Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Субъекты международного права




Субъекты международного права - это коллективные обра-'зования, наделенные нормами международного права, правами и обязанностями и являющиеся или могущие стать участниками международных правоотношений.

К ним относятся государства, нации или народы, между­народные организации.

Под правосубъектностью в международном праве понима­ется право заключения договора (договорная правоспособность), право обмениваться дипломатическими или консульскими пред­ставительствами, право создавать международные организации, вступать в них либо иметь статус наблюдателя, обязанность со­блюдать нормы международного права и нести ответственность за их нарушение.

Государства - первоначальные и основные субъекты меж­дународного права, обусловившие его возникновение и раз­витие.

Определяющая роль государства объясняется наличием у него суверенитета (способности самостоятельно осуществлять внешнюю политику на международной арене и власть над на­селением своей территории). Все государства равно право-субъектны.

Государство является субъектом международного права с момента возникновения. Его правосубъектность не ограниче­на временем и наибольшая по объему. Государства могут зак­лючать договоры по любому вопросу по своему усмотрению, они вырабатывают нормы международного права, способ­ствуя его прогрессивному развитию, обеспечивают их выпол­нение и прекращают их действие.

Государства создают новые субъекты международного права (например, международные организации), они опреде-


ляют содержание объекта международно-правового регулиро­вания, содействуя его расширению. Государства учреждают по взаимному согласию путем подписания протоколов о дип­ломатических отношениях либо заключения консульских кон­венций дипломатические и консульские представительства -зарубежные органы внешних сношений с целью развития со­трудничества и дружественных отношений, ведения перегово­ров, защиты интересов своих граждан на территории страны пребывания.

Для эффективного выполнения своих функций в стране пребывания универсальными международными конвенциями (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.) они на­делены привилегиями (льготами, преимуществами): правом на свободу сношений со своим правительством и должностными лицами с помощью любых средств, включая закодированные депеши, а также со своими гражданами, находящимися в стра­не пребывания, на свободу передвижения по ее территории, освобождение от таможенных пошлин и налогов, а также им­мунитетами (изъятиями из юрисдикции государства пребыва­ния): неприкосновенностью помещений дипломатических и консульских учреждений и их имущества, документов, архи­вов, освобождением дипломатического персонала от юрис­дикции судебных и административных органов страны пребывания.

Нация или народ (общий термин, относящийся к многона­циональному населению) - сравнительно новый субъект меж­дународного права, получивший признание в результате закрепления в Уставе ООН принципа «самоопределения наро­дов» (п. 2 ст. 1).

Право народа (нации) на самоопределение означает пра­во свободно, без всякого вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономичес­кое, социальное и культурное развитие.

Под политическим статусом понимается либо создание государства, если нация его не имела, либо присоединение или объединение с другим государством. При наличии государ­ства в рамках федерации или конфедерации нация может вый­ти из их состава.


Таким образом, правосубъектность нации тесно связана с ее самоопределением в любой из упомянутых форм.

К производным субъектам международного права отно­сятся международные межправительственные организации.

Производными субъектами они называются потому, что создаются государствами путем заключения договора - учре­дительного акта, являющегося уставом организации. Объем правосубъектности, как и ее предоставление, зависит от воли государств-учредителей и закрепляется в уставе международ­ной организации. Поэтому объем правосубъектности у между­народных организаций не одинаков.

Наибольшим объемом правосубъектности обладает ООН. Ее членами являются 191 государство. (Республика Бе­ларусь стала государством - учредителем ООН, подписав ее устав на Сан-Франциской конференции 1945 г.)

ООН координирует сотрудничество государств-членов в политических, экономических, социальных, культурных, гу­манитарных областях и занимает центральное место среди других международных организаций. 16 универсальных меж­дународных организаций, осуществляющих сотрудничество государств в конкретной сфере, определенной их уставом, свя­заны с ООН особыми соглашениями, закрепляющими за ними статус специализированного учреждения ООН.

Международные организации, имеющие такой статус (Международная организация труда (МОТ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный валютный фонд (МВФ) и др.), подконтрольны ООН, отчитываются перед ней в своей деятельности и получают рекомендации.

Все иные международные организации, включая и регио­нальные, объединяющие государства, принадлежащие к одно­му географическому району, - Европейский Союз (ЕС), Совет Европы, Лига арабских государств (ЛАГ), Содружество Не­зависимых Государств (СНГ) и другие, должны действовать в соответствии с принципами, закрепленными в Уставе ООН.

Особая международная правосубъектность ООН объясня­ется наличием системы коллективной безопасности, закреп­ленной в Уставе.


Ведущую роль в системе коллективной безопасности ООН играет Совет Безопасности - один из шести главных органов ООН, к которым относится также Генеральная Ассамблея, Эко­номический и Социальный Совет (ЭКО СОС), Совет по опеке, Секретариат и Международный Суд справедливости. На Совет Безопасности ООН, состоящий из 15 государств (5 государств -Российская Федерация, США, Франция, Великобритания, Ки­тай - имеют постоянное членство, 10 непостоянных членов из­бираются Генеральной Ассамблеей ООН через каждые два года всеми государствами - членами ООН), возложена главная от­ветственность «за поддержание международного мира и безо­пасности», и при выполнении этой функции он действует от имени всех государств - членов ООН (ст. 24 Устава).

В силу указанных полномочий Совет Безопасности ООН может обязать государства, даже нечленов ООН, в случае кон­фликтной ситуации к любому мирному способу разрешения спо­ра, закрепленному в Уставе ООН, а в случае вооруженного конфликта либо совершения государством иного международ­ного преступления принять резолюцию о применении к государ­ству-нарушителю политических, экономических санкций.

При продолжении противоправного поведения государ­ства-нарушителя Совет Безопасности ООН в качестве край­ней меры может принять резолюцию о применении против него военных санкций - коллективных вооруженных сил, состоя­щих из национальных военных контингентов государств - чле­нов ООН.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных