ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные парадигмы тренинговГРУППА Основы работы. Тренинг. Диагностика
Третье издание.
Ханты-Мансийск, 2011
Крупным планом – ГРУППА. Методический сборник для кураторов групп. Серия «Институт кураторства»/ Под редакцией канд. пед. наук А.С. Вартаняна. Третье издание. - Ханты-Мансийск, Югорский Государственный Университет, 2011.
Автор-составитель: начальник отдела по работе со студентами А.Н.Козырева
Друзья!
На сегодняшний день тренинг, как форма работы признан наиболее эффективной и по усваемости материала, и по той внутренней работе, которая ведется каждым участником тренинга и группой в целом. Это увлекательный процесс взаимодействия, помогающий открыть новые возможности личности, расширить жизненный опыт, выработать наиболее эффективные стратегии поведения. В плане формирования коллектива или команды тренинг – единственная активная форма обучения, позволяющая за короткий отрезок времени достичь высокого уровня сплоченности группы, навыков совместного принятия решений и разрешения проблемных ситуации. Введение в практику воспитательной деятельности в ВУЗе тренинговой работы позволяет не только обучать и выпускать высококвалифицированных специалистов, но и людей, умеющих работать в коллективе, умеющих вести за собой группу к достижению поставленных целей. Это поднимает престиж, выпускаемого специалиста, и имидж ВУЗа, уделяющего внимание не только учебному процессу, но и становлению профессионала как личности, как ответственного, творческого человека с твердой активной жизненной позицией. Этот методический сборник является первым в серии «Институт Кураторства». Мы издаем его уже в третий раз, что свидетельствует о востребованности данного издания.. Надеемся, что новый формат сборника и представленный здесь материал поможет в Вашей работе, и проявит интерес к более глубокому исследованию форм работы с молодежью. С уважением, Анна Коз
ГЛАВА 1. Основы работы. ЧТО ТАКОЕ ТРЕНИНГ? Психологический термин «тренинг» происходит от английского «to train» - обучать, тренировать, дрессировать. Человек усваивает информацию быстрее, если обучение происходит интерактивно, когда он имеет возможность вместе с получением информации, уточнять и прояснять для себя неясные моменты, задавать вопросы, и тут же закреплять полученные знания на практике, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а само обучение становится легче, доступнее и интереснее. Основой тренинга является приобретение собственного опыта участниками. Именно поэтому, такая форма работы признана наиболее эффективной в работе с группой. Неформальную обстановку на тренинге задает ведущий. Он общается с участниками на равных, он такой же, как и все присутствующие, он – часть группы. Он вместе с группой устанавливает правила работы, ведет группу к поставленной цели. Но при этом, ведущий занимает нейтральную позицию в обсуждениях и выполнении заданий. Он катализатор процесса, предлагающий условия для раскрытия участников.
Еще одной особенностью тренинга, является расположение участников. Это круг, или тренинговый круг. Такое расположение участников обязательно по нескольким причинам:
И все же главное отличие тренинга от лекции – это количество охватываемых человек. Если на лекции за один час можно прочитать достаточной большой объем материала и на большую аудиторию, то на тренинге за это время обсудить проблему с таким же количеством человек невозможно. Здесь идет работа, направленная на каждого человека, необходимо дать возможность каждому высказаться, услышать мнения и отработать навыки.
Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие специфические черты тренинговой работы: · Соблюдение ряда принципов групповой работы; · Наличие более или менее постоянной группы, действующей в определенный отрезок времени; · Определенная пространственная организация (круг) · Акцент на взаимоотношениях участников (принцип «здесь и сейчас»); · Применение активных методов групповой работы; · Выражение и рефлексия субъективных чувств и эмоций членов группы, относительно происходящего и друг друга; · Атмосфера раскованности и свободы общения, климат психологической безопасности.
Но и тренинги тоже бывают разные. Разные по своим решаемым задачам, по составу участников, по целеполаганию и т.п. Давайте познакомимся с различными классификациями.
основные парадигмы тренингов (Вачков, 1999)
1. Тренинг, как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные навыки поведения, а при помощи отрицательного - «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;
2. Тренинг, как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения.
3. Тренинг, как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических или других знаний, а так же развитие навыков и умений.
4. Тренинг, как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных проблемных ситуаций.
Четыре вида групп, в зависимости от решаемых задач (Смид,1999):
1. Рабочие. Такие группы создаются специально для решения какой-либо конкретной, не психологической задачи, например оргкомитет. Количество в данном случае определяют все заинтересованные лица. Время отводиться столько, сколько необходимо для решения поставленной задачи. Роль ведущего в такой группе сводится к управлению конфликтов, стимулированию мозгового штурма, четкое ведение группы к цели и принятие решений.
2. Обучающие группы. В основе работы такой группы лежит обучение конкретным психологическим навыкам, с целью профилактики. Содержанием работы является конкретная сфера знаний и конкретные социальные навыки. Количество участников так же неограниченно, но более эффективна работа в группе не более 20-25 человек. Основная роль ведущего – трансляция знаний и организация процесса познания
3. Консультационные группы. Цель данной группы – решение психологических проблем через организацию взаимодействия участников. Средством достижения цели в данном случае становится эмоциональное погружение. Количество участников – 12-14 человек, постоянно работающих на протяжении 3-6 месяцев. В работе такой группы актуальным становится принцип конфиденциальности, так как работа ведется с личными проблемами участников. Вести такую группы должны профессиональные психологи, прошедшие специальную подготовку.
4. Психотерапевтические группы. Цель работы такой группы – глубинные личностные изменения, через эмоциональное погружение. Как и в предыдущем виде групп, количество участников не более 14-15, но работать они могут не ограниченное время. Ведущим являются профессиональные психотерапевты.
В данном методическом сборнике, мы с вами будем рассматривать работу обучающей группы, тренинг, как активную форму обучения, передачу необходимых знаний и отработки необходимых навыков поведения, проводимой в игровой форме.
КТО ТАКОЙ ТРЕНЕР?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|