Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами 4 страница




Основные понятия: субъект, объект социальной педагогики, со­циализация, социальное воспитание, девиантное поведение, деликвен-тное поведение, аутизм, дети с ограниченными возможностями, бес­призорные дети, безнадзорные дети, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-мигранты, одаренные дети, дошкольное образователь­ное учреждение (ДОУ), взаимодействие, учреждения дополнительно­го образования, модификации учреждений дополнительного образо­вания.

7.1. Специфика социально-педагогической работы в образовательном учреждении

Современная социально-политическая ситуация диктует определенный социальный заказ образовательным учреждени­ям, которые являются одним из институтов социализации под­растающего поколения. Вследствие этого одной из актуальных задач становится решение вопроса о создании условий для при­обретения детьми жизненно важных знаний, умений, раскры­тия и развития детских интересов, природного творческого по­тенциала личности, формирования у ребенка социального опы­та, освоение им различных социальных ролей.

В конце 90-х гг. XX в. в образовательных учреждениях по­явились штатные единицы таких специалистов, как социальные педагоги с широким спектром функциональных обязанностей, зависящих от конкретного образовательного учреждения. Объектом работы социального педагога становится социализа­ция ребенка, его успешная интеграция в общество, а также про­цесс гармоничного развития социально-активной личности и помощь в построении собственной линии ее саморазвития. В последнее десятилетие для социального педагога стало акту­альным формирование благоприятного социально-психологи­ческого климата в педагогическом коллективе, так как негатив­ные проявления во взаимоотношениях между членами коллек­тива отрицательно влияют на развитие личности ребенка.

Успех социально-педагогической работы в образовательном учреждении в значительной степени зависит от того, насколько эффективно происходит его взаимодействие с окружающим социумом и как используется его положительный потенциал.

Образовательное учреждение — это открытая социально-педагогическая система, в которой происходит взаимодействие с окружающей микросредой (социумом), различными соци­альными институтами (семья, учреждения дополнительного образования, клубы, библиотеки, общественные организации, учреждения местной власти и т.п.). Взаимоотношения участни­ков социально-педагогической системы строятся на основе со­вместной деятельности, которые выполняют социализирующую функцию. И именно такое учреждение обеспечивает необходи­мые условия для самореализации личности, формирует свобод­ного гражданина и патриота своей Родины. В образовательном учреждении жизнь учащегося выстроена таким образом, что она подчиняется законам целенаправленного процесса социализа­ции личности, тогда как внешкольная среда стихийно влияет на социализацию ребенка, следовательно, ее последствия невоз­можно предугадать. А возникающие проблемы ребенка, семьи, социума заставляют учреждение образования и социальных педагогов становиться действенными защитниками интересов несовершеннолетних.

Образовательное учреждение как открытая социально-пе­дагогическая система предполагает решение следующих задач:

- обеспечение социально-педагогических и психологичес­ких условий для успешного обучения, воспитания и развития личности, ее социализации и профессионального становления;

- формирование условий для создания единого образова­тельного пространства;

- изучение и анализ социально-педагогических и психологических проблем учащихся, участие в осуществлении мониторинга качества воспитания;

- создание условий для привлечения детей к занятиям в системе внеурочной деятельности школы;

- создание максимальных условий для освоения учащими­ся духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

- обращение к личностным проблемам обучающихся, фор­мирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

- содействие укреплению взаимопонимания между субъек­тами и их взаимодействию;

- осуществление социальной опеки и защиты прав учащих­ся, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- проведение консультативно-просветительской и профилактической работы, организация пропаганды здорового образа жизни среди учащихся, педагогов, родителей;

- оказание помощи в самообразовании, самовоспитании и самореализации (в том числе профессиональной) учащихся и педагогических работников, в развитии самосознания будущих рабочих и специалистов;

- развитие индивидуальных интересов и потребностей учащихся, способствующих их социальному становлению, раз­витию нравственности, гражданственности и ответственности.


7.2. Работа социального педагога в дошкольных образовательных учреждениях

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) облада­ет значительными возможностями осуществления успешного взаимодействия дошкольника и его семьи с социумом, являясь, таким образом, значимым институтом социализации ребенка.

Сущность социально-педагогической деятельности ДОУ определяется особенностями дошкольного возраста, соци­альным статусом ребенка в системе общественных отношений, возможностями дошкольного учреждения в решении задач со­циализации.

Социальный педагог ДОУ является центральной фигурой в осуществлении профилактики и коррекции нарушений соци­альной адаптации дошкольников. Однако эффективность реше­ния возникающих проблем определяется совместной деятель­ностью всех специалистов, работающих с детьми (воспитателей, психолога, логопеда), представителей администрации, а также родителей. Продуктивность применения профилактических мер зависит от взаимодействия всех взрослых. В процессе решения задач предупреждения нежелательных тенденций в развитии личности детей социальный педагог осуществляет: профилак­тическую работу с ребенком, совместную работу с педагогичес­ким коллективом, взаимодействие с родителями.

Практика показывает, что в числе базовых проблем обра­зования и воспитания, определяющих основные направления социально-педагогической деятельности дошкольного образо­вательного учреждения, следующие:

1) адаптация ребенка к дошкольному учреждению;

2) развитие индивидуальных особенностей ребенка, прогно­зирование его социально-ролевых функций;

3) реализация правового статуса ребенка как гражданина и осознание им этого;

4) работа с различными группами дошкольников, в том чис­ле имеющих отклонения в развитии;

5) работа с семьями-мигрантами, с многодетными семьями, с неполными семьями и др.;

6) формирование социально принимаемого поведения детей;

7) включенность родителей в социально-педагогические процессы ДОУ;

8) сложность перехода детей из ДОУ в школу;

9) особенности поведения детей 6-7 лет в связи с началом обучения;

10) социокультурная роль ДОУ в микрорайоне;

11) особенности социализации детей в ДОУ;

12) особенности организации досуга дошкольников и др.

Наличие и актуальность проблем зависит от ряда факто­ров: социально-экономических условий, территориального рас­положения ДОУ, политической ситуации в стране, развитости социальных служб в регионе и др.

Главной задачей, стоящей перед социальным педагогом ДОУ является обеспечение социальной диагностики, психоло­го-педагогической коррекции и управление социально-педаго­гическим процессом в открытой среде в интересах становления и развития полноценной физически, психически и нравственно здоровой личности.

Диагностика включает всестороннее изучение ребенка, сбор информации о его психофизическом состоянии, условиях жиз­ни, социальном окружении.

Примерная схема истории социально-педагогического раз­вития ребенка:

1. Анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст ребенка, полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи и родственников, принимающих участие в воспи­тании ребенка. Изменения состава семьи и реакция ребенка на них. Бытовые условия жизни.

2. Данные о здоровье ребенка. Особенности протекания бе­ременности и родов, наличие факторов риска в состоянии здо­ровья матери и ребенка. Сведения о травмах и операциях, хро­нических или частых заболеваниях. Случаи госпитализации, реакция ребенка на них. Учет у психоневролога или других спе­циалистов. Поставленный диагноз.

3. Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения. Где и кем воспитывался? В каком возрасте поступил в дошколь­ное учреждение? Как проходила адаптация, как складывались отношения с детьми и педагогами? Резкие перемены в обста­новке (переезд, разлука с близкими людьми и т. п.) и реакция ребенка на них.

4. Характеристика развития, начиная с рождения. Когда начал сидеть, стоять, ходить и т.д.? Как шло развитие речи? Общий эмоциональный фон. Трудности в поведении. Любимые занятия и игры в разных возрастах. Домашние обязанности, требования со стороны взрослых. Уровень самостоятельности. Степень активности, проявления инициативы. Отношения с чле­нами семьи и со сверстниками. Типичные конфликты, их часто­та. Наказания и поощрения со стороны взрослых, реакция ре­бенка на них. Проводятся ли вне детского сада развивающие занятия и какие? Отношение к ним ребенка.

5. Какие еще моменты в развитии ребенка родители счита­ют существенными? Особенности ребенка, тревожащие роди­телей.

