Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предмет административного права. Понятие исполнительной власти, государственного управления




Предметом административного права являются нормы, ре­гулирующие общественные отношения, складывающие­ся в процессе осуществления исполнительной власти, государственной управленческой деятельности

Понятие «исполнительная власть» используется в законо­дательстве Республики Беларусь лишь с конца 1990-х гг., а с принятием Конституции Республики Беларусь (1994 г.) оно получило конституционно-правовое утверждение.

Исполнительная власть представляет один из видов, подсис­тему единой государственной власти, которая осуще­ствляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Следует различать исполнительную власть в непосред­ственном, конституционно-правовом смысле как одну из вет­вей власти и исполнительную власть в широком смысле как функционально-компетенционную категорию, выражающуюся в реализации государственной власти посредством правопри­менительной, исполнительной деятельности.

Исполнительная власть в конституционно-правовом смыс­ле как одна из ветвей власти самостоятельна, не зависит от других ветвей власти. Они не вправе ни подменять исполни­тельную власть, ни вмешиваться в ее деятельность.

Особенности исполнительной власти (в широком смысле) как специфического властеотношения выражаются в том, что они возникают в общегосударственном масштабе в связи с осу­ществлением государственной функции правоприменительного

158'


(исполнительного) характера. Исполнительная власть призва­на обеспечивать реализацию, проведение в жизнь законов и других законодательных актов (декретов, указов Президента Республики Беларусь). Это - подзаконная деятельность.

Исполнительная власть осуществляет свои функции в рам­ках закона и других законодательных актов. «Связанность» исполнительной власти законом не следует абсолютизировать. Ее деятельность не ограничивается лишь исполнением законов.

Посредством закона регулируются лишь важнейшие воп­росы общественной и государственной жизни. Исполнитель­ная власть не только вправе, но и обязана конкретизировать, развивать законы (законодательные акты) в установленных законом формах и пределах.

Исполнительная власть осуществляется не только в форме исполнения, реализации законов (законодательных актов), но и в распорядительной форме, т.е. ее органы правомочны изда­вать в пределах компетенции правовые (нормативные и инди­видуальные) акты, обязательные для исполнения субъектами, которым они адресованы.

Исполнительная власть объективируется, олицетворяется в функциях, полномочиях и деятельности специфических субъектов - органов исполнительной власти. Орган исполни­тельной власти представляет одно из звеньев (структур) госу­дарственного аппарата.

Адекватно сущности, содержанию исполнительной влас­ти, различным формам ее реализации образуется система го­сударственных органов.

Исполнительную власть в Республике Беларусь в консти­туционно-правовом значении как одну из ветвей власти в соответствии со ст. 106 Конституции осуществляет Прави­тельство - Совет Министров Республики Беларусь.

Исполнительную власть (в широком значении) как функ-ционально-компетенционную категорию, выражающуюся в реализации государственной власти в форме правопримени­тельной, исполнительно-распорядительной деятельности, осу­ществляет система государственных органов, находящихся между собой в иерархических связях, в отношениях власти -подчинения. К таким государственным органам относят орга­ны общей компетенции.


То обстоятельство, что система межотраслевых и отрасле­вых государственных органов подвергается периодической реорганизации, не изменяет их сущности, роли в системе государ­ственных органов. Министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров обладают исполнительными функциями и наделены распорядительными полномочиями в отношении подчиненных им субъектов (объектов). Более того, эти органы в той или иной мере обладают координационными, контрольными и распорядительными полномочиями и в отно­шении субъектов, объектов (органов, объединений, предприя­тий), не входящих в их систему.

К органам исполнительной власти относятся:

» Совет Министров Республики Беларусь;

«министерства;

«государственные комитеты;

» комитеты при Совете Министров;

» исполнительные и распорядительные органы на терри­тории области, города Минска, района, города, поселка, сельсовета - исполнительные комитеты;

» в городах с районным делением - администрации райо­нов. К органам исполнительной власти также относятся уп­равления (комитеты), отделы областных (города Минска), городских, районных исполкомов.

Органы исполнительной власти, осуществляющие специ­фический вид деятельности - государственное управление, являются также и органами государственного управления. В соответствии со ст. 106 Конституции Правительство - Совет Министров - «центральный орган государственного управле­ния». В Конституции органы государственного управления и органы исполнительной власти рассматриваются как тожде­ственные. В ст. 107 Основного Закона указывается, что Правительство Республики Беларусь «руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти».

Любой орган исполнительной власти - это также и орган государственного управления. Однако не всякий орган госу­дарственного управления является органом исполнительной


власти. Систему органов государственного управления со­ставляет более широкий круг субъектов, чем систему органов исполнительной власти.

К органам государственного управления относятся: Ад­министрация Президента, администрации объединений, пред­приятий, учреждений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных