

Реструктуризация — радикальный способ преобразования организации, изменение всех ее составляющих или структур: структуры собственности, активов и пассивов, производственной и организационной структур управления.

Реструктуризацию следует рассматривать как естественный постоянный процесс. Она проводится каждый раз, когда предприятие сталкивается со снижением эффективности деятельности.

Необходимость реструктуризации предприятия возникает, как правило, в трех ситуациях:

1) предприятие находится в кризисе; именно эта ситуация была самой распространенной в России в 1990-е годы;

2) текущее состояние предприятия удовлетворительное, однако прогнозы его деятельности неблагоприятны, наблюдается падение конкурентоспособности, отклонение фактического со­стояния от запланированного; здесь реструктуризация — реакция на негативные изменения, пока они еще не стали необратимыми;

3) благополучные и быстро растущие предприятия, наращивающие отрыв от конкурентов на основе уникальных конкурентных преимуществ.

В экономической литературе для обозначения коренных преобразований на предприятиях используются также термины «реорганизация», «реинжиниринг», «реформирование» и «трансформация». Их использование зависит от расставляемых авторами акцентов относительно причин, глубины, скорости и характера преобразований.

В теории стратегического менеджмента, когда говорят о всесторонних преобразованиях на предприятии как о реакции на происходящие во внешней среде изменения, чаще всего используется термин «трансформация».

Термин «реформирование» используется тогда, когда подчеркивается глубина, а также нормативный и переходный (от одной системы к другой) характер преобразований. Так, в 1997 г. была утверждена Типовая программа реформирования предприятий. Она была разработана Минэкономики РФ на основе Концепции формирования отраслевых программ реструктуризации. Программа предлагала комплекс обязательных мероприятий, необхо­димость которых вытекала из принятых законов. Содержание мер определялось стратегией развития предприятия.

Понятие «реструктуризация» подчеркивает изменение экономических отношений на предприятии вследствие перестройки определяющих их ресурсов и структур. Реструктуризация является материальной основой реформирования или трансформа­ции предприятия.

Понятие «реорганизация юридического лица» четко формализовано в Гражданском кодексе РФ. Под реорганизацией понимаются такие преобразования юридического лица, как слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование в иную организационно-правовую форму.

Реинжиниринг является частью программ реформирования или трансформации предприятия, здесь акцент делается на кардинальную перестройку бизнес-процессов в организации.

Для российских предприятий кризисное состояние, обусловливающее необходимость реструктуризации, проявлялось в 1990-е годы в следующем:

• конструкторско-технологические проблемы — неконкурентоспособность продукции и высокий уровень ресурсоемкости (устаревшие технологии), избыточные производственные мощности, слабо загруженные в условиях глубокого экономического кризиса;

• экономические проблемы — высокие издержки из-за высокой ресурсоемкости и быстро растущих цен на сырье, материалы, энергию, низкая рентабельность, недостаток оборотных средств из-за высокой инфляции и нарастания запасов и дебиторской задолженности, отсутствие инвестиционных ресурсов для обновления производства и повышение его конкурентоспособности;

• финансовые проблемы — небольшая доля денежных средств (в 1996—1998 гг. — не более 25%, в 1999 г. — не более 40%) в структуре выручки (из-за бартерных расчетов и взаимозачетов), значительный отток денежных средств на коммунальные расходы и содержание производственных мощностей, убытки об объектов социальной сферы;

• проблемы менеджмента — слабая мотивация персонала, наличие теневых доходов у топ-менеджеров, отсутствие финансовой ответственности подразделений за результаты своей работы, недостаточный уровень подготовки для работы в новых условиях (отсутствие опыта).

Реструктуризации могут быть подвергнуты все виды деятельности и ресурсы организации. Чаще всего принято говорить о следующих составляющих реструктуризации:

• реструктуризация бизнеса на основе новой стратегии раз­вития;

• имущественного комплекса;

• собственности (акционерного капитала);

• задолженности;

• организационной структуры предприятия.

Законодательной базой для реструктуризации служат Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и т.д., в которых установлены порядок, условия и ограничения для реструктуризации.

Основные цели реструктуризации:

• обеспечение дееспособности в краткосрочном периоде (например, восстановление платежеспособности предприятия);

• восстановление конкурентоспособности предприятия в долгосрочном периоде.

Одна из возможных классификаций комплекса мер по реструктуризации представлена в табл. 7.

Таблица 7.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных