ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами 6 страница7. Соблюдать нравственные нормы поведения, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия. 8. Вести работу только в рамках своей компетентности, вести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваясь влияниям и нажимам. 9. Не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную ребенком. 10. Стремиться к постоянному повышению уровня квалификации, защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии, уважать доверие коллег в ходе профессионального взаимодействия, соблюдать деликатность и справедливость. Своеобразие функций социального педагога предполагает органичное сочетание личностных и профессиональных качеств, высокой образованности и компетентности. Этим во многом объясняется; сложность применения единого подхода к оценке эффективности профессиональной деятельности социальных педагогов. В основе деятельности социального педагога лежит выпил нение функциональных обязанностей, которые определяются спецификой жизнедеятельности образовательного учрежде! сил Должность социального педагога введена в штатное расписа i [ие шести типов образовательных учреждений, сеть которых динамично развивается: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения начального профессионального образования. Функциональные обязанности социального педагога в конкретном учреждении определяются индивидуально с учетом особенностей данного учреждения и социально-педагогической ситуацией. Образовательно-воспитательная. В нее включается проведение лекций и семинаров по профессиональной ориентации с учащимися; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности социальных институтов, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса; проведение социально-педагогической работы с родителями, руководство взаимодействием родителей, педагогов и воспитанников; проведение консультаций, лекций и практических занятий для педагогов и родителей по вопросам социальной педагогики. Диагностическая. Изучение медико-психологических и возрастных особенностей и способностей учащегося; вникает в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявление позитивных и негативных влияний, проблем; изучение условий жизни ребенка, особенностей его семьи, микросреды; выявление детей, требующих особого социально-педагогического внимания, составление диагностических карт на учащихся и их родителей, разработка различных документов для работы с родителями; определение интересов, запросов и потребностей детей и подростков, проблемных ситуаций на разных стадиях развития с целью предотвращения девиаций; изучение психолого-медико-педагогических особенностей несовершеннолетних в пределах своей компетентности, диагностика социальных отклонений; организация диагностической работы по вопросам социальной педагогики и анализ документов, материалов по работе с родителями и результатов диагностических исследований; анализ востребованности досуговых объединений в среде несовершеннолетних микрорайона; установление продуктивных отношений с другими образовательными учреждениями; обеспечение информацией родителей учащихся по вопросам воспитания; оказание эмоциональной поддержки детям; оказание посреднических услуг детям и членам их семей в воспитании. Организаторская. Данная функция заключается в организации разносторонней социально значимой культурно-досуго-вой деятельности детей и подростков в образовательном учреждении, организация клубной работы; активизирует социально-педагогическую деятельность детей и взрослых, их инициативу, творчество; влияет на содержание досуга, содействует в вопросе трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации, осуществляет взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений в социально-педагогической работе. Прогностическая. Участвует в программировании, прогнозировании и проектировании процесса социально-педагогического развития конкретного образовательного учреждения с учетом специфических особенностей, деятельности различных институтов, занимающихся социально-педагогической деятельностью. Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая. Приведение в действие социально-правовых, юридических и психологических механизмов предупреждения и ■преодоления негативных влияний на ребенка окружающей среды; организует оказание социально-терапевтической помощи нуждающимся детям, обеспечивает защиту их прав и интересов; проведение профилактической работы по предотвращению отклонений от норм социального развития детей и подростков, различных негативных явлений в социуме (профилактика безнадзорности несовершеннолетних в микрорайоне, учреждениях дополнительного образования и др.); социально-педагогическая коррекция и реабилитация личности, межличностных отношений в образовательном учреждении; осуществление мер по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья детей и подростков. Организационно-коммуникативная. Способствует включению добровольных помощников в социально-педагогическую работу, деловые и личностные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями; обеспечивает взаимодействие различных специалистов образовательных, медицинских, культурных, спортивных, правовых учреждений в социально-педагогической работе; привлекает добровольных помощников и координирует их участия в социально-педагогических проектах; проводит педагогическую работу по взаимодействию различных культур, выявлению основных сходств и различий между религиями и конфессиями, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, формированию