ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Welfare State вместо благотворительности?На протяжении столетий благотворительность была одним из основных институтов общества, фактически осуществлявшая обеспечение социальной помощи (при этом ее роль не ограничивалась социальными функциями, но оказывала существенное влияние на формирование морального сознания). В XX столетии благотворительность теряет свои позиции, оставляя преимущество столь сильному контрагенту, как государство. Что выиграло и что проиграло общество, предоставив решение социальных проблем государству и минимизировав благотворительные практики? 7.1 Благотворительность в истории Благодеяние, дарение, жертвование как основа традиций филантропии в эпоху Античности Истоки филантропической деятельности уходят в глубь веков. В Античности наряду с формированием практик филантропической деятельности закладывались основы ее концептуальной интерпретации. Так, Аристотель трактует дарение как проявление добродетели, отмечает его практическое значение — во имя нужного дела. В «Никомаховой этике» он связывает филантропию с понятием дружбы, интересуясь не столько пышными публичными актами щедрости, сколько благожелательным и человечным отношением людей друг к другу, — это доступно всякому, кто хочет помочь хотя бы ближайшему кругу друзей и знакомых. Учитывая неизбежное неравенство между дарителем и получателем дара, Аристотель призывает дарителей действовать с оглядкой, не осыпать 225 Глава 7. Welfare State вместо благотворительности? своими щедротами первого встречного, правильно выбирая тех, кого они хотят облагодетельствовать, и наделяя их должными суммами в должное время1. Античные философы осознавали тот двусторонний характер, который имеет в любой культуре практика дарения. «Сенека в трактате «О благодеяниях» исследует природу доброхотного даяния и обсуждает этот «обычай, который сильнее всего связует человеческое общество»2. Он сожалеет о том, что люди не умеют ни дарить, ни принимать дары. Часто даритель неспособен выбрать среди тех, кому хочет помочь, достаточно ответственного человека, а иной раз ведет себя так, что внушает чувство неблагодарности даже самому достойному получателю дара. «Многих мы числим неблагодарными, — замечает он, — но куда чаще сами делаем людей таковыми: порой бываем не в меру строги, упрекая и требуя, порой — чересчур переменчивы и сами сожалеем о своих дарах, едва их совершив, а иногда брюзжим и раздуваем значение пустяков»3. Сенека, Цицерон и более поздние философы-стоики расширили смысл понятия «филантропия». В их сочинениях о дарении и щедрости речь уже не ограничивается личными отношениями между конкретными людьми, характерными для ситуации со сбором средств в греческом полисе, — здесь фигурируют более широкие понятия естественного права и гражданства. Исследователи отмечают, что жертвователи в древности, как и современные филантропы, ожидали, что их деяния будут приносить пользу до скончания века и что потомки честно и рачительно распорядятся их щедрыми дарами. Тем не менее, как ни надеялись греки и римляне на вечное существование созданных ими учреждений, поначалу у них не было правовых институтов, способных обеспечить точное выполнение замысла жертвователя. Как правило, исполнение своей посмертной воли филантроп возлагал на надежное доверенное лицо или на нескольких близких друзей, которые, как предполагалось, будут неукоснительно следовать желаниям, выраженным в завещании. Эти друзья, когда придет время, укажут очередных наследников и преемников, препоручив им исполнение воли первого завещателя4. Со временем перед лицами или учреждениями, осуществлявшими благотворительную деятельность, встали два принци- 226 7.1. Благотворительность в истории пиальных вопроса, сохраняющих свое значение и в наши дни. Как законным образом оградить волю дарителя от искажений? Как эти учреждения могут гарантировать честное и ответственное использование их ресурсов при смене поколений? Во II в. до н. э. одно из простейших решений, которое могли принять греческие филантропы, выглядело так: капитал завещали полису или представлявшей его интересы группе лиц, входивших в состав городского правления. Иногда жертвователь мог настаивать на том, чтобы его воля была письменно зафиксирована в городских законах. Во время правления римского императора Нервы (96-98) городским властям на территории всей империи было даровано право принимать пожертвования от частных лиц, а при Адриане (117—138) было установлено, что выполнение воли дарителя, выраженной в завещании, обеспечивается в принудительном порядке законами государства. Однако римские суды не всегда были последовательны в этой области, и филантропам хотелось подкрепить это установление специальным императорским эдиктом, дополнительно ограждавшим завещанное имущество от злоупотреблений. В I в. до н. э. римские законы признали благотворительные объединения «постоянными субъектами права, не меняющимися со смертью физических лиц». Тогда же эти предшественники современных благотворительных ассоциаций (так называемые «фиктивные юридические лица») получили право принимать пожертвования по завещаниям. Тем самым был сделан важный шаг в развитии законодательства, регулирующего благотворительную деятельность. Деятельность благотворительных учреждений в Средние века Христианство на многие столетия утвердило в народном сознании представление о том, что главный нравственный долг верующих — бескорыстное даяние (равно как и о том, что небо может вознаградить их за добродетель). Основной принцип, на который опирались в Средние века европейские благотворительные учреждения, — это христианское учение любви. Евангелия от Матфея и Луки придали филантропии «вертикальный» характер, устремили 227 Глава 7. Welfare State вместо благотворительности? ее к служению Богу, требуя от человека более самоотверженной любви к ближнему. Св. Матфей (25: 35-46) перечисляет шесть дел милосердия. Аврелий Августин и более поздние религиозные мыслители, развивавшие средневековое учение о спасении, несколько изменили и расширили этот перечень обязанностей: христианин должен был накормить алчущего, напоить жаждущего, приютить странника, одеть нагого, посетить больного, выкупить из тюрьмы узника и похоронить умершего. Основы, на которые в дальнейшем опирались средневековые благотворительные учреждения, сформировались прежде всего на востоке Европы. В сочинениях греческих отцов — Климента Александрийского, Василия Великого, Иоанна Златоуста — можно найти формулировки соответствующих обязанностей христианина. Иоанн Златоуст был убежден, что христианская любовь заключается не столько в самом акте раздачи денег или имущества, сколько в духе благочестия и сострадания. Василий Великий видел в богачах лишь распорядителей, призванных управлять своим достоянием. Некоторые деятели церкви, развивая этот тезис, утверждали, что все земные богатства принадлежат не людям, а Богу. Здесь следует отметить жившего в VI в. Юлиана Померия, епископа из Северной Африки, учившего, что богача можно оправдать лишь тогда, когда он использует в благотворительных целях все свое имущество за вычетом необходимого для удовлетворения простейших материальных потребностей его домашних5. Не менее влиятельными были учения западных отцов — св. Аврелия Августина, св. Амвросия, св. Иеронима, св. Григория Великого и других. Августин говорил, что нужда бедняков — оборотная сторона роскоши богачей. Амвросий настаивал в своих проповедях: «оскорбить бедняка ничуть не лучше, чем совершать убийство»6. Институциональные и законодательные структуры, составившие костяк позднейших западноевропейских благотворительных учреждений, также оформились на востоке Римской империи в IV в. В 321 г. император Константин разрешил церкви принимать от частных лиц имущество по завещанию и тем самым стимулировал благотворительную деятельность. В 325 г. Никей-ский собор своим 70-м предписанием велел создавать во всех крупных городах дома призрения для больных и стариков, в результате были основаны многие благотворительные заведения. 228 7.1. Благотворительность в истории Императорская власть, со своей стороны, поощряла создание таких учреждений и обеспечивала им поддержку. Император Юстиниан, основавший множество странноприимных домов на всей территории империи, даровал им первые официально зарегистрированные налоговые льготы и выделял дополнительные средства на строительство новых богоугодных заведений. Он также начал высказываться в пользу административного надзора за их деятельностью. В Западной Европе периода раннего Средневековья мона-s стыри были типичными благотворительными учреждениями. Они владели земельными угодьями и другим имуществом, собирали арендные платежи, а полученные средства использовали для помощи нуждающимся, раздавая милостыню и предоставляя приют путникам и больным; кроме того, в них существовали организационные структуры, подчинявшиеся церковному уставу и позволявшие воплощать в жизнь благочестивые замыслы богатого жертвователя или группы благотворителей. К середине XII в. были созданы еще более прочные предпосылки для расцвета филантропии. Подъем городской культуры, укрепление денежного обращения повлияли и на характер представлений о человеколюбивых обязанностях христианина. Богословы XII в., изучавшие сочинения ранних Отцов Церкви, не уставали твердить о потенциальных угрозах, сопряженных с богатством, и об обязанности богачей заботиться о бедняках. Согласно М. Молла, «для мыслителей этого времени характерно частое употребление слов communicare, communicatio, communis, communicandus, призванных выразить идею о необходимости делиться богатством со своим ближним»7. Так сложилась теория естественной общности имущества, следствием которой было представление о том, что собственники являются лишь распорядителями доставшегося им богатства и что они должны приобщить к своему благополучию других. Значительно более глубокие перемены в отношении к богатству и бедности повлекла за собой проповедническая деятельность св. Франциска Ассизского, св. Доминика и других монахов нищенствующих орденов, созданных этими святыми. Живя среди бедняков и проповедуя на многолюдных рыночных площадях, нищенствующие монахи говорили о социальном неравенстве и страданиях обездоленных. Бедный человек, учили эти монахи, облада- 229 Глава 7. Welfare State вместо благотворительности? ет внутренним достоинством, нельзя видеть в нем лишь средство, с помощью которого богач, подающий милостыню, спасает собственную душу. Экономический рост XII в. породил новые и более разнообразные типы богоугодных заведений. Интеллектуальная жизнь в Западной Европе переживала период подъема, что повлекло за собой создание новых школ и университетов, также опиравшихся на пожертвования. По мере упрочения власти и влияния монархов создавались королевские благотворительные учреждения. Их возникновение было одним из шагов на пути к более жесткому государственному контролю и регулированию благотворительности. Около 1190 г. французский король Филипп II Август приказал построить дом для раздачи королевской милостыни. Далее Людовик IX основал ряд богоугодных заведений, в том числе hospital des Quinze-Vingts («приют трехсот»), где лечили слепых, и maison des Filles-Dieu («дом сестер милосердия»). Более того, он пытался поставить деятельность этих заведений под государственный контроль, поручив должностным лицам, управлявшим раздачей королевской милостыни, приглядывать и за королевскими приютами. В XII-XIII вв. появились новые коллективные формы благотворительности. Вдохновляемые проповедью нищенствующих монахов, братства мирян, ремесленные и торговые гильдии, приходские общины стали помогать своим слабейшим членам. Они собирали средства для оплаты похорон и заупокойных служб, поддерживали вдов и сирот. Одной из таких организаций было португальское «братство добрых людей Бежи», учрежденное королевским указом в 1297 г. Другие религиозные братства опекали больницы и ведали раздачей милостыни. В приходах возник новый тип коллективных организаций, так называемых «столов для бедноты». Эти организации повсеместно ставили своей целью регулярную раздачу вещей или денег (в XIV в. денежная форма милостыни все чаще вытесняла натуральную). Ими часто руководили миряне, трудившиеся на благо общества под контролем церковных иерархов. А кое-где, особенно в городах Северной Европы, эти учреждения были подотчетны городским властям, которые не только обеспечивали отчисления в их пользу из городской казны, но и уста- 230 7.1. Благотворительность в истории навливали для них порядок ведения расходных книг, проверяли вносимые в них записи и расследовали случаи злоупотреблений. Случалось, что городские власти брали дело в свои руки, создавая городские фонды помощи неимущим. Эти фонды во многих отношениях были прообразами современных коммунальных благотворительных учреждений. Широкое распространение благотворительности в эпоху Средневековья во многом, согласно исследователям, обязано христианству. А.Я. Гуревич пишет: «Христианство, несомненно, оказало огромное влияние и на эту сторону средневековой цивилизации. Но оно не было единственным источником развития, и наряду с ним, пожалуй, не меньшую роль в определении специфики представлений средневекового человека о богатстве и его назначении сыграла та система ценностей, которая существовала у варваров, расселившихся на территории Европы в период падения Римской империи»8. Так, среди древних германцев и скандинавов щедрость считалась признаком благородства, неизбежно присущим всякому знатному человеку. Щедрость была отличительным качеством вождя, не менее значимым, чем военная удача. При этом «любой дар, — как отмечает Гуревич, — предполагал взаимность. Подарок вождя служил вознаграждением за верность и залогом преданности дружинника в дальнейшем. Подарок же со стороны равного нуждался в ответном подарке. "Дар всегда ждет вознаграждения" — гласил один из афоризмов в "Речах Высокого" — поэтическом сборнике жизненных поручений древних исландцев. Этот принцип запечатлен в древнегерманском праве: дарение не имело силы, если не было вознаграждено равноценным со стороны получившего его»9. В основе обмена дарами лежала уверенность в том, что вместе с даримым имуществом переходит некая частица сущности дарителя и получающий дар вступает в тесную связь с ним. Если же дар не возмещен, получивший его оказывается в зависимости от подарившего. Если дар оставался неоплаченным, это могло представлять большую опасность для его получателя. Духовная зависимость от дарителя грозила утратой личной целостности и свободы, могла привести к деградации или и даже к полной гибели получившего дар, который не был возмещен. Поэтому спеши- 231 Глава 7. Welfare State вместо благотворительности? ли «отдарить» того, кто первым сделал подарок, либо уклонялись от его получения10. В феодальном обществе отношение к собственности претерпело существенные трансформации. Отношение христианской религии к собственности было противоречивым. Обладание собственностью никогда не получало на протяжении Средневековья безусловного оправдания и одобрения — оно допускалось, но на определенных условиях и с изрядными оговорками. При этом церковь сама являлась крупнейшим собственником в феодальном обществе и никогда не одобряла попыток отменить институт частной собственности или перераспределить имущество в пользу мелкого собственника. «Единственное предписание церкви, направленное на частичное перераспределение благ, сводилось к проповеди подаяния нищим. Бедные и неимущие считались стоящими ближе к Христу, чем собственники, в них видели образ самого Христа. Поэтому благотворительность в пользу бедных всячески поощрялась. Государи и синьоры обычно содержали при своих дворах изрядное число нищих, раздавали им деньги и кормили их. Нередко эти раздачи принимали огромные размеры, богатые люди расходовали на нищих значительные средства...»". Гуревич отмечает, что в основе средневековой благотворительности лежала не столько проповедуемая христианами любовь к ближнему, сколько забота жертвователей о собственном благополучии. «Посредством милостыни богатый, скорее, мог спасти душу, о бедняках же, которым он уделял долю своего имущества, он думал гораздо меньше. Это доказывается тем, что средневековье не знало ни одной серьезной попытки радикально избавить нищих от их бедственного положения... В существовании бедных церковь находила взаимную связь: "богатые люди созданы для спасения бедных, а бедные — для спасения богатых". В подаянии бедным видели своего рода источник "страхования" душ имущих....существование неимущих бездельников казалось необходимым и никто не помышлял о том, чтобы ликвидировать нищенство, равно как и сами попрошайки видели в себе избранников Божиих и вовсе не стремились избавиться от нищеты. Наоборот, к нищете стремились как к идеалу.. <...> Не богатство, а нищета, но прежде всего нищета духа, смирение — идеал средневекового общества»12. 232 7.1. Благотворительность в истории При феодальных дворах также культивировалась практика щедрости. При этом для средневековых феодалов богатство было прежде всего орудием социального общения, средством поддержания и укрепления общественного авторитета13. «Двор крупного сеньора, — пишет Гуревич, — это прежде всего место, "где дают и получают"»14. Тема щедрости и раздачи даров постоянно присутствует в поэзии трубадуров. Скупости должна быть противопоставлена благородная щедрость, которая в глазах поэтов вырастает в решающий критерий состояния общества. «Давать» и «дарить» — главная добродетель, с точки зрения трубадуров. При этом раздача богатства непременно сопровождается радостью, что составляет основу миропорядка, а расторжение единства между богатством и радостью, доставляемой его раздачей, означает его разрушение. «Щедрость — смысл всех добродетелей, — пишет Гуревич. — Человек познается по его щедрости, которая возводится в центр этической системы рыцарства, оттесняя даже воинскую удаль... Раздающий дары приобретает благосклонность господа... Широта натуры, гостеприимство, готовность, с которой раздаются подарки, — определяющий принцип дворянина, единственное для него средство достижения вершин любви. Богатый скупец в глазах трубадура — чудовище, не понимающее смысла своего привилегированного положения и идущее против воли божьей»15. При этом следует отметить, что отношения между сеньором и вассалом мыслились поэтами как отношения взаимного служения, помощи и дружбы. «Служить» в их понимании часто означало не «брать», а «давать», «тратить»... Существовало даже выражение «служить своим имуществом»16. Мы отмечали значительную роль средневековых монастырей как акторов благотворительной деятельности. В Западной Европе периода раннего Средневековья монастыри были типичными благотворительными учреждениями. Они владели земельными угодьями и другим имуществом, собирали арендные платежи, а полученные средства использовали для помощи нуждающимся, раздавая милостыню и предоставляя приют путникам и больным; кроме того, в них существовали организационные структуры, подчинявшиеся церковному уставу и позволявшие воплощать в жизнь благочестивые замыслы богатого жертвователя или группы благотворителей17. 233 Глава 7. Welfare State вместо благотворительности? Развитие благотворительной деятельности в Европе в Новое время: рост коллективной филантропии XVI в. открыл новый этап в развитии европейской благотворительности, ускорив процесс ее обмирщения и подчинения государственному регулированию и контролю. В течение XVI в. многие крупные города добились централизации помощи бедным слоям населения и взяли под свой контроль благотворительные учреждения. Бродяги были выселены из городов, а трудоспособных бедняков заставили работать. Во многих городах были созданы централизованные фонды раздачи милостыни, существовавшие благодаря частным пожертвованиям и средствам от сбора специальных налогов. В 1601 г. был принят «Статут о благотворительном пользовании», оказавший определяющее влияние на дальнейшее развитие благотворительности в Великобритании. В преамбуле статута перечисляются следующие благотворительные цели: помощь бедным, немощным, престарелым, больным и увечным солдатам и матросам; школам, колледжам и университетам; починка мостов, пристаней, гаваней, дамб, храмов, парапетов и проезжих дорог; обучение и материальная поддержка сирот; поддержка исправительных учреждений; содействие бракам неимущих девиц; помощь и поддержка молодых купцов, ремесленников и в случае их финансового краха; выкуп военнопленных и уплата штрафов за осужденных. Правовая система, поощрявшая и защищавшая жертвователей, была не единственной причиной процветания благотворительности в Англии XVII-XVIII вв. Наиболее значимой переменой этого времени был стремительный рост «коллективной филантропии», т. е. объединения ресурсов ради достижения общей цели, — модель, аналогичная той, что возникла в эпоху величайших перемен в сфере бизнеса, нечто вроде акционерной компании18. Эти новые филантропические организации находили поддержку у многих англичан, особенно тех, кто располагал средним доходом или выбился в люди сравнительно недавно. Новые благотворительные организации ставили перед собой самые разные цели. В начале XVIII в. они создавали бесплатные школы, была построена сеть новых и хорошо оборудованных благотворитель- 234 7.1. Благотворительность в истории ных больниц (пять из них открылись в Лондоне между 1719 и 1750 гг.). В этих медицинских учреждениях уход за больными сочетался с научной работой. Новые больницы и приюты были значительно масштабнее аналогичных учреждений в прошлом. Так, по словам одного историка, приют для найденышей был «самым впечатляющим памятником, воздвигнутым вXVIII в. благотворительностью, — он мог обеспечить потребности примерно 6300 детей»19. В подобных учреждениях для подростков жертвователи вдохновлялись гуманистическими побуждениями, но в то же время имели в виду выгоду, которую получало общество, приобретая в лице воспитанников этих заведений хорошо обученных и физически крепких работников. Однако ситуация со временем менялась, как менялось и восприятие благотворителями своей деятельности и ее результатов. Исследовавший этот вопрос Д. Оуэн пишет: «Благотворители в конце века стали более расчетливыми, более заинтересованными в конечных результатах своих усилий, и по меньшей мере некоторые из них более скептически смотрели на стоявшие перед ними задачи... На рубеже веков филантропы были настроены совсем мрачно, уже не мечтая легко и без особых затрат достигнуть поставленных целей, к тому же они и впрямь сталкивались со все большими проблемами в финансировании своих проектов»20. Возникновение национальных государств и особенности благотворительной деятельности в европейских странах Следует отметить, что возникновение в Европе национальных государств (отличающихся друг от друга своей политической и правовой культурой) обусловило особенности благотворительной деятельности в разных европейских странах. Соотношение между помощью государства и деятельностью филантропических учреждений менялось. Были страны, где благотворительные учреждения интегрировались в растущий государственный сектор; были такие, где всемерно поощряли деятельность этих учреждений, обеспечивая им правительственную поддержку и высокую степень автономии; однако кое-где они 235 Глава 7. Welfare State вместо благотворительности? подверглись притеснениям или вовсе были уничтожены. Новые европейские государства избирали для себя разное устройство, и, как следствие, благотворительность в них, как и некоммерческий сектор в целом, также были не похожи друг на друга. Джеймс Аллен Смит и Карстен Боргман — авторы исследования «Благотворительные учреждения в европейских странах: исторический контекст» — выделяют модели благотворительной деятельности, характерные для европейских стран. «В Великобритании, — пишут Смит и Боргман, — сложилась модель благотворительности, существенно отличавшаяся от континентальной. Цели филантропической деятельности были подробно описаны в статуте о благотворительном пользовании и последующих документах; создание соответствующих учреждений не требовало официального одобрения правительства и регистрировалось сравнительно просто; законодательные механизмы, нашедшие свое наиболее полное отражение в Акте о благотворительном трасте 1853 г. и создании Комиссии по благотворительности, были рассчитаны на то, чтобы воплощать в жизнь намерения жертвователей и предотвращать злоупотребления... В итоге сложилась настоящая культура филантропии: удобные законы, стабильный порядок управления, устойчивые традиции жертвования, гибкие организационные формы, эффективная система контроля и отчетности. Все это обеспечивало широкое поле деятельности для организаций, управлявшихся частными лицами и служившими общественному благу»21. В то же время во Франции и некоторых других странах с преобладающим католическим населением и сильной монархической властью сформировалось новое понимание роли государства. Согласно Смиту и Боргману, «этатистская централизация и сквозной контроль сверху во Франции проявляются очень рано. И Людовик XIV, и Людовик XV урезают привилегии старых благотворительных учреждений и запрещают создавать новые. Считалось, что эти учреждения экономически неэффективны, а их освобождение от уплаты налогов наносит ущерб королевской казне. Французская революция ускорила процесс сокращения благотворительных фондов и передачу их функций государству. В 1790 г. Учредительное собрание сформировало Комитет по ни- 236 7. 1. Благотворительность в истории щенству, который был настроен непримиримо по отношению к благотворительным учреждениям старого порядка, полагая, что милостыня унизительна и недостойна разумного человеческого существа. Комитет предпринял меры по централизации общественной благотворительности и более эффективному использованию средств, находящихся в распоряжении благотворительных фондов. Лишь в конце XIX в. во Франции начинают появляться новые благотворительные учреждения. Законы же, содержащие определение благотворительного фонда, регулирующие создание таких фондов и управление ими, впервые вышли во Франции только в 1987 и 1990гг.»22. Французский этатизм имел аналоги во многих других странах — и везде оказывал сходное влияние на развитие гражданского общества. В Бельгии, например, революционная атмосфера, воцарившаяся в обществе в конце XVIII в., не благоприятствовала развитию благотворительных фондов, профессиональных объединений. Деятельность многих религиозных общин была приостановлена, частные лица потеряли право учреждать благотворительные фонды23. Благотворительность в европейских странах и США в XIX в. Британский исследователь Т.Б. Смит в работе «Благотворительность и помощь бедным в Европе: современный период» анализирует основные черты благотворительности XIX в. Прежде всего благотворительность формировала важный компонент самооценки местных элит. Благотворительность упрочивала лояльность населения: это означало, что центральная власть не должна была соперничать с местными элитами за симпатии бедноты. Дающий любил напомнить просителю о себе. Наличие благотворительности до некоторой степени оправдывало неравенство. В западной Франции традиционное покровительство элиты крестьянам сохранилось до середины XIX в. В некоторых районах западной Франции замки оставались главным источником помощи бедным вплоть до 1880-х годов24. 237 Глава 7. Welfare State вместо благотворительности? Согласно Смиту, «движущей силой благотворительности в XIX в. был общественный престиж. Благотворительность добавляла престиж городу, как, например, Гамбургу в XVIII в., и те, кто занимался ею, приобретали солидный общественный и политический капитал. Это было характерно и для небольших городков, в которых приют мог оказаться самым большим и внушительным зданием после церкви и ратуши. Участие в управлении приютом или солидным благотворительным обществом обеспечивало определенные привилегии. Так, в Лионе в начале XIX в. оно было свидетельством высокого социального статуса. Те, кто занимался такой деятельностью, по их собственным словам, "облагораживались посредством благотворительности, благороднейшей из добродетелей"»25. На протяжении всего XIX в. противники государственной социальной помощи утверждали, что финансируемая государством социальная помощь отрицательно скажется на положении филантропов. Многие сторонники филантропии считали, что побуждение к этой деятельности должно оставаться личным порывом, а не законодательно закрепленной обязанностью. Смит ссылается на «Руководство для комиссаров и дам-благотворительниц Парижа», которым пользовались руководители организаций по оказанию помощи бедным и волонтеры: «Благотворительность — это призвание состоятельных граждан. Благотворительность милосердна и исполнена любви, но, прежде чем действовать, она изучает; наблюдает... и добавляет к материальной помощи утешение, совет и даже отцовское порицание... Она позволяет [дающему] разбогатеть своими добрыми делами»26. Конец XIX в. был периодом инноваций и явился предзнаменованием периода быстрого экономического развития в европейских странах и США в первой половине XX в. Экономический рост предоставил возможность аккумулировать очень большие состояния в руках отдельных лиц или их семей. Такие имена, как А.