ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
На пути к новому государству всеобщего благосостояния?Г. Эспинг-Андерсен на протяжении более двух десятилетий исследовал феномен Welfare State, писал и о его расцвете, и о причинах кризиса, значительное число работ ученого посвящено анализу нынешнего состояния и проблем европейской социальной политики. 279 Глава 9. К вопросу о будущем Welfare State В работе 2001 г. с позиций авторитетного эксперта Эспинг-Андерсен заявляет о грядущих социальных переменах, общество должно осознать не только появление новых задач, но и необходимость разработки новых стратегий их решения. «Вопрос, который сейчас стоит перед нами, — пишет ученый, — имеет долгосрочную перспективу относительно того общества, в котором будут жить наши дети. И если это означает пересмотр приоритетов благосостояния, мы не можем избежать потребности в некотором общем, основном критерии того, что является желательным, а что нет. Чего мы стремимся достигнуть? Какими принципами должна руководствоваться политика? Что в современном мире может выступать в качестве критерия справедливости, равенства, коллективной гарантии и личной ответственности? Как лучше использовать капитал, чтобы в будущем достичь большей эффективности?»7. Размышляя о перестройке политики благосостояния, Эспинг-Андерсен отмечает, что «политики пришли к соглашению о том, что социальная политика должна стать "производительной". То есть социальная политика должна активно мобилизовать и увеличивать производственный потенциал населения, с тем чтобы свести к минимуму необходимость проведения социальной политики и зависимость от государственных пособий»8. Согласно ученому, эти тенденции вселяют беспокойство о будущем социальной политики и решении социальных проблем. Эспинг-Андерсен выделяет ряд конкретных приоритетов, которым нужно следовать на пути к созданию нового государства всеобщего благосостояния: максимальная оптимизация занятости матерей с детьми; поощрение работников старшего возраста; поддержка детей главным образом за счет переориентации инвестирования в детей и молодежь; пересмотр приоритетов относительно сочетания работы и отдыха на протяжении всего жизненного цикла; равенство, основанное на социальных правах, вопрос о гарантии жизни9. Однако эти приоритеты не ограничивают круг необходимых решений. Следует уделять больше внимания обслуживанию семей, защите молодых семей и т. д. 280 9.2. Переосмысливая стратегии социальной политики... Далее Эспинг-Андерсен обращается к вопросу о необходимости значительных инвестиций в образование, профессиональную подготовку и развитие познавательных способностей, что обусловлено ростом информационной экономики. Недостаток человеческого и социального капитала будут обусловливать отставание, переход в маргинальные структуры. Современная экономика требует не только высокой квалификации, но и владения специальными знаниями. Для этого нужны соответствующие образовательные инвестиции. При этом следует обратить внимание и на тот факт, что активные меры, такие как обучение или переподготовка, будут нерентабельны, если не будет инвестиций в начальную подготовку рабочих. Одной из серьезных проблем современной Европы является то, что процент рабочих с низким уровнем образования и низкой квалификацией все еще очень высок. Это обусловлено сокращением зон сельскохозяйственного производства, потерей рабочих мест в традиционных областях промышленности, допускавших низкую квалификацию, существенными различиями в образовательном капитале между поколениями работников. Ситуация показывает, что крупные инвестиции в обучение эффективны только для молодых работников. Но остается вопрос, что делать с низкоквалифицированными работниками средней и старшей возрастных групп. Досрочный выход на пенсию до сих пор был единственным решением. Непрерывное образование является привлекательной альтернативой, но может быть слишком дорогостоящим и неэффективным, если основная часть работников относится к группе старшего возраста. Эспинг-Андерсен отмечает, что на сегодняшний день нет однозначного общего решения этой проблемы. Особое внимание исследователь обращает на проблему труда и отдыха в современном мире и в том числе рассматривает вопрос о сокращенной рабочей неделе: «Современные европейские политические дебаты о 35-часовой рабочей неделе оказали положительное влияние на создание рабочих мест. Если главная цель стратегии заключается в стимулировании занятости, в лучшем случае она приведет к спорам и недовольствам, а в худшем случае обречена на провал. Если стоит вопрос об увеличении свободного времени, то почему мы уделяем внимание только количеству свободного времени в неделю или в месяц, а не распределению работы и отдыха в течение всей жизни?»10. 281 Глава 9. К вопросу о будущем Welfare State Действительно, призыв к сокращению рабочей недели звучит уже несколько десятилетий. Типичный рабочий страны — члена Евросоюза в настоящее время работает в среднем 1700 ч в год, в основном это связано с распространением неполного рабочего дня, праздничных дней, оплачиваемого отпуска. Гораздо более важным, согласно Эспинг-Андерсену, является сокращение пожизненной занятости. Если среднестатистический работник (мужчина) в 1960 г. работал в течение примерно 45 лет, наш современник будет работать, возможно, 35 лет. Не совсем ясно, в какой степени этот показатель отражает желание больше отдыхать или неспособность найти более оплачиваемую работу. Следует также помнить, что большинство женщин продолжает выполнять неоплачиваемую работу по дому. Известно ли, каковы экономические потери от увеличения часов досуга? Является ли справедливым, если стоимость отдыха для одних перекладывается на плечи других? Обеспечен ли наш досуг механизмами адекватного увеличения производственного потенциала индивида? Можем ли мы представить себе альтернативное, более справедливое и эффективное, распределение времени между досугом и работой? Эти вопросы, полагает Эспинг-Андерсен, почти никто не поднимает, их не относят к области социальной политики, но они имеют решающее значение для рассмотрения нового порядка обеспечения. Проблема в том, что социальная политика прошлых десятилетий привела к слишком жесткому соотношению досуга и работы, которые не позволяют находить иные пути оптимизации собственной жизни работника. В то же время оптимальное соотношение работы и отдыха стимулирует производственные возможности для некоторых социальных групп, что оказывает положительное влияние на другие группы. Новые тенденции в семье и поведение на рынке труда показывают, что спрос на отдых и работу может меняться на протяжении всей жизни и должен определяться по-разному. Модель «на протяжении всей жизни» требует разработки новых механизмов, в том числе различных форм платного образования или обучения. Идея, которую высказывали социал-демократы в 1970-х годах, о том, что граждане после определенного числа лет рабочего стажа могут использовать персональные пенсионные сберегательные 282 9.3. Возможен ли новый социальный контракт? счета по своему усмотрению, будь то для целей образования, ухода за семьей или отпуска, — не работает в современных условиях. Мы слышим призывы к отмене пенсионного фонда в том виде, как он существует сегодня, к созданию пенсионных систем, при которых граждане сами смогут решать, как разработать собственный жизненный курс, как соотносить работу, образование, семью и свободное время". 9.3 Возможен ли новый социальный контракт? Польский исследователь, профессор Познаньского университета Марек Квик обращается к вопросу о будущем государства всеобщего благосостояния в статье «Будущее государства всеобщего благосостояния и демократии...» (2007). Квик придерживается позиции, что послевоенное кейнсианское государство всеобщего благосостояния в Европе было устойчиво настолько, насколько активно развивалась экономика. Исследователя интересует, чем были обусловлены изменения в социальной политике западных стран: «В последние годы, когда статьи расходов множились, а охват населения социальным страхованием еще более расширился, пропорция ВВП, затрачиваемая на социальные нужды, значительно выросла. По мере того как экономики становились все более открытыми, экономическая стагнация, начавшаяся после нефтяного кризиса, стала первым симптомом того, что система социального обеспечения, разработанная в период послевоенного восстановления Европы, в новых условиях может не работать. В 1960-е годы средние расходы на социальные выплаты составляли 7,5% ВВП в наиболее крупных странах Западной Европы при 6% в Соединенных Штатах. Уже в 1980-х годах, однако, средние расходы на социальные нужды в Европе увеличились и достигли 14% ВВП при 9,75% в США. Разрыв между США и европейскими странами увеличился. Однако в 1980-1990-х годах подход к социальным проблемам радикально изменился: после "золотого века" процветания европейская система социального обеспечения стала определяться "политикой жесткой экономии". Как следствие, заговорили о "кризисе" 283 Глава 9. К вопросу о будущем Welfare State государства всеобщего благосостояния. Начиная с 1970-х годов различные теоретики заговорили о фискальном кризисе, кризисе управления, кризисе либеральной демократии, или, как назвал его Юрген Хабермас, "кризисе легитимности"»12. Большинство современных исследователей подтверждают кризисное положение дел в области проведения политики государства всеобщего благосостояния, предпринимают попытки анализа сложившейся ситуации, а также составления прогнозов. Квик ссылается на Дж. Боноли, согласно которому будущее государства всеобщего благосостояния определено четырьмя основными факторами: глобализация, тенденция к снижению налогов, неолиберальная экономическая политика и дилемма «квадратуры круга» системы соцобеспечения13. Таким образом, баланс между государством и рынком в удовлетворении потребностей людей (здравоохранение, пенсии, образование) сдвигается в сторону рынка, а тенденция, которая доминировала в социальной политике все послевоенные годы, обращается вспять. Есть ли будущее у государства всеобщего благосостояния в Европе? Квик рассматривает эту проблему, понимая под термином «государство благосостояния» воплощение принципов демократии и социального обеспечения. В своем анализе он опирается на концепции Юргена Хабермаса и Ульриха Бека14. Согласно упомянутым авторам, возможное решение социальных проблем заключается в проекте объединения Европы: «Без Европы, — пишет Бек, — нет ответа на вызовы глобализации... Нет национального выхода из ловушки глобализации»15. Применение специальных мер по корректированию работы рынков и создание механизмов по перераспределению социального богатства в условиях глобализации возможно, как считает Хабермас, только если Европейский союз разовьется из своей нынешней формы межгосударственного альянса в «настоящую федерацию». Хабермас понимает, что экономические ожидания европейского населения несбыточны. Основной тезис его работы «Постнациональная ситуация и будущее демократии» — способно ли хоть какое-то государство избежать насильственного принятия социальной модели, навязываемой господствующим глобальным экономическим режимом? Скорее всего, мы получим негативный ответ, из чего с неизбежностью следует растущее значение проекта 284 9.3. Возможен ли новый социальный контракт? объединения Европы. Для Хабермаса самым важным измерением глобализации является экономическое. Важно понять, насколько глобализация снижает способность наций поддерживать демократию и есть ли какие-то «функциональные противовесы» глобализации на наднациональном, общеевропейском уровне. Общепринятая модель государства в этом плане выглядит все более не соответствующей сегодняшней ситуации16. Анализируя концепцию Хабермаса, Квик ссылается на два его известных высказывания: «власть можно демократизировать, но деньги — нет» и «деньги замещают власть»17. Из чего следует, что под давлением глобализирующихся рынков национальные правительства утрачивают способность влиять на экономические циклы, так что остается мало возможностей для проведения эффективной внутренней политики. Поскольку рынки становятся важнее, чем политика, национальное государство все более утрачивает способность поднимать налоги и стимулировать экономическое развитие, а также «обеспечивать главные условия своей легитимности»18. Национальные государства теряют способность как к действию, так и к сохранению своего лица, своей коллективной идентичности, а потому опасения, связанные с действием глобализации, вполне оправданны19. Согласно Хабермасу, угасание национальной модели государства приводит к далеко идущим последствиям для кейнсиан-ской модели соцобеспечения — прежний социальный компромисс, существовавший после Второй мировой войны, разрушен. Европейские государства больше не имеют ресурсов, необходимых для поддержания прежней социальной модели, а потому возникает старый вопрос, как совместить действие рынков и социальное измерение, особенно в отношении распределения национального богатства. Обращаясь к позиции Бека, Квик рассматривает, сохранится ли в условиях тотальной глобализации связь между капитализмом, социальным обеспечением и демократией. Обратим внимание: если глобальный капитализм разрушает важнейшие общественные ценности, то разрушается и связь между капитализмом, социальным обеспечением и демократией. По мнению Бека, демократия в Европе и Северной Америке возникла как трудовая демократия: она основывалась на принципе оплаты труда. Опла- 285 Глава 9. К вопросу о будущем Welfare State чиваемый труд вдохнул жизнь в политические права и свободы. «Оплачиваемый труд всегда поддерживал не только частную жизнь, но и политическую. Что наиболее важно сегодня, проблема не "всего лишь" в миллионах безработных, не только в будущем системы соцобеспечения, в преодолении бедности и достижении большей социальной справедливости. Сегодня на карту поставлено все, что мы имеем. На карте стоят политическая свобода и демократия в Европе»20. Связь между капитализмом и базовыми политическими и экономическими правами, по мнению Бека, не случайность — без надежного материального обеспечения народа не может быть ни политической свободы, ни демократии. Модель капитализма с человеческим лицом стала ответом на пережитое при фашизме и вызовы коммунизма21. Бек осознает важность падения коммунизма в Восточной Европе в 1989 г. В результате важнейшие черты послевоенного западноевропейского капитализма проявились в наиболее острой форме. Большинство общественных институтов в настоящее время перестраиваются начиная с самого государства (из «менеджерского» в «минималистское» и «эффективное»), однако идея нового общественного договора все еще открыта. Развиваются идеи нового социального контракта на национальном, региональном и даже глобальном уровнях (Евросоюз здесь является хорошим примером). Наукам об обществе приходится самим пересматривать свои основы и методы; например, социология всегда опиралась на идею национального государства. Как указывает Бек, «при всех своих различиях такие теоретики, как Эмиль Дюрк-гейм, Макс Вебер и даже Карл Маркс, разделяли территориальное определение современного общества, а значит и модель общества, основанного на национальном государстве, которое сегодня подрывается глобальными силами»22. Ученый предлагает проект новой политэкономии глобального общества риска, которая может быть представлена пятью позициями. 1. Новая игра власти разыгрывается между территориально закрепленными политическими игроками и территориально незакрепленными (т. е. между правительствами, парламентами, профсоюзами — и капиталом, финансовыми рынками и бизнесом). 2. Пространство маневра государств ограничено дилеммой: бороться либо с бедностью, либо с безработицей. 286 9.3. Возможен ли новый социальный контракт? 3. «Работающее общество» также приближается к концу. Нет больше пожизненных рабочих мест; технологический успех капитализма ведет к нарастанию безработицы. 4. Сегодня мы испытываем «эффект домино», взаимозависимость всего и вся. 5. Выражение «гибкость рынка труда» стало политической мантрой. Что для нас особенно важно, «гибкость также означает снятие рисков с государства и экономики и перекладывание их на граждан». Очевидна одна тенденция: рост «внутренней неуверенности» большинства людей. Бек считает, что социальные последствия глобализации затра-гивают саму суть свободы и демократии. Существует «фундаментальное противоречие» между политической свободой и новой политэкономией риска и неуверенности. Глобализация выпустит на волю тех демонов капитализма, которые долгое время были связаны. Глобальные корпорации играют ключевую роль в контроле не только над экономикой, но и обществом в целом. Транснациональные корпорации начали наступление на сами основы современного общества. Так они распрощались с национальным государством и отказались поддерживать его: «если национальные рамки перестали считаться чем-то важным, победители и побежденные в глобализации больше не будут сидеть за одним столом. Новым богатым новые бедные больше не нужны»23. Хотя транснациональные корпорации растут и множатся, решающее значение имеет их способность сталкивать между собой национальные государства. Бек пишет, что, на первый взгляд, все остается как раньше: компании производят продукцию, нанимают и увольняют работников, платят налоги. Но главное, что «они больше не делают это, подчиняясь правилам игры, установленным государством, а продолжают играть старую игру, сводя к нулю или меняя сами правила. Это только кажется, что разыгрывается старая игра отношений между трудом и капиталом, государством и профсоюзами. В то время как одни игроки продолжают играть, находясь в границах национального государства, другие уже играют на международной арене, в глобальном обществе»24. Что же касается будущего системы социального обеспечения в Европе, Хабермас и Бек согласны в одном: те его трансформации, которые мы сейчас наблюдаем, необратимы. Мы входим 287 Глава 9. К вопросу о будущем Welfare State в новую эпоху с новым балансом между экономикой и социальной сферой. «Постнациональная ситуация и будущее демократии» Хабермаса — это почти то же самое, что и «постнациональная современность» Бека (или «текучая современность» Зигмунда Баумана). Традиционное кейнсианское государство всеобщего благосостояния с его мощной «национально-государственной» составляющей обречено, и конец этому европейскому социальному проекту положит глобализация, ее теория и практики. Появление «индивидуализированного общества» (в терминологии Баумана) сопровождается ошеломляющей властью потребительской идеологии, усиленной общей неолиберальной тенденцией отрывать экономику от общества и овеществлять социальное25. Подводя итог, Квик отмечает: «Сегодня мы видим переход от социальной солидарности к усилению индивидуализма и от идеи социального единства к идее экономической конкуренции (даже на региональной основе в расширенном ЕС) и едва ли можем согласиться с этим как с философской, так и с социальной или моральной точек зрения»26. 9.4 Й9 Станет ли социальная политика более социальной? Еще более пессимистично с позиций 2010-х годов оценивает перспективы государства благосостояния И.А. Григорьева. «Сегодня, в ситуации глобального кризиса или возможности его повторения, — пишет исследователь, — уже очевиден общеевропейский крен от социал-демократических к правоцентристским решениям в области социальной политики. Уменьшается роль государства, активно дискутируется вопрос о том, что "большое общество" нуждается в "маленьком правительстве и государстве". Подчеркивается значение "негосударственной социальной политики", роль сообществ и самих индивидов. От многих подходов "3-го пути", разработанного совместно Э. Блэром, Г. Шредером и Э. Гидденсом, приходится отказываться, но тезис "нет социальных прав без симметричных обязанностей" остается актуальным»27. Возобновилась дискуссия о соотношении трудовых 288 9.4. Станет ли социальная политика более социальной? прав и прав человека, партикуляризма и универсализма. Продолжается трансформация пенсионных систем в различных странах, уменьшается доля распределения, увеличивается индивидуальное участие. Григорьева ссылается на позицию П. Тэйлора-Губи, согласно которому эрозия социального государства обусловлена все большим доминированием «идеологии неолиберализма в экономике и социальной политике. Жертвами этого процесса становятся не только бедные, но и средний класс "достаточно хорошо обеспеченных" работников, которые обладают специальными знаниями и высокой квалификацией, значимость которых сегодня катастрофически падает»28. Это связано с тем, что операции с финансами и перепродажей собственности оказываются гораздо более выгодными, нежели реальное производство товаров и услуг. В разных странах можно наблюдать все более активное перераспределение доходов и инструментов для их получения в пользу крупного бизнеса — в противовес «эффекту просачивания благосостояния», который был обещан либералами. Григорьева заключает, что новый мировой экономический и социальный порядок, который формируется в последние годы, похоже, будет весьма экономным в отношении тех, кто производит товары и услуги, а социальная политика так и не станет более социальной, чем была в последние 20 лет29. Заключение Итак, государство всеобщего благосостояния прошло достаточно долгий путь от первоначальной мечты об идеальном государстве и утопических фантазий к попыткам реального воплощения. В рамках работы мы обращались к разным концепциям, разным ракурсам рассмотрения истории и теории государства всеобщего благосостояния (в меньшей степени затронуты экономические аспекты). В XXI столетии концепт «государство всеобщего благосостояния» уже не имеет той философско-гуманитарной окраски, как это было в прошлом. Большинство исследователей рассматривают в основном различные объективные индикаторы, характеризующие государство благосостояния, такие как, например, расходы на социальные нужды1. «Государство всеобщего благосостояния» — это скорее метафора, нежели цель экономического развития. Следует иметь в виду, что обращение к политике Welfare State, так же как и вообще к разработке социальной политики, в конце XIX — первой половине XX вв. было обусловлено обострением рабочего движения, опасностью коммунистического влияния. Возврат к Welfare State в том виде, каким оно было в середине XX в., вряд ли возможен. Концептуальный кризис политики государства всеобщего благосостояния обусловлен тем, что при всей проработанности проблемы на первое место была поставлена задача преодоления социального неравенства, нужды и бедности, обеспечения социальной стабильности, социальных потребностей. На протяжении нескольких десятилетий эта программа успешно работала, население развитых стран действительно ощутило прелести жизни в эпоху благосостояния. Однако материальное благосостояние никогда не было единственной целью идеального государства. Мечтая о совершенном обществе, мыслители прошлого писали о нравственном 290 Заключение и духовном совершенствовании жителей блаженных утопий, предполагали, что люди обретут счастье на Земле. В рамках Welfare State этический контекст остался нерешенным. Достигли материального благосостояния — но не дошли до нравственных преобразований. В отсутствие определенных этических регулятивов демократия благосостояния перерождается в общество потребления, появляется тип человека-потребителя, развивается социальное иждивенчество, зависимость от Welfare. Обретя долгожданное благосостояние, человечество увязло в сетях потребления, негативные последствия политики Welfare State (падение конкурентоспособности, рост социального иждивенчества) стали препятствием на пути развития демократии благосостояния, во многом обусловив ее кризис. При всех декларациях демократических оснований Welfare State этому государству не удалось исключить контроль из системы своих базовых постулатов. Поведение людей все также требует контроля, в отсутствие которого далеко не все стремятся к активному трудовому участию в производстве общественных благ и в условиях возможного морального разложения способны на различные асоциальные действия. Итак, человечество предприняло еще одну попытку достижения общественного идеала. Чему учит опыт государства всеобщего благосостояния? Welfare State заняло свое место в ряду идей и концепций (древних мифов, утопий эпохи Возрождения, проектов социалистов-утопистов и т. д.) и реальных попыток их воплощения. Как и предыдущие попытки, этот проект не во всем удался. Но благодаря политике Welfare State человечество обрело опыт решения социальных проблем в масштабах не только отдельных стран, но и целых регионов, опыт преодоления экономических и социальных кризисов, организации социального обеспечения в государственных масштабах, разработки социальных программ, что уже само по себе составляет значительное достижение политики и практики Welfare State. Несмотря на кризис, Welfare State — достаточно устойчивое образование. Большинство экономически развитых стран вопреки финансовым затруднениям пытаются сохранить систему социальной поддержки, хотя в полном объеме сохранить государст- 291 Заключение во благосостояния не может уже ни одно государство мира. Речь идет не столько о сохранении государства всеобщего благосостояния как некой модели, сколько о социальной ответственности государства, бизнеса, семьи, институтов гражданского общества. Известный французский социолог А. Турен полагает, что «главная проблема современной Европы состоит в том, что большинство здравомыслящих людей понимает необходимость структурных изменений в государстве благосостояния, но не готово поступиться предоставляемыми этим государством благами. Люди чувствуют, что назрела принципиальная ревизия тех принципов, на которых базировалась Европа в последние десятилетия, но не могут принять чисто либеральных методов управления обществом, даже если эти методы и способствуют большему успеху на мировом рынке»2. Не следует ожидать и демонтажа государства всеобщего благосостояния. Государство должно сохранить за собой ключевую роль, отказ от его достижений и накопленного опыта в решении социальных проблем будет равноценен добровольному отказу человечества от элементарных достижений науки и техники, что подтверждают научные дискуссии рубежа XX-XXI вв., опросы населения и т. д. Исследователи поднимают вопрос о глобальной социальной политике и возможности мирового сообщества всеобщего благосостояния. Однако если это и перспектива, то она, безусловно, требует разрешения проблемы взаимоотношений «Севера» и «Юга», преодоления разрыва между богатыми и бедными странами. Этот вопрос давно на повестке дня, еще в 1980-х годах к нему обращались члены Римского клуба. Не решив этих и других глобальных проблем, рассуждать о воцарении социального рая на земле вряд ли возможно. Ни страны третьего мира, ни страны посткоммунистического лагеря пока еще не достигли такого экономического и социального уровня, чтобы справиться с функциями, которые должно выполнять государство всеобщего благосостояния. И хотя долговой кризис Евросоюза нельзя считать прямым следствием политики всеобщего благосостояния, стабильная экономическая и политическая ситуация является основным условием функционирования как Welfare State, так и Welfare World. Операция Welfare State удалась на огра- 292 Заключение ничейной территории и в ограниченном временнбм промежутке в условиях устойчивого экономического роста (не стоит забывать и о внешней экономической поддержке). Несмотря на то что политика Welfare State помогла человечеству обрести успешный опыт решения экономических и социальных проблем отдельных стран и целых регионов, данная модель в ее первоначальном виде себя исчерпала. Общепризнанно, что восстановление Welfare State в его первоначальном варианте (1950-1970-х годов) неосуществимо, а новая модель, соответствующая нынешнему состоянию экономической, социальной и политической ситуации, пока не создана. Одно можно сказать с достаточной долей уверенности: история социальной политики не заканчивается кризисом государства всеобщего благосостояния. Развитые экономические страны, страны демократии благосостояния так просто не отдадут завоеванные высоты. Многие страны мира включили в свои конституции положение о социальном государстве (в том числе и Россия в Конституции 1993 г.). Полагаем, что в обозримом будущем именно социальное государство (не только на бумаге, но и на практике) станет целью социальной политики большинства стран мира. Примечания Предисловие 1 См., например: Иванова Г.М. На пороге «государства всеобщего благосостояния». Социальная политика в СССР (середина 1950-х — начало 1970-х годов). М.: ИРИ РАН, 2011; Teplova T. Welfare State Transformation, Childcare, and Women's Work in Russia // Social Politics. 2007. Vol. 14. No. 3. P. 284-322; Cook L.J. Russia's Welfare Regime: The Shift toward Statism // Gazing at Welfare, Gender, a. Agency in Post-socialist Countries. Cambridge Scholars Publishing, 2010; Eadem. Postcommunist Welfare States: Reform Politics in Russia and Eastern Europe. Ithaca: Cornell Univ. Press, 2007. Глава 1 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|