![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социальные последствия государственного патернализмаРоссия в условиях нового общества, новой экономики, рынка труда и глобализации Особенность России состоит в том, что на коротком времен-нбм промежутке в ней произошли серьезнейшие социальные и экономические трансформации, которые западное общество переживало в течение столетий. 272 В последние 20 с лишним лет Россия столкнулась со вновь открытым для нее феноменом рынка труда, а также стремительно развертывавшимися глобализацией и информатизацией общества, последствия которых вносят вторичную компоненту в процесс рыночной перестройки трудовой деятельности и трудовых отношений. Эти процессы не могли не иметь таких последствий, как массовая безработица разных типов, перестройка профессиональной иерархии, появление новых трудовых и профессиональных приоритетов, изменения социальной структуры, что неизбежно требовало перестройки системы социальной защиты, системы профессионального образования, появления новых образовательных технологий, технологий и механизмов политики занятости. Одной из проблем, с которой столкнулось российское общество при переходе к новым трудовым отношениям в новых социальных условиях, стала зависимость от сформированного в советское время образа трудовой деятельности. Отношение к труду, которое воспитывалось в советских людях, со временем приобрело некоторые особенности, ставшие следствием идеологических установок. Во-первых, в сознание советских людей внедрялась установка о труде как одной из основных жизненных потребностей; тунеядство же критиковалось весьма широко и наказывалось вполне определенно. Во-вторых, процесс труда в стране социализма должен был стать высшим достижением трудовой деятельности, поскольку это был освобожденный труд, труд во имя счастья людей и на благо Родины и т. д. Из этого следовало, что в СССР и труд особенный, и человек труда — особенный, лучший. Таким образом, Советская власть серьезно трансформировала трудовые предпочтения и трудовую ментальность советского человека. Лозунг «Кто был никем, тот станет всем» реально воплощался в жизнь. Выходцы из крестьянской среды становились профессорами, генералами, директорами заводов. Словно по щучьему велению, крестьянские сыновья переносились от тяжелого поденного труда и быта в светлое будущее интеллектуального творчества и управления. Десятилетиями советским детям вбивали в голову идиллические представления о возможной будущей профессии: космо- 273 Глава 8. Было ли государство всеобщего благосостояния в СССР? навта, ученого, художника, летчика, разведчика, геолога, полярника и т. д. Матери мечтали, чтобы их дочери стали артистками, а сыновья — героями. Это имело по меньшей мере два следствия: 1) никто не мечтал стать предпринимателем, бизнесменом, фермером, политиком (а если и мечтали, то таких возможностей не было); 2) постепенно сформировался также и корпус социально непрестижных профессий. И если сталевар, шахтер, ткачиха гипотетически могли стать победителями социалистического соревнования, Героями Социалистического Труда, то для представителей многих профессий таких перспектив не было, что в результате лишило их социальной привлекательности. Итак, в результате идеологической «накачки» была сформирована завышенная статусная самооценка россиян, особенно выходцев из сельской среды, новоявленных представителей средних слоев, получивших среднее, среднее специальное образование, ну и, безусловно, высшее, позволившее многим осознавать себя представителями интеллигенции и за 120 руб. в месяц присутствовать на работе. Что мы имеем в настоящее время, через 20 с небольшим лет после начала перестройки? Как показывает история, неизбежное последствие повышенной государственной опеки (в условиях как Welfare State, так и государственного патернализма) — деморализация населения. В данном случае одно из проявлений деморализации — неспособность коренного российского населения конкурировать с потоками мигрантов, обрушившихся на центральные города России в последнее десятилетие46. Феномен столичного иждивенчества Еще А.С. Грибоедов писал: «На всех московских есть особый отпечаток». Почему возник парадокс Москвы, почему жители именно этого города России, как заявляют работодатели, не хотят и не любят работать? Москвичи всегда считали себя российской элитой. Так, видимо, оно и было (имеется в виду уже советская эпоха). Налицо важный стратификационный срез: столичные жители и провинциалы. В советский период москвичи считали себя особой кастой, 274 8.4. Социальные последствия государственного патернализма особым сословием. По мнению провинциалов, в Москве всегда было лучше снабжение продуктами и промышленными товарами, все регионы России и республики СССР поставляли свою продукцию в столицу. Бытовало расхожее мнение, что вся страна работала на Москву. И в то же время провинциалы недолюбливали москвичей и завидовали им, что также подогревало не столько коренных москвичей, сколько новоявленных столичных жителей — так называемых лимитчиков и бывших провинциалов, которым удалось пробиться в Москву и осесть в ней, а таких в Москве в послевоенные годы оказалось большинство. Все это и многое другое порождало не просто иждивенчество, а иждивенчество столичное, как и псевдоамбиции: мы — столица и уже одним своим статусом заслуживаем и требуем к себе особого отношения. Как следствие — формирование самосознания москвича (иждивенческое, амбициозное, безответственное). Хотя нахождение в центре страны, в ее сердце, казалось бы, должно было формировать понимание не только собственной значимости, но и ответственности — кому многое дано, с того многое и спрашивается. В главе о кризисе государства всеобщего благосостояния мы писали о последствиях патерналистской опеки в Великобритании в конце XVIII - начале XIX вв. Принятие закона Спинхем-ленда в 1795 г. привело к 40-летнему застою и росту социального иждивенчества, искоренение которого потребовало последующих 40 лет, а также принятия в 1834 г. Закона о бедных, предполагавшего обращение к практике работных домов с принудительным привлечением населения к труду. Эта практика считается одной из темных страниц в истории Великобритании. Если вспомнить идущую со времен социал-дарвинизма модель «культуры бедности», основными характеристиками которой являются сознательный аскетизм, недостижительские установки и субъективное принятие нужды, проявляющееся в удовлетворенности низкими стандартами жизни, — то можно предположить, что эта модель «годится для описания "привыкания" какой-то части россиян к бедности, "включение" их в культуру бедности. Многие отечественные и зарубежные ученые подтверждают эту опасную тенденцию, под действием которой увеличивается масса экономически неактивных людей, зависящих от социальной помощи, что увеличивает разобщенность общества»47. 275 Глава 8. Было ли государство всеобщего благосостояния в СССР? Что делать, как преодолеть последствия государственного патернализма в России? Можно ли принять закон о насильственном привлечении к труду и активной социальной позиции в условиях современного общества? Не хотелось бы, чтобы население России вновь становилось объектом еще одного социального эксперимента. Ни в России, ни в западных государствах всеобщего благосостояния пока не найдено адекватного решения проблемы социального иждивенчества. Вопрос состоит в том, как сочетать государственное участие с участием отдельного человека, гражданина, как достичь равновесия между возможностями Welfare State и растущими потребностями современного общества, как добиться оптимального перераспределения? Социальная справедливость, стабильность, удовлетворение материальных потребностей — всё это атрибуты состояния покоя, которое, как утверждают физики, поэты и философы, в природе и обществе недостижимы. Глава 9 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|