В. Меллон, Г. Форд, А. Карнеги, Дж. Рокфеллер, В.К. Кел-лог, Ч.С. Мотт, являются символом того времени и благотворительности, часть их состояния в форме уставного фонда и по сей день используется для поддержки разных благотворительных, культурных или образовательных программ и проектов27. Это время ознаменовано появлением филантропических движений и отдельных филантропов, проводивших исследования здо- 238 7.1. Благотворительность в истории ровья, изучение семьи, сбор статистической информации о жизни бедняков. Наблюдается появление большого числа частных библиотек, университетов, больниц, музеев и проч. Создаются филантропические тематические комиссии, статистические общества для проведения социальных обследований с целью информирования и мобилизации общественного мнения, привлечения внимания официальных кругов к «темным» сторонам социальной действительности. В рамках так называемой социальной (моральной) статистики большинство тем обследований было связано с проблемами социальной гигиены, условиями жизни бедных слоев населения28. '*> Изучались цены на продукты и одежду, семейные бюджеты, уровни доходов. Организаторами статистических исследований;' были ученые (экономисты, математики, историки), официальные лица, учителя, врачи — в большинстве своем состоятельные люди. Значительны результаты обследований Манчестерского и Лондонского статистических обществ. Филантропы-реформаторы (общественный деятель, врач Дж.К. Шатлуорт, бизнесмен Ф. Идеи, предприниматель-судовладелец Ч. Бут, бизнесмен С. Роунтри) ставили целью исследований, проводимых по их инициативе и поддержке, поиск действенных методов социального реформирования29. Подъем интереса к социальным проблемам совпал с ро- s стом рабочего движения и был направлен на поиск эффективных мер для разрешения конфликтов. Следует отметить влияние христианских традиций на рабо- ; ты большинства членов статистических обществ, которые рассматривали свои исследования как часть политики морального совершенствования, а социальную науку — как реализацию идей , христианства. Благотворительная деятельность в условиях усиления роли государственной социальной поддержки в конце XIX - начале XX вв. Итак, XIX в. стал переломным этапом в истории благотворительной деятельности. Т.Б. Смит называет проблемы, возникшие в сфере благотворительности: «Во-первых, церковь, тради- 239
Глава 7. Welfare State вместо благотворительности? ционно занимавшаяся благотворительностью, стала подвергаться постоянным нападкам со стороны гражданских реформаторов. Там, где церковь ослабевала, как это случилось во Франции, возникали серьезные проблемы с институциональной базой благотворительности, но даже здесь церковь оставалась главным источником усилий, направленных на благотворительность. Во-вторых, индустриализация и урбанизация сделали бедность более заметной. В результате роста населения возросло, например, число детей, брошенных родителями. В-третьих, средний класс подвергал сомнению обоснованность благотворительной деятельности»30. Кроме того, он считает, что «последовательные либералы в экономике настаивали на том, что благотворительность наносит вред тем, кто ею пользуется, лишая их независимости и самостоятельности. Многие города пытались запретить нищенство, поскольку оно противоречило основным положениям трудовой этики. Сходные идеи привели Англию к сокращению продовольственного обеспечения в рамках закона о бедных и перемещению нуждающихся в помощи в работные дома»31. Благотворительные организации пытались проводить различия между заслужившими помощь бедняками, не способными работать из-за болезни или старости, и лентяями, которых приходилось привлекать к активной трудовой деятельности насильственно. К концу XIX в. масштабы бедности достигли невиданных размеров. Помощь бедным требовала все больших материальных вложений. В 1899 г. в Лондоне благотворительные организации потратили свыше 6 млн ф. ст. на социальную помощь (что превосходит бюджет некоторых небольших европейских стран). Несмотря на это, как видно из отчета Ч. Бута «Жизнь и трудовая деятельность населения Лондона», около 30% населения Лондона было бедным. Все очевиднее становилась необходимость усиления государственной помощи. Смит отмечает, что «неспособность некогда действенных общественных сил (таких, как местная благотворительность и церковь) выдержать последствия новых экономических веяний и справиться с городскими гетто и циклическими кризисами производства потребовала более активного государственного вмешательства. Новые промышленные пригороды разрастались в Англии, Франции и Германии, и 240 7.1. Благотворительность в истории церковь не могла с ними справиться. Старая приходская система разрушалась. Германия начала процесс строительства государства всеобщего благосостояния в 1880-е годы, Франция, Великобритания и Скандинавские страны последовали ее примеру в 1890-е и 1900-е годы»32. Между 1918 и 1938 гг. в Англии произошло пятикратное увеличение расходов на социальное обеспечение: в 1918 г. на социальное обеспечение тратилось 2,4% ВНП, в 1938 г. — 11,3%. К 1930-м годам 40-50% рабочих семей получали государственную помощь в той или иной форме. К середине 1930-х годов в Великобритании суммы, затрачиваемые на социальное обеспечение государством, превышали расходы благотворительных организаций не менее чем в 10 раз. В Германии социальное обеспечение государством было еще значительнее. Социальная помощь рассматривалась теперь как гражданское право и антитеза частной благотворительности. Таким образом, если до 1920-х годов благотворительность и помощь бедным играли в Европе куда более важную роль, чем социальное страхование, то в XX в. благотворительная помощь уступает место государству всеобщего благосостояния с социальными гарантиями, которые сопровождают «человека от колыбели до могилы через систему страхования от болезней, нетрудоспособности, безработицы и, прежде всего, бедности в старости...»33. Обеспечиваемая государством социальная помощь сравнялась по объему с частной благотворительностью во Франции и Англии уже в 1920-х годах. В Германии это произошло немного ранее, в других европейских странах (таких, как Италия) — немного позднее, однако на протяжении всего XIX в. благотворительность являлась основным источником помощи бедным. С конца XIX в. объемы обеспечиваемой государством социальной помощи в рамках социальной политики постепенно становятся сопоставимыми с достижениями благотворительности. Государство, оснащенное социальным законодательством, социальным страхованием и иными механизмами обеспечения социальной стабильности, занимает передовые рубежи в области решения социальных проблем, вынуждая благотворительность оставить занимаемые в течение столетий позиции. По словам выдающегося философа эпохи Просвещения Поля Анри Гольбаха: «На протяжении 241 Глава 7. Welfare State вместо благотворительности? всей своей истории благотворительность была "случайной добродетелью"»34. Действительно, благотворительность могла процветать в одном городе и быть очень слабой, а то и вообще отсутствовать в другом. Критики благотворительности как механизма решения социальных проблем утверждали, что она сдает позиции. Этот тезис обосновывался тем, что в условиях промышленной революции и ее последствий благотворительность не справляется с масштабами бедности. В то же время вводящееся в последней трети XIX в. социальное законодательство, страхование в масштабе государства, гражданские права предполагали одинаковое право для всех на помощь в решении социальных проблем, чего благотворительность не могла гарантировать. К середине XX в. благотворительность оказывается в тени все возрастающего государственного обеспечения. 7.2 Welfare State вместо благотворительности? Минусы и плюсы благотворительной деятельности Во второй половине XX в. государство прочно утвердилось в качестве монопольного субъекта социальной политики (в некоторых странах Западной Европы государство тратило на программы социальной помощи до 40% валового национального дохода). Благотворительные программы по-прежнему продолжали играть важную роль, но они стали лишь тенью того, чем были когда-то. Расходы на них выглядели довольно скромно на фоне государственных затрат на социальные программы. Случайная благотворительная помощь уступила место гарантированному социальному страхованию и универсальным социальным программам государства. Государство всеобщего благосостояния с социальными гарантиями, сопровождающими человека от колыбели до могилы через систему страхования, оберегало своих граждан от болезней, нетрудоспособности, безработицы и, прежде всего, от бедности в старости. 242 7.2. Welfare State вместо благотворительности? Государство укрепляло свои позиции в качестве основного субъекта социальной политики, в то время как благотворительность подвергалась критике. Помимо критики по поводу фрагментарности, неравномерности и разрозненности мер благотворительной помощи среди прочих выдвигались следующие критические замечания. Благотворительность имеет антидемократический характер. Благотворительность посягает на независимость человека. Благотворительность и законы о бедных унижали тех, кому оказывалась помощь. Благодеяния, предоставляемые в рамках благотворительности, оказывают деморализующее воздействие, противоречат общим представлениям о правах граждан35. Т. Б. Смит отмечает: «С каждым благотворительным сантимом утрачивалась определенная степень уверенности и самоуважения. Многие рабочие относились к этому спокойно, другие с трудом проглатывали горькую пилюлю благотворительности. Английская традиция взаимопомощи рабочих, как это видно из существования десятков тысяч товариществ, в немалой мере опиралась на чувство собственного достоинства и на независимость от благотворителей. Просить о благотворительной помощи значило признать свою несамостоятельность. Признаком респектабельности была независимость»36. При всей убедительности высказываемой критики мы бы хотели остановиться на положительных сторонах благотворительности, которые были свойственны именно этой деятельности и которые не удалось сохранить и удержать при переходе к социальной политике государства. Итак, хотя благотворительность, возможно, в чем-то и унижает достоинство человека, она не навязывает своих благодеяний, а предлагает их как дар, что оставляет возможность не пользоваться приношениями благотворительности и выживать самостоятельно. В рамках политики работных домов в Великобритании человеческое достоинство унижалось намеренно, дабы подвигнуть людей к активному поиску работы вне данного учреждения (что, безусловно, не оправдывает жестокости данной меры принуждения к труду). Так и благотворительность унижает во благо, не позволяет оставаться спокойным. Помощь, которая воспринимается безразлично и не требует ответной реакции, порождает пассивность. (Вспомним о практике отдаривания в до- 243 Глава 7. Welfare State вместо благотворительности? 7.2. Welfare State вместо благотворительности? классовую эпоху. «Дар всегда ждет вознаграждения», дарение не имело силы, если не было вознаграждено равноценным со стороны получившего его.) Естественно, мы говорим уже не столько о практике собственно дарения, сколько о помощи нуждающимся. Но и в этом случае традиция отдаривания не утрачивает своего значения, поскольку принимающий дар ли, помощь ли в любых ее проявлениях в соответствии с культурными и моральными традициями должен отблагодарить в любой возможной форме. Так, в случае помощи бедным ответный дар может принимать форму моральных обязательств, стремления изменить свою жизнь, совершенствоваться, включая и определенную зависимость от предоставляющего благотворительную помощь, что расценивается критиками благотворительной деятельности как унижение человеческого достоинства. Предоставляющий помощь был заинтересован в моральной чистоте тех, кому направлялась его помощь — точнее, его собственность. Часто нуждающийся должен был доказать, что он нравственно достоин помощи: «Достойный нуждающийся честен, почтителен, благодарен и покорен... он благодарен за услуги, которые мы ему оказываем, и всегда готов посвятить себя своим благодетелям... Он скромен и терпеливо переносит все невзгоды, которых не в силах избежать. Покорность — добродетель бедных»37. Вполне естественно, что благотворительность предназначалась только тем, кто соответствовал определенному нравственному кодексу. Следует отметить, что подобная заинтересованность часто переходила в навязчивость: «Филантропические общества, нередко с религиозной окраской, засыпали бедняков своими советами. Они поучали их, требовали доказательств высокой нравственности, одолевали навязчивыми расспросами. Все это происходило в английских воскресных школах, благотворительных школах по всей Европе, в дневных центрах по уходу, в школах подмастерьев, созданных в Великобритании в соответствии с законом о бедных, в приютах, обществах взаимопомощи, читательских обществах и кружках во Франции»38. Однако следует учитывать, что частный жертвователь расстается со своими средствами, и часто это мог быть представитель среднего класса, действительно заинтересованный в оправданности и успешности помощи. Возможно, ока- 244 зываемое внимание, заинтересованность и опека были излишними, но это были именно внимание и заинтересованность, а не безразличная раздача пособий. Исследователи подчеркивают личностный характер благотворительности — адресное, персональное отношение к каждому человеку. Благотворительность занимается «штучной» работой. Большинство благотворительных организаций XIX в. — английских, французских или немецких, светских, религиозных или официально нерелигиозных — имели своей целью нравственное совершенствование бедных. (При этом не следует упускать из виду возможность пристрастного отношения совершавшего благотворительную деятельность. Так, личностному характеру благотворительности неизбежно противостоит субъективный характер помощи бедным.) Преобладание частной благотворительности в Европе XIX в. определяло отношения между рабочими и работодателями. Работодатели писали письма, рекомендующие оказать их временно уволенным рабочим благотворительную помощь или поместить их в приют. Местная верхушка оказывала протекцию «своим бедным», т. е. беднякам из своего квартала или округа. Элита в небольших городах «совмещала роли благотворителя и работодателя» и обеспечивала личностный характер благотворительности. «Понятно, что при подобных обстоятельствах, — писал Смит, — дурная репутация просителя немедленно лишала его помощи»39. Отметим, что подобная деятельность имела положительные последствия для самих филантропов. Те, кто оказывал поддержку приютам и благотворительным организациям, имели право голоса при распределении средств. Известную роль играла здесь и политика. Важно, что на определенном историческом отрезке благотворительность выступала и как фактор самоидентификации: формировала самооценку местных элит, поддерживала общественный престиж, являлась свидетельством высокого социального статуса. Многие сторонники филантропии и в XIX столетии считали, что побуждение к этой деятельности должно оставаться личным порывом, а не законодательно закрепленной обязанностью. Возможно, филантропы уже не руководствовались страхом перед загробной жизнью, но их действия во многом определялись желанием быть довольными собой, получить общественное признание. 