ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Таинственная литургия
Именно так мне хочется назвать Литургию Преждеосвященных Даров. Подумать только, все время после совершения воскресной литургии, на которой приготовляются Христовы Тайны для литургии на среду и пятницу, они находятся в храме. Христос непосредственно находится все это время в храме! Ясно, что Он всегда невидимо с нами предстоит, но здесь ощущается более тонко, каким-то еще неизъяснимым образом Его особое присутствие. Здесь есть некая особая тайна. Душа это чувствует, человеческий ум объяснить не в силах. Отчего же так трепещет эта душа, когда поешь «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа», отчего охватывает неизъяснимое чувство?! Потому что, как и поется, входит Царь Славы, входит живой Христос. Ведь на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого во время пения Херувимской песни выносятся еще не освященные Дары (в Чаше находятся пока хлеб и вино), а на этой литургии, составленной святителем Григорием Двоесловом, они уже освящены (в Чаше Тело и Кровь Христовы). Именно поэтому литургия не включает в себя Евхаристический канон. И отчего же я недостойная, которая лишь только в начале Великого поста первый раз в жизни пела на литургии Преждеосвященных Даров, сподобилась уже к концу поста проводить такую литургию (и присутствовала на ней третий раз в своей жизни)? Смотрю на это как на великую милость Божию. Осознавая свое недостоинство я поначалу не хотела проводить эту службу, думала, что лучше на следующий год. Но кто знает, что будет с нами на следующей год и поступила по принципу «дают – бери». Ведь такая особая литургия будет совершаться теперь только в следующий Великий пост. Удивительная закономерность, но преподаватель Н.С. снова заболела перед днем проведения службы, как и прошлый раз, когда я первый раз регентовала литургию. Но планы не были сорваны, и она попросила опытного регента поддержать меня в случае чего. Я человек, скромный и немного стеснительный по натуре, и мне это немного мешает в регентском деле. Оказываясь с незнакомым мне человеком, я начинаю как-то смущаться. Так же произошло в начале службы, когда к третьему часу подошла незнакомая мне опытная регент, с которой мы должны были петь. От этого я вела себя неуверенно, дала слишком низкий и корявый тон на 6-й глас, и мы вяло «вползли» в тропарь 3-го часа. Ира, соберись, – говорила я себе и молилась. Еще больше вывела меня из равновесия «новость», что на часах будет читаться Евангелие. Я просто была к этому не готова и не знала постовые опевы Евангелия. Я даже хотела отдать эту часть провести поющей со мной девушке, но подумала, что это просто смешно будет, ведь нет ничего сложного там, лишь надо собраться и наложить знакомый текст на знакомую же постовую мелодию. Слава Богу, на часе шестом мы зазвучали едино. Где-то на часе девятом подошел уже знакомый мне очень талантливый певчий К., который должен был сольно спеть великий прокимен. Спел он его шикарно, к тому же это была сочиненная им самим мелодия, которую он дописывал прямо на службе. Служба прошла очень быстро, словно на одном дыхании, и так все было тихо и таинственно. Я вообще очень люблю петь в малом составе, наверное потому, что в таком случае больше сосредоточенности, благоговейности, меньше лишних разговоров. Благодарю Господа! Благодарю настоятеля храма за возможность нам, ученикам, практиковаться на таких службах, благодарю наших преподавателей!
12. Веселыми ногами… и руками, и голосами
Христос воскресе!
Закончился пост. Настало светлое время пасхальной радости, радости о Воскресшем Христе! Закончились и великопостные службы, и богослужение снова возвращается в свой привычный порядок. Вот только «переключиться» на «обычные» службы оказалось не так просто, словно заново начинаешь все изучать, вспоминать. Удивительный период пасхального попразднства! Радость и легкость проявляет себя во всем. Действительно ощущаешь большую близость Господа, словно Он ходит тут сейчас с нами по земле, как когда-то со апостолами, до самого Его Вознесения и являет Себя то тут, то там. Проводя службы в этот период я особо явно это ощущала – все шло настолько легко, как никогда раньше, службы протекали просто на одной волне и мне словно совсем не приходилось сильно напрягаться, легко задавался тон, легко все показывалось, даже то, что я никогда не показывала прежде (к примеру, ирмосы Пасхального канона и Антипасхи). Откуда-то у меня было удивительное спокойствие и уверенность в этот период, словно я уже сто лет как регентую. Чудеса! Первую службу, которую мне довелось провести после Светлой седмицы, я бы назвала тихой радостью. Мы пели в небольшом составе (три человека), но при этом ощущение радости и праздника не покидало всю службу, а уж когда запели канон Антипасхи на пасхальный напев, оно увеличилось вдвойне! Также праздник отлично подчеркнули стихиры Триоди на подобен «Доме Евфрафов»: апостол Фома, не поверивший поначалу по словам других апостолов, что Христос воскрес, но имевший возможность лично и достаточно дерзновенно убедиться в этом, – «О чудесе новаго! О преславнаго образа! Како трава не опалися, рука апостолова огнем Божества?». Это событие воспевается всю вторую неделю после Пасхи. Его рука коснулась ран Христа, а моя рука «коснулась» пасхального канона. Какая-то меня посетила необычайная смелость! В другой раз я бы засомневалась и не стала бы петь, к примеру, на подобен, зная, что одна из певчих сомневается в своих способностях. А тут я вдруг решила и подбодрить ее, напомнила напев. И все получалось! В другой день прихожу в храм. До начала службы чуть более пяти минут, должна была быть полиелейная служба, регентовать я не планировала. Иду в сторону клироса и встречаю на себе взгляд отца А., который начинает тут же посвящать меня (видимо за неимением иных лиц) во все те изменения и сокращения, которые он как священник имеет право внести в службу. Выслушиваю, пытаюсь все удержать в памяти, чтобы передать затем преподавателю или тому, кто будет проводить службу. Девятого часа не будет. Чтец уже читает начало великой вечерни. На клиросе никого нет. В спешке начинаю готовить все необходимые книги, смотреть богослужебные указания. Ну что ж, начну одна, если что, не в первый раз. Приходит один из басов. В уме соображаю, что мы с ним вдвоем сможем сообразить, если к началу возгласа так никто больше и не появится. Священник уже стоит на солее в готовой позиции. И вот слышу поспешный стук каблучков. Н.С. торопится на клирос, за ней другая певчая и профессиональный бас из праздничного хора. Я интересуюсь, кто сегодня у руля. Н.С. предлагает мне. Пытаюсь отбрыкаться тем, что не готовилась (и в этот раз вообще никак, даже не смотрела стихиры). Но что-то внутри меня подсказывает – «дерзай». Порешили, что я начну, а там посмотрим. Такого опыта у меня еще не было – одновременно с проведением ектении смотреть в указания – а что там у нас на «Господи воззвах» и быстро складывать в голове всю последовательность гласов и тональный план. «Блажен муж», «Свете тихий» пришлось петь самые простые, поскольку ничего иного так вот спонтанно и без подготовки не сообразишь. Отец А. служит быстро. Вечерня пролетает мгновенно. Утреню хочу отдать преподавателю, но выходит, что и утреню провожу тоже я. Служба вся прошла в темпе пасхального канона, а у меня был очень полезный опыт проведения спонтанно, без малейшей подготовки. Ведь в регентской жизни такое часто бывает.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|