Социальный педагог фиксирует не только события жизни дошкольника, но и его реакции на каждое жизненное обстоя­тельство. Знакомство с родителями и сбор информации о ребенке помогают социальному педагогу сделать выводы, касающиеся не только самого ребенка, но также личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье.

Социальный педагог на основе данных диагностики раз­рабатывает методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности различных специалистов и по­могает:

1) воспитателю:

- разработать индивидуальную методику работы с ребен­ком;

- организовать социально-педагогическую работу с груп­пой;

- разработать методику реализации взаимоотношений с родителями;

- разрешить конфликт между участниками образователь­ного процесса;

2) ребенку:

- в процессе психофизического развития;

- предупредить и преодолеть проявления девиантного по­ведения в группе, с воспитателем и родителями;

3) родителям:

- в налаживании взаимоотношений с ребенком;

- в коррекции социально-педагогической работы со своим ребенком;

- в развитии, согласованности отношений с педагогами в интересах совершенствования социально-педагогической рабо­ты с ребенком.

Для более эффективной организации работы социальный педагог должен располагать информацией о различных цент­рах и организациях социально-педагогического, психологичес­кого, медицинского и социального профиля регионального и му­ниципального уровня.

Для оптимизации своей деятельности социальный педагог должен:

1) уяснить структуру объективных потребностей в осуще­ствлении социально-педагогической деятельности в образова­тельных учреждениях города;

2) познакомиться с муниципальной социально-педагогичес­кой концепцией;

3) уточнить требования к задачам и характеру деятельнос­ти социального педагога;

4) ознакомиться с принятой системой оценки эффективно­сти социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении;

5) ознакомиться с моделями деятельности социального пе­дагога в различных ДОУ и школах города;

6) изучить структуру функционирования и управления со­циально-педагогической системой города;

7) определить место своего образовательного учреждения на социально-педагогической карте города.

Для успешной реализации социально-педагогических за­дач социальный педагог должен владеть методикой и техноло­гией социально-педагогической деятельности. Приведем типо­вую технологию решения конкретной социально-педагогичес­кой проблемы:

1) определение социально-педагогической проблемы:

- содержание проблемы;

- внешние признаки проблемы;

- тип и уровень проблемы (воспитательная, исправитель­ная, коррекционная, индивидуальная и т.д.);

- характер проблемы (информационная, поведенческая, управленческая и т.д.);

2) ситуационный анализ:

- общее описание социально-педагогической ситуации, ис­токи возникновения проблемы;

- организация структуры, в рамках которой возникает про­блема;

- типовые отношения, сложившиеся в образовательном уч­реждении и взаимодействие субъектов данной ситуации;

- описание результатов работы: информация, концепция, план социально-педагогического анализа и т.д.;

- профессиональное понимание социально-педагогической проблемы;

- определение пределов проблемы для социального педа­гога и других специалистов, форм их взаимодействия;

3) определение социально-педагогической стратегии — под­готовка программы и рабочего плана деятельности:

- определение объекта и предмета;

- определение целей и задач;

- определение содержания деятельности;

- выработка показателей и критериев оценки;

- разработка инструментария социально-педагогической деятельности;

- описание и обоснование методик сбора первичной соци­ально-педагогической информации;

- разработка логической схемы анализа полученных дан­ных, определения перспектив социально-педагогической дея­тельности;

- разработка рабочего плана;

4) разработка рекомендаций по реализации практической деятельности;

5) описание хода и результатов социально-педагогической деятельности:

- основные выводы по задачам, характеризующим состоя­ние социально-педагогической проблемы;

- выводы о готовности социального педагога к участию в решении проблем (понимание значимости проблемы, необходи­мости ее решения, желания участвовать, уверенность в своих силах, понимание причин проблемной ситуации, оценка пробле­мы, опыт, предложения и прогнозы по ее решению);

- оценка реальности и значимости проблемы;

- выводы о возможности применения типовых технологий разрешения социально-педагогической проблемы или необхо­димости разработки нового оригинального проекта;

- обоснование и планирование деятельности социального педагога по разрешению проблемы;

6) разработка социально-педагогической технологии:

