ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Было ли государство всеобщего благосостоянияВ СССР? По первоначальному замыслу предполагалось рассмотреть в книге феномен государства всеобщего благосостояния как порождение западноевропейской культуры, его трактовку в контексте развития западной социальной политики. Но в ходе работы возникали вопросы: а что было в СССР, можно ли рассматривать проводившуюся в стране социальную политику как своеобразный вариант государства благосостояния? Казалось, что это совсем другая тема, что в СССР Welfare State не было и быть не могло, что государство всеобщего благосостояния — исключительно феномен систем с рыночной экономикой. Этот аргумент неоднократно выдвигался на проходивших несколько лет назад дискуссиях, приводился он и в работе «Два века социальной политики» (2005). «Мы уже переступили порог XXI века... Какой будет и будет ли социальная политика? Очень много написано о кризисе... государства всеобщего благосостояния, однако не предложено ни одной новой модели, способной по значимости соперничать с этой концепцией. Социальную политику СССР вряд ли можно рассматривать как самостоятельное воплощение, как евразийскую ветвь политики Welfare State. Государство благосостояния и его социальная политика — атрибуты демократического гражданского общества, правового социального государства. Там, где есть исторические основания для диктатуры, многовековые традиции рабства, меньше всего думают о таком механизме социального и экономического развития, как социальная политика Welfare State... В СССР, бесспорно, проводилась социальная политика, вполне соответствовавшая идеологии этого государства и его плановой экономике; социальная политика, обеспечивавшая интересы номенклатуры и минимальный уровень потребления остальных слоев населения, карикатурно повторявший номенклатурный по набору услуг, но не по их качеству. 253 Глава 8. Было ли государство всеобщего благосостояния в СССР? В определенном смысле это была стройная система мер по обеспечению насущных социальных потребностей. Население нашей страны, родившееся и выросшее в пресловутую советскую эпоху, до сих пор с ностальгией вспоминает о своих гарантированных социальных правах на труд, на отдых и др. Однако сегодня не имеет смысла говорить о размерах зарплат, социальных отчислениях, уровне пенсионного обеспечения в контексте реального экономического положения страны даже последних лет советского периода. Реальная экономическая ситуация, ее политическое и статистическое выражение никогда не были доступны рядовому советскому человеку, и еще менее вероятно, что, собственно, благодаря системе социальных отчислений (даже при всей ее плановой упорядоченности) обеспечивалось реальное решение социальных вопросов»1. Несколько смущало, что в книге о государстве благосостояния, о социальной политике XX-XXI вв. не приводится сопоставлений с Россией, в которой в течение 70 лет также предпринимались серьезные действия по организации социального обеспечения; так появилась настоящая глава. Если это и не государство всеобщего благосостояния в его западном рыночном варианте, то своего рода попытка осуществления мечты об идеальном государства, социальной справедливости, равном распределении, удовлетворении социальных потребностей. В данном случае важно не то, было ли в СССР именно Welfare State и какой модели в типологии Г. Эспинг-Андерсена оно соответствует. Вопрос заключается в том, в какой мере социальная политика СССР соответствует модели «заботливого» государства, решающего социальные проблемы, так же как государство всеобщего благосостояния представляется воплощением мечты об идеальном государстве на Западе. 8.1 СССР и патерналистская модель социальной политики В истории государства всеобщего благосостояния в XX в. есть свои парадоксы и аномалии. Так, шведскую модель государства всеобщего благосостояния нередко называют социалистиче- 254 8.1. СССР и патерналистская модель социальной политики ской, говорят о феномене шведского социализма. И действительно, принципы социальной политики, проводившейся в Швеции, во многом совпадают с принципами социальной политики, проводившейся в СССР. Следует также отметить, что при всем своем разнообразии модели государства благосостояния в западных странах (с установкой на благосостояние для всех) неизбежно в том или ином объеме предполагали контроль и участие государства, привлечение формальных социальных процедур, наличие и формирование основных инструментов, с помощью которых государство стремится гарантировать соответствующий уровень благосостояния и посредством которых оно перераспределяет ресурсы нерыночными способами. Таким образом, в своей основе западные доктрины во многом тяготеют к идее государственной опеки над социальной сферой, что сближает их с основными принципами патерналистской модели. Остановимся на особенностях модели государственного патернализма. В директивной экономике нашей страны и других социалистических стран реализовывалась так называемая патерналистская модель социальной политики. Именно патернализм представлял собой важнейшую черту данной социальной модели. Венгерский социолог и экономист Януш Корнай определяет патернализм как модель, при которой «центральное руководство берет на себя ответственность за экономическое положение и одновременно претендует на использование любого инструмента из арсенала административных средств, который представляется ему наиболее целесообразным»2. На первый взгляд, государство, сосредоточивая в своих руках основную массу ресурсов, необходимых для экономического и социального развития, может распределять их с наибольшей эффективностью, удовлетворяя по мере возможности наиболее насущные потребности членов общества. Однако в условиях тоталитарного правления патернализм оборачивается засильем и бесконтрольностью бюрократии, что создает предпосылки для возникновения коррупции, принятия неэффективных решений, вторжения государства в частную жизнь граждан. Худшим последствием патернализма является рост социальной пассивности граждан, упование на государство как на высшую инстанцию в решении всех социальных проблем. 255 Глава 8. Было ли государство всеобщего благосостояния в СССР? 8.1. СССР и патерналистская модель социальной политики В учебнике «Управление социальной сферой» (1998) предлагается следующая характеристика патерналистской модели социальной политики с акцентом на особенностях ее применения в СССР и странах социалистического содружества. Одна из характерных черт патерналистской модели — жесткое директивное регулирование производства, распределения и обмена социальными благами и услугами. Последствием такого регулирования в СССР явилась не только непомерная для государства «ноша» в виде попытки директивно сбалансировать объем и структуру спроса и предложения на товары и услуги, но и резкое снижение заинтересованности производителя в изучении потребительского рынка, что привело в конечном счете к полному диктату производителя3. Следующая черта патерналистской модели — этатизм, огосударствление социальной сферы, ее отдельных отраслей и учреждений. Этатизм является логическим продолжением патернализма и служит инструментом прямого вмешательства государства в функционирование социальной сферы и вытеснения из нее любых субъектов, способных не только составить конкуренцию, но и предложить сотрудничество в решении социальных проблем. Прямое следствие этатизма — чрезвычайно слабое развитие, а часто и отсутствие, рыночных отношений в отраслях социальной сферы. Причем уровень развития рыночных отношений весьма различается по отраслям. В таких отраслях, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, практически полностью отсутствовали платные формы, и ресурсы для их развития направлялись из государственного и местного бюджетов и из средств предприятий. В отраслях культуры, связи и физической культуры, на пассажирском транспорте рыночные отношения приняли модифицированную форму, предусматривавшую платные формы обслуживания населения, но при этом на услуги данных отраслей устанавливались заниженные по сравнению с себестоимостью цены, требовавшие постоянных и все возраставших дотаций. В третьей группе отраслей — торговле, общественном питании, бытовом обслуживании — исторически сохранялись элементы реального рынка, присутствовала и некоторая доля частной собственности. Но особенно активно рыночные отношения в этих отраслях развивались в форме теневой экономики4. 256 Еще одна существенная черта патерналистской модели — эгалитаризм (равенство в потреблении материальных благ и услуг). Данный принцип социальной политики сыграл важную роль в обеспечении общедоступности социальных благ. На его основе в СССР была достигнута всеобщая грамотность, улучшены жилищные условия миллионов людей, снижена заболеваемость по большинству болезней, увеличена продолжительность жизни. Вместе с тем эгалитаризм снижал стимулы к труду у населения, отрицательным образом влиял на качество предоставляемых услуг. При этом декларируемые государством эгалитаристские принципы часто вступали в противоречие с многочисленными привилегиями номенклатурного класса. Следующая черта патерналистской модели — гарантированная всеобщая занятость — была обусловлена отсутствием реального рынка труда. По мере интенсификации общественного производства политика всеобщей занятости столкнулась со значительными трудностями, в частности, в создании все новых рабочих мест. В то же время слаборазвитая система переподготовки и переквалификации кадров в сочетании с массовой первичной подготовкой кадров не позволяла оперативно реагировать на запросы народного хозяйства. С другой стороны, в стране существовала скрытая безработица, причем не только в форме занятости в домашнем и личном подсобном хозяйстве, но и вследствие неэффективного использования рабочего времени, особенно со стороны инженерно-технических работников и младшего управленческого персонала5. Таким образом, применение патерналистской модели социальной политики во многом было предопределено исторически, соответствовало особенностям российского менталитета и в приложении к характеру российской социально-экономической и политической ситуации в течение нескольких десятилетий давало положительные результаты в разных областях социальной сферы. На протяжении десятилетий государство играло роль монопольного субъекта социальной политики в России, что не могло не отразиться на характере и результатах проводимой политики. Государство выполняло функции не только субъекта социальной политики, но и ее гаранта, отвечая за реализацию многих необходимых направлений жизнедеятельности как общества, так и отдельного человека. 257 L, Глава 8. Было ли государство всеобщего благосостояния в СССР? Однако на определенном этапе развития общества патерналистская модель социальной политики стала существенным препятствием к совершенствованию социально-экономических отношений. Поэтому по мере реформирования российского общества возникла потребность поиска альтернативной модели социальной политики. 8.2 Российские и зарубежные исследователи о социальной политике СССР Попытки определения советской модели социальной политики Мы отмечали, что вопрос «Было ли в СССР государство всеобщего благосостояния?» широко обсуждался как в отечественной, так и зарубежной научной среде, эта тема и сегодня вызывает интерес. Фундаментальный анализ этой проблемы представлен Г.М. Ивановой в работе «На пороге "государства всеобщего благосостояния". Социальная политика в СССР (середина 1950-х - начало 1970-х годов)», опубликованной в 2011 г.6 Согласно Ивановой, в Советском Союзе проводились обширные исследования социальной политики. Большинство работ написано экономистами, обществоведами, философами, в меньшей мере — историками. «В 1970-е и в первой половине 1980-х годов в общественных науках наблюдался "социальный бум", что явилось откликом советских ученых на призыв партии расширить исследования по теоретическим вопросам развитого социализма»7. В 1980-е годы было сформировано определение социалистической социальной политики, под которой подразумевалась «последовательная политика, направленная <...> на преодоление классовых различий в социалистическом обществе, развивающемся на собственной основе. В конечном счете, это политика построения бесклассового социально однородного общества»8. После XXVII съезда КПСС (1986) социальная политика СССР была подвергнута острой критике. Главным аргументом 258 8.2. Российские и зарубежные исследователи о социальной политике СССР было то, что социальная политика финансировалась по остаточному принципу. В постперестроечный период российские исследователи предпринимали попытки на основании сравнения с типологией, разработанной Г. Эспинг-Андерсеном, выявить сходство советской модели социальной политики с одним из трех базовых типов. Например, говорили о сходстве социальной политики в СССР с социал-демократической и консервативной моделями этой типологии9. Но такая позиция подвергалась жесткой критике: «сходство советской и западной моделей было чисто внешним, а в СССР действовали иные институты и практики, чем на Западе»10. Зарубежные исследователи старались избегать подобных сравнений, поскольку в основе государства всеобщего благосостояния лежат рыночная экономика, гражданское общество и правовое государство. Однако отсутствие четкого определения феномена «государство всеобщего благосостояния» давало основания для проведения аналогий между социальной политикой в СССР и капиталистических странах. Главным фактором, позволяющим проводить сопоставление, является то, что в основе социальной политики в обоих случаях лежит «социальная активность государства, которое берет на себя ответственность за обеспечение основных социальных потребностей граждан». Одним из первых, кто обратил внимание на сходство советской социальной политики и государства всеобщего благосостояния, был историк-экономист, специалист в области анализа советской экономики Алек Ноув. В 1964 г. он написал статью под названием «Является ли Советский Союз государством всеобщего благосостояния?». Проведенный им анализ не исключал утвердительного ответа на этот вопрос". Однако большинство зарубежных исследователей сходятся во мнении, что модель социальной политики СССР больше подходит под определение «государственного патернализма»'2. Оборотная сторона социальной политики И все же: можно ли считать, что в СССР — независимо от определений государства всеобщего благосостояния — была предпринята попытка осуществить мечту об идеальном государстве? 259 Глава 8. Было ли государство всеобщего благосостояния в СССР? Г.М. Иванова так описывает основные вехи развития социальной политики в СССР. Период правления Сталина — сложное время в истории страны. Этот период характеризуется тяжелым материальным положением людей, высоким уровнем бедности в стране. «...Существовавший в советском обществе в первой половине 1950-х годов уровень потребления минимальных жизненных благ (питание, одежда, жилищные условия, отдых), — пишет Иванова, — позволяет говорить об абсолютной бедности основной части населения. Бюджетные обследования семей рабочих (по всем отраслям промышленности), проведенные ЦСУ СССР в первом квартале 1954 г. и первом квартале 1955 г., показывали, что доля среднемесячных расходов на питание, одежду и оплату жилья составляла в совокупном доходе семьи рабочего 70%, а среднемесячный остаток наличных денег равнялся нулю»13. В середине 1950-х годов наблюдался высокий уровень безработицы. Во всех крупных городах наблюдался значительный избыток рабочей силы. «Большинство граждан были уверены, что государство (в лице партийных и советских органов) обязано предоставить им работу, ведь "право на труд" гарантировалось 118-й статьей Конституции. В той же статье говорилось и о ликвидации безработицы. По этой причине в Советском Союзе не существовало ни социального страхования от безработицы, ни специальной системы учета безработных, ни социальной помощи на случай безработицы, ни организаций, обязанных по долгу службы помогать безработным в трудоустройстве»14. Следующая проблема — жилищный вопрос. В среднем в городах и рабочих поселках СССР на одного человека приходилось 5 кв. м жилой площади при минимальной санитарной норме 9 кв. м. В ЦК КПСС поступали сотни тысяч писем, в которых люди писали о тяжелых жилищных условиях. Жилищное строительство в период сталинских пятилеток велось по всей стране, но ни его темпы, ни объем не отвечали потребностям растущего городского населения15. Иванова отмечает: «Одним из первых положительных сдвигов в сторону повышения социальной защищенности граждан был пенсионный проект Г.М. Маленкова, но ни один из трех вариантов не был одобрен ни в правительстве, ни в ЦК КПСС. Вместо этого было издано Постановление Совета Министров СССР № 113 от 260 8.2. Российские и зарубежные исследователи о социальной политике СССР 22 января 1955 г. "Об упорядочении выплаты пособий по временной нетрудоспособности и выдачи больничных листков". По сравнению с прежним аналогичным Постановлением СНК СССР, ЦК ВКП(б), ВЦСПС от 23 декабря 1938 г. "О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе со злоупотреблениями в этом деле" значительно повышались требования к непрерывному стажу на одном и том же предприятии, отменялись все существовавшие ранее основания для получения пособия в размере полного заработка, вводился ряд других ограничений, в результате которых отдельные категории граждан вообще лишались права на пособие по болезни. Постановление не только значительно (в среднем на 30%) уменьшало размер пособий по временной нетрудоспособности, но и частично перекладывало на плечи рабочих и служащих расходы на пребывание в больнице. По сути, стационарное лечение становилось платным и, следовательно, недоступным для многих категорий граждан. Несмотря на жесткую критику населением, этот закон просуществовал до 1967 г.»16. Успехи советской социальной политики Наибольшие успехи в области социального обеспечения в СССР были достигнуты при Н.С. Хрущеве (так называемая «хрущевская оттепель» (1953-1964) — период частичной демократизации советского общества) и Л.И. Брежневе (так называемый «развитой социализм» (1964 - январь 1987), в публицистике используется термин «эпоха застоя»). Остановимся на этих этапах советской истории подробнее. «Знаковой социальной мерой, — пишет Иванова, — которая повлияла на оформление патерналистской системы советского государства благосостояния, стала отмена платного образования. Постановление от 6 июня 1956 г. отменяло с 1 сентября 1956 г. платное обучение. Так был сделан важный шаг на пути к социальному равенству и демократизации общественных отно- й»17. Незамедлительного решения требовал пенсионный вопрос. 14 июля 1956 г. был принят Закон о государственных пенси- 261 Глава 8. Было ли государство всеобщего благосостояния в СССР? ях, который вступал в силу с 1 октября 1956 г. Это был долгожданный закон для всех трудящихся, так как он устанавливал единый порядок пенсионного обеспечения рабочих и служащих, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава, а также членов их семей. Ранее пенсионное обеспечение регулировалось более чем 960 законодательными актами. Этот нормативный акт не только значительно упростил пенсионное законодательство, но и заметно повысил уровень пенсионного обеспечения18. Третий пункт в социальной политике Хрущева был связан с улучшением условий и оплаты труда рабочих. 8 марта 1956 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О сокращении продолжительности рабочего дня для рабочих и служащих в предвыходные и предпраздничные дни». 8 сентября 1956 г. было принято Постановление «О повышении заработной платы низкооплачиваемым рабочим и служащим». Согласно этому нормативному акту устанавливалась минимальная заработная плата рабочим19. Следующая цель социальной политики — охрана материнства и детства, здравоохранение, санаторное обслуживание трудящихся. 26 марта 1956 г. был принят указ об увеличении отпуска по беременности и родам с 77 до 112 дней (56 дней до родов и 56 — после родов). Но администрация предприятий нередко нарушала данный указ, увольняя беременных женщин под предлогом сокращения штатов или понижая их в должности под видом перевода на более легкую работу20. Еще одна проблема была связана с низкой материальной обеспеченностью женщины и семьи. Женщинам приходилось работать, при этом они далеко не всегда имели возможность поместить детей в дошкольные заведения. Здравоохранению также уделялось много внимания. 26 марта 1960 г. было издано Постановление «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения». На всей территории было гарантировано бесплатное медицинское обслуживание, что укрепляло в гражданах чувство экономической безопасности. Но в этой сфере также было достаточно проблем: слабая материально-техническая база, нехватка врачебных кадров, медикаментов, лечебно-профилактических учреждений. Хрущев обратил внимание и на жилищный вопрос, который стоял очень остро. 31 июля 1957 г. «Правда» опубликовала Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О разви- 262 8.2. Российские и зарубежные исследователи о социальной политике СССР тии жилищного строительства в СССР», в котором партия и правительство заявили о намерении в ближайшие 10-12 лет покончить в стране с «недостатком в жилищах». Всего в СССР в результате реализации этой программы с 1958 по 1963 г. получили жилую площадь в домах, построенных государством по новым экономичным типовым проектам, 33,5 млн человек. Согласно Ивановой, социальная политика, проводимая в СССР в период хрущевской оттепели, обретала черты политики государственного патернализма: «Советское государство выступало гарантом социальной защиты населения, финансировало основную часть расходов в социальной сфере, но при этом оставляло за собой право решать все вопросы социального развития, исходя из собственных экономических, идеологических и политических приоритетов. Формированию патерналистской модели социальной политики в значительной мере способствовал отказ высшего руководства страны от политики массовых репрессий. Обретя, наконец, хотя бы относительное чувство личной безопасности, население не стремилось избавиться от патерналистской опеки государства. Ограничение индивидуальной свободы в условиях экономической несвободы не воспринималось населением как нечто противоестественное, скорее, наоборот, рассматривалось как неотъемлемое право государства, несущего на себе бремя забот о советском человеке»21. Основной фактор, который тормозил проведение социальной политики, снижал ее эффективность, заключался в том, что на протяжении десятилетий советская экономика развивалась исключительно в интересах укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности, материальные потребности населения удовлетворялись в минимальном размере. В брежневский период советское руководство продолжило курс на повышение жизненного уровня населения. Брежнев не был сторонником заведомо невыполнимых социальных обязательств. Социальную программу брежневского периода председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин охарактеризовал как «минимум, который должен быть обязательно претворен в жизнь»22. Итак, проводившаяся в СССР социальная политика отражала черты и характер государственного управления, плановой 263 Глава 8. Было ли государство всеобщего благосостояния в СССР? экономики и политической идеологии советского руководства. Представляется, что определение данной модели как государственного патернализма не вполне соответствует истинной ситуации вследствие неоднородности социальной политики в СССР. Исследователи пишут о дихотомии «реальной и декларируемой социальной политики в СССР», что в большей мере проявилось именно в эпоху «брежневского застоя». Возможно, управленческая верхушка жила в условиях благосостояния, в то время как большинство населения страны должно было удовлетворяться равным распределением в минимальных размерах. При этом в условиях внутреннего идеологического давления и социалистической пропаганды, а также практического отсутствия информации о ситуации за пределами страны, распространении наветов на так называемое «загнивание» капитализма социальная ситуация в СССР представлялась едва ли не воплощением мечты о счастливой и благополучной жизни. Коммунистическое наследие в области социального обеспечения (страны бывшего социалистического лагеря и СССР) Какова позиция зарубежных исследователей относительно особенностей социального государства в СССР и на постсоветском пространстве? В. Артс и Дж. Гелиссен в статье 2002 г. отмечают, что распространенное в академической литературе сужение географических рамок исследования Welfare States до некоторого, весьма небольшого количества западных демократических государств обязано книге Г. Эспинг-Андерсена «Три мира капитализма благосостояния». Напомним, что, предложив типологию «режимов благосостояния», Эспинг-Андерсен не смог избежать критики в свой адрес. В частности, его упрекали за географическую узость типологии и предлагали расширить ее границы в пространственном аспекте, сделав возможным ее применение и за пределами европейских стран23. 264 8.2. Российские и зарубежные исследователи о социальной политике СССР Исследователи упоминают тот факт, что в академической литературе постсоциалистические страны обычно также называются государствами благосостояния24. Несмотря на это многие из тех, кто занимается разработкой типологий режимов благосостояния, исключают из них бывшие социалистические страны, поскольку у них было совершенно иное историческое и экономическое развитие, чем у капиталистических демократий. Тем не менее в бывших социалистических странах существовала широкая, всеохватывающая социальная политика, отличавшаяся своими достоинствами и зачастую не уступавшая политике благосостояния Запада25. После распада Советского Союза, когда резко возрос уровень имущественного неравенства в этих странах, потребовались новые мероприятия и социальные программы, нацеленные на сокращение разрыва между богатыми и бедными26. В 1990-х годах появились предложения дополнить классификацию Эспинг-Андерсена еще одним типом — «посткоммунистическим консервативно-корпоративным». Впрочем, Эспинг-Андерсен отверг эту идею, указав на то, что различия между предложенными им тремя типами режимов благосостояния и режимами в этих странах существуют только в силу переходного характера последних — пройдет время, и их можно будет включить в уже существующую типологию27. Но прошло время, и бывшие социалистические страны по-прежнему сильно отличаются от западных режимов благосостояния28. X. Фенгер считает, что эти государства составляют отдельную группу, которая объединяет различные режимы благосостояния29. Социальная политика постсоциалистических режимов представляет собой некую смесь элементов благосостояния консервативного и социал-демократического типов, правда, с меньшим уровнем расходов на государственные социальные программы и не таким высоким уровнем качества жизни30. «...Руководствуясь соображениями части исследователей, — отмечает Ж. Гоноцкая, — можно считать, что государства всеобщего благосостояния не ограничиваются только лишь капиталистическими западными демократиями. В бывших советских странах (и в частности — в России), унаследовавших отчасти советскую 265 Глава 8. Было ли государство всеобщего благосостояния в СССР? систему широкой социальной поддержки, также можно обнаружить характерные черты режимов благосостояния вроде тех, что свойственны западным странам»31. Далее обратимся к анализу наследия социальной политики стран — членов бывшего социалистического лагеря (так называемых бывших республик СССР)32, проведенному профессором департамента политических наук университета Брауна (США) Линдой Кук. Что было? Тип социального обеспечения в бывших социалистических странах Согласно Л. Кук, проводимая в странах социалистического лагеря социальная политика была составляющей экспериментальной модели, основанной на государственном планировании, а также бюрократическом распределении большей части человеческих и материальных ресурсов. Постулатами данной модели были полная занятость и трудовой энтузиазм, что отличало ее от других стран. Ее характерные черты — высокая мобилизация как мужского, так и женского труда, низкая заработная плата, а также практически полное отсутствие элементов рынка. Единая, финансируемая из бюджета и подконтрольная государству система социального обеспечения в своем зачаточном состоянии появилась в 1930-х годах, в эпоху сталинской индустриализации, репрессивной политики и жесткого трудового режима. После окончания Второй мировой войны, по мере распространения коммунизма в странах Центральной и Восточной Европы, советская система социального обеспечения была привита к укорененным в этих странах бисмаркианским социально-страховым системам33. Не будучи полностью идентичной, политика социального обеспечения в коммунистических странах сводилась к единой модели организации, финансирования и планирования. Быстро развиваясь с 1950-х годов и достигнув пика в 1970-х годах, эта политика уже обеспечивала медицинское обслуживание и образование, пенсии и социальное страхование, жилье и льготные продукты питания широким слоям населения34. Сильная сторона государства всеобщего благосостояния в коммунистических стра- 266 8.2. Российские и зарубежные исследователи о социальной политике СССР нах заключалась в широком спектре услуг и предоставлении товаров первой необходимости. Как утверждают некоторые ученые, с точки зрения «индустриальной логики» советские плановики создали систему социального обеспечения, которое удовлетворяло растущие потребности индустриальных стран в человеческом капитале и рабочей силе. В то же время другими учеными социальное обеспечение рассматривается как результат бюрократического процесса планирования, приоритетом которого была тяжелая и оборонная промышленность, тем самым социальное обеспечение формировалось по остаточному принципу. Третья группа исследователей рас-, «сматривает политику социального обеспечения как центральный '" механизм для создания государства и поддержания социального расслоения, при котором по-разному осуществлялось снабжение элиты, индустриального и сельскохозяйственного секторов. Привилегии отдавались партии, государству, военным, службам безопасности, работникам в ключевых отраслях, в то время как сельское население занимало последние позиции в социальной иерархии. Социальную политику также рассматривают с точки зрения разделения и организации труда или как часть скрытого общественного договора, который способствовал политической стабильности, спокойствию на рынке труда, идеологической легитимности, а также, особенно в странах Центральной и Восточной Европы, воспринимался как ответ на политические кризисы и протесты. Кук отмечает, что социальная политика стран социалистического лагеря не соответствовала западным типологиям государства всеобщего благосостояния и наиболее точно определялась как авторитарно-патерналистская. В самом общем виде она характеризовалась элементами двух моделей Эспинг-Андерсена: статусно-укрепляющей консервативной и редистрибутивно-универсальной. Полнота и щедрость социальных пособий варьировалась: хуже дела обстояли в Советском Союзе, лучше — в странах Восточной и Центральной Европы, особенно в Чехословакии и Венгрии, где, по некоторым оценкам, траты на социальное обеспечение достигали 15-20% ВВП35. Хотя в общем и целом расходы на социальное обеспечение были высокими (учитывая наличие природных богатств, налоговых отчислений, бюджетной обеспеченности), Я. Корнай 267 Глава 8. Было ли государство всеобщего благосостояния в СССР? характеризовал государства бывшего социалистического лагеря как «преждевременные» государства всеобщего благосостояния36. Большое сравнительное исследование С. Хаггарда и Р. Кауфмана показало, что социальное обеспечение стран Центральной и Восточной Европы было более щедрым, чем в странах Латинской Америки и Восточной Азии. Социальная политика стран социалистического лагеря всегда отличалась особым отношением к женщине, что характеризовало социальное государство этих стран как систему «двух кормильцев» и «двойной нагрузки». Созданные с самого начала условия для трудоустройства женщин включали увеличенный декретный отпуск, пособия по уходу за ребенком и щедрые социальные выплаты (особенно в Венгрии и Чехословакии). Такая политика позволяла некоторым аналитикам квалифицировать социальное государство этих стран как «проженское». Государство поддерживало женщин, предоставляя им отпуск по уходу за ребенком, но оно не изменило неравного разделения домашнего труда, оставляя за женщиной роли работника и хозяйки дома, тем самым взваливая на нее «вдвойне тяжелую ношу»37. Семейная политика была создана авторитарным государством в отсутствие общественного мнения и служила лишь статистическим показателям: увеличению рождаемости и мобилизации труда. Т. Инглот определяет ее многочисленные цели, описывая семейную политику как «гибридное» соединение традиций социального страхования, пронаталистских тенденций, стимулов рынка труда и даже остатков такого понятия, как помощь бедным38. «Однако, — пишет Кук, — социальные выплаты с течением времени утратили былую значимость. Бюрократический процесс планирования имел ряд системных пороков: жесткость и неэффективность, недостаточное финансирование социального сектора, технологическое отставание — и все это на фоне постоянного дефицита. Как только в конце 1980-х годов рухнула политическая экономика социалистических стран, рухнула и социальная политика, следовавшая принципам данного государства и его экономики. В наследство новому государству остались социальные институты, фискальные обязательства, инфраструктуры социального сектора, снабженцы и бенефициарии, народное ожидание»39. 268 8.2. Российские и зарубежные исследователи о социальной политике СССР Что произошло? На рубеже 1990-х годов система социального обеспечения в странах Южной и Восточной Европы, а также в республиках СССР претерпела кардинальные изменения. «В периоде 1989 по 1991 г. произошла трансформация коммунистических режимов и экономик в Европе и Советском Союзе, — пишет Кук, — что ознаменовало новый этап развития социального обеспечения на данных территориях. Большинство правительств, проведших макроэкономические реформы, политическую либерализацию, приватизацию и стабилизацию, испытывали сложности, связанные с рецессией переходного периода, инфляцией и бюджетным кризисом»40. Первоначально в исследованиях делался акцент на том, что трудности в области предоставления социального обеспечения в этих странах были связаны с переходом на рыночные отношения и мировой интеграцией. Некоторые аналитики опасались протестного движения населения данных стран и ответных репрессий. Нов любом случае изначально демократизированные страны Центральной и Восточной Европы ответили на трудности переходного периода структурными реформами социальной сферы. На постсоветском пространстве, где рецессии были намного глубже и длились намного дольше, развал социальной сферы был весьма значительным при не менее значительном отставании реформ. В раздираемых войной республиках Центральной Азии, Кавказа и Юго-Восточной Европы этот развал был практически полным41. Последствия социальных трансформаций в странах социализма За последние 20 лет посткоммунистическая социальная политика претерпела ряд трансформаций. По мнению Л. Кук, направления данных трансформаций выявляют стойкие элементы «эффекта колеи»42. Социальная политика стран Центральной и Восточной Европы оформилась путем восстановления бисмарки-анского социального страхования, влияния международных финансовых институтов и других глобальных воздействий, а также эгалитарного наследия социального расслоения социалистиче- 269 ской эпохи. Социальное государство этих стран сократилось и либерализовалось, став менее солидарным и редистрибутивным, но при этом сохранив многие элементы общественной ответственности за социальное благосостояние и близость к Европе. На постсоветском пространстве направления изменений социальной политики сильно расходятся: от крайне либеральных до сдержанного этатизма. Преобладающие модели социального государства включают плохо контролируемую либерализацию, сильные сокращения и деформализацию социальных секторов. Многие социальные индикаторы указывают на продолжающееся снижение уровня социального обеспечения, в то время как богатая энергоресурсами Россия проявляет признаки возврата к более щедрому этатизму, патернализму и нетрадиционным моделям снабжения. При этом следует учесть влияние мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., которое заметно и на посткоммунистическом пространстве. Таким образом, рассмотрев позиции отечественных и зарубежных исследований, мы видим, что имеет место определенное расхождение во мнениях. Ряд зарубежных авторов склонны видеть в политике российского государства предпосылки Welfare State, но есть и авторы, которые наряду с отечественными исследователями высказывают противоположную точку зрения. 8.3 Кризис советского общества, либеральные реформы 1990-х годов, социальная цена перехода к рынку Как и в каких условиях строилась социальная политика современного российского государства? В 1990-х годах все отчетливее проявлялась потребность в переосмыслении сущности социальной политики, в институте акторов социальной политики в условиях плюрализма форм собственности, а также в исследованиях и аналитических разработках, которые позволили бы лучше понять ситуацию в социальной сфере, поведение объектов и субъектов проводимой социальной политики, а следовательно, и их реакцию на предпринимаемые в этой области действия43. 8.3. Кризис советского общества, либеральные реформы 1990-х годов... В преддверии радикальной экономической реформы и преобразований политической системы российского общества (1990 г.) перед российским правительством стояла проблема выбора концепции включения социальной политики в экономическую стратегию. Концепция реформ изначально исходила из необходимости повышения эффективности функционирования хозяйственной системы. При этом социальная сфера рассматривалась в качестве элемента общей экономической стратегии. Критерий эффективности новой системы лежал на стороне экономических факторов, а состояние и динамика социальной сферы относились к числу ограничений. Несмотря на многочисленные декларации о «социально ориентированной экономике», «социальном государстве» и проч., развитие социальной сферы даже не называлось в качестве явной цели реформ (во всяком случае, в кратко- и среднесрочной перспективе); фактически учитывался лишь один аспект — возможность острых социальных кризисов. Такой подход при выборе стратегии социально-экономического развития во многом обосновывался, а зачастую и оправдывался наличием «определенного запаса прочности социальной системы». Назывались следующие мотивы, позволившие отложить решение социальных проблем в начале 1990-х годов: слабое имущественное и доходное расслоение общества и, следовательно, его относительная социальная однородность приводили к более или менее равномерному распределению тяжести реформ в обществе; население располагало некоторыми финансовыми и материальными ресурсами, сформировавшимися в условиях дефицитной экономики и не растраченными к моменту начала реформ; подобный же «запас» существовал и в отраслях социальной сферы, что в силу инерции позволяло им в течение какого-то времени относительно благополучно функционировать даже при отсутствии поступления новых ресурсов; в обществе были широко распространены реформаторские ожидания и настроения, носившие идеалистический характер44. При этом, поскольку в основу идеологии проводимых в России экономических реформ была положена либеральная модель перехода к рынку, собственно либеральный подход, в резуль- 270 271 Глава 8. Было ли государство всеобщего благосостояния в СССР? 8.4. Социальные последствия государственного патернализма тате осуществления которого социальной сфере был нанесен значительный ущерб, в качестве компенсации предполагал снятие значительного числа ограничений на поведение экономических субъектов, в том числе населения, что в реальности означало — не ждать помощи от государства, а использовать свои возможности для получения дохода в складывающейся институциональной системе. Все это позволило из двух вариантов политики по отношению к населению (либо выделение дополнительных ресурсов, либо введение новых «правил экономической игры») сделать выбор в пользу второго. Вместе с тем предполагалось сочетать либеральный переход, постепенно освобождающий государство от роли распорядителя экономических и социальных процессов, с тем «заделом», который был создан прежней системой. Однако, по существу, так и не была выработана общенациональная программа, в которой бы социальная политика трактовалась как достаточно самостоятельная и действительно социальная. В научной литературе доминирует мнение, что в российской социальной политике в переходный период преобладали пожарные меры в отношении отдельных слоев населения при консервации системы социальной защиты на уровне денежно-компенсационных механизмов. Социальная политика этого периода получила название политики неотложных мер45, что никак не соответствовало постулатам модели социального государства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|