Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема как метод исследования.




Виды проблем

Проблемы – это особого рода «мостик», связывающий прошлое и будущее, ретроспективное и перспективное видение объекта, исследование и анализ, с одной стороны, и проектирование – с другой. Поэтому попытка обойтись без тщательной и точной формулировки проблем приводит к нереализуемости управленческих решений и неэффективности управления в целом. Однако чтобы формулировать проблемы тщательно и точно, нужно знать,что надо формулировать и как это делать.

Проблема есть знаковый объект, возникающий как продукт мышления, определённым образом преобразующий и оформляющий знание о реальности. Этот продукт создаётся в соответствии с определёнными целями, после чего он попадает в качестве материала на следующую стадию мыслительной работы, которая называется решением проблемы.

Проблема как предмет исследования является противоречием, мешающим достижению эффективности, успеха, цели и требующим разрешения. Проблемы возникают в областях организации управления, мотивации, контроля, использования современной техники, технологии разработки и принятия решения, информационного обеспечения управления, компетенции персонала и т.д. Могут возникать комбинации различных проблем.

Проблемы делятся на «жёсткие» и «мягкие». К «жёстким» проблемам относятся проблемы с хорошо определённым конечным результатом исследований, но не определённым способом перехода к этому результату. К «мягким» относятся те проблемы, для которых не только не определён способ перехода к новому состоянию, но также нет чёткого представления о желаемом состоянии, которого система должна достигнуть в результате исследования.

Существует деление проблем на «расходящиеся» и «сходящиеся». У «сходящихся» проблем есть решения: чем более детально их изучать, тем ближе к истинному ответу (решению). Примером задач такого вида может рассматриваться задача определения критического пути изготовления изделий. У «расходящихся» проблем нет единственно верного решения. Чем больше их исследуют (изучают), тем в большей степени получаемые ответы противоречат один другому, и это не зависит от квалификации исследователей. Причиной такого положения является природа проблем данного вида. К «расходящимся» проблемам относятся, например: «В какую продукцию вкладывать деньги?»,«Как обеспечить конкурентоспособность производимой продукции?»,«Как поднять интеллектуальный уровень служащих организации?» и т.п.

Выделяют также функциональные и системные проблемы. Функциональные проблемы – проблемы, решения которых можно добиться с помощью изменения образа действий персонала. Системные проблемы - проблемы, решение которых требует коренной реструктуризации предприятий, т.е. перестройки. В качестве примеров могут рассматриваться такие проблемы, как «Отсутствие стратегического подхода к деятельности предприятия»,«Неготовность предприятия к изменениям спроса с учётом отсутствия возможностей подготовки производства и персонала».

В нынешних условиях функционирования предприятия существует взаимосвязь одной проблемы с наиболее значимыми (или со многими) проблемами предприятия. С учётом такой взаимосвязи проблемы подразделяются: на корневые – вызывающие или обостряющие другие проблемы; узловые – зависящие от некоторых проблем, но одновременно вызывающие и обостряющие другие проблемы; результирующие – являющиеся следствием других проблем; независимые или автономные - достаточно значимые, но никак не связанные с другими проблемами.

Из данного деления или классификации следует, что все силы необходимо направить на поиск корневой проблемы. Одним из главных этапов в процессе выявления корневой проблемы является этап построения и структурирования проблемного поля и «дерева проблем».

Необходимо заметить, что на предприятиях индивидуальное видение проблем характеризуется большим разбросом. Это напоминает притчу о том, как три слепца, взявшись кто за хобот, кто за ухо, кто за ногу, долго спорили о том, что же представляет собой слон. Первый утверждал, что слон – это огромная массивная колонна, другому казалось, что у него в руках мягкое покрывало, а третий был уверен, что слон похож на длинного удава. Поэтому процесс выявления корневой проблемыколлективный, с учётом мнения каждого участника.

Диагностика проблем - это анализ основных причинно-следственных связей конкретной ситуации. По определению существуют два способа рассмотрения проблемы:

- во-первых, проблемой считается ситуация, когда постав­ленные цели не достигнуты;

- во-вторых, проблемой считают ситуацию потен­циальной возможности (что-то должно было произойти, но не произошло ).

При этом под ситуацией понимается реальное положение дел (состояние объекта управления) относительно поставленной цели.

Диагноз проблемы (идентификация, распознавание) - сложный процесс и выполняется в несколько этапов:

1 этап. Осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей. При этом под симптомом понимается степень про­явления проблемы и ее последствий.

Симптом (от греч. — случай, совпадение, признак ).

2 этап. Сбор, анализ внешней (относительно организации) и внутренней информации.

3 этап. Выделение релевантной информации - это выделение данных, от­носящихся к данной проблеме, цели, периоду времени и т.д. (англ. relevant относящийся к делу, вопросу ).

4 этап. Выявление причин возникновения проблемы; анализ основной при­чины.

Причина - (греч., лат. causa) - это слово может иметь разные понятия: 1) - основание, предлог для каких-нибудь действий; 2) - явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления.

Следствие в разных областях знания - действие (результат, по­следствие), следующее из/после (по времени) какой-либо причи­ны.

Следствие (логика) - вывод, заключение, суждение, выведенное из других суждений.

5 этап. Описание проблемы с помощью ответов на вопросы, позволяющие менеджерам выявить основные причины произошедших событий: кто, что, когда, где, почему, каким образом, сколько (английское сокращение данного этапа5W2Н). Результатом данного этапа яв­ляется подробные ответы менеджеров на следующие вопросы:

• Насколько сильно состояние неустойчивости, в котором оказа­лась компания?

• Когда это произошло?

• Где это произошло?

• Как это произошло?

• С кем это произошло?

• Насколько оперативно следует устранить проблему?

• В чем состоят причинно-следственные взаимосвязи?

• Какие действия привели к нежелательным результатам?

6 этап. Анализ проблемы. Результатом данного этапа диагностики пробле­мы является выяснение типа проблемы. Питер Ф. Друкер выделяет четыре типа проблем:

1) типичные;

2) типичные по сути, но уни­кальные для данной организации;

3) уникальные;

4) новые типичные проблемы.

Типовые проблемы решаются с помощью запрограмми­рованных решений, т.е. с использованием уже известных правил или принципов к конкретной ситуации.

Уникальные проблемы нужда­ются в принятии незапрограммированных решений. Основные методы анализа проблем - графические. Построение: «дерево проблем», «дерево целей и задач», «дерево решений», «профиль причин» и структурная диаграмма Ишикавы «рыбий скелет».

Дерево проблем. Термин «дерево» в данном контексте предполагает использование иерархической структуры, полученной путем разделения обшей проблематики на основной тип проблематики (ствол), прочие присутствующие типы (ветви), подтипы (ответвления, сучья) и собственно проблемы (листья).

Метод «дерева проблем» ориентирован на получение относительно устойчивой структуры проблематики. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры учитываются закономерности и используются принципы формирования иерархических структур.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных