ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Предмет административного права. Понятие исполнительной власти, государственного управленияПредметом административного права являются нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления исполнительной власти, государственной управленческой деятельности Понятие «исполнительная власть» используется в законодательстве Республики Беларусь лишь с конца 1990-х гг., а с принятием Конституции Республики Беларусь (1994 г.) оно получило конституционно-правовое утверждение. Исполнительная власть представляет один из видов, подсистему единой государственной власти, которая осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Следует различать исполнительную власть в непосредственном, конституционно-правовом смысле как одну из ветвей власти и исполнительную власть в широком смысле как функционально-компетенционную категорию, выражающуюся в реализации государственной власти посредством правоприменительной, исполнительной деятельности. Исполнительная власть в конституционно-правовом смысле как одна из ветвей власти самостоятельна, не зависит от других ветвей власти. Они не вправе ни подменять исполнительную власть, ни вмешиваться в ее деятельность. Особенности исполнительной власти (в широком смысле) как специфического властеотношения выражаются в том, что они возникают в общегосударственном масштабе в связи с осуществлением государственной функции правоприменительного 158' (исполнительного) характера. Исполнительная власть призвана обеспечивать реализацию, проведение в жизнь законов и других законодательных актов (декретов, указов Президента Республики Беларусь). Это - подзаконная деятельность. Исполнительная власть осуществляет свои функции в рамках закона и других законодательных актов. «Связанность» исполнительной власти законом не следует абсолютизировать. Ее деятельность не ограничивается лишь исполнением законов. Посредством закона регулируются лишь важнейшие вопросы общественной и государственной жизни. Исполнительная власть не только вправе, но и обязана конкретизировать, развивать законы (законодательные акты) в установленных законом формах и пределах. Исполнительная власть осуществляется не только в форме исполнения, реализации законов (законодательных актов), но и в распорядительной форме, т.е. ее органы правомочны издавать в пределах компетенции правовые (нормативные и индивидуальные) акты, обязательные для исполнения субъектами, которым они адресованы. Исполнительная власть объективируется, олицетворяется в функциях, полномочиях и деятельности специфических субъектов - органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти представляет одно из звеньев (структур) государственного аппарата. Адекватно сущности, содержанию исполнительной власти, различным формам ее реализации образуется система государственных органов. Исполнительную власть в Республике Беларусь в конституционно-правовом значении как одну из ветвей власти в соответствии со ст. 106 Конституции осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь. Исполнительную власть (в широком значении) как функ-ционально-компетенционную категорию, выражающуюся в реализации государственной власти в форме правоприменительной, исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляет система государственных органов, находящихся между собой в иерархических связях, в отношениях власти -подчинения. К таким государственным органам относят органы общей компетенции. То обстоятельство, что система межотраслевых и отраслевых государственных органов подвергается периодической реорганизации, не изменяет их сущности, роли в системе государственных органов. Министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров обладают исполнительными функциями и наделены распорядительными полномочиями в отношении подчиненных им субъектов (объектов). Более того, эти органы в той или иной мере обладают координационными, контрольными и распорядительными полномочиями и в отношении субъектов, объектов (органов, объединений, предприятий), не входящих в их систему. К органам исполнительной власти относятся: » Совет Министров Республики Беларусь; «министерства; «государственные комитеты; » комитеты при Совете Министров; » исполнительные и распорядительные органы на территории области, города Минска, района, города, поселка, сельсовета - исполнительные комитеты; » в городах с районным делением - администрации районов. К органам исполнительной власти также относятся управления (комитеты), отделы областных (города Минска), городских, районных исполкомов. Органы исполнительной власти, осуществляющие специфический вид деятельности - государственное управление, являются также и органами государственного управления. В соответствии со ст. 106 Конституции Правительство - Совет Министров - «центральный орган государственного управления». В Конституции органы государственного управления и органы исполнительной власти рассматриваются как тождественные. В ст. 107 Основного Закона указывается, что Правительство Республики Беларусь «руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти». Любой орган исполнительной власти - это также и орган государственного управления. Однако не всякий орган государственного управления является органом исполнительной власти. Систему органов государственного управления составляет более широкий круг субъектов, чем систему органов исполнительной власти. К органам государственного управления относятся: Администрация Президента, администрации объединений, предприятий, учреждений. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|