ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Культура и цивилизация
Отправной точкой в культурологическом подходе является мысль о существенных различиях между цивилизацией и культурой. Многие ученые говорят о противоречиях между цивилизацией и культурой как главной проблеме современного человечества, угрожающей самому его существованию. «Цивилизация – власть над миром; культура – любовь к нему»; «Душа человечества росла непропорционально его гигантски выросшему телу»; «Цивилизация – лестница; культура – взмах крыльев. Данте не перечеркивает Гомера» (А. Эйнштейн). Разве не стремлением увеличить власть над природой без достаточной любви к ней порожден экологический кризис? Можно быть в высшей степени цивилизованным и одновременно малокультурным человеком. Американский физик, создатель водородной бомбы Эдвард Теллер, просмотрев документальный фильм об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, воскликнул: «Какой замечательный физический эксперимент». Цивилизация порождает «компьютерного человека», для которого виртуальный мир ценней и реальней мира действительного. Развитие цивилизации подчинено глобальным тенденциям к единообразию, унификации, стандарту. Развитие культуры штучно, направлено на сохранение своеобразия, «цветущей сложности», по удачному выражению К. Леонтьева. Именно разнообразие культур обеспечивает бóльшую адаптацию и выживаемость народов и наций при самых неожиданных поворотах истории. Можно ли сочетать «цивилизацию» и «культуру», обеспечить их взаимодействие? В определенных границах, да! Американский ученый Робертсон предложил идею «глокализма» («мыслить глобально, действовать локально»): глубоко познавая глобальные тенденции развития, применять их, опираясь на особенности национальной культуры. В КП приоритет отдается культуре в сравнении с цивилизацией. Культура не только основа, но и высшая цель развития общества. Как говорил Д.С. Лихачев: «Культура – то единственное, что оправдывает существование народа перед Богом». Именно культура, а не цивилизация. По всей вероятности, по уровню развития цивилизации России никогда не сравняться с передовыми западными странами, прежде всего, из-за суровых природных условий и громадных пространств, что же касается развития культуры, в этом отношении нам догонять некого. Таким образом, культура должна быть несомненным приоритетом в развитии России. В структуре культуры можно выделить ее общечеловеческое ядро, формируемое на основе традиционной религии и золотого правила морали: «Поступай по отношению к другому так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. Пусть другой человек не будет для тебя средством, а целью». Именно на основе общечеловеческого ядра и происходит межкультурный диалог. Однако главное содержание культуры представляет ее национально-этническое своеобразие, делающее любую культуру бесценной и уникальной, то, что А. Пушкин называл «лица необщим выраженьем». Вот почему культуры нельзя сравнивать по ценностной шкале. Вполне допустимо, корректно и научно сравнение культур по критериям сложности и динамизма. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|