ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОТРОЧЕСТВО: СТАДИЯ ИСПЫТАНИЙКонфликт между автономией и зависимостью приходится на отрочество, которое и без того является сложным и напряженным периодом жизни. Подросток уже перерос зависимость детства, но он еще не способен взять на себя ответственность взрослого человека. Это период замешательства, проверки самого себя — колебания между правильным и неправильным поведением. «Закон для отца и сына, матери и дочери, — написал Джордж Бернард Шоу в «Человеке и сверхчеловеке», — это не закон любви, это закон революции, эмансипации, окончательного вытеснения старых и изношенных людей молодыми и способными...» Отрочество — это период, полный эмоциональных сдвигов, переворотов и поисков самого себя, а затем, наконец, воссоединения с родителями уже в новом качестве. Остро ощущая пределы своей свободы и горячим желанием оставить свой след в мире, подроется-является бунтарем, вступающим в борьбу за власть против родителей, учителей и любого лица, олицетворяющего «авторитет». «Против чего ты восстаешь?» — нетерпимый продавец магазина спрашивает молодого и нервного героя Марлона Брандо в фильме «Дикарь» — классическом фильме о поисках молодыми самих себя. «А чего ты добился?» — отвечает он, довольный собой и своим остроумием. Этот ответ отозвался эхом в поколении Брандо и последующих поколениях. Кроме испытания своей воли, подросток известен также своим скверным характером, упрямством и нежеланием идти навстречу. Родительские слова не доходят до глухих ушей их чада. Родители, в свою очередь, сопротивляются тем изменениям, которые происходят с их подрастающими детьми. Больше всего они переживают из-за отторжения. Подростки стараются освободиться от своей зависимости от родителей, особенно матери. В семье все реже бывают семейные праздники, меньше объятий и прикосновений. Подросток занят тем, что учится жить в окружающем его мире, пусть пока круг его интересов ограничивается друзьями и любовными увлечениями. В процессе перехода во взрослое состояние он находит себя, собственный стиль, преодолевает неудобства роста; и хотя это время становления личности, это также и пик пассивно-агрессивного поведения. Это нормально. Будучи неуверенными в себе, подростки начинают прибегать к пассивной агрессии, удобной для них вследствие ее уклончивости. пассивно-агрессивного подростка «норе» этапы отрочества представляют собой особые испытания. Его терзает неотступное дерзкое желание — сказать своим родителям, что он уже не ребенок и не желает подчиняться, в то же время, его мучает сознание своей неуклюжей неспособности прямо заявить об этом. Часто он выбирает негативизм вместо открытого бунта. Он может чувствовать, что родители слишком несправедливы, но эмоционально не чувствует в себе достаточной силы, чтобы противостоять им открыто. Как бы он ни пытался испытать свою силу, он склонен к тому, чтобы чувствовать себя слабым, и боится, что он не соответствует определенному уровню. Этот страх несоответствия частично объясняется его постоянным конфликтом с отцом и новыми проблемами—дисциплинарными. Подросток с детства воспринимает своего отца как человека либо отсутствующего, замкнутого, либо сдержанного, и поэтому бросает вызов авторитету отца в доме, постоянно вынуждая его вновь и вновь подтверждать свое право на власть. Мать может быть на стороне сына в этой битве, побуждая сына не слушаться отца или, по крайней мере, молчаливо одобряя такие столкновения. Проверяя себя в борьбе против авторитета и жизненного опыта отца, подросток иногда бессознательно становится агентом своей матери, борясь против своего отца от ее имени, подталкиваемый к этому ее гневом на отца. Или же отец может манипулировать сыном и сделать его своим союзником в осуществлении своей мести жене за все унижения и постоянно сдерживаемый гнев. Подросток, в конце концов, приходит в замешательство, потому что осознает, что выступает в качестве пешки в конфликте своих родителей. Подобный разрыв между родителями имеет и другие последствия: пассивно-агрессивный мужчина может вырасти с ощущением того, что он не несет ответственности за свое поведение; что кто-то другой толкнул его на это, а у него не было выбора. Легко увидеть, что нарушение общения в семье ведет к уклончивости во взрослом возрасте. Пассивно-агрессивный подросток-ученик, как и его сверстники, продолжает действовать в школе в открытую. Со все большей степенью свободы, которая приобретается с возрастом, он может стать еще более невыносимым: он убегает с уроков, приходит домой поздно, употребляет наркотики, засыпает на парте, а когда нужно сдавать задания, он придумывает всяческие отговорки. Если его объяснения не принимаются, он, уверенный в своей правоте, чувствует себя жертвой и даже может устроить скандал. А поскольку пассивно-агрессивный подросток считает, что заслуживает особого отношения, он будет испытывать терпение учителя и смотреть, насколько тот гибко ведет себя, и что он сам сможет из этого извлечь. Его цель вести себя как можно более провокационно, выходя за пределы допустимого. К концу отрочества личность пассивно-агрессивного мужчины уже полностью сформирована.
НА ПУТИ К ЗРЕЛОСТИ Эмоциональное развитие не прекращается отрочестве, а продолжается всю жизнь. И в зрелом возрасте некоторые события откладывают серьезный отпечаток на нашу уже сформировавшуюся личность. Брак и рождение детей, внезапная болезнь или чудесное исцеление, успех в карьере или крах, смерть родителей, супруга или ребенка, непредвиденные события, которые могут случиться в любой момент нашей жизни. Конечно, зрелость неизбежно приносит с собой трудности поиска своего жизненного пути в этом мире. Это означает выбор работы, которая становится не Просто службой или местом получения зарплаты, выбор спутника жизни, который будет представлять собой нечто большее, чем постоянный партнер на субботний вечер. Для пассивно-агрессивного мужчины, находящегося все еще под влиянием ранних эмоциональных конфликтов, реальная жизнь дает крайне важные ответы на животрепещущие вопросы, касающиеся близости, зависимости, гнева и ответственности... Какой-то отдельный или все вместе взятые опыты переживания могут потенциально увеличить или уменьшить остроту поведения, в ловушку которого он попадает. Поэтому давайте начнем с главного источника его проблем — зависимости.
ГЛАВА ПЯТАЯ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|