основ этнотолерантности. Охранно-защитная. Используя имеющийся арсенал правовых норм, защищает права и интересы личности, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога; проводит правовое воспитание несовершеннолетних; обеспечивает информацией родителей воспитанников и лиц, их заменяющих, по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки. Методическая. Большое значение в деятельности социального педагога отводится разработке материалов по проблемам воспитания; документов, обеспечивающих реализацию образовательных программ, с учетом современных требований социальной педагогики. Совместно с администрацией школы участвует в создании документов, влияющих на реализацию образовательно-воспитательных программ. Проводит образовательные мероприятия среди учителей и администрации школы по социально-педагогическим проблемам, возникающими в деятельности образовательного учреждения. Специфика деятельности социального педагога направлена на социализацию ребенка в обществе и оказание ему помощи, если у него возникают какие-либо проблемы. Общественная миссия социального педагога состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в динамично развивающееся общество. Социальный педагог осуществляет координацию усилий педагогического коллектива по реализации социально-педагогической функции в деятельности современного ОУ, являясь специалистом по воспитанию детей и подростков, имеющих те или иные проблемы социальной жизни. Социальный педагог выступает для своих воспитанников в различных, профессиональных ролях: в качестве посредника между растущей личностью и различными службами, организациями и учреждениями; в качестве защитника интересов и прав ребенка; в качестве организатора совместной деятельности взрослых и детей по педагогизации среды; в качестве наставника, осуществляющего социальную поддержку социального становления детей и подростков, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах; в качестве исследователя проблем социального развития детей. Деятельность социального педагога является важным компонентом воспитательной системы ОУ, основным средством организации индивидуального подхода в воспитании детей и подростков, имеющих те или иные проблемы в социальном развитии. Социальный педагог является субъектом (носителем) социально-педагогической деятельности, объектом которой является двусторонний социально-педагогический процесс: процесс социального становления личности и процесс создания педагогически целесообразной среды. Назначение социального педагога определяется ведущими профессиональными функциями: исследовательской, профилактической, защитно-охранной, организационной и образовательно-воспитательной и др. Социальный педагог, решая задачи социализации личности ребенка (социальной адаптации, социальной автономизации, социальной интеграции), формулирует проблему социальной жизни ребенка, прогнозирует вероятность ее решения, способы и средства социального воспитания ребенка, его перевоспитания. На первом этапе социально-педагогической деятельности он осуществляет диагностирование состояния социального развития ребенка. Результаты, полученные в ходе диагностики, позволяют спрогнозировать возможный процесс его социального развития. Его успешность зависит от наличия объективной информации о ребенке, его окружении, его проблеме, а также от уровня профессионального мышления, опыта и интуиции социального педагога. Затем социальный педагог моделирует свои конкретные профессиональные шаги: цели и задачи деятельности, выбор оптимального варианта социально-педагогической технологии (или ее разработку) и способы ее реализации. Второй этап представляет собой непосредственную реализацию отобранной технологии по решению проблемы ребенка с применением той или иной совокупности методов, средств, приемов социально-педагогической деятельности. Он начинается с апробации выбранной технологии, а затем ее корректировки, в зависимости от индивидуальных особенностей социального развития ребенка. Основной задачей данного этапа является включение ребенка в процесс решения проблемы социальной жизни, включения его в процесс саморазвития, самовоспитания. Его сложность обусловлена тем, что включение детей, в процесс разрешения проблемы в социальном развитии,, требует от со-1-циального педагога гибкости мышления, умения видеть свои просчеты, умения искать новые, более эффективные, методы и приемы деятельности. Третий этап процесса — это заключительный, результативный этап. На данном этапе имеет место анализ и оценка результативности, используемой технологии, выявляются ее позитивные и негативные аспекты, анализируется собственная деятельность ребенка, профессиональная компетентность социального педагога, вносятся коррективы и определяются дальнейшие перспективы в работе. Субъект социально-педагогической деятельности многомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов: - ведущие (социальные педагоги, социальные работники, социально-педагогические центры системы социальной защиты детей и подростков, органы государственной власти); - сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, спорта, культуры, общественные организации); - оказывающие косвенное влияние на реализацию ведущими учреждениями, организациями и специалистами, задач социальной помощи детям и подросткам (финансово-экономические организации, учреждения пищевой и легкой промышленности и т.д.). Очевидно, что ведущим субъектом социально-педагогической деятельности является социальный педагог, но без активного участия самого ребенка в социально-педагогическом процессе, эффективное социально-педагогическое взаимодействие невозможно. Социальный педагог способствует саморазвитию личности, созданию благоприятных условий, психологического комфорта, консолидации возможностей общества по отношению к конкретному ребенку, формированию его активности как субъекта социальной жизни. Социальный педагог играет важную роль в структуре образовательно-воспитательного процесса, его деятельность основана на посредничестве между формирующейся личностью и различными общественными институтами (семья, школа и другие организации) в процессе ее социализации в сложных современных условиях. Социальный педагог является сотрудником социально-педагогической и психологической службы образовательного учреждения. Он должен ориентироваться в политической, экономической и социальной обстановке, знать требования, предъявляемые обществом к личности учащегося, и уметь влиять на его социальное становление. Социальный педагог внимательно изучает условия жизни воспитанников, которые зачастую препятствуют развитию их индивидуальности. В его задачу входит своевременное оказание помощи таким детям, разрешение различных конфликтных ситуаций и нахождение наиболее благоприятной среды для реализации интересов и потребностей ребенка. Он может подсказать учителю и родителям, как лучше вести себя с трудным ребенком, как заинтересовать его каким-либо видом творчества. Он включает своих подопечных в социально значимые дела, и эта деятельность может стать сферой сотрудничества с другими людьми. Социальный педагог особое внимание уделяет про-фориентационным видам занятий, так как они, выполняя социально-интеграционные функции, могут стать хорошей стартовой площадкой для учащихся. Профессия "социальный педагог" многогранна. Социальный педагог с разными субъектами профессионально-личностного взаимодействия (учащимися, коллегами, администрацией, представителями других организаций, с которыми сотрудничает при выполнении своих функциональных обязанностей и др.) выступает в различных профессиональных ролях. Социальный педагог — организатор внеучебной работы. Это специалист по работе с классом или с параллелями. Он разрабатывает и внедряет социально-педагогические программы по работе со школьниками, организации досуга, привлечению родителей к внеучебной работе с детьми, взаимодействию с различными молодежными организациями, с местными органами власти. Социальный педагог — организатор досуга. Сферой его деятельности является организация досуговой деятельности школьников (постановка вечеров и утренников, организация и проведение общешкольных массовых мероприятий, художественная самодеятельность, кукольный театр, краеведение, организация досуга учителей, взаимодействие с районными культурными досуговыми центрами, помощь учителю в проведении классного мероприятия и др.) Объект деятельности — учащиеся определенной группы класса, отдельные группы учащихся по интересам. Социальный педагог — психолог (при условии прохождения дополнительного обучения по психологии). Выполнение функций психолога и социального педагога по работе с учащимися, имеющих трудности в учебе, проблемы с воспитанием, взаимоотношения со сверстниками и учителями. Объект деятельности — трудновоспитуемый проблемный школьник, классный коллектив, имеющий различные социальные проблемы, учитель, имеющий проблемы на работе с учеником, родителями; учительский коллектив; родители, имеющие проблемы во взаимоотношениях у ребенком или учителем; родительский коллектив. Содержание деятельности: - первичное выявление психических отклонений в личности школьника и их влияние на учебу и поведение; - направление учащегося на диагностику в медицинские, психолого-социальные учреждения для углубленной диагностики; - взаимодействие с медицинскими социальными центрами по обеспечению коррекционной работы с отдельными учащимися, имеющими различные отклонения; - направленная социально-педагогическая работа с отдельными учащимися и группами; - взаимодействие с различными центрами по работе с детьми с отклонением в поведении для координации совместных воспитательных усилий; - психолого-педагогическое консультирование учащихся, родителей, учителей; - социально-педагогическая помощь учителю по работе с учащимся. Социальный педагог — социолог. В основе его деятельности лежит изучение и выявление социально-педагогических, проблем в школьных и классных коллективах. Объект деятельности — школьный коллектив по возрастам, классный коллектив, школьники из неблагополучных семей, учительский и родительский коллектив. Социальный педагог — социальный работник. Защита прав ребенка, решение социальных проблем (пособия и другие льготы). Социальный педагог — методист. Педагог с реальным преподавательским опытом, пользующийся авторитетом по возрасту, опытом и действенностью работы. В данной роли выполняет следующие направления в своей деятельности: - помощь учителю в работе с классом для достижения учебных целей; - проведение методических семинаров по проблемам социально-педагогической работы, обучению и воспитанию детей; - организация и проведение лекций для родителей; - консультации для родителей; - организация обучения и консультирования актива класса по проблемам самоуправления. Выше названные позиции (профессиональные роли) социального педагога представляют его социально-педагогическую работу, которая ориентирована на облегчение процесса социализации личности ребенка, воспитанника в современных социально-экономических условиях и в рамках многонационального государства и являются отражением нормативного профессионально-эталонного комплекса знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций социального педагога. Работа социального педагога в учреждении образования основывается на принципах, которые обеспечивают эффективное профессиональное взаимодействие специалиста и ребенка. 1. Принцип профессионализма. Заключается во владении приемами и методами работы социального педагога в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками и должностными инструкциями. Предполагает наличие профессионально важных качеств (эмпатия, коммуникабельность, открытость, естественность, деликатность, доброжелательность и т. д.), знаний и умений по профилактике различного рода девиаций у учащихся, оказанию помощи педагогам и родителям в выборе путей и методов воспитания, молодежи — в достижении успешного взаимодействия в окружающем социокультурном пространстве и будущем профессиональном самоопределении. 2. Принцип взаимодействия. Заключается в целенаправленном тесном сотрудничестве социального педагога с другими работникам учреждения образования по разрешению социально-педагогических проблем, конфликтных ситуаций и созданию педагогически ориентированной среды, налаживанию связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащейся молодежи. 3. Принцип личностно ориентированного подхода. В центре внимания интересы и особенности личности, а также гуманное отношение к личности, уважение прав и свобод как учащегося, так и педагога; оказание содействия в саморазвитии и социализации личности, ее творческой самореализации. 4. Принцип ориентации на положительные стороны личности. Означает поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые возможно формирование других, более значимых свойств личности. Основывается на оптимизме и вере в возможности и способности личности, подразумевает подготовленность и устойчивость учащихся к негативным проявлениям социума. 5. Принцип целесообразности. Предполагает выбор технологий, методов и форм социально-педагогической деятельности по принципу целесообразности и разумности вмешательства педагогов в личную жизнь учащихся. 6. Принцип культуросообразности. Необходимость в современных условиях воспитывать культуру межнационального общения, основанной на принципе этнической толерантности, расширение культурного пространства микросоциума, которое осваивает ребенок с помощью различных методик. 7. Принцип конфиденциальности. Предусматривает установление отношений открытости, уверенности в надежности получаемой информации и сохранении профессиональной тайны. Предполагает сохранение тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, педагогами, родителями. Направления деятельности социального педагога по созданию эффективной социально-педагогической системы учреждения образования: социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся учреждения образования, социально-педагогическая защита учащихся, повышение уровня педагогической культуры педагогов и родителей, социально-педагогическая работа с родителями, социальная работа с малообеспеченными и многодетными семьями, социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическая профилактика и коррекция, обеспечение социально-педагогической поддержки семьи в развитии личности учащегося, организационно-методическая деятельность, работа по созданию педагогически ориентированной культурной среды, профориентационная работа с учащимися, организация социальной ценной деятельности учащихся (волонтерство). Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся учреждения образования предполагает: - изучение культурно-бытовых отношений учащихся в семье и в условиях общежития с целью их оптимизации. Акцентирование внимания руководства и педагогов учреждения образования на проблемах и потребностях учащихся, педагогов и родителей при планировании и организации социально-педагогической деятельности, образовательно-воспитательного процесса; - определение морально-психологического климата учреждения образования с целью выявления его воздействия на личность и совершенствования. Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между педагогами, учащимися и родителями; - определение центров социально-культурных влияний на учащихся в микрорайоне образовательного учреждения с целью изучения их социализирующего потенциала и организации взаимодействия. Социально-педагогическая защита учащихся включает следующие направления работы: - выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве; - защита прав и интересов учащихся, оказавшихся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, в различных инстанциях (педагогический совет, комиссия по делам несовершеннолетних и т. д.); - выявление учащихся, подвергшихся агрессии и физическому или психологическому насилию со стороны взрослых, сверстников, и оказание им помощи; - индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися агрессии и насилию со стороны сверстников и взрослых; - осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, развитию, социальной защите личности школьника; - оказание учащимся своевременной социальной помощи и поддержки. Повышение уровня педагогической культуры педагогов и родителей предполагает: - содействие повышению уровня педагогической культуры педагогов и родителей (родительские клубы, семинары, деловые игры); - ознакомление педагогического коллектива с законодательными актами, нормативными документами по проблемам защиты прав и интересов учащихся и порядком их применения в практической деятельности; - пропаганду и разъяснение прав детей, семьи, педагогов; - развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями. Социально-педагогическое консультирование основано: - на организации и проведении индивидуальных консультаций учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; - консультировании педагогов, руководителей, родителей по социально-педагогическим проблемам; - помощи семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком; - индивидуальном и групповом консультировании детей, родителей и педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, воспитания детей в семье и т. п. Социально-педагогическая профилактика и коррекция включает в себя: - обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на внутри школьном учете, а также КДН и ИДН; - выявление фактов асоциального поведения учащихся, работ по его предупреждению, организацию превентивно-профилактической работы; - пропаганду здорового образа жизни; - повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения. Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи в развитии личности учащегося предполагает: - выявление семьей, оказавшихся в социально опасном положении, семей с детьми, имеющими особенности психофизического развития, нуждающимися в помощи и поддержке; - оказание социально-педагогической помощи учащимся и родителям из таких семей; - организацию круглых столов, семинаров, встреч для родителей педагогов, учащихся по социально-педагогическим проблемам; - содействие вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс; - выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении учащихся; - изучение психолого-педагогических особенностей учеников и условий их жизни; - выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организацией. Организационно-методическая деятельность включает в себя: - анализ и обобщение социально-педагогической работы, разработку рекомендаций по ее совершенствованию; - участие в методических секциях, семинарах-практикумах, конференциях различного уровня по проблемам воспитания и социализации учащейся молодежи; - накопление банка данных результатов педагогических исследований, подбор специальной литературы по социальной педагогике; - проектирование, разработку планов и программ по различным направлениям деятельности образовательного учреждения. Работа по созданию педагогически ориентированной культурной среды — это: - организация сбора и накопления информации о социальной среде учащихся школы; - анализ полученной информации о социальной среде учащихся школы; - привлечение внимания руководства и педагогов учреждения образования к проблемам и потребностям учащихся и родителей при планировании и организации воспитательного процесса; - укрепление взаимопонимания и взаимодействия между педагогами, учащимися и родителями. - помощь в установлении гуманных, нравственно здоровых отношений в школе; - содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности учащихся в школе; - оказание помощи ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения; - решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий; - помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определении мер их преодоления; - привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций. Профориентационная работа с учащимися предполагает: - помощь подростку в определении будущей профессии, выработке индивидуальной линии саморазвития; - организацию экскурсий для расширения представлений о современном мире профессий; - взаимодействие с центром "Перспектива" с целью проведения диагностики и трудоустройства. Организация социальной ценной деятельности учащихся (волонтерство) включает в себя: - благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; - благоустройство города (озеленение, уборка прилегающей территории и т. п.); - охрану природы и памятников культуры; - организацию деятельности детско-молодежных общественных объединений через регулярно организуемые сборы; - решение вопросов занятости детей и молодежи, оказание помощи в трудоустройстве; - помощь в самостоятельной организации досуга и развлечений. Отдельно необходимо выделить работу с малообеспеченными и многодетными семьями, а также работу с родителями. Социальная работа с малообеспеченными и многодетными семьями — это: - изучение контингента образовательного учреждения на наличие малообеспеченных, многодетных, неполных, неблагополучных семей; - изучение условий, в которых проживают дети из малообеспеченных семей, с целью оказания им материальной и иной помощи; - взаимодействие с органами по социальной защите населения. Социально-педагогическая работа с родителями предполагает: - правовое воспитание родителей; - просветительскую работу, организацию встреч со специалистами различного профиля по интересующим вопросам; - создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности образовательного учреждения, организация родительского клуба. Какой бы ни была разнообразной по направлениям деятельность социального педагога, она проходит через определенные этапы. 1. Подготовительный: знакомство с контингентом учащихся и их семьями; установление профессиональных контактов с коллегами; первичная диагностика микрорайона, проблем, которые возникают у учащихся, родителей и педагогического коллектива; определение форм сотрудничества с различными организациями по разрешению возникающих в результате работы вопросов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|