ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблема как метод исследования.Виды проблем Проблемы – это особого рода «мостик», связывающий прошлое и будущее, ретроспективное и перспективное видение объекта, исследование и анализ, с одной стороны, и проектирование – с другой. Поэтому попытка обойтись без тщательной и точной формулировки проблем приводит к нереализуемости управленческих решений и неэффективности управления в целом. Однако чтобы формулировать проблемы тщательно и точно, нужно знать,что надо формулировать и как это делать. Проблема есть знаковый объект, возникающий как продукт мышления, определённым образом преобразующий и оформляющий знание о реальности. Этот продукт создаётся в соответствии с определёнными целями, после чего он попадает в качестве материала на следующую стадию мыслительной работы, которая называется решением проблемы. Проблема как предмет исследования является противоречием, мешающим достижению эффективности, успеха, цели и требующим разрешения. Проблемы возникают в областях организации управления, мотивации, контроля, использования современной техники, технологии разработки и принятия решения, информационного обеспечения управления, компетенции персонала и т.д. Могут возникать комбинации различных проблем. Проблемы делятся на «жёсткие» и «мягкие». К «жёстким» проблемам относятся проблемы с хорошо определённым конечным результатом исследований, но не определённым способом перехода к этому результату. К «мягким» относятся те проблемы, для которых не только не определён способ перехода к новому состоянию, но также нет чёткого представления о желаемом состоянии, которого система должна достигнуть в результате исследования. Существует деление проблем на «расходящиеся» и «сходящиеся». У «сходящихся» проблем есть решения: чем более детально их изучать, тем ближе к истинному ответу (решению). Примером задач такого вида может рассматриваться задача определения критического пути изготовления изделий. У «расходящихся» проблем нет единственно верного решения. Чем больше их исследуют (изучают), тем в большей степени получаемые ответы противоречат один другому, и это не зависит от квалификации исследователей. Причиной такого положения является природа проблем данного вида. К «расходящимся» проблемам относятся, например: «В какую продукцию вкладывать деньги?»,«Как обеспечить конкурентоспособность производимой продукции?»,«Как поднять интеллектуальный уровень служащих организации?» и т.п. Выделяют также функциональные и системные проблемы. Функциональные проблемы – проблемы, решения которых можно добиться с помощью изменения образа действий персонала. Системные проблемы - проблемы, решение которых требует коренной реструктуризации предприятий, т.е. перестройки. В качестве примеров могут рассматриваться такие проблемы, как «Отсутствие стратегического подхода к деятельности предприятия»,«Неготовность предприятия к изменениям спроса с учётом отсутствия возможностей подготовки производства и персонала». В нынешних условиях функционирования предприятия существует взаимосвязь одной проблемы с наиболее значимыми (или со многими) проблемами предприятия. С учётом такой взаимосвязи проблемы подразделяются: на корневые – вызывающие или обостряющие другие проблемы; узловые – зависящие от некоторых проблем, но одновременно вызывающие и обостряющие другие проблемы; результирующие – являющиеся следствием других проблем; независимые или автономные - достаточно значимые, но никак не связанные с другими проблемами. Из данного деления или классификации следует, что все силы необходимо направить на поиск корневой проблемы. Одним из главных этапов в процессе выявления корневой проблемы является этап построения и структурирования проблемного поля и «дерева проблем». Необходимо заметить, что на предприятиях индивидуальное видение проблем характеризуется большим разбросом. Это напоминает притчу о том, как три слепца, взявшись кто за хобот, кто за ухо, кто за ногу, долго спорили о том, что же представляет собой слон. Первый утверждал, что слон – это огромная массивная колонна, другому казалось, что у него в руках мягкое покрывало, а третий был уверен, что слон похож на длинного удава. Поэтому процесс выявления корневой проблемы – коллективный, с учётом мнения каждого участника. Диагностика проблем - это анализ основных причинно-следственных связей конкретной ситуации. По определению существуют два способа рассмотрения проблемы: - во-первых, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты; - во-вторых, проблемой считают ситуацию потенциальной возможности (что-то должно было произойти, но не произошло ). При этом под ситуацией понимается реальное положение дел (состояние объекта управления) относительно поставленной цели. Диагноз проблемы (идентификация, распознавание) - сложный процесс и выполняется в несколько этапов: 1 этап. Осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей. При этом под симптомом понимается степень проявления проблемы и ее последствий. Симптом (от греч. — случай, совпадение, признак ). 2 этап. Сбор, анализ внешней (относительно организации) и внутренней информации. 3 этап. Выделение релевантной информации - это выделение данных, относящихся к данной проблеме, цели, периоду времени и т.д. (англ. relevant — относящийся к делу, вопросу ). 4 этап. Выявление причин возникновения проблемы; анализ основной причины. Причина - (греч., лат. causa) - это слово может иметь разные понятия: 1) - основание, предлог для каких-нибудь действий; 2) - явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления. Следствие в разных областях знания - действие (результат, последствие), следующее из/после (по времени) какой-либо причины. Следствие (логика) - вывод, заключение, суждение, выведенное из других суждений. 5 этап. Описание проблемы с помощью ответов на вопросы, позволяющие менеджерам выявить основные причины произошедших событий: кто, что, когда, где, почему, каким образом, сколько (английское сокращение данного этапа – 5W2Н). Результатом данного этапа является подробные ответы менеджеров на следующие вопросы: • Насколько сильно состояние неустойчивости, в котором оказалась компания? • Когда это произошло? • Где это произошло? • Как это произошло? • С кем это произошло? • Насколько оперативно следует устранить проблему? • В чем состоят причинно-следственные взаимосвязи? • Какие действия привели к нежелательным результатам? 6 этап. Анализ проблемы. Результатом данного этапа диагностики проблемы является выяснение типа проблемы. Питер Ф. Друкер выделяет четыре типа проблем: 1) типичные; 2) типичные по сути, но уникальные для данной организации; 3) уникальные; 4) новые типичные проблемы. Типовые проблемы решаются с помощью запрограммированных решений, т.е. с использованием уже известных правил или принципов к конкретной ситуации. Уникальные проблемы нуждаются в принятии незапрограммированных решений. Основные методы анализа проблем - графические. Построение: «дерево проблем», «дерево целей и задач», «дерево решений», «профиль причин» и структурная диаграмма Ишикавы «рыбий скелет». Дерево проблем. Термин «дерево» в данном контексте предполагает использование иерархической структуры, полученной путем разделения обшей проблематики на основной тип проблематики (ствол), прочие присутствующие типы (ветви), подтипы (ответвления, сучья) и собственно проблемы (листья). Метод «дерева проблем» ориентирован на получение относительно устойчивой структуры проблематики. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры учитываются закономерности и используются принципы формирования иерархических структур. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|