245 Глава 7. Welfare State вместо благотворительности? Итак, благотворительность помимо материальной поддержки предполагала сильную моральную сторону. И в XIX столетии благотворительность облагораживала, приносила радость дающему и воспринималась как чудо принимающим благодеяние. Способно ли государство, взвалив на себя все бремя социальных обязательств, проводя универсальные социальные программы, обеспечивать и моральную сторону действий в рамках социальной политики? Что приобретено и что утрачено? С приходом XX столетия благотворительность уступает позиции государственному вмешательству в решении социальных проблем. Как отмечает в своем исследовании Т.Б. Смит: «Когда Европа превратилась в процветающий регион, а надежды на государство резко возросли, явление благотворительности сменилось гарантией социальной безопасности. Переформулировав понятие гражданства... европейцы отошли от старых нравственных моделей, которыми благотворители руководствовались в прошлом... Осуществляемая частным образом благотворительность становилась все более неуместной на фоне возрастающего влияния гражданских прав»40. Безусловно, благотворительная деятельность не была искоренена, она продолжает существовать как одна из важных социальных практик и даже упрочила свое положение и значимость в последние десятилетия XX в. Однако перераспределение ролей на поле социальной политики произошло, и оно было неизбежно. Что же приобретено и что утрачено? Приобретены: универсальный характер социальной помощи; социальная помощь перестает быть разовой, фрагментарной; формируется политика социальной поддержки; приоритет материальной поддержки, материального обеспечения. Утрачены: опора на моральные ценности; моральная связка благотворителя и принимающего помощь; 246 7.2. Welfare State вместо благотворительности? взаимная ответственность благотворителя и принимающего помощь; благотворительность как спасение души (и дарителя, и принимающего дар); «штучный», адресный характер благотворительности, индивидуальный подход. Два полюса: ситуация представляется достаточно противоречивой. Государство всеобщего благосостояния, кардинально реконструировав практику решения социальных проблем, вольно или невольно вторглось в область моральных императивов. 1. Адресность (нуждающийся должен быть достоин предоставляемой помощи, заинтересованность в нравственном совершенствовании нуждающихся) — универсальность (в условиях государства — монопольного актора социальной политики выбирается ориентир на всеобщее благосостояние, всеобщее обеспечение, в основе этой помощи — прежде всего помощь для всех, равные гражданские права. Как результат — всеобщая нивелировка, омассовление общества). 2. Заинтересованность благотворителя в том, кому и на что идут предоставляемые средства (частная собственность как ресурс благотворительности) — отсутствие индивидуальной заинтересованности субъектов данной деятельности (общественная собственность как ресурс социальной поддержки). Отдельный человек в условиях благотворительности — индивидуальность, в условиях государства всеобщего благосостояния — получатель социальной помощи, анонимный объект социальной политики. 3. Местный и добровольный характер благотворительной деятельности — широкий масштаб и охват современного государства всеобщего благосостояния; официальный характер предоставляемой помощи. 4. Синтез материальной и нравственной помощи в условиях благотворительности (сильная моральная составляющая, переходящая в навязчивую опеку и контроль) — акцент на материальном характере помощи в условиях государства всеобщего благосостояния (сильная материальная составляющая: государство гарантирует выживание и относительное благополучие, все остальное факультативно, как все духовное в обществе потребления. В условиях государства благосостояния духовный рост не востребован — нет дарителя, нет спроса за полученный дар). 247 Глава 7. Welfare State вместо благотворительности? 5. В условиях благотворительности даритель всегда остается благодетелем. Получатель помощи — должник, который обязан дарителю. В условиях государства всеобщего благосостояния государство не рассматривается в качестве дарителя, утрачиваются положительные стороны дара. Помощь, предоставляемая государством, оплачивается из бюджета страны, т. е. осуществляется на средства налогоплательщиков, эта помощь заработана, следовательно, не влечет за собой никаких моральных обязательств, воспринимается как нечто самой собой разумеющееся. Формируется представление, что государство обязано оказывать подобную помощь. Государство всеобщего благосостояния — анонимный даритель, соответственно формируется и анонимный потребитель, «человек-масса». Можно ли вообще включенность государства в решение социальных проблем рассматривать как «помощь», как некую деятельность, входящую в сферу морального сознания? Если мы обратимся к вопросу о том, что именно понимается под моральным сознанием, то даже самый поверхностный анализ демонстрирует явную сопряженность благотворительности и системы моральных категорий, а также дистанцированность от нее моделей и лексики социальной политики. Согласно А.И. Ти-таренко, моральное прежде всего характеризуется ценностной ориентацией: «(категория аксиологии — содержание и иерархия ценностей), во-вторых, категория деонтологии — понятия о долге, императивность морали. Е.Л. Дубко также на первое место при анализе любых концепций морали ставит указанные категории. Однако она добавляет к ним такие категории, как аретология (добродетели и пороки, моральные качества личности, или вопрос «каким должен быть человек?»); фелицитология (учение о достижении счастья, в частности — вопросы о любви, дружбе, наслаждении); танатология (наука о жизни и смерти, включающая в себя вопрос о смысле жизни)»41. Помимо указанных основных категорий часто структура включает проблему морального конфликта и выбора, а также проблему соотнесения социальных норм с моральными ценностями. Объектом оценки морального сознания могут быть факты общественной жизни, принципы справедливости (распределение добра и зла, прав и обязанностей, наказаний и поощрений). 248 7.3. Перспективы благотворительности в современном мире В то же время, обращаясь к кантовской трактовке морального императива, следует отметить, что моральным для Канта является поступок, который совершается из уважения к нравственному долгу и никак не связан с какими бы то ни было практическими, утилитарными задачами. Согласно Вл. Соловьеву, «Кант относится вполне отрицательно к мнимой морали, основанной на приятном и полезном, на инстинкте, на внешнем авторитете и на чувстве... ни умение, ни благоразумие еще не составляют нравственности; в некоторой мере эти свойства принадлежат животным; человек с технической ловкостью удачно действующий в какой-нибудь специальности или благоразумно устрояющий свое личное благополучие, может, несмотря на это, быть совершенно лишен нравственного достоинства. Такое достоинство приписывается лишь тому, кто не только какие-нибудь частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно подчиняет моральному долгу или требованиям совести; только такая воля, желающая добра ради него самого, а не ради чего-нибудь другого, есть чистая или добрая воля, имеющая сама в себе цель»42. Так, в условиях государства всеобщего благосостояния, общества потребления в вопросе о социальном обеспечении граждан утрачивается моральный аспект, присущий благотворительной деятельности. Социальная помощь становится универсальной, уподобляется конвейеру, машине, мегамашине (в терминологии Л. Мамфорда). Феномен социальной помощи, по самому своему предназначению теснейшим образом контактирующий со сферой морального, как это ни парадоксально, утрачивает моральную окрашенность, понятие морального долга (в условиях гарантированной помощи государства всем гражданам) обезличивается, утрачивает свой изначальный смысл. 7.3 Перспективы благотворительности в современном мире В современном мире в условиях постоянного и нарастающего изменения привычные проблемы обретают новые очертания. Так, одной из проблем, требующих новой оценки и подходов 249 Глава 7. Welfare State вместо благотворительности? к решению, становится проблема богатства, которая объединяет аспекты, как связанные с обладанием большим состоянием, так и создаваемые для остальных членов общества существованием богатого меньшинства. Естественно, проблема бедности все так же лидирует в системе острых социальных проблем. Однако растущая сфера влияния богатства и проблемы, которые, как предполагают исследователи, были спровоцированы именно богатством, не могут не вызвать обеспокоенности: «То, что сознательные богатые люди называют проблемой бедности, сознательные бедные люди с той же долей справедливости называют проблемой богатства»43. Выделяют четыре критерия, определяющие проблему богатства. Во-первых, существование разрыва между богатыми и бедными порождает негативные социальные последствия. Во-вторых, существование частного богатства наряду с общественной нищетой чревато нарушением социальной стабильности. В-третьих, феномены благосостояния и бедности взаимосвязаны и, возможно, даже имеют причинную зависимость. В-четвертых, способы, приводящие к обогащению, усугубляют неравенство44. По мнению исследователей, один из путей решения проблемы богатства — обратиться к благотворительной деятельности45. Мы видели, что в истории благотворительность была прерогативой обеспеченной части общества. В этом контексте благотворительность можно рассматривать как один из аспектов проблемы богатства. Британская исследовательница филантропии Б. Бриз на основе анализа литературы выделяет пять аргументов в поддержку данного тезиса с позиции обоснования негативной оценки роли благотворительной деятельности богатых: 1. Благотворительность не обязательно нацелена на улучшение жизни бедных слоев. 2. Благотворительность подразумевает и пользу для самого донора. 3. Благотворительность поддерживает элитарную культуру. 4. Благотворительность стимулируется в большей степени интересами самого донора, нежели объективными нуждами общества. 5. Благотворительность по своей сути является внутренне контролируемой и патерналистской. 250 7.3. Перспективы благотворительности в современном мире Вышеизложенным аргументам могут быть противопоставлены пять контраргументов, которые также встречаются в литературе и подтверждают тезис, что благотворительность не столько часть проблемы богатства, сколько возможная часть ее решения. 1. Благотворительность — это механизм, перераспределяющий блага от богатых к бедным. 2. Благотворительность сокращает в обществе дистанцию между богатыми и бедными. 3. Благотворительность может сыграть свою роль в создании социального/общественного капитала. 4. Благотворительность — это стратегия жизни для людей с излишним богатством. 5. Благотворительность дарит ощущение счастья богатому донору46. Учитывая традиционную сложность вопроса о механизмах перераспределения богатства в обществе, благотворительность предоставляет легитимный путь перераспределения ресурсов от богатых к бедным. Как отмечают М. Ортон и К. Роулингсон: «Общество не может достичь консенсуса по поводу мер, которые должны быть предприняты для решения проблемы перераспределения богатства. Ввиду отсутствия энтузиазма к идее повышения налогов политики могут способствовать распространению мнения, что благотворительность является более приятной альтернативой. Более того, многие богатые доноры признают, что удовольствие от того, чтобы иметь возможность выбора финансируемого объекта, гораздо предпочтительнее, чем страдание от того, что средства принудительно изымаются государством»47. В завершение главы мы хотим обратить внимание читателя на тот факт, что в XX в. и начале XXI столетия благотворительная деятельность сохраняет влияние как серьезный механизм решения социальных проблем. Статистические данные позволяют оценить масштабы влияния благотворительности и результаты этой благородной деятельности. «Благотворительные пожертвования подарили миру знания, искусство, медицинские учреждения, непреходящие культурные институты, призванные работать для совершенствования общества, — пишет Бриз. — Каждый день во всем мире благотворительность затрагивает жизни бесчисленного количества людей, принося им образование, улучшен- 251 Глава 7. Welfare State вместо благотворительности? ное здоровье, духовное и интеллектуальное развитие, защиту от несчастий. Более того, полный потенциал филантропии, который может быть использован для улучшения условий проживания человека... без сомнения распространяется за пределы любого из уже сделанных вкладов. Таким образом, роль филантропии еще не вполне осознанна в нашем обществе, и ее потенциал остается неиспользованным»48. Государство всеобщего благосостояния (при всех своих достижениях в области социального обеспечения, поддержания и сохранения социальной стабильности) не смогло воспроизвести практики участия, моральной и нравственной поддержки, заменив их объективно востребованными мерами официального участия. Социально и экономически обеспеченный индивид в условиях государства всеобщего благосостояния оказался предоставленным самому себе в «заманчивых» лабиринтах потребительского изобилия. Кризис государства всеобщего благосостояния в последней трети XX столетия и негативные последствия экономического кризиса XXI в. вынуждают государство сокращать объемы социальных расходов, оно уже неспособно выполнять функции единственного субъекта социальной политики. Благотворительность в условиях кризиса обретает статус партнера государства на поле решения социальных проблем. Моральные постулаты благотворительности прошлого воспроизводятся сегодня широкой системой некоммерческих организаций, обеспечивающих помощь и поддержку нуждающимся по самому широкому кругу вопросов. Глава 8 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|