Методическая подсказка
Программа наблюдения на учебном занятии
(по П.И. Третьякову)
1. Как ученики реагируют на учителя:
– доброжелательно;
– равнодушно;
– испытывают неприязнь.
2. Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие?
3. Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели?
4. Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности?
5. Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)?
6. Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки?
7. а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности:
– авторитарный стиль;
– демократический стиль;
– либеральный стиль.
б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия?
8. Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям?
9. Каков преимущественный характер учебной деятельности:
– репродуктивный;
– конструктивный;
– творческий.
10. Достигнуты ли задачи учебного занятия:
– обучающие;
– развивающие;
– воспитывающие;
– здоровьесберегающие.
При оценке фактора используются ответы: да – 3 балла, частично – 2 балла, нет – 1 балл.
Описание результатов моей деятельности
Цель моей деятельности при выполнении задания____________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Первый урок
Предмет: _____________________________________________________
Класс: ________________________________________________________
Таблица 4
Оценка первого учебного занятия
| №
п/п
| Что смотрим на занятии?
| Оценка фактора (баллы)
| | да
| частично
| нет
| | 1.
| Как ученики реагируют на учителя:
– доброжелательно;
– равнодушно;
– испытывают неприязнь.
|
|
|
| | 2.
| Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие?
|
|
|
| | 3.
| Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели?
|
|
|
| | 4.
| Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности?
|
|
|
| | 5.
| Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)?
|
|
|
| | 6.
| Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки?
|
|
|
| | 7.
| а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности:
– авторитарный стиль;
– демократический стиль;
– либеральный стиль.
б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия?
|
|
|
| | 8.
| Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям?
|
|
|
| | 9.
| Каков преимущественный характер учебной деятельности:
– репродуктивный;
– конструктивный;
– творческий.
|
|
|
| | 10.
| Достигнуты ли задачи учебного занятия:
- обучающие
– развивающие;
– воспитывающие;
– здоровьесберегающие.
|
|
|
|
Второй урок
Предмет: _____________________________________________________
Класс: ________________________________________________________
Таблица 5
Оценка второго учебного занятия
| №
п/п
| Что смотрим на занятии?
| Оценка фактора (баллы)
| | да
| частично
| нет
| | 1.
| Как ученики реагируют на учителя:
– доброжелательно;
– равнодушно;
– испытывают неприязнь.
|
|
|
| | 2.
| Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие?
|
|
|
| | 3.
| Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели?
|
|
|
| | 4.
| Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности?
|
|
|
| | 5.
| Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)?
|
|
|
| | 6.
| Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки?
|
|
|
| | 7.
| а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности:
– авторитарный стиль;
– демократический стиль;
– либеральный стиль.
б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия?
|
|
|
| | 8.
| Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям?
|
|
|
| | 9.
| Каков преимущественный характер учебной деятельности:
– репродуктивный;
– конструктивный;
– творческий.
|
|
|
| | 10.
| Достигнуты ли задачи учебного занятия:
– обучающие;
– развивающие;
– воспитывающие;
– здоровьесберегающие.
|
|
|
| Третий урок
Предмет: _____________________________________________________
Класс: ________________________________________________________
Таблица 6
Оценка третьего учебного занятия
| №
п/п
| Что смотрим на занятии?
| Оценка фактора (баллы)
| | да
| частично
| нет
| | 1.
| Как ученики реагируют на учителя:
– доброжелательно;
– равнодушно;
– испытывают неприязнь.
|
|
|
| | 2.
| Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие?
|
|
|
| | 3.
| Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели?
|
|
|
| | 4.
| Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности?
|
|
|
| | 5.
| Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)?
|
|
|
| | 6.
| Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки?
|
|
|
| | 7.
| а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности:
– авторитарный стиль;
– демократический стиль;
– либеральный стиль.
б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия?
|
|
|
| | 8.
| Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям?
|
|
|
| | 9.
| Каков преимущественный характер учебной деятельности:
– репродуктивный;
– конструктивный;
– творческий.
|
|
|
| | 10.
| Достигнуты ли задачи учебного занятия:
– обучающие;
– развивающие;
– воспитывающие;
– здоровьесберегающие.
|
|
|
| Четвертый урок
Предмет: _____________________________________________________
Класс: ________________________________________________________
Таблица 7
Оценка четвертого учебного занятия
| №
п/п
| Что смотрим на занятии?
| Оценка фактора (баллы)
| | да
| частично
| нет
| | 1.
| Как ученики реагируют на учителя:
– доброжелательно;
– равнодушно;
– испытывают неприязнь.
|
|
|
| | 2.
| Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие?
|
|
|
| | 3.
| Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели?
|
|
|
| | 4.
| Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности?
|
|
|
| | 5.
| Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)?
|
|
|
| | 6.
| Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки?
|
|
|
| | 7.
| а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности:
– авторитарный стиль;
– демократический стиль;
– либеральный стиль.
б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия?
|
|
|
| | 8.
| Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям?
|
|
|
| | 9.
| Каков преимущественный характер учебной деятельности:
– репродуктивный;
– конструктивный;
– творческий.
|
|
|
| | 10.
| Достигнуты ли задачи учебного занятия:
– обучающие;
– развивающие;
– воспитывающие;
– здоровьесберегающие.
|
|
|
|
Пятый урок
Предмет: _____________________________________________________
Класс: ________________________________________________________
Таблица 8
Оценка пятого учебного занятия
| №
п/п
| Что смотрим на занятии?
| Оценка фактора (баллы)
| | да
| частично
| нет
| | 1.
| Как ученики реагируют на учителя:
– доброжелательно;
– равнодушно;
– испытывают неприязнь.
|
|
|
| | 2.
| Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие?
|
|
|
| | 3.
| Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели?
|
|
|
| | 4.
| Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности?
|
|
|
| | 5.
| Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)?
|
|
|
| | 6.
| Формируются ли на учебном занятии универсальные учебные действия?
|
|
|
| | 7.
| а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности:
– авторитарный стиль;
– демократический стиль;
– либеральный стиль.
б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия?
|
|
|
| | 8.
| Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям?
|
|
|
| | 9.
| Каков преимущественный характер учебной деятельности:
– репродуктивный;
– конструктивный;
– творческий.
|
|
|
| | 10.
| Достигнуты ли задачи учебного занятия:
– обучающие;
– развивающие;
– воспитывающие;
– здоровьесберегающие.
|
|
|
| Вывод по результатам наблюдения о характере взаимодействия учителя и ученика во время учебного занятия:_______________________________________________
___________________________________________________
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Требования к выполнению задания. Задание будет считаться выполненным, если Вы:
– посетили пять уроков в прикрепленном за Вами классе;
– оценили характер взаимодействия учителя и ученика на учебном занятии и определили их соответствие требованиям развивающего обучения;
– довели до сведения учителя полученные результаты.
Рефлексия третьего дня, прием «Чемодан, корзина, мясорубка»
Предлагаем Вам использовать прием «Чемодан, корзина, мясорубка». Перед Вами три картинки: чемодан, корзина, мясорубка. Напротив них Вы можете написать своем мнение о сегодняшнем дне практики.
| Картинка
| Пояснение
| Ваше мнение
|
| То, что хочется унести с собой (знания, умения, которые будут востребованы в дальнейшем).
|
|
| То, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в мусорную корзину.
|
|
| То, что оказалось интересным, но требующим доработки, переработки в мясорубке.
|
|
День четвертый «Я изучаю ученический коллектив»
Человек создан, чтобы жить в обществе
(Д. Дидро)
Профессиональная педагогическая задача. Для учителя детский коллектив является одной из целей его деятельности, выступает как объектом заботы, так и субъектом саморазвития и самовоспитания учащихся. Для того чтобы продуктивно использовать воспитательный потенциал коллектива, учителю необходимо иметь представление о его сущности, свойствах, условиях эффективного функционирования. В классном коллективе происходит становление социальной позиции школьника, проявление его личностных и учебных достижений. Для оказания поддержки каждому ученику, создания ситуации успеха и атмосферы сотворчества и сотрудничества актуальным для учителя является выявление особенностей ученического коллектива, его лидеров и детей, нуждающихся в педагогической поддержке. Одной из групп задач профессиональной деятельности учителя является задача, связанная с изучением психолого-педагогических особенностей учащихся в ученическом коллективе («уметь видеть ребенка в образовательном процессе»). Как учитель может выявить особенности ученического коллектива, его лидеров и социальный статус детей в коллективе, для того, чтобы оказать поддержку каждому ученику, создавать ситуацию успеха и атмосферу сотворчества и сотрудничества?
Перспектива будущего
Реализации основной образовательной программы основного общего образования должна обеспечить использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах).
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
| Какие методы педагогического исследования можно применить?
– Наблюдение.
– Опросные методы (анкетирование, беседа, интервью).
– Изучение источников (школьной документации).
Задание: 1) на основе беседы с классным руководителем выясните, какие методики он использует для изучения ученического коллектива;
2) проанализируйте возможности данных методик для комплексного изучения ученического коллектива;
4) используя предложенные методики, проведите исследование ученического коллектива по определенным параметрам;
5) составьте характеристику ученического коллектива наблюдаемого Вами класса.
Ожидаемый результат. В результате выполнения задания Вы овладеваете следующими компетенциями:
Общепрофессиональными (ОПК):
ОПК-3 – владение основами речевой профессиональной культуры;
ОПК-4 – способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
Профессиональными (ПК):
ПК-3 – способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.
ПК-5 – готовность включаться во взаимодействие с коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.
Методическая подсказка
Методика «Социометрия»
Цель – установить уровень взаимности межличностных отношений в ученическом коллективе.
Инструкция по проведению методики. Предложите ученикам заполнить бланк социометрии, в котором школьники отвечают на предложенные вопросы. Объясните учащимся, что необходимо проводить выбор из учащихся только своего класса. На каждый вопрос указать только трех учащихся в порядке предпочтения.
Помните!!! При проведении социометрического опроса и анализе его результатов Вы обязаны обеспечить анонимность опроса.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|