ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Схема возрастной периодизации постнатального онтогенеза человека
Один из последних вариантов периодизации онтогенеза принадлежит известному антропологу Б. Богину (1999), который обобщил большой материал, относящийся к индивидуальному развитию представителей разных рас и этносов, в том числе народов с примитивной культурой, В этой периодизации выделены стадии, имеющие особое значение с точки зрения эволюционной антропологии, — детство, ювенильный и подростковый периоды. Стадии жизненного цикла человека (Богин, 1999) Пренатальный период Оплодотворение Первый триместр — от оплодотворения до 12-й недели: эмбриогенез. Второй триместр — 4-й — 6-й лунный месяцы: быстрый рост в длину. Третий триместр — с 7-го лунного месяца до рождения: быстрый рост массы тела и созревание органов Рождение Постнатальный период Период новорожденности — от рождения до 28 дней: адаптация к внешним условиям жизни, самые быстрые для всего периода постнатально-го роста скорости роста и созревания. Младенчество — 2-й месяц жизни до конца грудного вскармливания (в среднем до 3 лет): постепенное уменьшение скоростей роста, вскармливание материнским молоком, прорезывание молочных зубов, освоение многих ключевых стадий развития в психологическом и поведенческом аспектах (хождение, речь). Детство — с 3 до 7 лет: умеренные скорости роста, полуростовой скачок, прорезывание первых постоянных маляров и резцов, окончание роста мозга в конце этой стадии, хотя и отнятые от груди, дети нуждаются в защите и опеке взрослых. Ювенильная стадия — девочки — 7-10; мальчики — 7-12 лет: замедление скоростей роста, способность к самостоятельному пропитанию, переход к овладению социальными навыками. Пубертат — начинается сразу же после окончания ювенильной стадии и длится всего несколько дней или недель. Реактивация механизмов центральной нервной системы, запускающая механизм полового созревания, резкое увеличение секреции половых гормонов. Подростковый период — от 5 до 8 лет после начала пубертата: подростковый скачок роста длины и массы тела, завершение прорезывания постоянных зубов, развитие вторичных половых признаков, социосексу-альная зрелость, рост интереса и переход к социальной, экономической и сексуальной жизни взрослых. Взрослость. Зрелость и переходный период — от 20 лет до окончания периода деторождения: гомеостаз физиологических, поведенческих, интеллектуальных функций, менопауза у женщин в возрасте около 50 лет. Пожилой возраст и старость — с окончания периода деторождения до смерти: затухане функций многих тканей, органов и систем органов. Есть ряд особенностей, отличающих онтогенез человека от онтогенеза другихживотных, в том числе и человекообразных обезьян. Во-первых, это общая продолжительность жизни. Как уже отмечено выше (п. 3.5), общая продолжительность жизни у человека приблизительно вдвое больше, чем у млекопитающих сходного размера, живущих в неволе. Напомним, что в неволе дикие млекопитающие живут, как правило, значительно дольше, чем в природе. При повышенной общей продолжительности жизни удлиняются и отдельные периоды. Во-вторых, это значительное удлинение периода детства. Время от рождения до пубертата — начала полового созревания — у человека самое продолжительное среди всех млекопитающих, включая даже слонов и китов. Эта длительность отвечает потребности формирования тех свойств человеческого организма, которые отличают человека от животного — в первую очередь высших отделов мозга и высшей нервной деятельности. В-третьих, для начала онтогенеза человека характерна; своеобразная кривая роста: резкое падение скорости роста в первые 3 года жизни, «полуростовой скачок» в 6-7 лет и резкий подростковый скачок роста в 12 лет. По этим отклонениям Девочки в среднем на 1,5 года опережают мальчиков, причем менархе (наступление менструаций) никогда не опережает ростовой скачок, как это наблюдается у большинства приматов. Похожая картина роста, но более «сжатая» наблюдается только у шимпанзе. Для большинства млекопитающих характерен постепенный плавный переход от детского к взрослому состоянию, без драматического увеличения скоростей роста, как это наблюдается у человека. В-четвертых, в онтогенезе человека имеется ряд очень существенных гетерохронии — разновременности — расхождения во времени формирования различных морфологических и физиологических признаков и свойств, которые у других животных, в том числе и у человекообразных обезьян, протекают более согласованно. Вообще в сравнительной морфологии гетерохрония — это сдвиг сроков или последовательности появления какой-либо структуры или признака в онтогенезе по сравнению с предками. Для онтогенеза человека наиболее характерны признаки педоморфоза или неотении (затягивания детства), когда отсрочено время полового созревания и когда контролируемая отбором способность к размножению достигается на более поздней стадии онтогенеза. Эта особенность накладывает отпечаток на значительную часть онтогенеза и выражается в инфантности, детскости многих черт биологии и поведения человека, «Такое долгое, никем не понятое детство» часто охватывает большую часть жизни человека (особенно мужчин). Продолжительное детство, согласно классическому объяснению, дает человеку сразу несколько преимуществ, главнейший из которых являются более длительный период роста мозга, формирование и дифференциация его высших отделов; наличие большего времени для усвоения информации (на детство приходится до 90% информации, сохраняющейся в долговременной памяти человека), для игр, для освоения инструментальных навыков, социальной роли и культурного поведения. С другой стороны, продленная «детскость» стимулирует проявления родительских чувств со стороны взрослых, и тем самым удлиняет время ухода за потомством и время его иждивенчества. Нельзя не отметить проявления закона рекапитуляции в онтогенезе человека. Цепкие ручонки младенца в первые два месяца жизни напоминают не только цепкость маленьких обезьянок, держащихся за- шерсть матери, но и древесную жизнь далеких предков. С этим связана и реакция малыша на укачивание. Потом наступает время, когда малыш тянет в рот все игрушки или все мелкие предметы, найденные им на полу. Начинает проявлять индивидуальный характер. Затем можно наблюдать «становление бипедии», когда малыш поднимается с четверенек, и сложных двигательных реакций при манипулировании предметами. И, наконец, начало членораздельной речи. За последние 100-150 лет наблюдается ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков — акселерация. Это выражается в увеличении массы и длины тела новорожденных и младенцев, в более раннем уравнивании обхватов головы и груди, в увеличении на 10-15 см длины тела детей школьного возраста, в более раннем начале полового созревания. Подобная вековая тенденция («секулярный тренд», или «эпохальный сдвиг») затрагивает и взрослых; зарегистрированы: увеличение размеров тела, удлинение репродуктивного периода, сохранение работоспособности в более пожилом возрасте, более позднее наступление старости, увеличение продолжительности жизни. Существует много гипотез о причинах акселерации и эпохального сдвига в целом. Скорее всего действует сложный комплекс факторов, в котором сочетаются влияния глобальных вековых изменений солнечной и геомагнитной активности; общее улучшение условий жизни, в том числе питания и медицинского обслуживания масс людей; изменения среды, обусловленные индустриализацией, урбанизацией и информатизацией, т.е. усилением свойств «жизни в неволе», а также генетические причины, связанные, в частности, с явлениями гетерозиса при метисации. В индивидуальном развитии человека выделяют критические стадии (периоды), которые характеризуются наибольшей чувствительностью организма или его частей к возмущающим или повреждающим воздействиям внешней среды. Именно в эти периоды вырабатываются важные ответные реакции, имеющие адаптивный защитный характер, или происходят серьезные врожденные нарушения. Последовательность критических стадий в пренатальном онтоге»-незе такова: 1) развитие половых клеток — овогенез и сперматогенез; 2) оплодотворение; 3) имплантация (7-е-8-е сут. эмбрионального периода); 4) развитие осевых зачатков органов и формирование плаценты (З-я-8-я недели развития); 5) стадия быстрого роста мозга, формирование основных функциональных систем организма и дифференцировка полового аппарата (15-я-24-я недели); 6) рождение. В постнатальном онтогенезе критические периоды приобретают характер интервалов времени, в течение которых ранний опыт и имнринтинг (запечатлевание), т.е. первые столкновения с важными раздражителями оказывают наиболее существенное влияние на последующее становление функций центральной нервной системы и поведение развивающегося организма. Новорожденный младенец, только что переживший серьезнейший родовой стресс, должен в определенное время, без опоздания получить обогревающее прикосновение, материнскую грудь и услышать голос матери. В дальнейшем организм предъявляет определенные требования к смене света и темноты, режиму питания, постуральным мышечным нагрузкам, манипулированию предметами, зрительному и звуко-слуховому общению, началу перемещений, началу речи и т.д. Если какие-то из элементов раннего опыта выпадают или сильно запаздывают, то происходит задержка развития нормального поведения. Известны случаи, когда ребенок, лишенный в первые годы жизни человеческого общения, вырастает зверенышем, из которого уже почти невозможно воспитать полноценного человека. Это не Маугли из прекрасной сказки Киплинга — человеческий детеныш, которому в джунглях достались воспитатели получше иных людей. Отклик организма на воздействие факторов среды в критические (чувствительные) периоды онтогенеза оказывает определенное влияние на последующее развитие. Известны сведения о сезонности рождаемости и связанных с ней колебаниях в размерах тела новорожденных. Приводятся данные о взаимосвязи между месяцем рождения и длиной тела человека в 18-летноем возрасте. На основании обследования более полумиллиона новобранцев показано, что рост родившихся весной на 0,6 см больше роста родившихся осенью. В других сообщениях указывается, что у родившихся в холодный сезон намного больше шансов к развитию избыточного веса во взрослом состоянии. Подобные явления преадаптации очень интересны, но их механизмы остаются недостаточно изученными. Серьезную проблему представляют аномалии индивидуального развития, возникающие в результате нарушения нормального эмбриогенеза, — тератогенные эффекты (от лат. teratos — урод, чудовище). Есть несколько типов врожденных аномалий. Первый тип нарушений связан с тем, что закладка какого-либо органа не образуется или сильно деформируется. Примером является бесполушарный мозг — анэнцефалия. При этой аномалии зачаток нервной трубки — нервная пластинка — образуется, но следующий этап — смыкание краев пластинки в нервную трубку в ее головном конце — задерживается или не наступает. При нормальном развитии смыкание должно произойти к концу первого месяца эмбриогенеза. Если по каким-то причинам смыкание задерживается, полушария головного мозга образоваться не могут. Это происходит вследствие особой сложности тканевой диффе-„ренцировки нервных валиков в головном конце пластинки; этот этап считается «узким местом» эмбриогенеза мозга человека. Второй тип нарушений связан с последовательностью закладки органов. Например, образованию полноценной почки должно предшествовать образование мочеточников. Если по каким-то причинам не произойдет образования мочеточников, то и почки не образуются. Третий тип — недоразвитие органа в результате подавления его закладки. Обычно оно выражается в уменьшении размеров и массы органа, например, уменьшении массы мозга (микроцефалия) или даже всего организма (карликовость). Четвертый тип — обратное явление — чрезмерное разрастание органа. Примером является чрезмерное увеличение массы головного мозга — макроцефалия. Хотя при этом часто не отмечается видимых нарушений структур самого мозга, такое переразвитие приводит к явному слабоумию и сокращению продолжительности жизни. Пятый тип нарушений — изменение количества частей органа (например, числа пальцев на руках (ногах) или извилин головного мозга, добавочные селезенки, надпочечни- j ки, двойная матка). Шестой тип — нередуцирующиеся эмбриональные структуры. Например, сохранение жаберных дуг приводит к образованию свищей и кист шеи, незарастание боталлова протока — к развитию порока сердца-. Современные данные свидетельствуют о том, что около половины всего числа зародышей человека не доживает до рождения. Большинство их даже не имплантируются и спонтанно абортируются. В материнском организме осуществляются достаточно жесткий отбор, отбраковывание патологически измененных зародышей. Такой же отбор осуществляется на уровне сперматогенеза и овогенеза, когда элиминируются созревающие половые клетки, отклоняющиеся от нормальных по количеству или структуре хромосом. По этиологии различают наследственные, экзогенные и мультифакториальные пороки. Наследственные пороки возникают в результате генных или хромосомных мутаций. Экзогенные пороки обусловлены действием физических или химических тератогенных факторов. Мультифакториальные пороки являются результатом совместного действия генетических и экзогенных факторов. Пусковым механизмом аномалий на субклеточном уровне являются изменения молекулярных процессов репликации ДНК, биосинтеза белков-ферментов. К клеточным механизмам тератогенеза относятся также нарушения миграции и размножения клеток. В появлении многих аномалий решающую роль играют некоторые заболевания женщин на 1 ранних стадиях беременности (корь, краснуха, грипп, герпес, сифилис, токсиплазмоз и др.), а также воздействия алкоголя (в том числе «пьяных зачатий»), курения, радиации и множества синтетических веществ и побочных продуктов производства, которые появились в окружающей людей среде в индустриальную эпоху. Эти же факторы являются причинами многих заболеваний людей на всех этапах онтогенеза, причем сказывается кумулятивный характер патогенных воздействий с возрастом и вследствие этого ограничение продолжительность жизни. Это видно не столько по календарной длительности (она в среднем не уменьшается), а по заметному сокращению случаев долголетия без болезней. Люди всегда были озабочены продолжительностью жизни, и она считается одним из важных критериев социального благополучия. В отличие от животных люди живут еще многие годы после окончания репродуктивного периода: возрастная категория людей старше 50 лет составляет сейчас 17,4% населения мира — более 1 млрд человек. Некоторые страны — Япония, Исландия, Франция, Канада — гордятся долголетием своих граждан. Но подавляющее большинство пожилых людей страдает теми или иными хроническими недугами. Случаи глубокой физиологической старости становятся все более редкими. Следует напомнить, что старение и старость — разные понятия. Физиологическое старение охватывает весь онтогенез, так как относится как к целому организму, так и ко всем уровням его структуры вплоть до субклеточных структур первых дифференцирующихся клеток. Старение существенно ускоряется после окончания репродуктивного периода. Биологически этот процесс запрограммирован. В принципе долгожительство может оказаться нежелательным для популяции, так как стареющие организмы рискуют наплодить монстров, а прекратив размножаться, занимают место молодых и продуктивных — «заедают чужой век». Кроме того, долгожительство означает медленную смену поколений и, следовательно, обострение проявлений дисадаптации и футурошока у людей на фоне быстрого социально-экономического прогресса. Вот почему запрограммированное старение и смерть («старческий феноптоз») оказываются закономерным механизмом онтогенеза. В этом принимают участие наиболее частые смертельные болезни пожилых людей: инфаркт, инсульт и рак, развитие которых сопровождается массовым апоптозом (запрограммированной смертью) клеток, образующих жизненно важные органы (Скулачев, 2001). С другой стороны, передача знаний от бабушек и дедушек молодому поколению и эмоциональная поддержка окружающих уравновешивают тенденцию старческого феноптоза. Обычно на закономерный процесс физиологического старения накладываются различные возрастные патологии, которые образуют картину преждевременного старения. По данным ВОЗ, средний уровень хронической заболеваемости людей старше 60 лет в 1985-1990 гг. составлял 83,3%. Старение — процесс универсальный, характеризующийся внутренними закономерностями. Вместе с тем существует индивидуальная специфика старения, выражающаяся в особенностях темпа его развития, в особенностях степени возрастных изменений различных систем организма. Именно это определяет многие индивидуальные особенности связи старения и патологии, объясняет возникновение у пожилых и старых людей тех или иных болезней. Продолжительность жизни подчиняется нормальному статистическому распределению. Когда случаи особого долголетия выдают за эталон ожидаемой продолжительности жизни, почему-то забывают, что с биологической точки зрения для части любой популяции смерть от естественных причин в раннем и среднем возрасте биологически вполне закономерна. Геронтологи, планирующие продление жизни Людей до 150 лет, руководствуются не социальными и биологическими популяционными законами, а поверхностным популизмом. Но людям нужны не долгая старость, а продленная молодость и разумное право определять продолжительность своей жизни. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|