Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Единство и своеобразие культур




 

В современном мире можно выделить три типа наиболее сложных и динамичных культур Запада, Востока, России. Понятно, что в культуре России обеспечивает межкультурное общение, выполняет роль культурного интегратора русская культура. Поэтому мы считаем понятие российская культура весьма сомнительным. В отличие от американской культуры, где действовал феномен «плавильного котла», в России на протяжении веков сохранялись и взаимодействовали национальные культуры, не переплавляясь в некую культурную целостность.

Культура Запада основана на субъект-объектных отношениях. Ее ключевой ценностью является СВОБОДА для субъекта и власть над объектом (природой, другим обществом, человеком). Сверхчеловек Ницше абсолютно свободен; окружающий его мир – материал для игры, которая должна быть прекрасной. Доминирующим типом личности здесь является ИНДИВИДУАЛИСТ, идеалом – ГЕРОЙ. Преобладающей теоретико-познавательной установкой в этой культуре выступает РАЦИОНАЛИЗМ, знание носит открытый, экзотерический характер. Культура Запада, несомненно, АКТИВНА порой до агрессии, в ней прослеживается мощная деятельностная установка. Дух этой культуры заключается в жестком подчинении всех проявлений жизни рационально обоснованной системе действий по приумножению капитала. Руководствуясь деятельностной антропоцентрической парадигмой, Запад с неизбежностью придет к атомизации общества, экологическому кризису, утрате духовно-нравственных ориентиров, а, следовательно, и неспособности в перспективе решать глобальные проблемы (таблица 1).

Культура Востока базируется на субъект-субъектных отношениях. Здесь ключевой ценностью является ЕДИНСТВО субъекта с природой, обществом, другим человеком. Жизненная задача буддизма состоит в том, чтобы свести себя к объекту и, заглянув внутрь, убедиться, что атман (духовная основа личности) тождественен брахману (абсолютной духовной основе мира), с которым и должен слиться человеческий дух, познавший истину. В знаменитых восточных единоборствах, в отличие от западных стилей, побеждают не столько силой и техникой, сколько умением отождествлять себя с противником, проникнуть в его замысел и даже перехватить его движение и использовать в своих целях. Доминирующим типом личности здесь является корпоративный субъект – КОЛЛЕКТИВИСТ. Даже очень европеизированный японец начинает рабочий день с исполнения гимна фирмы. Легко себе представить скептическую улыбку европейца. Личностным идеалом в этой культуре выступает ПОДВИЖНИК, созидающий свою личность, преодолевая себя, прежде всего, а не внешние препятствия, как человек Запада. Доминирующей теоретико-познавательной интенцией здесь выступает ИРРАЦИОНАЛИЗМ, знание носит закрытый, эзотерический характер. В познании следует уподобить себя соляной кукле, которая, чтобы познать океан, входит в него и растворяется в нем. Европеец занимается хатха-йогой, чтобы сделать свое тело мощнее для борьбы, преодоления; индус, чтобы освободиться от телесных уз и перейти в состояние самадхи, а затем – нирваны. Культура Востока менее активна, деятельна, более СОЗЕРЦАТЕЛЬНА. Она опасается деструктивной деятельности; такой деятельности предпочитается принцип недеяния («увей»). В пределе данная культура предопределяет пассивное отношение к миру, уход, самоизоляцию индивида.

Таблица 1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных