Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Словарь основных понятий. Анализ –мысленное или фактическое разделение предмета, объекта или явления на части с целью обнаружения ранее неизвестных его свойств и качеств




 

Анализ – мысленное или фактическое разделение предмета, объекта или явления на части с целью обнаружения ранее неизвестных его свойств и качеств. Начальный этап педагогического исследования, в результате которого осуществляется переход от общего описания объекта, процесса, явления к выявлению его внутреннего состава, частей, элементов.

Анкета – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемыми по указанным в нём правилам.

Анкетирование – метод получения информации, основанный на опросе людей для получения сведений о фактическом положении вещей (например, мнений и отношений различных групп учащихся и учителей о различных сторонах учебно-воспитательного процесса, методе обучения).

Базисный учебный план – основной государственный нормативный документ, утверждённый как часть государственного образовательного стандарта для определённого типа учебных учреждений, включает полный набор учебных дисциплин (с указанием количества времени на их изучение), обязательных для изучения на определенном этапе получения образования.

Беседа – метод получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации исследователя и респондента, отвечающего на вопросы, предусмотренные программой исследования.

Взаимодействие – это реальная связь между людьми в коллективах и социальных группах, возникающая в ходе совместной деятельности. Оно охватывает круг явлений, обуславливающих деловую интеграцию членов коллектива, согласование их активности и делающих коллектив единым целым.

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).

Диагностика – деятельность по установлению и изучению признаков, характеризующих состояние каких-либо систем, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы.

Диагностика педагогическая – процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в развитии, общении, а также эффективности функционирования и развития систем, технологий, методик, педагогических проектов.

Дифференциация образования – обеспечение многообразия школ и права ребёнка на выбор образования, на его индивидуализацию и личностную ориентированность, на выбор индивидуальных образовательных траекторий для удовлетворения интересов, склонностей и способностей личности, что требует максимального разнообразия образовательных условий и педагогических подходов, опирается на многообразие учебных заведений, программ, учебников, учебных пособий, в том числе и разноуровневых, обеспечивает создание рынка образовательных товаров и услуг.

Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованной в печати или прочитанный в аудитории.

Дополнительное образование – составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействию личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Доступность обучения – дидактический принцип, предполагающий учёт уровня подготовки учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей при разработке программ, учебников и методов обучения.

Замысел исследования – основная концептуальная идея, разработанная под неё стратегия научного поиска и план действий исследователя.

Знание – теоретическое:совокупность фундаментальных сведений, полученных в ходе научного познания и исследования педагогической действительности и выраженных в форме принципов, закономерностей, моделей и теорий; эмпирическое: совокупность научных фактов о педагогической реальности, полученных в ходе применения эмпирических методов исследования (наблюдение, беседа, опытная работа, эксперимент и др.

Изучение документов – метод получения первичной информации на ранних стадиях исследования для предварительного знакомства с объектом. Различают традиционные и формализованные методы изучения документов. Традиционные методы основаны на понимании документа, соответствии языка документа семиотическому уровню исследователя, на его общей интуиции и культуре, практической ориентации. Формализованные методы главным образом связаны с разработкой особого приема, называемого контент-анализом (или анализом содержания).

Изучение литературы – один из наиболее широко распространенных методов получения первичной информации на ранних стадиях исследования для предварительного знакомства с объектом.

Индивидуализация образования – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся в рамках общих задач и содержания обучения. Индивидуализация обучения может осуществляться через индивидуальные и групповые задания, широкие возможности открываются в связи с использованием в процессе обучения компьютерной техники.

Индивидуальный образовательный маршрут ученика – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая позицию ученика как субъекта выбора, субъекта разработки, субъекта реализации образовательной программы при осуществлении учителем педагогической поддержки по самоопределению и самореализации.

Индукция и дедукция – методы научного познания, связанные между собой как анализ и синтез. Под индукцией в широком смысле понимается совокупность эмпирических приемов и методов перехода от известного к неизвестному, обобщения, анализа фактов, опирающихся на практику, эксперимент, наблюдение. Это – форма движения познания от эмпирического к теоретическому уровню, путь выведения гипотетических заключений из известных утверждений. Дедукция – процесс выведения утверждения из одного или нескольких других утверждений на основе законов и правил логики, переход от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям.

Интервью – метод получения информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. В зависимости от цели опроса различают документальное интервью, когда опрос участников или свидетелей ведется с целью воспроизводства прошлых фактов; интервью мнений и отношений, когда с помощью интервью пытаются установить мнение и отношение людей к происходящим событиям или явлениям социальной действительности. По форме вопросов: формализованное (стандартизированное), неформализованное (не стандартизованное).

Информационная образовательная среда – образовательная среда, базирующаяся на широком использовании информационных технологий. Сложная система, включающая следующие главные компоненты: интеллектуальные, культурные, программно-методические ресурсы, содержащие знания и технологии работы с ними (поиск, хранение, обработка, применение), зафиксированные на соответствующих носителях информации; организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие среды в ходе образовательного процесса; средства коммуникационных технологий, обеспечивающих взаимодействие субъектов образовательного процесса и открывающие доступ к ресурсам среды.

Исследование научное педагогическое – процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Ключевые компетенции – базовые (универсальные, надпредметные) компетенции, в мировой образовательной практике представлена преимущественно следующая их структура: компетенции в сфере познавательной деятельности; компетенции в сере общественной деятельности; компетенции в сфере трудовой деятельности; компетенции в бытовой сфере; компетенции в сфере культурной деятельности.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результатах обучения, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Компетентность – 1) личные возможности должностного лица и его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому, благодаря наличию у него определенных знаний, навыков; 2)уровень подготовленности для деятельности в определенной сфере, степень овладения знаниями, способами деятельности, необходимыми для принятия верных и эффективных решений.

Компетенция – 1) совокупность полномочий (прав и обязанно­стей) государственных органов или должностных лиц, определяющих границы правомочий в процессе осуществления ими своих функций; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обла­дает познаниями, опытом.

Контент-анализ – формализованный метод анализа содержания документов с помощью математических средств. Включает несколько последовательных действий: выделения единиц анализа; поиск их индикаторов в тексте; подсчет и статистическую обработку частоты употребления определенного понятия.

Личностные образовательные достижения учащихся – 1) решенная личностно значимая проблема; 2) достижения школьников в образовательном процессе, складывающиеся из следующих компонентов: академическая успеваемость, фонд умений (в первую очередь – коммуникативные), познавательная творческая активность и личные социальные достижения внутри и вне школы, зафиксированные каким-либо документом.

Личностный смысл образования – это смысл учебной деятельности, которым руководствуется ученик. Его значение является средством связи человека с реальностью.

Метапознавательные навыки – общеучебные умения и навыки (синоним: универсальные учебные действия). К ним относят: задавание вопросов; формулирование гипотез, определение целей и параметров задачи, связь данной задачи с предшествующей работой; планирование: выбор тактики, разделение задачи или проблемы на компоненты, определение необходимых физических или умственных действий; предвидение последствий того или иного действия или события; постоянный контроль за своей текущей деятельностью и анализ с точки зрения правильности; пересмотр: возможное перепланирование и включение пересмотренных целей; самопроверка результатов собственных действий. По мере приобретения метапозпавательных навыков обучаемые с большей степенью ответственности берут под контроль свое когнитивное и социальное развитие, и оно приобретает характер саморегулируемого процесса. В настоящее время формирование метапознавательных навыков становится центральной задачей любого обучения.

Метод исследования – способ, неотъемлемая часть любого исследования, кратчайший путь, определяющий ход и результативность исследования, формы организации работы, общую методологическую ориентацию автора. В философском смысле под методом понимаются научные теории, проверенные практикой.

Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, обладающих субъективной новизной и имеющих практическую значимость. Метод возник во второй половине XIX века в США, в 20-х гг. XX века получил распространение в советской школе. В настоящее время вновь активно используется как способ творческого саморазвития личности.

Моделирование – теоретический метод исследования процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей.

Мониторинг педагогический – длительное наблюдение за состоянием обучения и воспитания и управление этими процессами путем своевременного информирования участников о возможном наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций.

Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения.

Наблюдение – целенаправленный и планомерный процесс сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем воспитательных процессов или явлений. Позволяет получать данные, необходимые для дальнейших теоретических построений и их последующей проверки на опыте.

Навык – действие, доведенное до автоматизма, которое формируется путем многократного повторения.

Научно-педагогическая экспедиция – метод педагогического исследования, который позволяет получить информацию для глубокого и всестороннего изучения учебно-воспитательной работы с учащимися на местах – в массовой школе, в условиях, максимально приближающихся к реальности.

Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в государственных стандартах образования.

Обобщение передового опыта – специфический для педагогики метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, рождающихся в творческом поиске педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Объектом изучения может быть массовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и ошибок), передовой опыт.

Образовательная программа – 1) документ, определяющий содержание образования определённого уровня и направленности; в Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на следующие типы: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные); 2) индивидуальный маршрут достижения образовательного стандарта учащимся.

Общеобразовательные программы – образовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным программам относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

Объект исследования (в педагогике) – часть педагогической действительности, на которую направлен процесс научного познания, изучения, объяснения или преобразования с применением научных методов.

Отметка – балл и ранг по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени её успешности.

Оценка – суждение о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ, имеющий целью стимулировать повышение качества образования учащихся.

Педагогическая задача – цель, к которой стремится педагог, и способ её достижения. Различаются два типа педагогических задач: собственно педагогические задачи, когда речь идет о переводе учащегося на более высокий уровень обученности, воспитанности или развитости, и функционально педагогические задачи, когда задается способ или форма достижения поставленной цели.

Педагогическая ситуация – 1) совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе; 2) кратковременное взаимодействие учителя с учеником (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

Педагогический консилиум – разновидность экспертной оценки, полученной на основе коллективного обсуждения результатов изучения воспитанности школьников по определенной программе и по единым признакам.

Понятийный аппарат исследования – научно обоснованный отбор и выстроенный ряд педагогических понятий, логика которого соответствует замыслу исследования и раскрывает предмет исследования в наиболеё обобщенном виде.

Портфолио – 1) учебное портфолио – система оценивания личностных достижений учащихся, при которой организуется накопление, отбор и анализ образцов и продуктов учебно-познавательной деятель­ности ученика, соответствующих информационных материалов из внешних источников (от учителей, одноклассников, родителей, общественности и др.), различных документов (грамот, сертификатов, дипломов и т.п.); 2) портфолио как способ профессионального развития – систематизация опыта и знаний, накапливаемых специалистом путём сбора самой разнообраз­ной информации и материалов, отражающих его деятельность, позволяющая эффективнее определить направления развития специа­листа, облегчить консультирование со стороны более квалифицированных специалистов и администрации, дать объективную оценку его профессионального уровня.

Потребности – нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человеческой личности, общества в целом. Потребности делятся на биологические и социальные, которые зависят от уровня экономики и культуры. Удовлетворение потребностей происходит в результате целенаправленной деятельности. Воспитание потребностей является одной из центральных задач становления личности.

Практическая значимость исследования – значение полученных результатов исследования для совершенствования и преобразования педагогической практики.

Проблема педагогическая – формулировка педагогом противоречия, возникшего в конкретной педагогической ситуации, и осознание невозможности его разрешения средствами наличного в педагогической науке знания и существующего на практике педагогического опыта.

Прогноз – научное предсказание хода или результатов каких-либо событий, процессов.

Прогнозирование – деятельность педагога, направленная на раскрытие черт и особенностей процессов будущего развития личности воспитанника и ожидаемых от них следствий, указание на путь и условия осуществления предвидения.

Программа исследования (реализация проекта) предписание:что, как, кому, в какой последовательности делать для реализации целей исследования (проекта), сколько и каких надо затратить ресурсов для этого, какой получится результат и как его оценить.

Проект педагогический -разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.

Проектирование – деятельность педагога, направленная на создание проектов новых учебных пла­нов, лабораторий и студий, новых образовательных программ и т.п.

Профессиональная «Я»-концепция – представление личности о себе как о профессионале.

Профессиональная компетентность – интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальной профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Результат образовательного процесса – изменения в знаниях, способностях, отношениях, ценностных ориентациях, физическом состоянии учащихся и воспитанников, произошедшие в ходе педагогического процесса.