- уточнение по итогам исследований социально-педагоги­ческого заказа;

- детализация проблемы;

- определение причин проблемной ситуации;

- определение действующих и нейтральных факторов;

- определение педагогического и социально-психологичес­кого фона деятельности;

- разработка концептуальных основ разрешения проблемы;

- разработка возможных путей решения проблемы;

- обоснование выбора пути решения социально-педагоги­ческой проблемы;

7) реализация социально-педагогического проекта. В своей деятельности социальный педагог использует следующие ме­тоды проектирования:

- социально-педагогическое конструирование — мысли­тельное построение варианта решения проблемы педагогичес­кими средствами;

- социально-педагогическое моделирование — многовари­антное конструирование развития социально-педагогической системы;

- социальное проектирование — обоснованное конструи­рование;

- социально-педагогическая технология — подготовка к практической деятельности педагога по реализации программ, предусматривающих возможность достижения цели.

Следует обратить внимание на возможность фиксации ак­туального и потенциального развития учреждения с опорой на предложенные критерии. Логика определения выделенных уровней развития укладывается в схему описания фактичес­кого и идеального состояния ДОУ, а также системы шагов по переводу учреждения в желаемое состояние путем определе­ния достижимого уровня развития ДОУ на имеющейся базе, с привлечением внешних ресурсов модернизации.

Существенное условие для его эффективной реализации заключается в максимальном привлечении или делегировании инициативы педагогическому коллективу.

Приведем пример технологии социально-педагогической работы. В числе значимых проблем, находящихся в центре вни­мания социального педагога ДОУ, адаптация ребенка к дошколь­ному учреждению.

Наряду с другими специалистами ДОУ, социальный педа­гог сопровождает адаптацию детей к условиям социального вос­питания и предполагает комплексную реализацию различных направлений работы на каждом этапе приспособления ребенка к детскому саду:

1. Ориентировочный этап (поступление ребенка в детский сад) длится с марта по сентябрь, когда происходит запись детей в детский сад. Целью работы на данном этапе является озна­комление педагогов с контингентом детей, поступающих в ДОУ. Главными задачами для социального педагога в этот период яв­ляются: сбор информации о вновь поступающих детях; изуче­ние уровня готовности дошкольников к посещению детского сада, индивидуальных особенностей личности, общения и пове­дения; информирование педагогов и родителей об особенностях детей; ознакомление родителей с организацией жизнедея­тельности детей в ДОУ; разработка рекомендаций родителям по подготовке детей к поступлению в дошкольное учреждение; организация работы групп адаптации для вновь поступающих детей.

Основными средствами решения поставленных задач яв­ляются педагогическая диагностика, консультирование, прове­дение консилиума. Сбор информации о потенциальных воспи­танниках осуществляется при помощи анкетирования родите­лей и ознакомления с медицинской картой ребенка. Уровень го­товности ребенка к новым условиям оценивается по итогам спе­циальной диагностической работы, осуществляемой при приеме дошкольника в детский сад. По итогам проведенной диагности­ки составляется заключение, которое служит основой для вы­работки индивидуального подхода в организации адаптацион­ного процесса. Информирование педагогов и родителей об осо­бенностях детей осуществляется при помощи консультирова­ния. В результате таких консультаций у родителей возникает целостное представление о новом периоде в жизни их ребенка и возможных трудностях приспособления к условиям детского сада. В помощь родителям социальный педагог разрабатывает рекомендации по организации жизнедеятельности детей в пе­риод их подготовки к дошкольному учреждению. В этих целях социальный педагог формирует стендовую информацию, бро­шюры и распечатки рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, а также предлагает родителям специальную литературу.

По итогам ориентировочного этапа проводится консилиум, на котором социальный педагог сообщает результаты диагнос­тики вновь поступающих детей и формулирует основные на­правления работы специалистов по обеспечению психологичес­кого благополучия ребенка в период его привыкания к детско­му саду.

2. Этап первичной адаптации длится в течение первых двух месяцев пребывания дошкольников в детском саду и является самым сложным и ответственным периодом как для самих ре­бят, так и для взрослых (педагогов и родителей). Основной це­лью на данном этапе работы становится сохранение и укрепле­ние психологического здоровья детей. В соответствие с этой це­лью перед социальным педагогом ДОУ ставятся следующие за­дачи: создание максимально благоприятных условий для успеш­ного вхождения детей в новую социальную ситуацию; предуп­реждение отклонений в состоянии здоровья и функциональных расстройств в период физиологической адаптации; организация совместной деятельности воспитателей, администрации, психо­лога и родителей по решению возникающих в этот период про­блем.

Таким образом, поставленных задач социальный педагог достигает при помощи диагностики особенностей адаптации дошкольников к детскому саду, развивающей работы с детьми, консультирования и просвещения педагогов и родителей, мето­дической работы с педколлективом. По итогам диагностики со­циальный педагог определяет степень адаптации детей и выяв­ляет ребят, нуждающихся в специально организованной помо­щи в приспособлении к детскому саду. Консультирование педа­гогов проводится в целях информирования их об особенностях адаптационного периода детей, ознакомления с результатами диагностики адаптации и координации совместной деятельнос­ти по выработке индивидуального подхода в воспитании и обу­чении дошкольников. Социальный педагог вместе с воспитате­лями уточняет и корректирует перечень требований, предъяв­ляемых к детям, участвует в создании индивидуальных про­грамм адаптации и доводит результаты работы до сведения ро­дителей. Консультирование и просвещение родителей ориенти­рованы на ознакомление их с основными задачами и трудностя­ми периода первичной адаптации к дошкольному учреждению, особенностями общения с детьми и принципами оказания им поддержки и помощи в разрешении разнообразных проблем.

3. Этап преодоления трудностей адаптации длится до кон­ца первого года пребывания ребенка в детском саду и предпо­лагает осуществление комплексной психолого-педагогической помощи ребятам, испытывающим трудности в адаптации. Ос­новной целью данного этапа работы является преодоление раз­личных нарушений поведения, эмоционального самочувствия.

В соответствии с этой целью социальный педагог ставит следу­ющие задачи: устранение негативных факторов, снижающих адаптационный потенциал детей; преодоление трудностей в овладении программным содержанием, нарушений поведения и личностного развития детей; оптимизация взаимоотношений плохо приспосабливающихся детей со взрослыми и сверстни­ками.

В середине первого полугодия проводится консилиум по итогам диагностики особенностей приспособления вновь посту­пивших детей, на котором социальный педагог информирует педколлектив об особенностях прохождения адаптационного периода в группах и определяет дошкольников, имеющих труд­ности. Консультирование педагогов на данном этапе проводит­ся для ознакомления их с сутью проблем конкретного ребенка и оказания помощи в выработке индивидуального подхода в его обучении и воспитании. Работа с родителями детей, имеющих трудности в приспособлении к новой ситуации, проводится со­циальным педагогом как в индивидуальной, так и в групповой форме. В целях оптимизации детско-родительских отношений и снижения уровня тревожности применяются тренинговые за­нятия, в которых участвуют и родители и дети.

Решение поставленных задач организации процесса адап­тации к ДОУ социальный педагог осуществляет при помощи коррекции поведения детей, консультирования педагогов и ро­дителей, организации методической работы с педагогическим коллективом.

Таким образом, сопровождение адаптации детей к детско­му саду социальный педагог осуществляет в процессе взаимо­действия всех специалистов ДОУ при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятель­ности (диагностику, профилактическую, коррекционную рабо­ту, консультирование, методическую и организационную рабо­ту). В своей работе социальный педагог использует различные формы работы, что способствует раскрытию индивидуальных возможностей адаптации каждого ребенка к новой социальной ситуации: традиционные формы (родительские собрания, кон­ференции, беседы, консультации, "круглые столы") и нетради­ционные формы работы (информационно-аналитические, досу-говые, познавательные).

Таким образом, статус и перспективы развития ДОУ позво­ляют утверждать, что данное учреждение является важным институтом социализации детей дошкольного возраста.


7.3. Работа социального педагога в образовательных учреждениях интернатного типа

Попечение детей-сирот может быть осуществлено двумя путями — семейным жизнеустройством или передачей на го­сударственное попечение (рис. 2).

Рис. 2. Виды попечения сирот

Семейное жизнеустройство осуществляется в виде: усы­новления, опеки (попечительства), в форме приемной семьи.

Усыновление — это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи меж­ду ребенком и человеком или супружеской парой, не являющи­мися его родными отцом и. матерью.

Опека — форма устройства малолетних граждан (не дос­тигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граж­дан) и признанных судом недееспособных граждан, при кото­рой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически зна­чимые действия.

Попечительство — форма устройства несовершеннолет­них граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попе­чители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязаннос­тей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреб­лений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совер­шеннолетним подопечным на совершение ими действий в соот­ветствии со ст. 30 ГК РФ.

Приемная семья — это социальный институт, объектом воз­действия которого являются дети, изъятые в срочном порядке из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни, вплоть до решения судебными органами их дальнейшей судьбы.

Цель — создать благоприятные условия для временного пребывания детей, пока осуществляется социальная и медицин­ская реабилитация их биологических родителей (Н.И. Никити­на, М.Ф. Глухова).

Несмотря на различия типов приемных семей и их функ­ций, можно выделить ряд общих положений, которые опреде­ляют деятельность социальных педагогов (табл. 1).

Государственное попечение — это создание неусыновлен­ному ребенку нормальных условий для его воспитания и разви­тия путем помещения в специально созданные для этого учреж­дения.


Таблица 1

Основная деятельность органов опеки и попечительства и органов юстиции

Этапы социально-педагогической деятель­ности Функции деятельности социального педагога Методы социально-педагогической деятельности
Поиск приемной семьи Информационная Анкетирование, беседа, интервью, изучение базы данных
Изучение будущих прием­ных родителей Диагностическая (первич­ная диагностика) Анкетирование, беседа
Посещение семьи и учре­ждений, в которых нахо­дился ребенок (кризисная семья, детский дом) Посредническая Наблюдение, беседа
Изучение будущей прием­ной семьи и ее окружения Диагностическая (углуб­ленная диагностика) Анкетирование, беседа, убеждение, изучение до­кументации)
Вводное обучение, лекция, рассказ, беседа Обучающая (предвари­тельное обучение) Лекция, беседа, наблюде­ние, убеждение, упражне­ния
Помещение ребенка в при­емную семью; углублен­ный курс обучения прием­ных родителей Патронирующая  

В домах ребенка живут дети и воспитываются брошенные дети, дети-сироты с рождения до трех лет, затем эти дети подле­жат усыновлению либо переходят в детские дома или школы-ин­тернаты. Отличие детских домов от школ-интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают обра­зование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.

По возрастным признакам детские дома могут подразде­ляться на детские дома для дошкольников, для школьников и разновозрастные детские дома.

Основными задачами детских домов являются:

- создание благоприятных, комфортных условий, прибли­женных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;

- обеспечение охраны здоровья ребенка;

- обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-пе­дагогической и социальной адаптации;

— охрана интересов и прав воспитанников;

— освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и го­сударства;

— формирование общей культуры воспитанников, их адап­тации к жизни;

— формирование потребностей у воспитанников к самораз­витию и самоопределению;

— создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ (М.А. Га-лагузова).

Социальные приюты для детей и подростков — учреж­дения, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства (Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова).

Центры помощи детям, оставшимся без попечения ро­дителей, — учреждения, предназначенные для временного со­держания несовершеннолетних, оставшихся без попечения ро­дителей или законных представителей до 16 лет, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве с использованием различ­ных форм передачи на воспитание в семьи граждан (Н.И. Ники­тина, М.Ф. Глухова).

Принципиально новой формой воспитания осиротевших де­тей является детский дом семейного типа. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с полным госу­дарственным попечением детей и выплатой денежного со­держания лицам, взявшим их на воспитание. Роль родителей выполняют специально подготовленные к тому люди — роди­тели-воспитатели, а время пребывания и задачи, которые ста­вятся перед семейным детским домом, совпадают с задачами обычного детского дома (М.А. Галагузова).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных