ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами 4 страницаОсновные понятия: субъект, объект социальной педагогики, социализация, социальное воспитание, девиантное поведение, деликвен-тное поведение, аутизм, дети с ограниченными возможностями, беспризорные дети, безнадзорные дети, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-мигранты, одаренные дети, дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), взаимодействие, учреждения дополнительного образования, модификации учреждений дополнительного образования. 7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении Современная социально-политическая ситуация диктует определенный социальный заказ образовательным учреждениям, которые являются одним из институтов социализации подрастающего поколения. Вследствие этого одной из актуальных задач становится решение вопроса о создании условий для приобретения детьми жизненно важных знаний, умений, раскрытия и развития детских интересов, природного творческого потенциала личности, формирования у ребенка социального опыта, освоение им различных социальных ролей. В конце 90-х гг. XX в. в образовательных учреждениях появились штатные единицы таких специалистов, как социальные педагоги с широким спектром функциональных обязанностей, зависящих от конкретного образовательного учреждения. Объектом работы социального педагога становится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество, а также процесс гармоничного развития социально-активной личности и помощь в построении собственной линии ее саморазвития. В последнее десятилетие для социального педагога стало актуальным формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе, так как негативные проявления во взаимоотношениях между членами коллектива отрицательно влияют на развитие личности ребенка. Успех социально-педагогической работы в образовательном учреждении в значительной степени зависит от того, насколько эффективно происходит его взаимодействие с окружающим социумом и как используется его положительный потенциал. Образовательное учреждение — это открытая социально-педагогическая система, в которой происходит взаимодействие с окружающей микросредой (социумом), различными социальными институтами (семья, учреждения дополнительного образования, клубы, библиотеки, общественные организации, учреждения местной власти и т.п.). Взаимоотношения участников социально-педагогической системы строятся на основе совместной деятельности, которые выполняют социализирующую функцию. И именно такое учреждение обеспечивает необходимые условия для самореализации личности, формирует свободного гражданина и патриота своей Родины. В образовательном учреждении жизнь учащегося выстроена таким образом, что она подчиняется законам целенаправленного процесса социализации личности, тогда как внешкольная среда стихийно влияет на социализацию ребенка, следовательно, ее последствия невозможно предугадать. А возникающие проблемы ребенка, семьи, социума заставляют учреждение образования и социальных педагогов становиться действенными защитниками интересов несовершеннолетних. Образовательное учреждение как открытая социально-педагогическая система предполагает решение следующих задач: - обеспечение социально-педагогических и психологических условий для успешного обучения, воспитания и развития личности, ее социализации и профессионального становления; - формирование условий для создания единого образовательного пространства; - изучение и анализ социально-педагогических и психологических проблем учащихся, участие в осуществлении мониторинга качества воспитания; - создание условий для привлечения детей к занятиям в системе внеурочной деятельности школы; - создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; - обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности. - содействие укреплению взаимопонимания между субъектами и их взаимодействию; - осуществление социальной опеки и защиты прав учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации; - проведение консультативно-просветительской и профилактической работы, организация пропаганды здорового образа жизни среди учащихся, педагогов, родителей; - оказание помощи в самообразовании, самовоспитании и самореализации (в том числе профессиональной) учащихся и педагогических работников, в развитии самосознания будущих рабочих и специалистов; - развитие индивидуальных интересов и потребностей учащихся, способствующих их социальному становлению, развитию нравственности, гражданственности и ответственности. 7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обладает значительными возможностями осуществления успешного взаимодействия дошкольника и его семьи с социумом, являясь, таким образом, значимым институтом социализации ребенка. Сущность социально-педагогической деятельности ДОУ определяется особенностями дошкольного возраста, социальным статусом ребенка в системе общественных отношений, возможностями дошкольного учреждения в решении задач социализации. Социальный педагог ДОУ является центральной фигурой в осуществлении профилактики и коррекции нарушений социальной адаптации дошкольников. Однако эффективность решения возникающих проблем определяется совместной деятельностью всех специалистов, работающих с детьми (воспитателей, психолога, логопеда), представителей администрации, а также родителей. Продуктивность применения профилактических мер зависит от взаимодействия всех взрослых. В процессе решения задач предупреждения нежелательных тенденций в развитии личности детей социальный педагог осуществляет: профилактическую работу с ребенком, совместную работу с педагогическим коллективом, взаимодействие с родителями. Практика показывает, что в числе базовых проблем образования и воспитания, определяющих основные направления социально-педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения, следующие: 1) адаптация ребенка к дошкольному учреждению; 2) развитие индивидуальных особенностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций; 3) реализация правового статуса ребенка как гражданина и осознание им этого; 4) работа с различными группами дошкольников, в том числе имеющих отклонения в развитии; 5) работа с семьями-мигрантами, с многодетными семьями, с неполными семьями и др.; 6) формирование социально принимаемого поведения детей; 7) включенность родителей в социально-педагогические процессы ДОУ; 8) сложность перехода детей из ДОУ в школу; 9) особенности поведения детей 6-7 лет в связи с началом обучения; 10) социокультурная роль ДОУ в микрорайоне; 11) особенности социализации детей в ДОУ; 12) особенности организации досуга дошкольников и др. Наличие и актуальность проблем зависит от ряда факторов: социально-экономических условий, территориального расположения ДОУ, политической ситуации в стране, развитости социальных служб в регионе и др. Главной задачей, стоящей перед социальным педагогом ДОУ является обеспечение социальной диагностики, психолого-педагогической коррекции и управление социально-педагогическим процессом в открытой среде в интересах становления и развития полноценной физически, психически и нравственно здоровой личности. Диагностика включает всестороннее изучение ребенка, сбор информации о его психофизическом состоянии, условиях жизни, социальном окружении. Примерная схема истории социально-педагогического развития ребенка: 1. Анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст ребенка, полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи и родственников, принимающих участие в воспитании ребенка. Изменения состава семьи и реакция ребенка на них. Бытовые условия жизни. 2. Данные о здоровье ребенка. Особенности протекания беременности и родов, наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. Сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях. Случаи госпитализации, реакция ребенка на них. Учет у психоневролога или других специалистов. Поставленный диагноз. 3. Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения. Где и кем воспитывался? В каком возрасте поступил в дошкольное учреждение? Как проходила адаптация, как складывались отношения с детьми и педагогами? Резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т. п.) и реакция ребенка на них. 4. Характеристика развития, начиная с рождения. Когда начал сидеть, стоять, ходить и т.д.? Как шло развитие речи? Общий эмоциональный фон. Трудности в поведении. Любимые занятия и игры в разных возрастах. Домашние обязанности, требования со стороны взрослых. Уровень самостоятельности. Степень активности, проявления инициативы. Отношения с членами семьи и со сверстниками. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых, реакция ребенка на них. Проводятся ли вне детского сада развивающие занятия и какие? Отношение к ним ребенка. 5. Какие еще моменты в развитии ребенка родители считают существенными? Особенности ребенка, тревожащие родителей. Социальный педагог фиксирует не только события жизни дошкольника, но и его реакции на каждое жизненное обстоятельство. Знакомство с родителями и сбор информации о ребенке помогают социальному педагогу сделать выводы, касающиеся не только самого ребенка, но также личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье. Социальный педагог на основе данных диагностики разрабатывает методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности различных специалистов и помогает: 1) воспитателю: - разработать индивидуальную методику работы с ребенком; - организовать социально-педагогическую работу с группой; - разработать методику реализации взаимоотношений с родителями; - разрешить конфликт между участниками образовательного процесса; 2) ребенку: - в процессе психофизического развития; - предупредить и преодолеть проявления девиантного поведения в группе, с воспитателем и родителями; 3) родителям: - в налаживании взаимоотношений с ребенком; - в коррекции социально-педагогической работы со своим ребенком; - в развитии, согласованности отношений с педагогами в интересах совершенствования социально-педагогической работы с ребенком. Для более эффективной организации работы социальный педагог должен располагать информацией о различных центрах и организациях социально-педагогического, психологического, медицинского и социального профиля регионального и муниципального уровня. Для оптимизации своей деятельности социальный педагог должен: 1) уяснить структуру объективных потребностей в осуществлении социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях города; 2) познакомиться с муниципальной социально-педагогической концепцией; 3) уточнить требования к задачам и характеру деятельности социального педагога; 4) ознакомиться с принятой системой оценки эффективности социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении; 5) ознакомиться с моделями деятельности социального педагога в различных ДОУ и школах города; 6) изучить структуру функционирования и управления социально-педагогической системой города; 7) определить место своего образовательного учреждения на социально-педагогической карте города. Для успешной реализации социально-педагогических задач социальный педагог должен владеть методикой и технологией социально-педагогической деятельности. Приведем типовую технологию решения конкретной социально-педагогической проблемы: 1) определение социально-педагогической проблемы: - содержание проблемы; - внешние признаки проблемы; - тип и уровень проблемы (воспитательная, исправительная, коррекционная, индивидуальная и т.д.); - характер проблемы (информационная, поведенческая, управленческая и т.д.); 2) ситуационный анализ: - общее описание социально-педагогической ситуации, истоки возникновения проблемы; - организация структуры, в рамках которой возникает проблема; - типовые отношения, сложившиеся в образовательном учреждении и взаимодействие субъектов данной ситуации; - описание результатов работы: информация, концепция, план социально-педагогического анализа и т.д.; - профессиональное понимание социально-педагогической проблемы; - определение пределов проблемы для социального педагога и других специалистов, форм их взаимодействия; 3) определение социально-педагогической стратегии — подготовка программы и рабочего плана деятельности: - определение объекта и предмета; - определение целей и задач; - определение содержания деятельности; - выработка показателей и критериев оценки; - разработка инструментария социально-педагогической деятельности; - описание и обоснование методик сбора первичной социально-педагогической информации; - разработка логической схемы анализа полученных данных, определения перспектив социально-педагогической деятельности; - разработка рабочего плана; 4) разработка рекомендаций по реализации практической деятельности; 5) описание хода и результатов социально-педагогической деятельности: - основные выводы по задачам, характеризующим состояние социально-педагогической проблемы; - выводы о готовности социального педагога к участию в решении проблем (понимание значимости проблемы, необходимости ее решения, желания участвовать, уверенность в своих силах, понимание причин проблемной ситуации, оценка проблемы, опыт, предложения и прогнозы по ее решению); - оценка реальности и значимости проблемы; - выводы о возможности применения типовых технологий разрешения социально-педагогической проблемы или необходимости разработки нового оригинального проекта; - обоснование и планирование деятельности социального педагога по разрешению проблемы; 6) разработка социально-педагогической технологии: - уточнение по итогам исследований социально-педагогического заказа; - детализация проблемы; - определение причин проблемной ситуации; - определение действующих и нейтральных факторов; - определение педагогического и социально-психологического фона деятельности; - разработка концептуальных основ разрешения проблемы; - разработка возможных путей решения проблемы; - обоснование выбора пути решения социально-педагогической проблемы; 7) реализация социально-педагогического проекта. В своей деятельности социальный педагог использует следующие методы проектирования: - социально-педагогическое конструирование — мыслительное построение варианта решения проблемы педагогическими средствами; - социально-педагогическое моделирование — многовариантное конструирование развития социально-педагогической системы; - социальное проектирование — обоснованное конструирование; - социально-педагогическая технология — подготовка к практической деятельности педагога по реализации программ, предусматривающих возможность достижения цели. Следует обратить внимание на возможность фиксации актуального и потенциального развития учреждения с опорой на предложенные критерии. Логика определения выделенных уровней развития укладывается в схему описания фактического и идеального состояния ДОУ, а также системы шагов по переводу учреждения в желаемое состояние путем определения достижимого уровня развития ДОУ на имеющейся базе, с привлечением внешних ресурсов модернизации. Существенное условие для его эффективной реализации заключается в максимальном привлечении или делегировании инициативы педагогическому коллективу. Приведем пример технологии социально-педагогической работы. В числе значимых проблем, находящихся в центре внимания социального педагога ДОУ, адаптация ребенка к дошкольному учреждению. Наряду с другими специалистами ДОУ, социальный педагог сопровождает адаптацию детей к условиям социального воспитания и предполагает комплексную реализацию различных направлений работы на каждом этапе приспособления ребенка к детскому саду: 1. Ориентировочный этап (поступление ребенка в детский сад) длится с марта по сентябрь, когда происходит запись детей в детский сад. Целью работы на данном этапе является ознакомление педагогов с контингентом детей, поступающих в ДОУ. Главными задачами для социального педагога в этот период являются: сбор информации о вновь поступающих детях; изучение уровня готовности дошкольников к посещению детского сада, индивидуальных особенностей личности, общения и поведения; информирование педагогов и родителей об особенностях детей; ознакомление родителей с организацией жизнедеятельности детей в ДОУ; разработка рекомендаций родителям по подготовке детей к поступлению в дошкольное учреждение; организация работы групп адаптации для вновь поступающих детей. Основными средствами решения поставленных задач являются педагогическая диагностика, консультирование, проведение консилиума. Сбор информации о потенциальных воспитанниках осуществляется при помощи анкетирования родителей и ознакомления с медицинской картой ребенка. Уровень готовности ребенка к новым условиям оценивается по итогам специальной диагностической работы, осуществляемой при приеме дошкольника в детский сад. По итогам проведенной диагностики составляется заключение, которое служит основой для выработки индивидуального подхода в организации адаптационного процесса. Информирование педагогов и родителей об особенностях детей осуществляется при помощи консультирования. В результате таких консультаций у родителей возникает целостное представление о новом периоде в жизни их ребенка и возможных трудностях приспособления к условиям детского сада. В помощь родителям социальный педагог разрабатывает рекомендации по организации жизнедеятельности детей в период их подготовки к дошкольному учреждению. В этих целях социальный педагог формирует стендовую информацию, брошюры и распечатки рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, а также предлагает родителям специальную литературу. По итогам ориентировочного этапа проводится консилиум, на котором социальный педагог сообщает результаты диагностики вновь поступающих детей и формулирует основные направления работы специалистов по обеспечению психологического благополучия ребенка в период его привыкания к детскому саду. 2. Этап первичной адаптации длится в течение первых двух месяцев пребывания дошкольников в детском саду и является самым сложным и ответственным периодом как для самих ребят, так и для взрослых (педагогов и родителей). Основной целью на данном этапе работы становится сохранение и укрепление психологического здоровья детей. В соответствие с этой целью перед социальным педагогом ДОУ ставятся следующие задачи: создание максимально благоприятных условий для успешного вхождения детей в новую социальную ситуацию; предупреждение отклонений в состоянии здоровья и функциональных расстройств в период физиологической адаптации; организация совместной деятельности воспитателей, администрации, психолога и родителей по решению возникающих в этот период проблем. Таким образом, поставленных задач социальный педагог достигает при помощи диагностики особенностей адаптации дошкольников к детскому саду, развивающей работы с детьми, консультирования и просвещения педагогов и родителей, методической работы с педколлективом. По итогам диагностики социальный педагог определяет степень адаптации детей и выявляет ребят, нуждающихся в специально организованной помощи в приспособлении к детскому саду. Консультирование педагогов проводится в целях информирования их об особенностях адаптационного периода детей, ознакомления с результатами диагностики адаптации и координации совместной деятельности по выработке индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников. Социальный педагог вместе с воспитателями уточняет и корректирует перечень требований, предъявляемых к детям, участвует в создании индивидуальных программ адаптации и доводит результаты работы до сведения родителей. Консультирование и просвещение родителей ориентированы на ознакомление их с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации к дошкольному учреждению, особенностями общения с детьми и принципами оказания им поддержки и помощи в разрешении разнообразных проблем. 3. Этап преодоления трудностей адаптации длится до конца первого года пребывания ребенка в детском саду и предполагает осуществление комплексной психолого-педагогической помощи ребятам, испытывающим трудности в адаптации. Основной целью данного этапа работы является преодоление различных нарушений поведения, эмоционального самочувствия. В соответствии с этой целью социальный педагог ставит следующие задачи: устранение негативных факторов, снижающих адаптационный потенциал детей; преодоление трудностей в овладении программным содержанием, нарушений поведения и личностного развития детей; оптимизация взаимоотношений плохо приспосабливающихся детей со взрослыми и сверстниками. В середине первого полугодия проводится консилиум по итогам диагностики особенностей приспособления вновь поступивших детей, на котором социальный педагог информирует педколлектив об особенностях прохождения адаптационного периода в группах и определяет дошкольников, имеющих трудности. Консультирование педагогов на данном этапе проводится для ознакомления их с сутью проблем конкретного ребенка и оказания помощи в выработке индивидуального подхода в его обучении и воспитании. Работа с родителями детей, имеющих трудности в приспособлении к новой ситуации, проводится социальным педагогом как в индивидуальной, так и в групповой форме. В целях оптимизации детско-родительских отношений и снижения уровня тревожности применяются тренинговые занятия, в которых участвуют и родители и дети. Решение поставленных задач организации процесса адаптации к ДОУ социальный педагог осуществляет при помощи коррекции поведения детей, консультирования педагогов и родителей, организации методической работы с педагогическим коллективом. Таким образом, сопровождение адаптации детей к детскому саду социальный педагог осуществляет в процессе взаимодействия всех специалистов ДОУ при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности (диагностику, профилактическую, коррекционную работу, консультирование, методическую и организационную работу). В своей работе социальный педагог использует различные формы работы, что способствует раскрытию индивидуальных возможностей адаптации каждого ребенка к новой социальной ситуации: традиционные формы (родительские собрания, конференции, беседы, консультации, "круглые столы") и нетрадиционные формы работы (информационно-аналитические, досу-говые, познавательные). Таким образом, статус и перспективы развития ДОУ позволяют утверждать, что данное учреждение является важным институтом социализации детей дошкольного возраста. 7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа Попечение детей-сирот может быть осуществлено двумя путями — семейным жизнеустройством или передачей на государственное попечение (рис. 2). Рис. 2. Виды попечения сирот Семейное жизнеустройство осуществляется в виде: усыновления, опеки (попечительства), в форме приемной семьи. Усыновление — это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и. матерью. Опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособных граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ. Приемная семья — это социальный институт, объектом воздействия которого являются дети, изъятые в срочном порядке из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни, вплоть до решения судебными органами их дальнейшей судьбы. Цель — создать благоприятные условия для временного пребывания детей, пока осуществляется социальная и медицинская реабилитация их биологических родителей (Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова). Несмотря на различия типов приемных семей и их функций, можно выделить ряд общих положений, которые определяют деятельность социальных педагогов (табл. 1). Государственное попечение — это создание неусыновленному ребенку нормальных условий для его воспитания и развития путем помещения в специально созданные для этого учреждения. Таблица 1 Основная деятельность органов опеки и попечительства и органов юстиции
В домах ребенка живут дети и воспитываются брошенные дети, дети-сироты с рождения до трех лет, затем эти дети подлежат усыновлению либо переходят в детские дома или школы-интернаты. Отличие детских домов от школ-интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении. По возрастным признакам детские дома могут подразделяться на детские дома для дошкольников, для школьников и разновозрастные детские дома. Основными задачами детских домов являются: - создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка; - обеспечение охраны здоровья ребенка; - обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации; — охрана интересов и прав воспитанников; — освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и государства; — формирование общей культуры воспитанников, их адаптации к жизни; — формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению; — создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ (М.А. Га-лагузова). Социальные приюты для детей и подростков — учреждения, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства (Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова). Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, — учреждения, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей до 16 лет, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве с использованием различных форм передачи на воспитание в семьи граждан (Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова). Принципиально новой формой воспитания осиротевших детей является детский дом семейного типа. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с полным государственным попечением детей и выплатой денежного содержания лицам, взявшим их на воспитание. Роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди — родители-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ставятся перед семейным детским домом, совпадают с задачами обычного детского дома (М.А. Галагузова). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|