Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Месторазвитие» России: особенности природного фактора




Для выработки стратегии развития страны необходимо ответить на два вопроса: «Что есть Россия?» и «Как она бытийствует в мире?» (т.е. какова динамика развития, какие цели соответствуют ее историческому бытию). В русской историософии всегда понималась предельная сложность данных вопросов: «умом…не понять, особенная стать», «велико незнание России посреди России». Вместе с тем, нарастает и желание разгадать загадки сфинкса, даже раздражение, неудовлетворенность ответами: «Давно пора, такую мать, умом Россию понимать» (Г. Губерман).

Культурно-цивилизационнное самоопределение России обусловлено архетипами (иными словами, факторами длительного действия или историческими константами):

1) «месторазвитием» (по удачному выражению евразийцев), т.е. природным фактором,

2) традиционной культурой,

3) менталитетом народа.

Рассмотрим каждый из этих факторов в самом общем плане.

«Месторазвитие» России характеризуется самой большой территорией, самым холодным климатом, резким колебанием природных процессов (отсюда разброс в урожайности 1:7, плохие дороги), самыми богатыми в мире природными ресурсами, исключительной сложностью их использования, крайне неравномерным расселением. Особенности географического фактора, прежде всего, климата, существенно повышают затраты на получение любого вида продукции в разы в сравнении с европейскими странами, тем более с США. Следовательно, односторонняя западническая ориентация губительна для отечественного производителя, ведет к превращению великой державы в сырьевой придаток, свалку радиоактивных отходов, источник квалифицированной и дешевой рабочей силы.

Целесообразна ориентация на внутренний рынок (значит, необходим протекционизм отечественного производителя), ближнее зарубежье, страны Востока и Юга, с одной стороны, и развитие самых передовых (нанотехнологий), с другой.

Суровые природные условия, в значительной мере несвободный труд (дань Орде, крепостное право, ГУЛАГ, социальная уравниловка) обусловили непредсказуемость результатов труда (русское «авось, небось, да как-нибудь»). Отсюда слабая укорененность русского менталитета в материальной стороне жизни, способность довольствоваться малым, то, что железный канцлер Бисмарк назвал «ограниченностью потребностей» и в чем он видел один из источников непобедимости русского народа. Нетрудно понять значение этой стороны русского менталитета для развития рыночных отношений. Понятно, почему южане доминируют на российских рынках.

Русская культура отличается уникальным универсализмом, наибольшей способностью к культурному синтезу («…нам внятно все – и острый галльский смысл, // и сумрачный германский гений…»), вместе с тем, это самая противоречивая, во многих отношения не реализовавшая себя культура. Но именно эта культура, духовно-нравственное наполнение которой способно спасти мир. Россия – самая крупная в мире христианско-мусульманская цивилизация, доказавшая возможность плодотворного культурно-цивилизационного сотрудничества в рамках единого общества христиан и мусульман. В преддверии прогнозируемого в первой половине XXI в. «столкновения цивилизаций» опыт России весьма обнадеживает.

Вместе с тем, в русской культуре живут культурные антиномии Востока и Запада: коллективизм – индивидуализм, рационализм – иррационализм, созерцательность – активность, подвижничество – героизм, государство, власть, порядок – свобода (воля, анархия)… Антиномичность русской культуры, отразившаяся в адекватном типе философствования, может быть объяснена, прежде всего, трагической судьбой русского народа, евразийским «месторазвитием», экстремальностью природных условий и исторических обстоятельств. «Трещины мира», отразившиеся в русской культуре, ее собственные расколы и противоречия обусловили ее уникальную гибкость и выживаемость, наличие в ней основного устремления к целостности, соборности.

Россия расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния – Востоком и Западом, включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и по восточному варианту. При крутых поворотах исторические вихри «сдвигали» страну то ближе к Западу, то – к Востоку. Россия представляет собой как бы дрейфующее общество» на перекрестке цивилизационных магнитных полей. Попытка наших реформаторов осуществить однозначный «европейский выбор» противоречит геополитической и социокультурной специфике России. Страна представляет собой культурно-цивилизационное единство и, вместе с тем, неоднородность, даже порой – расколотость. Это особый исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром.

Среди многих причин, порождавших российскую Смуту, исследователи, как правило, единодушно называют одну – кризис власти, подрыв доверия к ней. Государство теряет сакральное значение и начинает восприниматься как «новая темная сила». Поколебленная вера, как отмечает С. Соловьев, заменяется суевериями, и русские, «потеряв политическую веру в Москву, начинают верить всем и всему. В результате государство превращается в некую «бесформенную» мятущуюся федерацию, казалось, что история заканчивается. Но происходит непонятное, на первый взгляд, явление: на Руси начинают пробуждаться силы религиозные и национальные, «которые пошли на выручку гибнувшей земли».

И совершенно прав был Иван Ильин, когда в 1945 г., размышляя о путях возрождения русского народа, писал: «Русь именуется «Святою» и не потому, что в ней нет греха и порока, но потому, что в ней живет глубокая и никогда не истощающаяся… жажда праведности»[10]. И никакие реформаторы-западники, не искоренят в русском народе эту жажду праведности, стремление к справедливости. И в настоящее время наша очередная задача – духовно распознать себя и воспроизвести свой духовный строй. Праксеологические преломления данной задачи затрагивают все социальные сферы. Для современной России одна из самых важных и болевых точек – власть. Необходимо ее оздоровление, даже сакрализация. И тогда, писал Ильин: «Как только народ почует дух справедливости – он поверит новой национальной власти и раскроет ей свое сердце»[11].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных