ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ДИЛЕММА ЗАВИСИМОСТИАвтоматическая (или подсознательная) готовность приписать Вам, другим людям роли авторитарной фигуры, — верный признак пассивно-агрессивной личности. Его эмоциональный рефлекс толкает его в «горячую воду»». Сделав Вас важной и могущественной персоной, он тут же сам ставит себя в «низшее» положение человека зависимого, слабого, и это его злит. Чувствуя себя неполноценным, он усиливает свою пассивную агрессию. Он начинает действовать и добиваться власти по-своему. Он месяцами будет откладывать решение вопроса. Или разрушит все, что ему доступно. Или будет лгать в каждой фразе, - «чтобы убедиться, что Вы не получили нужную Вам информацию. Или, использовав еще один способ показать свою власть, он уклонится от отношений. Паника из-за зависимости подрывает его способность мыслить рационально («Какой смысл стараться наладить отношения с этой женщиной, если я, в любом случае, не получаю от нее того, чего хочу?»). Пассивно-агрессивный мужчина считает, что его окружает мир, в котором он полностью зависит от всесильных «взрослых» и где не может контролировать свое окружение. Он ведет себя как ребенок. В его мире будущее определяют потусторонние силы независимо от того, что он делает. Он чувствует, что может лишь в малой степени или совсем не может повлиять на то, чтобы заставить Вас или кого-то другого дать ему то, что он хочет. Он воспринимает Вас как человека непостоянного и непредсказуемого. В этом мире с четко очерченными пределами, населенном людьми более могущественными, чем он, пассивно-агрессивный мужчина будет воспринимать любую обращенную к нему просьбу как напоминание о своей неполноценности. Для него сотрудничество обязательно означает подчинение, уступку. Оно омрачено темными подозрениями в беспомощности и мучительным вопросом: «Кто руководит?» Либо Вы, либо он — и никогда вместе. Поэтому, действуя по принципу: «Я тебя породил, - я тебя и убью», он может пытаться восстать против Вас («Не думай, что ты можешь мной командовать!»). В конечном итоге его пассивно-агрессивная тактика контролирует Вас («Теперь ты в моих руках!»). Он наслаждается именно своим «мятежом» — вот в чем все дело. Втягивая Вас в ситуацию постоянного неразрешенного конфликта, он уклоняется от обязательств, испытывает Ваше доверие и бросает вызов своему страху перед зависимостью. Он бьется в тисках сложной дилеммы своей зависимости — пассивности, она сдерживает его, поскольку пассивная агрессия никак не способствует становлению поистине сильной независимой личности. Опыт Рут с Филом может служить типичным тому примером. Рут, тридцатилетняя жизнерадостная женщина, театральный режиссер по специальности, рассказала мне о своих проблемах с Филом - динамичным разведенным мужчиной, занимающимся розничной продажей. Они регулярно встречались в течение шести месяцев; первые три месяца их отношения складывались хорошо, хотя и были отмечены застенчивостью. Затем их отношения стали более естественными, и все изменилось. Постепенно возникла новая модель. Рут оставалась с Филом на уик-энд, но, уходя в воскресенье, испытывала чувство, что больше его никогда не увидит. Рут рассказывала: «Мы могли действительно прекрасно провести время в субботу и романтическую ночь любви. В воскресенье он просыпался и начинал вести себя так, будто я ему ужасно мешаю. Сначала он хочет, чтобы я была у него, а потом вдруг уже не хочет. То он говорит мне о своей моногамности, то вдруг о том, насколько он «одинок». И уже нам нечего сказать друг другу. Он звонит при мне по телефону, назначает кому-то встречу и выглядит при этом как кот, съевший мышку. Если я спрашиваю, кому он звонит. Фил отвечает: «Это по личному вопросу». Он заставляет меня чувствовать себя неуверенно. Дело кончается словесной перепалкой, и снова возникает вопрос, зачем мы вместе. Мое предложение расстаться на какое-то время выводит Фила из себя, и он обвиняет меня в том, что я встречаюсь с кем-то за его спиной. И пошло-поехало... Мы ссоримся. Я ухожу. Он звонит мне через два-три дня и как ни в чем не бывало, спрашивает, буду ли я дома в пятницу вечером. И все повторяется сначала». Интересно отметить, что Фил, играя в свою игру «поймай меня, если сможешь», не проявил своей истинной сущности до того, как подцепил Рут на крючок. В первые три месяца Рут считала, что скованность в их отношениях объясняется внутренними ограничениями — эмоциональными, социальными, философскими и т.д. Какую бы тревогу Фил ни испытывал в отношении своего растущего чувства зависимости от Рут, она была укрыта за спокойной внешностью. Спрятавшийся внутри него мужчина обрушивал на Рут удар именно в тот момент, когда он всем сердцем желал ее присутствия рядом, т.е. когда ей нужно было уходить, по воскресеньям. Он защищал себя от понимания этого, возобновляя и усиливая сомнения (ее) и конфликты (тоже с нею). Его страхи по поводу доверия прорывались из его души каждое воскресенье, потому что субботы были наполнены слишком сильными эмоциями. Он думал, что, узнав о глубине его чувств, она получит возможность контролировать его жизнь. Поэтому он наносил удар первым, отталкивая ее от себя и предполагая, что, возможно, она уйдет от него. Чтобы ему стало легче, он вынужден был выстроить свою защиту и оттолкнуть Рут. Фил разыгрывает эту драму зависимости/независимости, колеблясь между послушной зависимостью и дерзким сопротивлением. Он похож на буриданова осла, между двумя охапками сена. И так же, как тот нерешительный осел, умирает от голода. Поскольку Рут нравится Фил, и она хочет, чтобы их отношения продолжались, она поддается на его уловку с уик-эндом. К сожалению. Фил теряет время и ранит чувства, наказывая самого себя и Рут понапрасну. Пассивно-агрессивный мужчина показывает признаки его внутреннего конфликта по поводу зависимости целым рядом других классических способов. Страх автономии Пассивно-агрессивный мужчина ищет признания у других, чтобы признать самого себя. В самом деле, некоторые из них формируют свое самосознание с оглядкой на других («Кто я? Вы мне скажите»). Именно суждение других людей о нем как об умном, вежливом, надежном человеке, хорошем сыне и отце укрепляет в нем самоуважение и бодрость духа. С одной стороны, он ищет признания людей, их любви и уважения, с другой стороны, раздражен до глубины души своей зависимостью от них. Часто из-за своей пассивности, он в сердцах отвергает то, что просил и получил («Кто ты такой, чтобы говорить мне, кто я?»). Мой пациент Роджер, ярко выраженный пассивно-агрессивный мужчина, рассказал мне об одном сне, который напоминает именно такую модель. В этом сне Роджер надевает два пальто, одно поверх другого, и жена застает его за этим занятием. Поверх его ветхого плаща, который не нравился жене, было надето классическое, но в целом безликое пальто, пошитое на заказ «для деловых людей», серое и консервативное. Это очень яркий сон. Он демонстрирует контраст между вежливой, конформистской внешностью Роджера и его необузданной, более непокорной внутренней природой. Невротический конфликт во сне говорит не только о контрасте между двумя сторонами личности Роджера, но и о его неудачной попытке скрыть свои крамольные настроения от жены. Это спрятанное пальто — скрытый символ бунтарских устремлений Роджера и одновременно боязнь восстать против авторитета. Это часть его двойственности — он хочет быть честным и «хорошим» (его пассивная сторона) и стремится самоутвердиться, (его агрессивная сторона). До тех пор, пока Роджер будет зависеть от одобрения других людей и держать знамя конформизма, он будет разрушать в себе того человека, которым в действительности мог стать; и точно так же, до тех пор, пока он будет «бряцать оружием» без всякой причины, он никогда не получит того, к чему стремится. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|