Рейтинговая система – накопительная система оценивания, котораяосновывается на интегральной (суммарной) оценке результатов всех видов учебной деятельности обучающихся в течение семестра.

Рефлексия – (от латинского reflexio – обращение назад) способность человека осмыслить собственный опыт с целью прийти к собственному пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и ценностные отношения.

Рефлексия педагогическая – способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, другие люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе педагогического общения.

Самоанализ – изучение учителем состояния, результатов своей собственной учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся.

Самообразование – специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение профессиональной квалификации.

Самооценка – это представление о самом себе, о своих личных качествах в сопоставлении с качествами других людей. В самооценке выражено отношение человека к этим качествам.

Саморазвитие – процесс обогащения деятельностных способностей и иных личностных качеств человека в ходе различных видов его целесообразной деятельности, основанием которой служит распредмечивание (присвоение) социального опыта и достижений культуры, воплощенных в реалиях, вовлекаемых в процесс той или иной деятельности.

Сотрудничество в обучении – совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителей, построенная на демократических принципах, ориентированная на достижение осознаваемых, личностно значимых целей как учениками, так и учителями.

Социализация – процесс становления личности в системе социальных норм и ценностей, на основе которых формируются её качества.

Становление – приобретение новых признаков и форм в процессе развития; процесс приближения к определенному состоянию. Можно говорить о становлении характера, личности, мышления.

Субъекты образовательной среды – активные деятели образовательного процесса, например, в школе главными субъектами являются ученики, их родители, учителя.

Творческая деятельность – поиск и воплощение нестандартных решений в быстро изменяющихся образовательных ситуациях, содержащих элементы новизны и индивидуального стиля творца.

Тема исследования – основное содержание предмета педагогического исследования.

Тестирование – объективная и стандартизованная процедура испытаний, которым подвергается человек, специфический инструмент для оценивания: 1) психологических качеств личности, 2) учебных достижений учащихся.

Умение – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Уровень образованности – качество личности, характеризующее способность личности решать задачи различного характера (познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности), опираясь на освоенный социальный опыт.

Уровень притязаний личности – 1) установка личности на определенный статус, успех, результат деятельности, находящаяся в зависимости от уровня самооценки личности; 2) степень сложности задач, выбираемых человеком, уровень трудности целей, на достижение которых претендует индивид; 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).Снижение трудности избираемой цели после успеха или её повышение после неудачи (атипичиое изменение уровня притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.

Учебная программа – нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умении, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету, логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов. Могут быть: типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные. Концентрический способ построения учебной программы – отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне (например, концентр 10, концентр 100 и т. д.). Линейное построение учебной программы – отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев: содержание знания передается один раз в определенной логике.

Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.

Учебный план – нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года. Принципы составления учебного плана: предметность, возрастной подход, разностороннее развитие личности и полноценное представление культуры, преемственность, сочетание обязательности и вариативности, оптимальная система расположения учебных предметов по годам обучения.

Учебный предмет – педагогически адаптированная система знаний и умений из какой-либо отдельной области науки и соответствующей ей действительности по усвоению и использованию этих знаний и умений.

Целеполагание – процесс порождения целей в деятельности человека; сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Цель исследования – это сформулированный в общем виде желаемый результат, который будет получен в ходе вашего исследования: теоретический и практический.

Ценностные ориентации – 1) избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении; 2) способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

Эксперимент педагогический – общенаучный метод познания, позволяющий получить новые знания о причинно-следственных отношениях между педагогическими факторами, условиями, процессами за счет планомерного манипулирования одной или несколькими переменными (факторами) и регистрации соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта или системы. Сущность педагогического эксперимента характеризуется целенаправленным внесением принципиально важных изменений в ход педагогического процесса в соответствии с задачей исследования и его гипотезой.

Этапы исследования – отдельные целостные моменты в процессе решения задач исследования, каждый из которых имеет свою специфику в содержании, методах и характере деятельности, их совокупность и раскрывает маршрут движения исследователя на пути достижения цели.

«Я»-концепция личности – устойчивая, осознаваемая и переживаемая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое поведение.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных