Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фильмы о подвиге народа в Великой Отечественной войне




Освободительные войны, которые вела Россия на протяжении всей своей истории, всегда выдвигали из среды народа героев, покрывших себя неувядаемой славой борцов за свободу и национальную независимость своей Родины. Однако никогда еще героизм не принимал такого массового характера, как в годы Отечественной войны. Именно этот массовый характер советского героизма и стремились прежде всего показать в своих произведениях мастера советской литературы и искусства. Наиболее значительным кинопроизведением первых послевоенных лет является фильм «Молодая гвардия», поставленный в 1948 году С. Герасимовым по одноименному роману А. Фадеева. В этом фильме создан героический образ легендарной подпольной организации комсомольцев города Краснодона. На примере «Молодой гвардии» можно особенно наглядно (лучше, чем на других фильмах о молодежи в годы войны) проследить, насколько закономерно и органично сочетается в социалистическом искусстве реализм с революционной романтикой. Роман Фадеева заключал в себе богатейший материал; живые и разнообразные характеры героических юношей и девушек нарисованы писателем с искренней теплотой, с большой любовью. Правдиво раскрыты в романе высокие моральные качества молодогвардейцев и показано, что глубокое чувство любви к Родине и столь же глубокая ненависть к врагу воспитаны у советской молодежи комсомолом, школой, семьей, Коммунистической партией.

К экранизации романа С. Герасимов подошел и как художник и как историк. Он вместе с группой выезжал в Краснодон, изучал исторический материал, подробности из жизни героев по устным свидетельствам их родных и близких людей. В начальных частях фильма постановщик показал связь молодогвардейцев с большевистским подпольем, осуществляющим общее руководство партизанской борьбой. Руководящая и направляющая роль партии олицетворяется в фильме в образе секретаря обкома Проценко. С первых же эпизодов мы видим энергичную деятельность Проценко по эвакуации населения и промышленного оборудования, по созданию сети подпольных организаций. Артист создал обобщающий образ партийного руководителя.
В Проценко мы ощущаем большую силу воли, собранность и одновременно открытую сердечность человека, который понимает душевное состояние молодых людей, умеет в минуты испытаний поддержать их, пробудить и укрепить в них уверенность в себе. Героичность образов молодогвардейцев потребовала яркой и выразительной речи, патетичной интонации. С экрана звучали действительно героические слова, но они, как правило, произносились актерами сдержанно, без напыщенности и патетики. В этой сдержанности мы чувствуем большую внутреннюю силу героев, их волевую собранность, идейную убежденность. Создавая ощущение большой жизненной правды, манера актерской игры, которой добивался С. Герасимов, значительно усиливала поэтическое звучание фильма. В фильме «Молодая гвардия»
С. Герасимову и оператору В. Раппопорту удалось достоверно передать атмосферу войны, суровость обстановки, в которой боролись молодогвардейцы. Это видно и в сцене тревожного ночного празднования молодогвардейцами годовщины Октябрьской революции, и в кадрах, воссоздающих вступление фашистов в Краснодон, и в ряде других эпизодов, где тщательно продуманные вторые планы и шумовые эффекты позволяют почувствовать драму оккупированного города. Усилению драматического накала немало способствует монтаж фильма. Особенно выразителен в этом отношении параллельный монтаж сцен поджога биржи и концерта в клубе, представляющих собой кульминацию деятельности молодогвардейцев и одновременно преддверие их трагедии. В фильме «Молодая гвардия» снимались студенты ВГИКа. Как уже говорилось, режиссер вместе с актерами выезжал в Краснодон, где на месте изучались факты и документы, а исполнители ролей встречались с родными и друзьями молодогвардейцев. До начала съемок сценарий был воплощен на сцене Театра-студии киноактера. В связи с этим постановка фильма С. Герасимова имела большое педагогическое значение. Она стала творческой лабораторией, в которой изучался и проверялся метод подготовки и воспитания актеров, утверждаемый этим мастером кино во ВГИКе.

Фильм А. Столпера «Повесть о настоящем человеке» (1948) явился экранизацией одноименного романа Б. Полевого (сценарий М. Смирновой). Основной в фильме стала тема несгибаемого мужества и упорства советского человека в борьбе с врагами Родины.

Исполнитель роли Мересьева П. Кадочников при внешней скованности движений, обусловленной физическим состоянием героя, овладевает вниманием зрителя передачей тончайших оттенков переживаний летчика. О физической боли Мересьева мы узнаем только в начале фильма, в последующем же действии на первый план выступает владеющая героем мысль, которая заставляет его преодолевать страдания, которая становится основной: «А все-таки не плен, все-таки не плен! Только бы дойти до своих!» Превосходно снятые оператором
М. Магидсоном портреты позволяют нам проникнуть во внутренний мир героя, ощутить его мысли и переживания. Одна из важнейших тем фильма – воспитательная роль Коммунистической партии – воплощается здесь в образе комиссара Воробьева. Н. Охлопков создал обаятельный образ большевика, человека высоких душевных качеств и большой мудрости.

В картине «Константин Заслонов» (1949) авторы фильма – сценарист А. Мовзон, режиссеры-постановщики А. Файнциммер и В. Корш-Саблин показали, что за небольшой группой подпольщиков стояло мощное движение белорусского партизанского края. В исполнении артиста В. Дружникова Заслонов простой, скромный советский человек, каких миллионы; вместе с тем он энергичен, решителен, обладает талантом организатора, умеет вдохновить людей. Драматизм ситуации строится на необходимости маскировать истинное свое лицо, вести двойную игру. Запоминаются в фильме образы рабочего Шурмина (В. Дорофеев), Докутовича (В. Балашов). Менее удались авторам картины образы оккупантов, они показаны лишь внешне, плакатно. Постановщиков фильма следует упрекнуть и в излишнем увлечении батальными сценами за счет раскрытия внутреннего мира героев, что снизило художественную ценность этого патриотического фильма.

В рассматриваемый период мастера советской кинематографии создали несколько так называемых художественно-документальных фильмов. Их персонажи, представляя собой реальных исторических героев, являются участниками конкретных стратегических операций, известных из истории войны. К числу таких фильмов относятся «Сталинградская битва» и «Падение Берлина».

Следует отметить, что на этих фильмах особенно сильно сказалось отрицательное влияние культа личности Сталина. Именно поэтому в них слабо разработаны образы рядовых героев войны. Народ, армия представлены здесь лишь как фон, на котором развиваются действия и поступки отдельного лица

Особенно явственно сказалось влияние культа личности в фильме «Падение Берлина» режиссера М. Чиаурели. Из числа фильмов о войне следует выделить как наиболее удачную картину «Третий удар». Фильм «Третий удар» (1948) поставлен по сценарию А. Первенцева режиссером И. Савченко. В нем с документальной точностью воспроизведена операция войск Четвертого Украинского фронта совместно с Отдельной Приморской армией по уничтожению в апреле – мае 1944 года 17-й немецкой армии. Кульминационным пунктом в сюжете картины являются штурм и взятие нашими войсками Сапун-горы.

В годы войны, а иногда и после нее наши победы изображались в кинофильмах нередко как победы легкие, одержанные над неумным и слабым врагом. Создатели фильма «Третий удар» не преуменьшили трудности, которые пришлось преодолеть Советской Армии при овладении Крымом, они показали, с каким упорным сопротивлением гитлеровцев столкнулись здесь наши бойцы. «Третий удар» наглядно свидетельствует, как далеко шагнула после войны постановочная техника советской кинематографии, насколько обогатились ее изобразительные средства. Создатели фильма проявили много творческой изобретательности и выдумки. Точные движения съемочного аппарата (оператор М. Кириллов), смелое применение ракурсов, комбинированные съемки и выразительный монтаж позволили зрителю увидеть картины боя с различных точек зрения и как бы самому принять в нем участие. С точки зрения показа батальных эпизодов изобразительное решение фильма было новым словом в нашем кино.

Еще в историческом фильме «Богдан Хмельницкий» ярко проявился индивидуальный художественный стиль И. Савченко, его стремление сочетать широту батальных сцен с глубоким проникновением в человеческий характер. Это сочетание обнаруживается и в «Третьем ударе».

Наряду с историческими лицами – Сталиным (А. Дикий), Ворошиловым (Н. Боголюбов), Василевским (Ю. Шуйский), Толбухиным (В. Станицын), Захаровым (С. Блинников) – здесь действуют и вымышленные герои: матрос Чмыга (М. Бернес), солдат Файзиев (Л. Файзиев) и другие. М. Бернес создал запоминающийся образ бывалого советского матроса. Это человек большого мужества и отваги, истинно народной смекалки. В кинокартине «Третий удар» с сатирической остротой показаны раздирающие вражеский лагерь противоречия между немецкими генералами и командованием войск сателлитов. Среди фигур, представляющих стан фашистов, наиболее удачен образ Енекке. В исполнении артиста М. Астангова этот «лучший сапер Германии» крайне высокомерен, нагл, хвастлив и честолюбив. С. Мартинсону не удалось внести чего-либо нового в трактовку образа Гитлера по сравнению с другими военными фильмами. Гитлер изображен здесь в эксцентрических тонах и представлен только как фанатик и маньяк.

Большой интерес среди картин военной тематики представляет фильм «Звезда» (1949), поставленный режиссером А. Ивановым по одноименной повести Э. Казакевича. Это произведение написано по живым впечатлениям войны. Оно приковывает интерес читателя остротой жизненных ситуаций, в которых оказываются мужественные и отважные герои, психологической тонкостью и лиризмом в обрисовке характеров. Фильм «Звезда», в общем, стоит на уровне литературного первоисточника. В фильме, как и в повести, трогательно рассказано о любви радистки Кати и лейтенанта Травкина. Особенно запоминается сцена, когда Катя после долгих бессонных ночей, проведенных у радиоаппарата в надежде услышать позывные «Звезды», стоит ночью у входа в блиндаж. В этой сцене нет слов. Но и без них ясен ее смысл: измученная Катя поняла, что Травкин и его группа разведчиков погибли. Финал фильма значительно отличался от литературного источника. Читатель повести, закрыв книгу, понимал, что разведчики погибли. В финале фильма они совершенно неожиданно, вопреки логике событий, происходивших несколько минут назад, проходят перед зрителями улыбающиеся и невредимые. Завершая фильм этими кадрами, авторы хотели символически выразить мысль о силе и непобедимости Советской Армии. Но символа не получилось. Зритель не поверил новому экранному решению.

И все же кинофильм «Звезда» по глубине проникновения во внутренний мир героев, по суровой правде изображения фронтовых будней может считаться предвестником того нового поворота в художественном отображении на экране событий Великой Отечественной войны, который более полно сказался несколько позднее в кинофильмах «Солдаты», «Брестская крепость», «Живые и мертвые». Героизм советских людей, проявившийся с особой силой на фронтах войны и в тылу врага, был запечатлен не только в кинопроизведениях биографического и эпического характера, о которых говорилось выше, но и в фильмах других жанров, в частности в кинокартинах приключенческих, пользующихся у зрителей большим вниманием и любовью.

Лучшие приключенческие фильмы рассматриваемого периода – это «Подвиг разведчика» (1947), поставленный на Киевской киностудии режиссером Б. Барнетом по сценарию
М. Блеймана, К. Исаева и М. Маклярского, и «Смелые люди» (1950), созданный на киностудии «Мосфильм» режиссером К. Юдиным по сценарию М. Вольпина и Н. Эрдмана. В основу сюжета «Подвиг разведчика» положены подлинные факты. Главный герой картины – майор Федотов
(П. Кадочников), прообразом которого был известный советский разведчик Кузнецов. Приключения Федотова, вступившего в острый поединок с матерым немецким разведчиком генералом фон Руммельсбургом (М. Романов), вызывают захватывающий интерес. Увлекательный сюжет сочетается в фильме с глубокой психологической разработкой образа Федотова. В фильме «Смелые люди» удачно соединяется острая напряженная фабула с комедийными и лирическими эпизодами. Герои фильма – скромные советские люди, чья мирная жизнь была нарушена вероломным нападением фашистов. Искреннюю симпатию вызывают смелые и изобретательные действия молодого табунщика Васи Говорухина (С. Гурзо), юмор старого наездника Воронова
(А. Грибов). В яркой гротесковой манере сыграли Р. Плятт и Г. Шпигель роли незадачливых фашистских вояк. Оба названных фильма имели большой успех. Они приковывали внимание зрителя не только увлекательным сюжетом, но и правдивыми реалистическими образами советских людей. И в этом заслуга не только авторов сценариев и постановщиков, но и талантливых актеров, заставивших зрителя полюбить своих героев.

Фильмы о Великой Отечественной войне, выпущенные в первые послевоенные годы, были разнообразны по своему материалу, темам и жанрам. Существенно, что во многих из них фигурировали герои, имевшие реальных прототипов. Естественно, что перед художниками, приступившими к изображению подлинных героев Великой Отечественной войны, возникла серьезная проблема: нужно было искусно сочетать документальность с художественностью – «поднять чистый художественный образ героя сегодняшнего дня, а не волочить его по земле, по ухабам и рытвинам бытовой натуралистики со всеми бессмысленно фотографическими подробностями» (А. Довженко).

Поэтический строй и романтическая интонация в кинопроизведениях о славных героических делах наших людей, которые были свойственны многим фильмам, как нельзя лучше помогли отразить на экране духовный облик советского человека, его горячую любовь к жизни, веру в будущее, его созидательную активность.

 

.

 

 


10. Советский биографический фильм 40-х – 50-х годов

Историко-биографические фильмы

Использование опыта исторических фильмов 30-х годов.'

«Адмирал Нахимов» (1947, авт. сцен. И.Луковский, реж. В.Пудовкин). История постановки. Нахимов в исполнении А.Дикого. Высокая изобразительная культура фильма (опер. А.Головня, Т.Лобова, худ. В.Егоров, А.Вайсфельд). «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы» (1953, авт. сцен. А.Штейн, реж. М.Ромм).

«Алишер Навои» (1948, авт. сцен. А.Спешнев, И.Султанов, С.Уйгун и В.Шкловский, реж. К.Ярматов). Образ гениального ученого, поэта и государственного деятеля в исполнении Р.Хамраева. Исторический и национальный колорит эпохи в изобразительном решении фильма (худ. В.Еремян, опер. М.Краснянский).

«Мичурин» (1949, авт. сцен, и реж. А.Довженко, опер. Л.Косматое, Ю.Кун, худ. М.Богданов, Г.Мясников). Первоначальный авторкий замысел. Сценарий А.Довженко. «Жизнь в цвету» как «поэма о творчестве». Мичурина в исполнении Г.Белова и тема драматизма творческого поиска. Образ природы в художественной структуре фильма. Драматургическая роль цвета. Многочисленные переработки сценария и фильма по требованию идеологического руководства.

«Академик Иван Павлов» (1949, авт. сцен. М.Папава, реж. Г.Рошаль). Включение в драматургическую композицию научного материала. И.П.Павлов в исполнении А.Борисова. «Выпрямление» личности и жизненного пути великого ученого.

«Мусоргский» (1950, авт. сцен. А.Абрамова и Г.Рошаль, реж. Г.Рошаль). Мусоргский в исполнении А.Борисова. Музыка в фильме (комп. Д.Кабалевский). Упрощенность истолкования жизненной драмы Мусоргского. Иллюстративность в изображении творческого процесса и образов соратников композитора.

«Тарас Шевченко» (1951, авт. сцен, и реж. И.Савченко). Шевченко в исполнении С.Бондарчука. Драматизм и кинематографическая выразительность эпизодов пребывания поэта в Аральской ссылке. Мастерство режиссера. Выразительность формы (опер. А.Кальцатый, Д.Демуцкий, И.Шеккер, худ. Л.Шенгелия, Б.Немечек). Иллюстративность и схематизм петербургских и украинских эпизодов.

Культурно-познавательное и эстетическое значение лучших историко-биографических фильмов, их патриотическое звучание. Иллюстративность, дидактика, модернизация истории, ориентация на драматургические штампы во многих историко-биографических картинах.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных