Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Схема возрастной периодизации постнатального онтогенеза человека




 

Период Границы
1. Новорожденные 1 — 10 дней
2. Грудной возраст 10 дней — 1 год
3. Раннее детство 1 — 3 года
4. Первое детство 4 — 7 лет
5. Второе детство 8—12 (мальчики) 8—11 (девочки)
6. Подростковый возраст 13 — 16 (мальчики) 12 — 15 (девочки)
7. Юношеский возраст 17 — 21 (юноши) 16 — 20 (девушки)
8. Зрелый возраст I период   22 — 35 (мужчины) 21—35 (женщины)
II период 36 — 60 (мужчины) 36 — 55 (женщины)
9. Пожилой возраст 61—74 (мужчины) 56 — 74 (женщины)
10. Старческий возраст 74 — 90 (мужчины и женщины)
11. Долгожители 90 лет и выше

 

Один из последних вариантов периодизации онтогенеза принадлежит известному антропологу Б. Богину (1999), ко­торый обобщил большой материал, относящийся к индиви­дуальному развитию представителей разных рас и этносов, в том числе народов с примитивной культурой, В этой периодизации выделены стадии, имеющие особое значение с точки зрения эволюционной антропологии, — детство, ювенильный и подростковый периоды.

Стадии жизненного цикла человека (Богин, 1999)

Пренатальный период

Оплодотворение

Первый триместр — от оплодотворения до 12-й недели: эмбриогенез. Второй триместр — 4-й — 6-й лунный месяцы: быстрый рост в длину. Третий триместр — с 7-го лунного месяца до рождения: быстрый рост мас­сы тела и созревание органов Рождение

Постнатальный период

Период новорожденности — от рождения до 28 дней: адаптация к внешним условиям жизни, самые быстрые для всего периода постнатально-го роста скорости роста и созревания.

Младенчество — 2-й месяц жизни до конца грудного вскармливания (в среднем до 3 лет): постепенное уменьшение скоростей роста, вскармли­вание материнским молоком, прорезывание молочных зубов, освоение многих ключевых стадий развития в психологическом и поведенческом аспектах (хождение, речь).

Детство — с 3 до 7 лет: умеренные скорости роста, полуростовой скачок, прорезывание первых постоянных маляров и резцов, окончание роста мозга в конце этой стадии, хотя и отнятые от груди, дети нуждаются в защите и опеке взрослых.

Ювенильная стадия — девочки — 7-10; мальчики — 7-12 лет: замедление скоростей роста, способность к самостоятельному пропитанию, переход к овладению социальными навыками.

Пубертат — начинается сразу же после окончания ювенильной стадии и длится всего несколько дней или недель. Реактивация механизмов цен­тральной нервной системы, запускающая механизм полового созрева­ния, резкое увеличение секреции половых гормонов.

Подростковый период — от 5 до 8 лет после начала пубертата: подростковый скачок роста длины и массы тела, завершение прорезывания по­стоянных зубов, развитие вторичных половых признаков, социосексу-альная зрелость, рост интереса и переход к социальной, экономической и сексуальной жизни взрослых.

Взрослость.

Зрелость и переходный период — от 20 лет до окончания периода деторождения: гомеостаз физиологических, поведенческих, интеллектуаль­ных функций, менопауза у женщин в возрасте около 50 лет.

Пожилой возраст и старость — с окончания периода деторождения до смерти: затухане функций многих тканей, органов и систем органов.

Есть ряд особенностей, отличающих онтогенез чело­века от онтогенеза другихживотных, в том числе и чело­векообразных обезьян.

Во-первых, это общая продолжительность жизни. Как уже отмечено выше (п. 3.5), общая продолжительность жиз­ни у человека приблизительно вдвое больше, чем у млеко­питающих сходного размера, живущих в неволе. Напомним, что в неволе дикие млекопитающие живут, как правило, значительно дольше, чем в природе. При повышенной об­щей продолжительности жизни удлиняются и отдельные периоды.

Во-вторых, это значительное удлинение периода детст­ва. Время от рождения до пубертата — начала полового со­зревания — у человека самое продолжительное среди всех млекопитающих, включая даже слонов и китов. Эта дли­тельность отвечает потребности формирования тех свойств человеческого организма, которые отличают человека от животного — в первую очередь высших отделов мозга и высшей нервной деятельности.

В-третьих, для начала онтогенеза человека характерна; своеобразная кривая роста: резкое падение скорости роста в первые 3 года жизни, «полуростовой скачок» в 6-7 лет и резкий подростковый скачок роста в 12 лет. По этим отклонениям Девочки в среднем на 1,5 года опере­жают мальчиков, причем менархе (наступление менструа­ций) никогда не опережает ростовой скачок, как это наблю­дается у большинства приматов. Похожая картина роста, но более «сжатая» наблюдается только у шимпанзе. Для боль­шинства млекопитающих характерен постепенный плавный переход от детского к взрослому состоянию, без драматиче­ского увеличения скоростей роста, как это наблюдается у человека.

В-четвертых, в онтогенезе человека имеется ряд очень существенных гетерохронии — разновременности — расхо­ждения во времени формирования различных морфологи­ческих и физиологических признаков и свойств, которые у других животных, в том числе и у человекообразных обезь­ян, протекают более согласованно. Вообще в сравнительной морфологии гетерохрония — это сдвиг сроков или последо­вательности появления какой-либо структуры или признака в онтогенезе по сравнению с предками. Для онтогенеза человека наиболее характерны признаки педоморфоза или неотении (затягивания детства), когда отсрочено время по­лового созревания и когда контролируемая отбором способ­ность к размножению достигается на более поздней стадии онтогенеза. Эта особенность накладывает отпечаток на зна­чительную часть онтогенеза и выражается в инфантности, детскости многих черт биологии и поведения человека, «Такое долгое, никем не понятое детство» часто охватывает большую часть жизни человека (особенно мужчин).

Продолжительное детство, согласно классическому объяснению, дает человеку сразу несколько преимуществ, главнейший из которых являются более длительный пери­од роста мозга, формирование и дифференциация его выс­ших отделов; наличие большего времени для усвоения ин­формации (на детство приходится до 90% информации, сохраняющейся в долговременной памяти человека), для игр, для освоения инструментальных навыков, социальной роли и культурного поведения. С другой стороны, продленная «детскость» стимулирует проявления родительских чувств со стороны взрослых, и тем самым удлиняет время ухода за потомством и время его иждивенчества.

Нельзя не отметить проявления закона рекапитуляции в онтогенезе человека. Цепкие ручонки младенца в первые два месяца жизни напоминают не только цепкость малень­ких обезьянок, держащихся за- шерсть матери, но и древес­ную жизнь далеких предков. С этим связана и реакция ма­лыша на укачивание. Потом наступает время, когда малыш тянет в рот все игрушки или все мелкие предметы, найден­ные им на полу. Начинает проявлять индивидуальный ха­рактер. Затем можно наблюдать «становление бипедии», когда малыш поднимается с четверенек, и сложных двига­тельных реакций при манипулировании предметами. И, на­конец, начало членораздельной речи.

За последние 100-150 лет наблюдается ускорение сома­тического развития и физиологического созревания детей и подростков акселерация. Это выражается в увеличении массы и длины тела новорожденных и младенцев, в более раннем уравнивании обхватов головы и груди, в увеличении на 10-15 см длины тела детей школьного возраста, в более раннем начале полового созревания. Подобная веко­вая тенденция («секулярный тренд», или «эпохальный сдвиг») затрагивает и взрослых; зарегистрированы: увеличе­ние размеров тела, удлинение репродуктивного периода, со­хранение работоспособности в более пожилом возрасте, бо­лее позднее наступление старости, увеличение продолжи­тельности жизни.

Существует много гипотез о причинах акселерации и эпохального сдвига в целом. Скорее всего действует слож­ный комплекс факторов, в котором сочетаются влияния глобальных вековых изменений солнечной и геомагнитной активности; общее улучшение условий жизни, в том числе питания и медицинского обслуживания масс людей; изме­нения среды, обусловленные индустриализацией, урбаниза­цией и информатизацией, т.е. усилением свойств «жизни в неволе», а также генетические причины, связанные, в част­ности, с явлениями гетерозиса при метисации.

В индивидуальном развитии человека выделяют крити­ческие стадии (периоды), которые характеризуются наибольшей чувствительностью организма или его частей к возмущающим или повреждающим воздействиям внешней среды. Именно в эти периоды вырабатываются важные от­ветные реакции, имеющие адаптивный защитный характер, или происходят серьезные врожденные нарушения. После­довательность критических стадий в пренатальном онтоге»-незе такова: 1) развитие половых клеток — овогенез и сперма­тогенез; 2) оплодотворение; 3) имплантация (7-е-8-е сут. эмбрионального периода); 4) развитие осевых зачатков орга­нов и формирование плаценты (З-я-8-я недели развития); 5) стадия быстрого роста мозга, формирование основных функциональных систем организма и дифференцировка по­лового аппарата (15-я-24-я недели); 6) рождение.

В постнатальном онтогенезе критические периоды при­обретают характер интервалов времени, в течение которых ранний опыт и имнринтинг (запечатлевание), т.е. первые столкновения с важными раздражителями оказывают наи­более существенное влияние на последующее становление функций центральной нервной системы и поведение развивающегося организма. Новорожденный младенец, только что переживший серьезнейший родовой стресс, должен в определенное время, без опоздания получить обогревающее прикосновение, материнскую грудь и услышать голос мате­ри. В дальнейшем организм предъявляет определенные тре­бования к смене света и темноты, режиму питания, постуральным мышечным нагрузкам, манипулированию предме­тами, зрительному и звуко-слуховому общению, началу пе­ремещений, началу речи и т.д. Если какие-то из элементов раннего опыта выпадают или сильно запаздывают, то происходит задержка развития нормального поведения. Из­вестны случаи, когда ребенок, лишенный в первые годы жизни человеческого общения, вырастает зверенышем, из которого уже почти невозможно воспитать полноценного человека. Это не Маугли из прекрасной сказки Киплинга — человеческий детеныш, которому в джунглях достались воспитатели получше иных людей.

Отклик организма на воздействие факторов среды в кри­тические (чувствительные) периоды онтогенеза оказывает определенное влияние на последующее развитие. Известны сведения о сезонности рождаемости и связанных с ней колебаниях в размерах тела новорожденных. Приводятся данные о взаимосвязи между месяцем рождения и длиной тела человека в 18-летноем возрасте. На основании обследова­ния более полумиллиона новобранцев показано, что рост родившихся весной на 0,6 см больше роста родившихся осе­нью. В других сообщениях указывается, что у родившихся в холодный сезон намного больше шансов к развитию избы­точного веса во взрослом состоянии. Подобные явления преадаптации очень интересны, но их механизмы остаются недостаточно изученными.

Серьезную проблему представляют аномалии индиви­дуального развития, возникающие в результате наруше­ния нормального эмбриогенеза, — тератогенные эффекты (от лат. teratos — урод, чудовище). Есть несколько типов врожденных аномалий.

Первый тип нарушений связан с тем, что закладка како­го-либо органа не образуется или сильно деформируется. Примером является бесполушарный мозг — анэнцефалия. При этой аномалии зачаток нервной трубки — нервная пла­стинка — образуется, но следующий этап — смыкание краев пластинки в нервную трубку в ее головном конце — задер­живается или не наступает. При нормальном развитии смы­кание должно произойти к концу первого месяца эмбриоге­неза. Если по каким-то причинам смыкание задерживается, полушария головного мозга образоваться не могут. Это происходит вследствие особой сложности тканевой диффе-„ренцировки нервных валиков в головном конце пластинки; этот этап считается «узким местом» эмбриогенеза мозга че­ловека.

Второй тип нарушений связан с последовательностью закладки органов. Например, образованию полноценной почки должно предшествовать образование мочеточников. Если по каким-то причинам не произойдет образования мо­четочников, то и почки не образуются.

Третий тип — недоразвитие органа в результате подав­ления его закладки. Обычно оно выражается в уменьшении размеров и массы органа, например, уменьшении массы мозга (микроцефалия) или даже всего организма (карлико­вость).

Четвертый тип — обратное явление — чрезмерное раз­растание органа. Примером является чрезмерное увеличе­ние массы головного мозга — макроцефалия. Хотя при этом часто не отмечается видимых нарушений структур самого мозга, такое переразвитие приводит к явному слабоумию и сокращению продолжительности жизни.

Пятый тип нарушений — изменение количества частей органа (например, числа пальцев на руках (ногах) или из­вилин головного мозга, добавочные селезенки, надпочечни- j ки, двойная матка).

Шестой тип — нередуцирующиеся эмбриональные структуры. Например, сохранение жаберных дуг приводит к образованию свищей и кист шеи, незарастание боталлова протока — к развитию порока сердца-.

Современные данные свидетельствуют о том, что около половины всего числа зародышей человека не доживает до рождения. Большинство их даже не имплантируются и спонтанно абортируются. В материнском организме осуще­ствляются достаточно жесткий отбор, отбраковывание па­тологически измененных зародышей. Такой же отбор осу­ществляется на уровне сперматогенеза и овогенеза, когда элиминируются созревающие половые клетки, отклоняю­щиеся от нормальных по количеству или структуре хромо­сом. По этиологии различают наследственные, экзогенные и мультифакториальные пороки. Наследственные пороки возникают в результате генных или хромосомных мутаций. Экзогенные пороки обусловлены действием физических или химических тератогенных факторов. Мультифактори­альные пороки являются результатом совместного дейст­вия генетических и экзогенных факторов.

Пусковым механизмом аномалий на субклеточном уров­не являются изменения молекулярных процессов реплика­ции ДНК, биосинтеза белков-ферментов. К клеточным ме­ханизмам тератогенеза относятся также нарушения мигра­ции и размножения клеток. В появлении многих аномалий решающую роль играют некоторые заболевания женщин на 1 ранних стадиях беременности (корь, краснуха, грипп, герпес, сифилис, токсиплазмоз и др.), а также воздействия ал­коголя (в том числе «пьяных зачатий»), курения, радиации и множества синтетических веществ и побочных продуктов производства, которые появились в окружающей людей среде в индустриальную эпоху.

Эти же факторы являются причинами многих заболева­ний людей на всех этапах онтогенеза, причем сказывается кумулятивный характер патогенных воздействий с возрас­том и вследствие этого ограничение продолжительность жизни. Это видно не столько по календарной длительности (она в среднем не уменьшается), а по заметному сокраще­нию случаев долголетия без болезней. Люди всегда были озабочены продолжительностью жизни, и она считается од­ним из важных критериев социального благополучия. В от­личие от животных люди живут еще многие годы после окончания репродуктивного периода: возрастная категория людей старше 50 лет составляет сейчас 17,4% населения мира — более 1 млрд человек. Некоторые страны — Япония, Исландия, Франция, Канада — гордятся долголетием своих граждан. Но подавляющее большинство пожилых людей страдает теми или иными хроническими недугами. Случаи глубокой физиологической старости становятся все более редкими.

Следует напомнить, что старение и старость — разные понятия. Физиологическое старение охватывает весь онтогенез, так как относится как к целому организму, так и ко всем уровням его структуры вплоть до субклеточ­ных структур первых дифференцирующихся клеток. Старе­ние существенно ускоряется после окончания репродуктив­ного периода. Биологически этот процесс запрограммиро­ван. В принципе долгожительство может оказаться нежела­тельным для популяции, так как стареющие организмы рискуют наплодить монстров, а прекратив размножаться, занимают место молодых и продуктивных — «заедают чу­жой век». Кроме того, долгожительство означает медлен­ную смену поколений и, следовательно, обострение про­явлений дисадаптации и футурошока у людей на фоне быстрого социально-экономического прогресса. Вот поче­му запрограммированное старение и смерть («старческий феноптоз») оказываются закономерным механизмом онто­генеза. В этом принимают участие наиболее частые смер­тельные болезни пожилых людей: инфаркт, инсульт и рак, развитие которых сопровождается массовым апоптозом (за­программированной смертью) клеток, образующих жизнен­но важные органы (Скулачев, 2001). С другой стороны, пе­редача знаний от бабушек и дедушек молодому поколению и эмоциональная поддержка окружающих уравновешивают тенденцию старческого феноптоза. Обычно на закономер­ный процесс физиологического старения накладываются различные возрастные патологии, которые образуют карти­ну преждевременного старения. По данным ВОЗ, средний уровень хронической заболеваемости людей старше 60 лет в 1985-1990 гг. составлял 83,3%.

Старение — процесс универсальный, характеризующий­ся внутренними закономерностями. Вместе с тем существу­ет индивидуальная специфика старения, выражающаяся в особенностях темпа его развития, в особенностях степени возрастных изменений различных систем организма. Имен­но это определяет многие индивидуальные особенности связи старения и патологии, объясняет возникновение у по­жилых и старых людей тех или иных болезней.

Продолжительность жизни подчиняется нормальному статистическому распределению. Когда случаи особого дол­голетия выдают за эталон ожидаемой продолжительности жизни, почему-то забывают, что с биологической точки зре­ния для части любой популяции смерть от естественных причин в раннем и среднем возрасте биологически вполне закономерна. Геронтологи, планирующие продление жизни Людей до 150 лет, руководствуются не социальными и био­логическими популяционными законами, а поверхностным популизмом. Но людям нужны не долгая старость, а про­дленная молодость и разумное право определять продолжи­тельность своей жизни.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных